Проект « Мы- сограждане»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павлоградского муниципального района Омской области «Павлоградский лицей им. Б.М. Катышева»
Проект « Мы- сограждане»
учитель английского языка
Шерстюк Н.С.
Содержание:
1.Актульность 3-6
2. Концепция гражданско — патриотического обучения и воспитания.6-9
3. Модель реализации проекта. 9-11
4. Этапы внедрения проекта 12-19
5.Система управления проектом. 19
6. Планируемые результаты. 19-23
7.Литература. 24
Актуальность.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования, как важнейшие факторы формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Эта проблема нашла своё отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г. В ней говорится: «Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно- эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям».
В 90-х исчезла комсомольская организация, во многих школа не стало пионерских дружин, а ведь именно деятельность этих молодёжных организаций была направлена на воспитание подрастающего поколения, основанного на патриотическом отношении к своей Родине. Без целенаправленной работы по данному направлению у молодого поколения возникла «духовная пустота», не стало идеалов, в которые верили, не осталось нравственных принципов, которыми руководствуется подрастающее поколение. Осознав, свои ошибки нынешняя система образования стала уделять огромное внимание гражданско-патриотическому воспитанию, которое является одним из главных направлений системы воспитания практически каждого государства мира, и Россия не исключение.
Нынешнее молодое поколение будет жить, трудиться, и творить в демократическом обществе. Соответственно, оно имеет право выбора идеалов и принципов. Хотелось, чтобы молодые люди сделали правильный выбор ценностей, который основывался бы на принципах патриотизма, поэтому важность развития гражданско-патриотического воспитания в России неоспорима.
В современных условиях возникла необходимость «формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, через внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации » ( стр 11 Национальной стратегии).
Актуальность созданного проекта по гражданско-патриотического образованию и воспитанию в нашем лицеи обусловлена противоречиями между:
– необходимостью удовлетворения запросов общества на обеспечение лицеем самоопределения личности в условиях правового государства и недостаточным качеством воспитательно-образовательных программ, которые могут изменить систему гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся;
– необходимостью полноценного развития гражданско-правовой культуры и общей неблагоприятной анемией общества, при таких условиях духовные потребности часто подавляются материальными;
– необходимостью наполнения школьного образования знаниями по гражданской компетенции детей и отсутствием четко скоординированных действий в решении проблем гражданско-патриотического образования;
– имеющимся опытом внедрения программ гражданско-патриотического воспитания и образования в урочную и внеурочную деятельность и недостаточным использованием идей интеграции обучения и воспитания.
Следовательно, многолетняя работа по гражданско-патриотическому образованию школьников была систематизирована и продолжена на новом этапе разработки и реализации инновационного образовательного проекта.
Логика же системного подхода к проблеме создания условий, необходимых для формирования жизненных ценностей учащихся, позволит качественно улучшить представленные направления по обновлению содержания, форм и методов гражданско-патриотического образования.
Проект «Мы - сограждане» как основа гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся, а так же их успешной социализации в обществе».
Цель: создать условия для гражданско-патриотического обучения и воспитания детей, через внедрение в практику школы проекта по применению в воспитательном и образовательном процессе учебного учреждения инновационных форм организации деятельности с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо региона и Родины в целом.
Задачи:
-формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
- развивать навыки самостоятельных исследований, использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-научить плодотворному взаимодействию (социальные партнёры, школа, ученик);
-добиться формирования и развития ключевых компетентностей каждого ученика.
- Концепция гражданско — патриотического обучения и воспитания.
Данный проект построен на следующих концептуальных положениях. Одна из важнейших социально-педагогических задач по гражданско-патриотическому образованию заключается в обеспечении личностной ориентации образовательного процесса. Это обусловлено значительным воспитательным потенциалом данного направления, его ролью в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок. Особое значение приобретает развитие способности личностного осмысления происходящих процессов, что обеспечивает гражданско-правовое согласие граждан, реализацию и защиту прав и свобод человека, собственных законных интересов, основы ответственного поведения.
Личностная ориентация гражданско-патриотического образования и воспитания обусловливает его деятельностный характер. Приоритет деятельностных форм освоения знаний предполагает тесную связь его содержания с формированием общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в учебном процессе гимназии.
Воспитательный потенциал гражданско-патриотического образования и воспитания прямо связан с утверждением демократических ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе становления и развития личности.
Практическую направленность гражданско-патриотического образования и воспитания определяют основные содержательные линии учебного процесса. Они включают ведущие и значимые проблемы науки и практики, отобранные с учетом возрастных особенностей и практических интересов гимназистов. Школьникам чрезвычайно важно уже в подростковом возрасте научиться определять границы своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь сформулировать свою позицию.
Концепция призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее жизненно важное значение для общества направление государственной политики – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал. Концепция ориентирована на пробуждение и развитие у детей и молодежи, всех соотечественников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России.
Гражданско-патриотическое образование и воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.
Гражданско-патриотическое образование и воспитание в то же время является специфическим процессом целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на сознание и чувства детей и молодежи с учетом особенностей, взглядов, интересов и устремлений этой социальной категории российского общества.
Содержание гражданско-патриотического образования и воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики.
Концепция отражает современное состояние и определяет перспективные направления гражданско-патриотического образования и воспитания детей и молодежи, опирается на новые подходы к организации воспитания в условиях современного российского общества.
- Модель реализации проекта.
Для реализации данного проекта предлагается смешанная модель (урочная, внеурочная) гражданско-патриотического образования и воспитания, которая представляет собой систему тщательно продуманной учебной деятельности, при этом первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления. В качестве элементов в лицеи активно используются проектная деятельность.
В основе данной модели гражданско-патриотического образования поставлена цель, которая предполагает всемерное содействие социализации личности, формирование ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране. Такая деятельность становится возможной, если учитель и классный руководитель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства. От педагога при реализации данной модели требуются: -
-активность в создании новых образовательных программ;;
-предметная переориентация содержания учебных дисциплин;
-авторские разработки учебных занятий и многое другое.
Реализация проекта по гражданско-патриотическому образованию положительно влияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности.
Для реализации проекта по гражданско-патриотическгму образованию и воспитанию в лицее моделируются элементы взрослой гражданской жизни (школьное самоуправление), основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, школьная политика) приводятся в соответствии с демократическими ценностями. При этом гражданско-патриотическое образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с социумом.
Структура гражданско-патриотического образования включает в себя как урочную, так и внеурочную, внешкольную деятельность. Это обусловливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей. Между субъектами складываются определенные отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: уроков, вне- урочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим каждый из субъектов несет определенную ролевую функцию. Выполнение рекомендаций для участников образовательного процесса будут способствовать результативному коммуникативному общению.
С педагогическим коллективом:
-обобщение опыта, использования коммуникативных методик обучения ( педагогические чтения);
-использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования (педсоветы);
-интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);
-участие в конкурсах, всероссийских акциях по гражданско-патриотическому воспитанию;
-освоение и апробация новых технологий обучения и воспитания.
С учащимися:
-уроки обществознания и истории;
-часы общения по программе «Мы ― сограждане»;
-битва хоров к знаменательным датам( 9 мая);
-общелицейский песенный флэшмоб к 9 мая ( « От героев былых времён...»);
-фестиваль национальных культур;
-деятельность Совета старшеклассников как органа школьного самоуправления;
-уроки демократии (выборы в Совет лицея );
-проектная деятельность (социальные проекты);
-участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: по вопросам гражданско-патриотического образования.
С родителями:
-участие родителей в Совете школы;
-участие родителей в семейных проектах;
-участие в социально значимой деятельности.
- Этапы внедрения проекта.
Реализация проекта «Мы - сограждане» была осуществлена по нескольким этапам.
1этап: подготовительный.
Задачи:- создать условия для реализации проектной деятельности:
-кадровые;
-научно-методические;
-мотивационные;
-нормативные.
Содержание:
-изучение научно-методической литературы по проблеме;
-проведение круглых столов;
-исследование состояния проблемы гражданско-патриотического обучения и воспитания в школе;
-создание инициативной группы;
-разработка локальных актов.
Сроки: сентябрь 2013г
2 этап: проектировочный.
Задачи: проектирование деятельности в рамках проекта
Содержание:
-мониторинг уровня сформированности гражданско-патриотического обучения и воспитания;
-информирование родителей и школьников о целях, задачах и предполагаемых результатах проекта
-адаптация и утверждение данного проекта на педсовете;
-разработка тематики часов общения;
-разработка тематики проектов;
-выбор песен для битвы хоров;
-выбор песен для флэш-моба.
Сроки: октябрь – ноябрь 2013г
3 этап: поисково-внедренческий.
Задачи: апробация и корректировка проекта
Содержание:
- внедрение и апробация новых организационных форм и совершенствование педагогических технологий по гражданско-патриотическому обучению и воспитанию обучающихся;
-мониторинг степени сформированности гражданско-патриотического обучения и воспитания;
- выступление на педсовете по данной проблеме;
- проведение открытых презентаций занятий.
Сроки: 4,5 года
Работа по данному проекту идёт по нескольким направлениям.
Гражданское образование.
Особое значение в формировании гражданской идентичности личности имеет мировоззренческая подготовка молодежи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское образование должно строиться на определенной совокупности идеалов, ценностей. Именно общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как гражданина и патриота Отечества. В воспитательной работе с обучающимися развиваем их способности к самостоятельному анализу житейских ситуаций, критическому и творческому анализу происходящих вокруг них событий и явлений. Данные качества личности становятся особенно актуальными в начале нового тысячелетия, когда основой бытия и мышления человека становится диалог, требующий самостоятельной мыслительной деятельности. Деятельность по данному направлению нашла своё отражение к часах общения по теме «Мы – сограждане». Тематика этих часов общения построена по блокам « Мы-сограждане ( школа и общество)», « Старшеклассникам о праве и правах человека», « Учимся договариваться ( Я-Ты-Мы), «Учимся принимать решения».
Тема гражданского образования нашла своё отражение в урочной деятельности, через нетрадиционные формы проведения уроков обществознания, истории, литературы. Всем известно, что гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина и патриота, его взглядов, убеждений и идеалов. Важнейшая роль в этом принадлежит урокам по истории Отечества. Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании истории и общественных дисциплин является активное вовлечение учащихся в процесс образования, которое обеспечивается с помощью применения активных и интерактивных стратегий. Их еще можно назвать диалогичными, или спрашивающими. Интерактивные стратегии включают в преподавание элемент обсуждения, в котором участвуют все учащиеся, взаимодействуя между собой. В своей практике мы разработали и апробировали большое количество нетрадиционных авторских уроков, которые способствуют формированию гражданского мышления учащихся. При проведении уроков применяются следующие технологии: учебное сотрудничество; дискуссия; нравственная дилемма; ролевые и деловые игры; социальное проектирование; гражданский форум; практикум.
Типология нетрадиционных уроков разнообразна, но более интересны уроки интеллектуальных раздумий, уроки – поиска истины, уроки нравственных решений. Подобным является урок по теме «Русь – корабль, перед ней океан…», «Иных уж нет – а те далече…», «Чему учил мудрец Конфуций», «Почему не пошла “перестройка” у Александра I?»; «А иначе зачем на земле этой вечной живу…»; «Урок-версия» и др.
Патриотическое воспитание.
Работа по данному направлению призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее жизненно важное значение для общества направление государственной политики – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал. Деятельность по патриотическому воспитанию ориентирована на пробуждение и развитие у детей и молодежи, всех соотечественников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России.
В нашем лицее работа по данному направлению реализовывалась через создание школьного музея. В его создании приняли участие обучающиеся, учителя, родители и просто неравнодушные люди. Идея создания музея сплотила в единое целое всех участников образовательного процесса. В музеи представлена вся история нашего лицея от «Зелёной школы» до наших дней. Работа по сбору информации, её обработки, систематизации дала возможность раскрыться детям, которые действительно увлекаются историей.
В течение 2 - лет обучающиеся лицея участвуют в долгосрочном проекте, а именно написание "Книги памяти". Начало этого проекта было обусловлено 70-ой годовщиной Победы в ВОВ. Обучающиеся всех классов приняли участие в написание рукописной книги памяти « Когда я думаю о мире, я вспоминаю о войне» .Каждый из них рассказал о своем родственнике, который принимал участие в ВОВ. Следующий этап написания книги « Где родился, там и пригодился» - это рассказы о людях , живущих рядом с нами и внесших свой вклад в развитие нашего посёлка или района. Эти "Книги памяти " хранятся в музее нашего лицея.
Важной задачей воспитания гражданина и патриота является приобщение обучающихся лицея к истокам нашей истории, законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Еще Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я, может быть, запомню, вовлеки меня – и я узнаю». Действительно, чтобы воспитать гражданина и патриота, необходимо вовлекать молодежь в создание проектов, направленных на изучение и сохранение истории края, родного посёлка, разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в мире могут начаться с малых поступков. Российская школа пока еще оторвана от реалий жизни общества. Метод проектов помогает изменить сложившуюся ситуацию.
Участвуя в проектировании, ученики приобретают следующие ценности: уважительное отношение к истории своего Отечества, законопослушность, уважение права, толерантность, готовность к компромиссам в определенных ситуациях, активное участие в общественной жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию. В нашей педагогической деятельности мы апробировали следующие проекты «Именные улицы нашего посёлка », « Дети в ВОВ», «Города-герои», «Моя столица», «История российского флага», «Моя родословная», «Мой дом- моя крепость», « Омск- вчера, сегодня, завтра», « Я — законопослушный гражданин». Работа над проектами объединяет, вдохновляет и, самое главное, изменяет сущность самих ребят.
Работая по данному направлению, мы не ограничиваемся групповыми или парными проектами. Обучающиеся начальной и основной школы вовлечены в систематическую работу по различным видам проекта. К окончанию основной школы обучающиеся могут самостоятельно выбрать тематику проекта. Такая целенаправленная работа привела к тому, что учащиеся 9 класса выбирали темы для защиты индивидуального проекта , связанные с данным направлением. Например: Аношко Наташа (" Имеются ли права у ребёнка"), который с успехом защитила, а Даубаева Дарина работала над проектами « Его имя носит наш лицей (о Б.М. Катышеве)», «Человек славен трудом». В рамках данного проекта в течение года проводится серия тематических классных часов.
В рамках творческих проектов у нас ежегодно проходит фестиваль национальных культур, который направлен на расширение знаний о традициях своего народа и народов мира. Такие мероприятия способствуют формированию толерантности и глубокому уважению к истории и традициям своего народа.
На протяжении 3-х лет в лицее проводится «Битва хоров». Учащиеся 1-8 классов получают задание - тематику песен и в течение четверти готовятся к этому мероприятию. Последний день четверти завершается гала- концертом. Данное мероприятие тоже проходит в рамках проекта "Мы- сограждане", потому что тематика песен связана с поэтами и композиторами нашей страны, а в преддверии 9 мая всегда исполняются песни на военную тематику. Так в нашем зале звучали песни Шаиского, Пахмутовой. Мы пошли дальше и в этом году проводится общелицейский флэш-моб к 9 мая. Мы будем исполнять песню "От героев былых времён" .Традиционно стало проводить литературно - музыкальные композиции на военную тематику "Ты же выжил солдат..."
Проведение ролевых игр «Выборы» и Совет старшеклассников.
Существенным фактором гражданского становления молодежи является его активная социализация. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодежных общественных организаций, органов школьного самоуправления.
С 2000г в нашем лицее действует орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Задача самоуправления состоит в формировании активной гражданско-патриотической позиции лицеистов на основе их участия в совместной социально значимой деятельности. Ведь самоуправление – это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся.
Одним из видов организации деятельности по данному направлению являются ролевые игры «Выборы». Старшеклассники участвуют в выборах различных уровней. Они проигрывают выборы президента, выборы в Совет школы или в Совет старшеклассников. Этому предшествует подготовительная работа, а именно встреча с председателем избирательной комиссии района, на которой ученикам рассказывают весь алгоритм проведения выборов и у них есть уникальная возможность задать вопросы и пообщаться с представителями общественности.
4 этап: итогово-обобщающий.
Задачи: анализ внедрения проекта.
Содержание:
-презентация положительных результатов;
-итоговый мониторинг динамики;
-работа классного руководителя и инициативной группы родителей по анализу и корректировки реализации проекта и определения дальнейших перспектив на следующий учебный год;
-работа педагогического коллектива по анализу и корректировки реализации проекта и определения дальнейших перспектив на следующий учебный год.
Сроки: в конце каждого учебного года (промежуточный анализ)
май 2018г (заключительный этап)
Проект " Мы - сограждане" реализуется среди обучающихся лицея на всех ступенях обучения. Он может стать универсальным для любого учебного учреждения.
- Система управления проектом.
Руководитель Проскурня О.А. несёт ответственность за информационную, организационную и диагностическую сторону внедрения проекта « Мы- сограждане».
Инициативная группа педагогов обеспечивает систематическую работу по реализации проекта.
Классные руководители способствуют созданию благоприятных условий для совместной работы с детьми по всем направлениям данного проекта, а так же для реализации и презентации результатов проекта в стенах школы.
Промежуточные результаты по реализации трёх этапов.
- Создана модель проекта «Мы - сограждане».
- Разработана тематика уроков и проектов.
- Создан научно-информационный банк литературы по изучению и внедрению данного проекта в работу лицея.
- Организовано выступление по данной проблеме на ШМО классных руководителей.
- Создана инициативная группа педагогов по разработке и внедрению в практику школы данного проекта.
- Зафиксирован значимый интерес в педагогическом коллективе к данному проекту.
- Отобраны методики диагностик, определяющие уровень сформированности гражданской компетенции.
- Внедрены в практику работы классных руководителей ключевые дела по реализуемым направлениям проекта «Мы- сограждане».
- Планируемым результатом реализации системы гражданско-патриотического образования и воспитания станут следующие базовые компетенции выпускников лицея:
§ образовательные: выпускник лицея – это человек широкой гуманитарной подготовки, владеющий основами обществоведческих наук, умеющий осуществлять коммуникацию;
§ социально-гражданские: умение адаптироваться в быстро меняющемся социуме, занимать гражданскую позицию не только в своем Отечестве, но и в условиях мирового сообщества, уметь сотрудничать и договариваться;
§ морально-этические: умение делать нравственный выбор, иметь гуманистические убеждения, быть толерантным в многообразном человеческом сообществе.
Формируемые гражданские компетенции
Компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования. Становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, так как это позволит детям грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.
В связи с этим особая роль принадлежит гражданско-патриотическому образованию и воспитанию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.
Гражданская компетенция может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей:
§ исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;
§ компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;
§ компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;
§ коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;
§ учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Конечным результатом реализации проекта должны стать:
– положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и молодежи;
– подъем образования, духовной, нравственной, политической и правовой культуры;
– повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации детей и молодежи;
– укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;
– минимизация негативных проявлений в детской и молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;
– возрастание степени участия молодежи в общественной и государственной жизни, в регионах, общественных организациях и объединениях.
Результативность реализации проекта измеряется степенью готовности и устремлением детей и молодежи к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело служения Отечеству.
Главный результат гражданско-патриотического образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, положительную динамику роста гражданственности, патриотизма и интернационализма в стране, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений, обеспечивает благоприятные условия для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.
7. Литература:
1.Гаврилова А. В. Проект «Я – гражданин России»: Проект гражданско-патриотического воспитания детей // Классный руководитель. – 2009. – № 5. – С. 103.
2.Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3–10; № 4. – С. 3–7.
3.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006.
4.Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 7.
5.Марденская С. Ф., Марденский С. В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: Подготовка допризывной молодежи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 1. – С. 17–20.
6.Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №
7.О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ № 13-51-08 от 15.01.2003 г. //
8.Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4.
9.Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2011. –№ 1. – С. 23–26.