Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

   Проект « Мы- сограждане»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Павлоградского муниципального района Омской области «Павлоградский лицей им. Б.М. Катышева»

 

                                                                     Проект « Мы- сограждане»

 

учитель английского языка

Шерстюк Н.С.

 

 

Содержание:

1.Актульность                                                                                            3-6

2. Концепция гражданско — патриотического обучения и воспитания.6-9

3. Модель реализации проекта.                                                                   9-11

4. Этапы внедрения проекта                                                                       12-19

5.Система управления проектом.                                                                19

6. Планируемые результаты.                                                                       19-23

7.Литература.                                                                                                 24

Актуальность.

      В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования, как важнейшие факторы формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Эта проблема нашла своё отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г. В ней говорится: «Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно- эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям».

      В 90-х исчезла комсомольская организация, во многих школа не стало пионерских дружин, а ведь именно деятельность этих молодёжных организаций была направлена на воспитание подрастающего поколения, основанного на патриотическом отношении к своей Родине. Без целенаправленной работы по данному направлению у молодого поколения возникла «духовная пустота», не стало идеалов, в которые верили, не осталось нравственных принципов, которыми руководствуется подрастающее поколение. Осознав, свои ошибки нынешняя система образования стала уделять огромное внимание гражданско-патриотическому воспитанию, которое является одним из главных направлений системы воспитания практически каждого государства мира, и Россия не исключение.

      Нынешнее молодое поколение будет жить, трудиться, и творить в демократическом обществе. Соответственно, оно имеет право выбора идеалов и принципов. Хотелось, чтобы молодые люди сделали правильный выбор ценностей, который основывался бы на принципах патриотизма, поэтому важность развития гражданско-патриотического воспитания в России неоспорима.

         В современных условиях возникла необходимость «формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, через внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации » ( стр 11 Национальной стратегии).

    Актуальность созданного проекта по гражданско-патриотического образованию и воспитанию в нашем лицеи обусловлена противоречиями между:

– необходимостью удовлетворения запросов общества на обеспечение лицеем самоопределения личности в условиях правового государства и недостаточным качеством воспитательно-образовательных программ, которые могут изменить систему гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся;

– необходимостью полноценного развития гражданско-правовой культуры и общей неблагоприятной анемией общества, при таких условиях духовные потребности часто подавляются материальными;

– необходимостью наполнения школьного образования знаниями по гражданской компетенции детей и отсутствием четко скоординированных действий в решении проблем гражданско-патриотического образования;

– имеющимся опытом внедрения программ гражданско-патриотического воспитания и образования в урочную и внеурочную деятельность и недостаточным использованием идей интеграции обучения и воспитания.

    Следовательно, многолетняя работа по гражданско-патриотическому образованию школьников была систематизирована и продолжена на новом этапе разработки и реализации инновационного образовательного проекта.

     Логика же системного подхода к проблеме создания условий, необходимых для формирования жизненных ценностей учащихся, позволит качественно улучшить представленные направления по обновлению содержания, форм и методов гражданско-патриотического образования.

Проект  «Мы - сограждане» как основа гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся, а так же их успешной социализации в обществе».

Цель: создать условия для гражданско-патриотического обучения и воспитания детей, через внедрение в практику школы проекта по применению в воспитательном и образовательном процессе учебного учреждения инновационных форм организации деятельности с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо региона и Родины в целом.

Задачи:

-формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

 

- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

 

- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;

 

- развивать навыки самостоятельных исследований, использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

-научить плодотворному взаимодействию (социальные партнёры, школа, ученик);

-добиться формирования и развития ключевых компетентностей каждого ученика.

 

  1. Концепция гражданско — патриотического обучения и воспитания.

    Данный проект построен на следующих концептуальных положениях.     Одна из важнейших социально-педагогических задач по гражданско-патриотическому образованию заключается в обеспечении личностной ориентации образовательного процесса. Это обусловлено значительным воспитательным потенциалом данного направления, его ролью в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок. Особое значение приобретает развитие способности личностного осмысления происходящих процессов, что обеспечивает гражданско-правовое согласие граждан, реализацию и защиту прав и свобод человека, собственных законных интересов, основы ответственного поведения.

    Личностная ориентация гражданско-патриотического образования и воспитания обусловливает его деятельностный характер. Приоритет деятельностных форм освоения знаний предполагает тесную связь его содержания с формированием общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в учебном процессе гимназии.

   Воспитательный потенциал гражданско-патриотического образования и воспитания прямо связан с утверждением демократических ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе становления и развития личности.

     Практическую направленность гражданско-патриотического образования и воспитания определяют основные содержательные линии учебного процесса. Они включают ведущие и значимые проблемы науки и практики, отобранные с учетом возрастных особенностей и практических интересов гимназистов. Школьникам чрезвычайно важно уже в подростковом возрасте научиться определять границы своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь сформулировать свою позицию.

    Концепция призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее жизненно важное значение для общества направление государственной политики – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал. Концепция ориентирована на пробуждение и развитие у детей и молодежи, всех соотечественников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России.

     Гражданско-патриотическое образование и воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

       Гражданско-патриотическое образование и воспитание в то же время является специфическим процессом целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на сознание и чувства детей и молодежи с учетом особенностей, взглядов, интересов и устремлений этой социальной категории российского общества.

       Содержание гражданско-патриотического образования и воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики.

      Концепция отражает современное состояние и определяет перспективные направления гражданско-патриотического образования и воспитания детей и молодежи, опирается на новые подходы к организации воспитания в условиях современного российского общества.

  1. Модель реализации проекта.

             Для реализации данного проекта предлагается смешанная модель (урочная, внеурочная) гражданско-патриотического образования и воспитания, которая представляет собой систему тщательно продуманной учебной деятельности, при этом первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления. В качестве элементов в лицеи активно используются проектная деятельность.

           В основе данной модели гражданско-патриотического образования поставлена цель, которая предполагает всемерное содействие социализации личности, формирование ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране. Такая деятельность становится возможной, если учитель и классный руководитель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства. От педагога при реализации данной модели требуются: -

-активность в создании новых образовательных программ;;

-предметная переориентация содержания учебных дисциплин;

-авторские разработки учебных занятий и многое другое.

       Реализация проекта по гражданско-патриотическому образованию положительно влияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности.

     Для реализации проекта по гражданско-патриотическгму образованию и воспитанию в лицее моделируются элементы взрослой гражданской жизни (школьное самоуправление), основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, школьная политика) приводятся в соответствии с демократическими ценностями. При этом гражданско-патриотическое образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с социумом.

          Структура гражданско-патриотического образования включает в себя как урочную, так и внеурочную, внешкольную деятельность. Это обусловливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей. Между субъектами складываются определенные отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: уроков, вне- урочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим каждый из субъектов несет определенную ролевую функцию. Выполнение рекомендаций для участников образовательного процесса будут способствовать результативному коммуникативному общению.

С педагогическим коллективом:

-обобщение опыта, использования коммуникативных методик обучения ( педагогические чтения);

-использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования (педсоветы);

-интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);

-участие в конкурсах, всероссийских акциях по гражданско-патриотическому воспитанию;

-освоение и апробация новых технологий обучения и воспитания.

С учащимися:

-уроки обществознания и истории;

-часы общения по программе «Мы ― сограждане»;

-битва хоров к знаменательным датам( 9 мая);

-общелицейский песенный флэшмоб к 9 мая ( « От героев былых времён...»);

-фестиваль национальных культур;

-деятельность Совета старшеклассников как органа школьного самоуправления;

-уроки демократии (выборы в Совет лицея );

-проектная деятельность (социальные проекты);

-участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: по вопросам гражданско-патриотического образования.

С родителями:

-участие родителей в Совете школы;

-участие родителей в семейных проектах;

-участие в социально значимой деятельности.

 

  1. Этапы внедрения проекта.

Реализация проекта «Мы - сограждане» была осуществлена по нескольким этапам.

1этап: подготовительный.

Задачи:- создать условия для реализации проектной деятельности:

-кадровые;

-научно-методические;

 -мотивационные;

  -нормативные.

Содержание:

-изучение научно-методической литературы по проблеме;

-проведение круглых столов;

-исследование состояния проблемы гражданско-патриотического обучения и воспитания в школе;

-создание инициативной группы;

-разработка локальных актов.

Сроки:  сентябрь 2013г

 

2 этап: проектировочный.

Задачи: проектирование деятельности в рамках проекта

Содержание:

-мониторинг уровня сформированности гражданско-патриотического обучения и воспитания;

-информирование родителей и школьников о целях, задачах и предполагаемых результатах проекта

-адаптация и утверждение данного проекта на педсовете;

-разработка тематики часов общения;

-разработка тематики проектов;

-выбор песен для битвы хоров;

-выбор песен для флэш-моба.

Сроки: октябрь – ноябрь 2013г

 

3 этап: поисково-внедренческий.

Задачи: апробация и корректировка проекта

Содержание:

- внедрение и апробация новых организационных форм и совершенствование педагогических технологий по гражданско-патриотическому обучению и воспитанию обучающихся;

-мониторинг степени сформированности гражданско-патриотического обучения и воспитания;

 - выступление на педсовете по данной проблеме;

 - проведение открытых презентаций занятий.

Сроки: 4,5 года

   Работа по данному проекту идёт по нескольким направлениям.

Гражданское образование.

Особое значение в формировании гражданской идентичности личности имеет мировоззренческая подготовка молодежи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское образование должно строиться на определенной совокупности идеалов, ценностей. Именно общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как гражданина и патриота Отечества. В воспитательной работе с обучающимися развиваем их способности к самостоятельному анализу житейских ситуаций, критическому и творческому анализу происходящих вокруг них событий и явлений. Данные качества личности становятся особенно актуальными в начале нового тысячелетия, когда основой бытия и мышления человека становится диалог, требующий самостоятельной мыслительной деятельности. Деятельность по данному направлению нашла своё отражение к часах общения по теме «Мы – сограждане». Тематика этих часов общения построена по блокам « Мы-сограждане ( школа и общество)», « Старшеклассникам о праве и правах человека», « Учимся договариваться ( Я-Ты-Мы), «Учимся принимать решения».

Тема гражданского образования нашла своё отражение в урочной деятельности, через нетрадиционные формы проведения уроков обществознания, истории, литературы. Всем известно, что гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина и патриота, его взглядов, убеждений и идеалов. Важнейшая роль в этом принадлежит урокам по истории Отечества. Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании истории и общественных дисциплин является активное вовлечение учащихся в процесс образования, которое обеспечивается с помощью применения активных и интерактивных стратегий. Их еще можно назвать диалогичными, или спрашивающими. Интерактивные стратегии включают в преподавание элемент обсуждения, в котором участвуют все учащиеся, взаимодействуя между собой. В своей практике мы разработали и апробировали большое количество нетрадиционных авторских уроков, которые способствуют формированию гражданского мышления учащихся. При проведении уроков применяются следующие технологии: учебное сотрудничество; дискуссия; нравственная дилемма; ролевые и деловые игры; социальное проектирование; гражданский форум; практикум.

Типология нетрадиционных уроков разнообразна, но более интересны уроки интеллектуальных раздумий, уроки – поиска истины, уроки нравственных решений. Подобным является урок по теме «Русь – корабль, перед ней океан…», «Иных уж нет – а те далече…», «Чему учил мудрец Конфуций», «Почему не пошла “перестройка” у Александра I?»; «А иначе зачем на земле этой вечной живу…»; «Урок-версия» и др.

 

Патриотическое воспитание.

Работа по данному направлению призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее жизненно важное значение для общества направление государственной политики – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал. Деятельность по патриотическому воспитанию ориентирована на пробуждение и развитие у детей и молодежи, всех соотечественников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России.

В нашем лицее работа по данному направлению реализовывалась через создание школьного музея. В его создании приняли участие обучающиеся, учителя, родители и просто неравнодушные люди. Идея создания музея сплотила в единое целое всех участников образовательного процесса. В музеи представлена вся история нашего лицея от «Зелёной школы» до наших дней. Работа по сбору информации, её обработки, систематизации дала возможность раскрыться детям, которые действительно увлекаются историей.

В течение 2 - лет обучающиеся лицея участвуют в долгосрочном проекте, а именно написание "Книги памяти". Начало этого проекта было обусловлено 70-ой годовщиной Победы в ВОВ. Обучающиеся всех классов приняли участие в написание рукописной книги памяти « Когда я думаю о мире, я вспоминаю о войне» .Каждый из них рассказал о своем родственнике, который принимал участие в ВОВ. Следующий этап написания книги « Где родился, там и пригодился» - это рассказы о людях , живущих рядом с нами и внесших свой вклад в развитие нашего посёлка или района. Эти "Книги памяти " хранятся в музее нашего лицея.

Важной задачей воспитания гражданина и патриота является приобщение обучающихся лицея к истокам нашей истории, законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Еще Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я, может быть, запомню, вовлеки меня – и я узнаю». Действительно, чтобы воспитать гражданина и патриота, необходимо вовлекать молодежь в создание проектов, направленных на изучение и сохранение истории края, родного посёлка, разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в мире могут начаться с малых поступков. Российская школа пока еще оторвана от реалий жизни общества. Метод проектов помогает изменить сложившуюся ситуацию.

Участвуя в проектировании, ученики приобретают следующие ценности: уважительное отношение к истории своего Отечества, законопослушность, уважение права, толерантность, готовность к компромиссам в определенных ситуациях, активное участие в общественной жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию. В нашей педагогической деятельности мы апробировали следующие проекты «Именные улицы нашего посёлка », « Дети в ВОВ», «Города-герои», «Моя столица», «История российского флага», «Моя родословная», «Мой дом- моя крепость», « Омск- вчера, сегодня, завтра», « Я — законопослушный гражданин». Работа над проектами объединяет, вдохновляет и, самое главное, изменяет сущность самих ребят.

Работая по данному направлению, мы не ограничиваемся групповыми или парными проектами. Обучающиеся начальной и основной школы вовлечены в систематическую работу по различным видам проекта. К окончанию основной школы обучающиеся могут самостоятельно выбрать тематику проекта. Такая целенаправленная работа привела к тому, что учащиеся 9 класса выбирали темы для защиты индивидуального проекта , связанные с данным направлением. Например: Аношко Наташа (" Имеются ли права у ребёнка"), который с успехом защитила, а Даубаева Дарина работала над проектами « Его имя носит наш лицей (о Б.М. Катышеве)», «Человек славен трудом». В рамках данного проекта в течение года проводится серия тематических классных часов.

В рамках творческих проектов у нас ежегодно проходит фестиваль национальных культур, который направлен на расширение знаний о традициях своего народа и народов мира. Такие мероприятия способствуют формированию толерантности и глубокому уважению к истории и традициям своего народа.

На протяжении 3-х лет в лицее проводится «Битва хоров». Учащиеся 1-8 классов получают задание - тематику песен и в течение четверти готовятся к этому мероприятию. Последний день четверти завершается гала- концертом. Данное мероприятие тоже проходит в рамках проекта "Мы- сограждане", потому что тематика песен связана с поэтами и композиторами нашей страны, а в преддверии 9 мая всегда исполняются песни на военную тематику. Так в нашем зале звучали песни Шаиского, Пахмутовой. Мы пошли дальше и в этом году проводится общелицейский флэш-моб к 9 мая. Мы будем исполнять песню "От героев былых времён" .Традиционно стало проводить литературно - музыкальные композиции на военную тематику "Ты же выжил солдат..."

 Проведение ролевых игр «Выборы» и Совет старшеклассников.

Существенным фактором гражданского становления молодежи является его активная социализация. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодежных общественных организаций, органов школьного самоуправления.

С 2000г в нашем лицее действует орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Задача самоуправления состоит в формировании активной гражданско-патриотической позиции лицеистов на основе их участия в совместной социально значимой деятельности. Ведь самоуправление – это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся.

Одним из видов организации деятельности по данному направлению являются ролевые игры «Выборы». Старшеклассники участвуют в выборах различных уровней. Они проигрывают выборы президента, выборы в Совет школы или в Совет старшеклассников. Этому предшествует подготовительная работа, а именно встреча с председателем избирательной комиссии района, на которой ученикам рассказывают весь алгоритм проведения выборов и у них есть уникальная возможность задать вопросы и пообщаться с представителями общественности.

 

4 этап: итогово-обобщающий.

Задачи: анализ внедрения проекта.

Содержание:

-презентация положительных результатов;

-итоговый мониторинг динамики;

-работа классного руководителя и инициативной группы родителей по анализу и корректировки реализации проекта и определения дальнейших перспектив на следующий учебный год;

-работа педагогического коллектива по анализу и корректировки реализации проекта и определения дальнейших перспектив на следующий учебный год.

Сроки: в конце каждого учебного года (промежуточный анализ)

май 2018г (заключительный этап)

 

Проект " Мы - сограждане" реализуется среди обучающихся лицея на всех ступенях обучения. Он может стать универсальным для любого учебного учреждения.

    

  1.  Система управления проектом.

     Руководитель Проскурня О.А. несёт ответственность за информационную, организационную и диагностическую сторону внедрения проекта « Мы- сограждане».

     Инициативная группа педагогов обеспечивает систематическую работу по реализации проекта.

         Классные руководители способствуют созданию благоприятных  условий для совместной работы с детьми по всем направлениям данного проекта, а так же для реализации и презентации результатов  проекта в стенах школы.

 

Промежуточные результаты по реализации трёх этапов.

  1. Создана модель проекта «Мы - сограждане».
  2. Разработана тематика уроков и  проектов.
  3. Создан научно-информационный банк литературы по изучению и внедрению  данного проекта в работу лицея.
  4. Организовано выступление по данной проблеме на ШМО классных руководителей.
  5. Создана инициативная группа педагогов по разработке  и внедрению в практику школы  данного проекта.
  6. Зафиксирован значимый интерес  в педагогическом коллективе к данному проекту.
  7. Отобраны методики диагностик, определяющие уровень сформированности гражданской компетенции.
  8. Внедрены в практику работы классных руководителей ключевые дела по реализуемым направлениям проекта «Мы- сограждане».
  1. Планируемым результатом реализации системы гражданско-патриотического образования и воспитания станут следующие базовые компетенции выпускников лицея:

§ образовательные: выпускник лицея – это человек широкой гуманитарной подготовки, владеющий основами обществоведческих наук, умеющий осуществлять коммуникацию;

§ социально-гражданские: умение адаптироваться в быстро меняющемся социуме, занимать гражданскую позицию не только в своем Отечестве, но и в условиях мирового сообщества, уметь сотрудничать и договариваться;

§ морально-этические: умение делать нравственный выбор, иметь гуманистические убеждения, быть толерантным в многообразном человеческом сообществе.

Формируемые гражданские компетенции

Компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования. Становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, так как это позволит детям грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.

В связи с этим особая роль принадлежит гражданско-патриотическому образованию и воспитанию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.

Гражданская компетенция может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей:

§ исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;

§ компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;

§ компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;

§ коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;

§ учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Конечным результатом реализации проекта должны стать:

– положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и молодежи;

– подъем образования, духовной, нравственной, политической и правовой культуры;

– повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации детей и молодежи;

– укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;

– минимизация негативных проявлений в детской и молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

– возрастание степени участия молодежи в общественной и государственной жизни, в регионах, общественных организациях и объединениях.

Результативность реализации проекта измеряется степенью готовности и устремлением детей и молодежи к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело служения Отечеству.

Главный результат гражданско-патриотического образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, положительную динамику роста гражданственности, патриотизма и интернационализма в стране, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений, обеспечивает благоприятные условия для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.

7. Литература:

1.Гаврилова А. В. Проект «Я – гражданин России»: Проект гражданско-патриотического воспитания детей // Классный руководитель. – 2009. – № 5. – С. 103.

2.Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3–10; № 4. – С. 3–7.

3.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006.

4.Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 7.

5.Марденская С. Ф., Марденский С. В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: Подготовка допризывной молодежи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 1. – С. 17–20.

6.Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №

7.О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ № 13-51-08 от 15.01.2003 г. //

8.Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4.

9.Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2011. –№ 1. – С. 23–26.