Проект: Психолого-педагогическое сопровождение позитивной социализации дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ''Детский садобщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей №91 ''Журавушка'' города Набережные Челны Республики Татарстан
Проект:
Психолого-педагогическое сопровождение
позитивной социализации дошкольников
Выполнила:
Хайруллина Алсу Рафкатевна,
педагог-психолог первой
квалификационной категории
Набережные Челны
2020 год
Пояснительная записка
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. С момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
В научных исследованиях Ф.В.Фребеля, М.П.Монтессори, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, посвященных роли игровой деятельности в становлении личности ребенка-дошкольника, отмечается о том, что процесс формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков осуществляется более успешно, если использовать ресурсы игровой деятельности.
Н. П. Гришаева указывает важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.
1. Актуальность проекта
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») уделяется большое значение социально-коммуникативному развитию. ФГОС дошкольного образования указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника, но и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Дети старшего дошкольного возраста не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
2.Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта:
Создание психолого-педагогических условий для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи проекта:
1. Формировать позитивные установки во взаимоотношениях детей со сверстниками средствами рефлексивных технологий.
2. Развивать у детей социальные навыки освоения различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательность, уважения друг к другу.
4. Повышать компетентность родителей и педагогов по вопросам социально-коммуникативного развития детей.
2.3. Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, педагог-психолог, родители.
3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну).
В детских садах отдается явное предпочтение обучению и когнитивному развитию ребенка в ущерб социально-личностному развитию. В системе образования наблюдается дефицит технологий, направленных на социализацию личности ребенка.
Новизна проекта заключается в применении рефлексивных технологий и проблемных ситуаций для эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.
4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта 02.11.2020-13.11.2020
4.2 Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (с 02.11.2020 по 04.11.2020)
2.Основной (с 05.11.2020 по12.11.2020)
3.Заключительный (с 13.11.2020 по 14.11.2020)
5.Программа проектных мероприятий
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
- у детей сформируются позитивные установки во взаимоотношениях со сверстниками;
- у детей
- сформируются умения детей договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
- дошкольники не останутся равнодушными к происходящему вокруг. Смогут разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии.
- проведенная систематическая работа с родителямии педагогами повысит компетентность по вопросам социально-коммуникативного развития детей.
Таким образом, рефлексивные технологии помогут совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2016 г.
2. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час», как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплекс, 2013г.
3. Гришаева Н.П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. 2012г
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10. 2013г.N 1155)
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.12г № 273-ФЗ
Интернет-ресурсы:
МААМ. RU http://www.maam.ru/kartinki/detskie/Памятки для родителей
Научные Статьи. Ру: http://nauchniestati.ru/primery/kursovaja-rabota-na-temu-kommunikativnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta/