Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Проект о материнстве и детстве военной поры "Детство маминой бабушки"

Проект «Детство маминой бабушки»

Автор проекта:

Петренко Светлана Николаевна учитель начальных классов

МБОУ Самарская СОШ № 4, Азовского района Ростовской области.

Оглавление

Аннотация проекта. 2

Актуальность проекта. 3

Содержание проекта. 5

Литература. 9

Приложение 10

                                                        

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

В. Шамшурин

 

Аннотация проекта

В рамках подготовки семейного краеведческого проекта «Детство маминой бабушки» ученики получили поисковое заданием из школьного музея МБОУ Самарской СОШ № 4 «Создай дневник воспоминаний». С помощью своих односельчан: бабушек, дедушек и родителей побывали актерами и журналистами. (Приложение 1)

Совместная работа над презентацией «Дети войны» открыла детям многие неизвестные им стороны родного края в годы Великой Отечественной Войны. С большим интересом ребята репетировали песни военных лет, собирали семейные реликвии, разучивали биографические факты участников войны и стихотворения современных поэтов о Великой Отечественной войне. (Приложение 2) Для театрализованных постановок были использованы реквизиты: военные костюмы, прически, одежда детей в ВОВ, плакаты, лозунги, газеты 1941 г. – 1945 г., детские рисунки, имитация госпиталя нашего края. Родителями и детьми был испечен хлеб, по военным рецептам. Со своим проектом дети выступили перед учащимися школы, ветеранами, представителями организации Фонд мира. (Приложение 11)

Нормативно-правовой и организационной основой данного Проекта являются: Конституция РФ, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

 

Актуальность проекта

С помощью проекта «Детство маминой бабушки» мы хотели разбудить самое сокровенное – память. На обычных жизненных примерах прабабушек и прадедушек села Самарского нам хотелось соединить и сблизить наши поколения. И конечно осознать значимость детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны и показать факторы взросления детей военного поколения - в память о тех, кто перенес суровые годы войны на своих детских плечах, помог стране в трудные годы. (Приложение 4)

В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны, причин взросления детей в те годы. Жизнь их сверстников, судьба которых складывалась в те годы, может стать примером для подражания. Дети работали на заводах, фабриках, воевали в партизанских отрядах, участвовали в боевых действиях, работали на колхозных полях, работали в госпиталях. В те суровые годы жизни дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.

Актуальность данного проекта заключается в изучение фактов участия детей в суровые годы войны, выяснения причин быстрого взросления с исторической точки зрения.

Социальная значимость состоит в пробуждении интереса у молодого поколения к малоизвестным фактам войны. Среди учащихся 3-7 классов мы провели анкетирование (Приложение 6)

Личностная значимость: дети открывают для себя много новых, интересных фактов из жизни своих сверстников-односельчан в суровые годы Великой Отечественной войны, и «проживая» истории военного детства сверстников в годы тяжких испытаний, воспитывается патриотизм, сострадание, чувство сопричастности к истории своей родины, формируется гордость за свой народ. Работа состояла в изучение литературы, знакомство и беседы с очевидцами тех времен, анкетирование, просмотр фильмов, видеороликов, которая доказала, что роль детей в достижении победы была очевидна. На основании повторного исследования построили диаграмму. (Приложение 7)

Цель: формирование у школьников патриотической позиции, воспитание любви к малой Родине, гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне; показать войну как личностно значимое для нашего современника событие.

Для реализации поставленной цели, были выдвинуты следующие

Задачи:

  1. Провести беседу-опрос в семье и в среде своих сверстников в школе.
  2. Семейный анализ и синтез подборки материала (семейных реликвий), основанного на исторических источниках и сведений по истории Великой Отечественной войны.
  3. Подготовить театрализованную презентацию и выступить перед учащимися школы, ветеранами, детьми войны-нашими прабабушками и прадедушками.
  4. Воспитание патриотизма, чувства сопричастности к истории своей родины, формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ.

Оборудование: исследовательские работы детей («рассказы военной поры»), поделки и рисунки по этой теме, игрушечные автоматы, галстуки, дневник, плакаты, порог во времени 1941-1945г., фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), рисунки ребят, хлеб, испеченный по военным рецептам, военные костюмы, прически, одежда детей в ВОВ, плакаты, лозунги, газеты 1941 г. – 1945 г., имитация госпиталя.

Целевые группы: учащиеся школы, ветераны и дети войны.

Методы реализации проекта В работе над проектом были использованы: анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, рассказ, театрализация.

Ожидаемые результаты

  • Выступить с театрализованной презентацией;
  • повысить патриотические ценности молодежи;
  • повысить интерес к исследовательской и поисковой деятельности.

ИЗ ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ:

  • «…я узнал многое о войне, о чем даже не имел представление… После этого проекта начинаешь задумываться, а любишь ли ты свою Родину или нет?»,
  • «..дети в военную пору уже в 5 лет были, как 10-летнии…Мне понравилось то, что мы доносили такие очень серьезные вещи до детей…»,    
  • «…все ребята действовали так,  как будто все по-настоящему! И я поняла, что даже хлеб выкидать нельзя…»,
  • «Мне очень понравилось участвовать в проекте… Я изменилась, стала еще больше помогать людям…»,
  • «Я бы пришла на помощь своей стране потому, что я ей предана, я её часть и я должна её защищать… Благодаря этому проекту я поняла, как трудно было в то время, как дети вырастали на глазах…»,
  • «Я узнала, как голодали дети, чем они питались и как они жили. Чего они натерпелись!»,
  • «…На войне дети растут быстро. У них нет детства. А еще мне понравилось знакомство с ветеранами - детьми войны…». (Приложение 5)

Методы оценки

–         Благодарственные письма;

–         отзывы ветеранов-односельчан и детей войны;

–         отзывы педагогического и родительского сообщества.

 

Демонстрация проекта (Приложение 8-18)

–Театрализованное выступление с презентацией;

 – Информация о проекте в сети Интернет, СМИ и школьной газете. http://www.nvgazeta.ru/news/12376/506078/  Урок-воспоминания

–Школьный сайт – http://samara4.ru/

– Научно-практическая конференция «…Гости в прошлом прабабушки»

–Статья в газете «Приазовье», май 2016

 

Содержание проекта

Учитель: В преддверии замечательного праздника, мне бы хотелось отметить два неразрывных понятия: материнство и детство военной поры и раскрыть эти понятия шире на примере нашего класса. Война – влечёт за собой: отчаянье и горе матерей, искалеченное детство, ведь ни в одной войне так не страдали дети и матери. Из военных воспоминаний детей и матерей мы решили создать коллективный проект под названием «Детство маминой бабушки» и собрать воедино такие понятия как: время, память и человечность.  (Приложение 8)

Сценка «Мы ушли на фронт» (Входят три девочки… Приложение 9)

Юля, (Настя и Алиса вместе). Мальчики! Вы принесли сообщения о войне?  Артём! Кирилл!                                                                                                                                             Настя: Почему никого нет?                                                                                                              Алиса:  Где народ? Ау.                                                                                                                    Настя: А это что такое? (Они вместе читают записку)
Девочки: «Мы ушли на фронт». Какой ужас! (Мальчики изображают перестрелку).                Кирилл: Юля! Пригнись! …
Соня М: Осторожно, мальчики!                                                                                                   Настя Т и девочки. Перестаньте! Ю-Кирилл! Артём! Данил!                                                    Алиса: Во что вы играете? (Мальчики поднимаются, отряхиваясь)
Мальчики: Мы играем в войнушки!                                                                                              Данил: А Соня нас лечит.                                                                                                              Юля: Лучше б в шахматы поиграли.                                                                                      Кирилл: В  шахматы скучно…                                                                                                        Девочки:  А в войнушки???                                                                 
Данил:  А в войнушки, весело.                                                                                                       Настя: В войне нет ничего весёлого! (звонок, заходит учитель, дети садятся за парты)

  1. Учитель с дневником: Приступим к выполнению поискового задания. Данил, Глеб вы что, собрались на фронт?

Даниил:  Мы с ребятами решили примерить роль солдат на себя, но девчонки  говорят, что это плохо и лучше бы шли в шахматы играть.

Учитель: Я думаю, что девочки и правы и неправы, ваше желание изучать историю похвально, но само направление не то, поэтому оружие можно сдать. Я принесла дневник с сообщениями детей войны с. Самарского, потому что историю военных лет надо изучать, исходя из воспоминаний очевидцев. Вы подготовили свои сообщения о детстве маминых и папиных бабушек?

Все: Да-!                                                                                                                                                     Сообщения у нас есть. А ещё… Мы в музее нашли даже галстуки той поры. (Соня достаёт галстуки и отдаёт ребятам)                                          

  1. Учитель: Очень хорошо! Я вам их завяжу. (Звучит музыка горна. Выходят  дети в галстуках.)  А теперь, всем классом отправимся в детство маминых и папиных бабушек…

Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с вами говорят.     (Приложение 10)                                                    

  1. Танцевальная композиция «Воспоминание»
  2. Я говорю от имени Любовь Марковны, или просто Любы, ученицы школы №4. Моя детская память сохранила воспоминание о школе… Большое холодное здание, потому что не отапливалось. Мы шили себе сумочки, складывали туда чернила, газеты, чтобы писать и шли в школу. Но так было не долго. До тех пор, пока фашисты не заняли наше село. Потом школа закрылась.
  3. Меня очень тронула история Жариковой Марии Тихоновны… Зима 1942г. Сугробы нашего роста. Света не было… Однажды мы с братишкой пошли за угольком-жаром, чтобы разжечь печку и заблудились на своей улице… Стучали в двери соседям, чтобы найти дорогу домой. Ура!!! Нашли!                                                                                                                                                                         
  4. Я, Попова Алиса, сегодня, понарошку, девочка Вера Коробка. В войну  нас, четверых  детишек воспитывала старенькая бабушка.  Мне по наследству достался волшебный ключик, в котором как в киноленте листаются картины её прошлого: керосиновая лампа, поле, церкви…, но не война…
  5. Я, хочу сказать от имени своей прабабушки, Марии Гавриловны.  Многие дети в нашем селе жили без родителей. Маруся жила с четырьмя  детьми. Брат Петя  целыми днями сидел один. Выйти на улицу было не в чем. Маруся приходила уже ночью, кормила всех.   За это живые братья и сёстры ей благодарны. Так жила девочка Маруся…                                                            
  6. Люди вокруг были суровые, но добрые…  Матрёна вспоминает… Помню, как мы с ребятами пошли за водой. На санках очень тяжело тащить воду из колодца. Санки упали, вся вода вылилась. А люди идут- и каждый нам понемногу помогает…
  7. Представьте! Мне сейчас столько же лет, сколько моей бабушке  Эрне в 1942г. Её детская память рисует картину… Переправа через реку Дон. «Ложись!»- командует красноармеец. Бомба разорвалась близко, Алик схватил осколок.. Страшно! Интересно! Мама лечила  ожог брата... И вот мы на станции Каяла. Повезло! Нас посадили на угольную платформу, потому что отец- фронтовик и коммунист…   
  8. Вспоминает моя прабабушка  Ангелина Григорьевна: Настоящей спасительницей у односельчан стала река Кагальник.  Река кормила,  стирала, успокаивала, уносила боль и воодушевляла. А летом мальчики, как и до войны, любили купаться. (Приложение 3-5)
  9. Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте! (Звучит тихая музыка «7 симфония») Это воспоминания нашего ровесника, он наверно учился в нашей школе...

Война обрушилась нежданно,

Все переполнила собой,

И все смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землей.    (с фотокарточкой.)

  1. Вот фотокарточки довоенные…
    Папа.., мама.., сестрёнка.., семья…
    Он с машинкой, она с мороженым…
    Вот  детишки кормят   кота… 

 Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки
Слабый отсвет былого тепла.                                                                                                         Вот  шагает девчушка по улице…                                                                                                  До войны и войну, она в валенках шла… (Песня «Валенки»)                                                      И мы не стали памятиперечить                                                                                                       Дни вспомнили далёкие, когда…                                                                                                    Упала детям, матерям на плечи                                                                                                      Огромная, жестокая беда.                                                                   

  1.  История обычной девочки Таси и её мамы нас с ребятами особенно тронула…                                             

Голос 1: Когда началась война, мне, было неполных 7 лет… и моя жизнь разделилась на две половины: довоенная и военная… Папа ушёл на фронт.

Мама тяжело работала и  почти не улыбалась. (Звучит музыка Бетховена «Лунная соната»)

  1. Много нынче в памяти потухло,( «Кукла» автор Вероника Тушнова 1943г.)

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях…Пластическая композиция «Воспоминания»  (Приложение 11)

Голос 2: … 7 лет мне исполнилось 28 ноября 1941 года. И в этот же месяц войны я была ранена… еще до дня своего рождения… Мама не отходила от моей кровати.  Она стала для меня всем.. (Фоном звучит музыка. Одна из девочек, подходит к  сцене и читает.)                                                                                                

 Её, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…(продолжение танцевальной постановки)                                                                                                            

Голос 3 (эхом повторяют те же слова другие голоса): Окно в комнате было занавешено Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Мама говорит:  «Выздоравливала»…Бумаги не было, и я разрисовывала стены прямо по обоям. Я рисовала танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними улыбающуюся маму с цветами, много солнышек с лучиками, детей. Я осталась жить…  А мама… нет.

Нарисую на стене
Все, что в голову придет…
Это танк, а это- мама сына за руку ведет…
Здесь деревья…, там стрельба…
Это солнца круг с лучами.
Вот зеленая поляна, С разноцветными цветами                                                                          Дочка с мамой, старый дом…                                                              

И танец… «Тучи в голубом» … Танец… «Тучи в голубом» (Приложение 12)

Года пройдут, но эти дни и ночи                                                                                             Придут не раз тебе во сне и мне.                                                                                                                    

И пусть тогда вы были маленькими очень,                                                                  

Но дети победили с мамами в войне.

Теперь мы точно знаем! Помнят дети

Все тяготы военных лет…                                                                                  

Дневник собрали! Памяти и Боли, и детских… маленьких… побед…   

  С помощью мам, прабабушек и прадедушек мы побывали актёрами, журналистами, создали свои проекты, сообщения о жизни детей и матерей во время войны.    Дали новую жизнь семейным реликвиям. Открыли новые традиции. А самое важное мы выполнили поисковое задание, которое дала нам руководитель школьного музея, и создали первую книгу «Дневник маминой бабушки села Самарского», которую сегодня передаём в музей и разбудили нашу память. (Приложение 16)

 

Литература.

  1. Р.А. Храмова Поклонимся великим тем годам. Начальная школа,2000г№3
  2. В.Г.Денисова Урок  мужества. Классные часы для 1-11 классов Изд. «Учитель»2003г
  3.  М.М.Терехов За родную землю, за свой народ. Хрестоматия по внеклассной  работе. Изд. «Просвещение» Москва 1970 г.
  4. Николаева С.А. Дети и война [Литературно-критические очерки]. – М., 1991, - 158 с.
  5. Стихи Великой Отечественной. Мурманск, Кн изд-во,1974.
  6. Сергей Михалков. Собрание сочинений в одном томе. М, 2003
  7. Телерепортаж на Дон ТР от 20 октября 2015 http://dontr.ru/vesti/obshchestvo/v-samarskom-otkry-li-pamyatny-e-doski-geroyam-velikoj-otechestvennoj-vojny/
  8. http://rostovprodukt.ru/content/nikolaya-ivanovicha-ne-stalo-no-pamyat-o-nem-zhiva - Наш краевед-самарчанин ...
  9. http://dontr.ru/vesti/obshchestvo/v-samarskom-otkry-li-pamyatny-e-doski-geroyam-velikoj-otechestvennoj-vojny/  Репортаж «Память»
  10. Автопробег в честь 100-летия героя Советского Союза Поликарпа Половинко http://gorodskoyportal.ru/rostov/news/news/12235597/
  11. http://www.dayudm.ru/article.php?id=3121 -Автопробег
  12. http://www.dayudm.ru/article.php?id=3121 – ОТДАЛИ ВСЕ БЕЗ ОСТАТКА, воспоминания людей, которые были детьми в годы войны.

Приложение