Проект на тему: «Музей под открытым небом «Ангарская деревня» как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»,г. Вихоревка
Проект
на тему: «Музей под открытым небом « Ангарская деревня » как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа»
Автор, воспитатель:
Иванская И.Е.
2020г.
Актуальность проекта: Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающею его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Ведь именно от того как ребенок воспринимает окружающий мир в детстве, в большой степени зависит его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. И чем чаще в детстве ребенок сталкивается с красотой окружающего мира, с культурой своего народа, становится сам участником русских праздников, стремится сделать или нарисовать своими руками, тем богаче и щедрее его душа.
Как научить ребенка осознанно относится к русской культуре, ценить её красоту и самобытность, любить родные места, стремиться творить своими руками? Как воспитать ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны, гордиться за вой народ? В погоне за утилитарными ценностями мы, современные люди, часто забываем не только об истории своей страны, своей Родины, но и обо всем прекрасном, что нас окружает. Восстановить связь времен – одна из задач нравственного воспитания. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений, экскурсий. Поэтому и возникла идея сделать проект, который позволит расширить и обогатить знания детей.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: творческо-информационный.
Вид проекта: групповой.
Участники: воспитатель, воспитанники ДОУ, родители.
Место проведения: МКДОУ детский сад «Березка».
Сроки проведения: с 28 сентября по 9 октября 2020года.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Цель проекта: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с музеем «Ангарская деревня».
Задачи проекта:
• познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
• знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
• прививать интерес к духовной культуре, через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
• воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
воспитывать, свободную и творческую личность, осознающую свои корни и способную ориентироваться в современном мире.
Предполагаемый результат:
• дети должны получить первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа.
• различать виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества.
• иметь представления о национальных традициях и праздниках.
• испытывать желание реализовать свои творческие потребности на занятиях продуктивной деятельности.
• в результате, у детей будут сформированы: представления о духовных ценностях народа, зачатки культуры поведения и общения со сверстниками и взрослыми; будут отработаны единые методы и требования, направленные на развитие потенциальных способностей ребенка.
Этапы реализации проекта в работе педагога:
1 этап подготовительный – обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации проекта.
2 этап основной:
- составление плана проекта, определение сроков реализации;
- проведение бесед с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач;
- разработка конспектов занятий;
- привлечение родителей к изготовлению атрибутов и наглядных пособий для реализации проекта.
3 этап – итоговый:
- презентация проекта – оформление альбома « Русская народная игрушка»;
- анализ результатов проектной деятельности;
- обобщение опыта.
План работы над проектом с воспитанниками
Дата проведения |
Содержание работы |
1 этап подготовительный |
|
28 сентября 2020 |
1.Чтение сказки « Сивка – Бурка» 2.Беседа о музеях 3. Подвижная игра « Гори, гори – ясно» 4.Д/и « Составь сказку»
|
29 сентября 2020 |
1.Просмотр мультфильма « Морозко» 2.Беседа о русских народных праздниках 3.Знакомство с русской избой ( макет) 4.Подвижная игра « Ручеёк» |
30сентября 2020 |
1.Беседа о русских народных играх. 2. Разучивание потешек, закличек 3.Лепка орудий труда. 4.Подвижная игра « Гуси – лебеди» |
1 октября 2020 |
1.Просмотр мультфильма «Царевна лягушка» 2.Отгадывание загадок на народную тему 3.Беседа « В чем ходили наши предки» 4. Хоровод « Русские матрёшки» |
2 этап основной |
|
2 октября 2020 |
1.Презентация о музее « Ангарская деревня» 2.Знакомство с народным промыслом 3.Рисование на деревянных дощечках « Гжель» 4.Подвижная игра « Казаки – разбойники» |
5октября 2020 |
1.Занятие с лепбуком « Как жили люди на Руси» 2.Лото « Золотая хохлома» 3.Разучивание русской народной песни « Во поле береза стояла» 4.Лепка из соленого теста « Хлеб всему голова» |
6 октября 2020 |
1.Беседа на тему « Русская матрешка» 2. Рисование « Матрешка в стиле Филимоновской игрушки» 3. Подвижная игра « Жмурки» |
7 октября 2020 |
1.Знакомство с народными инструментами 2.Изготовление кукол пеленашек 3.Подвижная игра « Камешек» 4.Аппликация « Украшаем сарафан» |
3 этап – итоговый |
|
8 октября 2020 |
НОД « Русская изба» |
9 октября 2020 |
1.Оформление альбома « Русская народная игрушка» 2.Создание презентации проекта |
Результат:
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-пространственной среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством, уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема нравственно – патриотического воспитания детей через традиции русского народа в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Список используемой литературы:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
2. А. В. Терещенко «История культуры русского народа»
3. Т. Н. Карачунская «Музейная педагогика и изобразительная деятельность В ДОУ»
4. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников»
5. Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству»
6. Т. Г Казакова «Детское изобразительное творчество»
7. А. Е. Клиентов «Народные промыслы»
8. В. П. Копцева «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное»
9. О. А. Соломенникова «Радость творчества» Знакомство детей с народным искусством
10. С. А. Жилинская «Живое наследие».
11. М. Забылин «Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия»/ М. 1990г.
12. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»/ М. 1999
13. М. Т. Картавцева «Школа русского фольклора»/ М. 1994г.
14. Д. А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»/ М. 2010