Проект «Неизвестный мир бумаги»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
Шатурского муниципального района Московской области
__________________________________________________________________
Проект
«Неизвестный мир бумаги»
Средняя разновозрастная группа «Солнышко»
Составитель и исполнитель проекта:
Кащеева Елена Николаевна, воспитатель
высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад № 9»
Тема: «Неизвестный мир бумаги»
Сроки проведения: февраль-апрель 2017 г.
Тип проекта: групповой.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники исследования:
Дети 4-5 лет (группа «Солнышко»), воспитатель, родители.
Актуальность и проблема.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей привлекает бумага – это ещё неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, его можно снять, порвать и даже попробовать на вкус. Ребенок постоянно тянется к бумаге, его интерес становится всё ярче.
Дети по собственной инициативе проявляют желание нарисовать на бумаге – в своём рисунке каждый ребёнок видит свой мир.
Итак, интерес к бумаге детей в моей группе, привели меня к поиску новых форм работы. Для решения этой проблемы вместе с детьми и родителями мы поэтапно начали исследовать бумагу.
Цель работы: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Задачи.
- познакомить детей с основными свойствами бумаги; учить способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой;
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Объект исследования:
- разный вид бумаги (цветная бумага, картон, газетная бумага и т.д.) и её физические свойства
Ожидаемый результат:
Развивать умение делать простейшие выводы, умозаключение при проведении опытов с бумагой
Формировать умение конструировать из бумаги поделки.
Воспитывать дружеские отношения, взаимодействия друг с другом
Воспитывать бережное отношение к природе.
Создание альбома с образцами «Какая разная бумага».
План реализации |
|||
Этапы |
Срок |
Мероприятие |
|
Подготовительный
|
|
Определение объекта изучения Подбор загадок и стихов Подбор материала для исследований. Игры с бумажными игрушками |
|
Практический |
|
1. Исследование свойств бумаги |
Материалы |
Опыт № 1 Ц. познакомить с основными свойствами бумаги. Описание. Из чего сделана бумага? Сравни бумагу с другими материалами. Все ли они скручиваются, легко рвутся и долго не принимают прежнюю форму, если их смять? Выберите те предметы, которые обладают всеми этими свойствами. Назовите их одним словом. |
Газета, половила тетрадного листа, кусок ткани, целлофановый пакет, простой карандаш. |
||
Опыт № 2 Ц. узнать как сгибается бумага. Описание. Проверить сколько раз можно сложить пополам каждый лист. Какой вид бумаги можно сложить большее количество раз? Влияет ли размер листа на количество сгибаний? |
Альбомный лист, лист цветной бумаги, лист картона, газетный лист. Все материалы в 2-х экземлярах – один в альбомном, а другой - в тетрадном формате. |
||
Опыт № 3 Ц. исследовать звук, который издает бумага при сминании. Описание. Положи перед собой два тетрадных листа. Один сомни медленно, а второй быстро. В каком случае издаваемый бумагой звук был громче? Звук возникает от трения волокон бумаги друг о друга. Попробуй смять разные виды бумаги. Какая бумага издает самый громкий звук? |
Три тетрадных листа, газетный лист, альбомный лист, лист цветной бумаги, кусок бумаги для выпечки, простой карандаш. |
||
Опыт № 4. Ц. проверить, сколько места занимает бумага в пространстве. Описание. Заполни коробку газетами. Сколько газет в нее поместилось? Достань газеты из коробки, скомкай их и попытайся снова положить в коробку. Сколько газет в нее входит теперь? Возьми из коробки скомканную бумагу. Нарежьте газеты на маленькие кусочки и положи их в коробку. Обведите рисунок с большим количеством газет красным карандашом, а рисунок с меньшим количеством – синим. Как вы думаете, почему так получается?) (Ответ: между мятыми газетными листами и кусочками газет находится воздух, а в аккуратно лежащих друг на друге газетах его нет) |
Коробка из-под обуви, стопка газет, ножницы, красный и синий карандаш, рисунки с заполненными коробками. |
||
Опыт № 5. Ц. выяснить, как пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой. Описание. Поводите обратным концом кисточки по бумге, а потом попробуйте заштриховать это место простым карандашом. Продавленные линии окажутся не закрашенными. Теперь проведите мягкой кисточкой по бумаге и заштрихуйте этот участок карандашом. Белых участков не останется. Положите под тетрадный лист монету и заштрихуйте это место. На бумаге «проявится» рисунок монеты. Это происходит потому, что бумага имеет свойство вдавливаться. |
Тетрадный лист, кисточка, монета, простой карандаш. |
||
2. Исследование бумаги на прочность. |
Три бруска, две половинки альбомного листа. |
||
Опыт № 1. Ц. узнать, может ли бумага служить мостом. Описание. Сделайте из двух брусков и листа бумаги мост так, как показано на образце. Положите на мост груз - третий брусок. Что произошло с мостом? (Он прогнулся) Можно ли из бумаги сделать мост? Сложите другой лист гармошкой так, как показано на образце. Теперь попробуй сделать мост из этой бумаги. Проверьте, выдержит ли груз такой мост. |
|||
Опыт № 2. Ц. узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал. Описание. Вы знаете, ка перенести горох в бумаге и не рассыпать? (Слушаем предположения детей) Это вполне возможно, если свернуть бумагу в кулек. Попробуйте сделать кулек так, как показано на образце, и насыпьте в него горох. Проверьте, прилучиться ли сделать кулек из носового платка. Какие предметы можно носить в бумажном кульке. Покажите те предметы, которые можно носить в бумажных кульках. Почему вы так думаете? |
Тетрадный лист, горох, орехи, шурупы, семечки, кубики, яблоки, матерчатый носовой платок, простой карандаш. |
||
Опыт № 3. Ц. выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги. Описание. Проверьте, удержит ли лист бумаги книгу? Можно ли одной рукой с помощью листа бумаги удержать книгу? Посмотрите, как с этой задачей справилась мышка. (Она свернула бумагу в рулон) давайте проведем такой же опыт с газетой и салфеткой. Выберете тот вид бумаги, которые смогут удержать книгу. |
Книга в твердой обложке, лист писчей бумаги, газетный лист, бумажная салфетка, простой карандаш.
|
||
Опыт № 4. Ц. исследовать режущие свойства бумаги. Описание. Скатать из пластилина колбаску. Возьмите полоску альбомного листа и краем бумаги сделай на пластилиновой колбаске надрез. Проверьте и найдите те виды бумаги, которыми можно резать пластилин. Работайте с бумагой аккуратно. Теперь вы знаете, что ею можно пораниться. Как вы думаете, можно ли порезаться кусочком ткани? |
Кусок пластилина, полоски альбомного листа и картона, газета, бумажная салфетка, простой карандаш. |
||
Опыт № 5. Ц. исследовать прочность бумаги на разрыв. Описание. Разорвите лист бумаги. Второй скатайте по диагонали в трубочку, а за тем скрути его так, как показано на образце. Теперь попробуйте его разорвать. Возьмите скрученную веревку, которая называется шпагатом. Она очень прочная, с ее помощью можно перевязывать и переносить тяжелые вещи. Раскрутите веревку. Посмотрите из чего она состоит. Попробуйте сделать из шпагата куклу. |
Два листа писчей бумаги, шпагат, ножницы. |
||
|
|
Экологическая игра Ц. сравнить скорость разложения бумаги и полиэтилена в почве. Описание. Два пирата решили оставить друг другу записки. Один написал секретное на бумажной салфетке, а другой на обрывке белого полиэтиленового пакета. Оба пирата закопали свои послания в землю. Проверим, кто сможет прочитать послание. Закопайте в один стакан с землей кусок салфетки, а в другой кусочек полиэтилена. Полейте землю водой. Возьмите ложку и тщательно перемешайте мокрую землю в стаканах. Подождите немного. Теперь с помощью ложки найдите письма пиратов. Оба ли они сохранились? |
Кусочек бумажной салфетки, кусочек белого полиэтиленового пакета, две емкости, наполовину наполненных землей, стакан с водой, ложка. |
Заключительный |
|
Экологическая сказка. Ц. узнать, какой упаковочный материал менее вреден для окружающей среды; обобщить полученные знания в ходе реализации проекта. Описание. Использованные пакеты выбрасывают. А что с ними происходит потом? Бумажная упаковка начинает разлагаться почти сразу (вспомним опыт с пиратами), а на разложение полиэтиленовых пакетов может уйти до четырехсот лет. Пластиковые бутылки вообще не разлагаются. Пластик и полиэтилен скапливаются на свалках, мусора становится все больше. Посмотрите, как тяжело от него нашей планете. (видеомонтаж) Давайте послушает, что говорит выброшенный на свалку полиэтиленовый пакет. « - Скоро мы заполним всю планету! Так просто нас не уничтожить! если нас сжигать, мы будем выделять в воздух очень вредные вещества. Если зарывать в землю, разлагаясь, мы отравим собой почву и воду. Из почвы яды попадут в растения, которым питаются животные и люди. И тогда победа за нами!» Как вы думаете, плохие упаковки действительно непобедимы? Может быть, все-таки есть выход? (Слушает ответы детей). Вместо полиэтиленовых пакетов можно использовать бумажные. Задание. Возьмите цветную бумагу, ножницы, клей и придумайте свои бумажные пакеты. (выставка пакетиков) |
Цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши. |