Проект физкультурно-оздоровительной работы семейного клуба «Огонек здоровья»
МАДОУ "Детский сад №19" Вологодской области города Череповеца
Проект физкультурно-оздоровительной работы семейного клуба «Огонек здоровья»
воспитатель: Мардаровская Ольга Викторовна
Проект физкультурно-оздоровительной работы семейного клуба «Огонек здоровья»
Девиз: «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
Направление: физкультурно-оздоровительное.
Участники проекта:
• дошкольники в возрасте 4-5 лет
• родители воспитанников
• воспитатели групп
• специалисты (физинструктор, музыкальный руководитель, медицинский работник).
По количеству участников: групповой (индивидуальный)
Продолжительность:долгосрочный (сентябрь – май)
Положение
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО КЛУБА,
Детско-родительский семейный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими
Педагогическая документация
- тематический план работы детско-родительского семейного клуба,
- протоколы заседаний детско-родительского семейного клуба
- банк методических материалов к заседаниям детско-родительского семейного клуба
- анализ работы детско- родительского семейного родительского клуба за отчетный период.
Открытие семейного клуба оформляется приказом заведующего ДОУ.
Заседания семейный клуба проходят в помещение ДОУ (физкультурный зал, методический кабинет).
Обязательным условием функционирования семейного клуба является постоянная деятельность творческой группы педагогов.
Руководство семейным клубом осуществляют педагоги группы, старший воспитатель и председатель (активный родитель).
Специалисты, организующие деятельность детско-родительского семейного клуба, ведут планирование и учет его деятельности, исходя из индивидуальных и групповых запросов родителей (законных представителей) и воспитанников ДОУ.
Количество мероприятий клуба определяется согласно плану (6-7 встречи в год)
Решения семейного клуба носят рекомендательный характер.
Семейный клуб «Огонек здоровья» в своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами:
- Устав МАДОУ «Детский сад № 19»
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией РФ
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Семейным кодексом РФ;
- Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН. Деятельность семейного клуба осуществляется на добровольной основе; ДОУ предоставляет помещение для деятельности семейного клуба; Участники семейного клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.
Актуальность темы:
В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования одним из приоритетных направлений развития детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Целью физического воспитания является формирование у детей двигательных умений, навыков, физических качеств, элементов здорового образа жизни.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание.
Эффективность физического воспитания дошкольников целиком зависит от систематической и целенаправленной воспитательно-образовательной работы с детьми, в условиях ДОУ и семьи, учитывающей возрастные особенности их развития. В этой связи не только просвещение, но и образование родителей становится сегодня значимым для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся современном мире. Анализ практики показывает, что в настоящее время наблюдается недостаточное физическое развитие детей при поступлении в детский сад. При этом дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений проводимых ими в течение дня ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. И одной из основных причин таких показателей является неосведомленность родителей в вопросах дошкольной педагогики, в частности, физического воспитания детей.
В связи с этим возникла необходимость по более тесному сотрудничеству ДОУ и родителями по вопросу физического развития и укрепления здоровья детей, поэтому былразработан проект Семейного клуба.
В данном описании проекта представлена система работы по установлению взаимоотношений ДОУ и родителей, воспитателей, специалистов, которые являются залогом развития здорового ребенка.
Новизна проекта.
Семейный клуб – оптимальная на сегодняшний день неформальная форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, так как это дополнительный компонент воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем обеспечить малышу эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома.
Я считаю, что в настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Как показывает практика, родители часто испытывают определенные трудности, чтобы грамотно воспитать ребёнка в современных условиях, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Резко ограничилось общение семей с социумом, окружающим миром, природой, что негативно сказывается на познавательно-речевом развитии, двигательной деятельности ребенка. Взрослые, в гонке за финансовым благосостоянием, за реализацией своих амбиций и интересов уделяют не достаточно внимания детям, в результате им не хватает общения с родителями. которое проявляется в совместном участии в различных мероприятиях, играх.
Важнейшим профилактическим направлением работы нашего детского сада является формирование здорового образа жизни, а система образования остается пока единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребёнка, но и на его окружение. Здоровье детей – это та цель, где сходятся интересы семьи и детского сада. Общность интересов в том, чтобы вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.
Таким образом, считаю, что наиболее актуальной формой сотрудничества педагогов, родителей и детей в настоящее время является семейный клуб, который объединяет интересы всех сторон в общем движении к возрождению семейных традиций и формирования здорового образа жизни. Лучший способ убеждения и поддержки – позитивный и живой опыт других. Его можно найти в общении с единомышленниками. Знать – не значит действовать. Основа клуба – добровольное объединение его членов. Учитывая особенности конкретной группы родителей и детей и их интересов все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества с родителями в ходе реализации проекта, направлены на: возрождение традиций семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формировке педагогических умений, навыков, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Основная цель нашего проекта семейного клуба: создать систему взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
Задачи:
- Изучить интересы, мнения родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей и членов семьи в вопросах воспитания, физического развития и оздоровления детей (сохранение и укрепление физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, здоровьесберегающие технологии)
- Активизировать педагогический коллектив и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников.
- Создание условий для обмена опытом родителями, а также решения задач воспитания, физического развития и оздоровления детей в разных семьях и в условиях ДОУ;с целью трансляции положительного опыта семейного воспитания;
- Создавать благоприятную, спокойную, доброжелательную обстановку всех встреч в клубе с целью поддержания тесного, положительного и эмоционально насыщенного контакта детей, родителей и специалистов ДОУ, а также способствовать сплочению родительского коллектива;
- Обогащать детско-родительские взаимоотношений при проведении совместных спортивных и развлекательных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, закаливанию, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
- Способствовать сохранению и развитию ценностей семейной культуры, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания.
Таким образом, мы предполагаем, что реализация поставленных задач данногопроекта будет направлена на расширение представлений у детей о здоровом образе жизни ,а также повышению родительской грамотности по сохранению и укреплению здоровья ребенка, что в свою очередь будет способствовать укреплению детско-родительских взаимоотношений и мотивации их к приобщению ведения здорового образа жизни, к физической культуре в повседневной жизни и на активном отдыхе.
Принципы для последовательной реализации совместной работы с семьей:
- «Социальное партнерство» - определяет логику построения партнерских взаимоотношений, единства целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье, как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.
- Конфиденциальности.
- Компетентности.
- Дифференцированного подход к каждому ребенку и семье.
- Систематичности и последовательностиработы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, между родителями и педагогами.
- Позитивный настрой на общение и сотрудничество, заключающиеся во взаимном доверии и взаимопомощи педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям как равноправным партнерам в образовательно – воспитательной работе.
- Добровольности.
Формы работы с родителями:
- Мастер-классы;
- Спортивно-оздоровительные мероприятия (веселые старты, совместная с родителями утренняя гимнастика, развлечения) ;
- Презентация опыта на тему «Семейный спортивный выходной»;
- Фотовыставки
- Папки-передвижки, информационные стенды;
- Круглый стол;
- Тренинги
- Дискуссии
- Решение проблемных ситуаций
- Анкетирование.
- Информирование, обмен опытом, фотоотчеты, конкурсы в закрытой группе соц. сетей.
- Индивидуальные блокноты на каждую семью.
Содержание работы клуба:
1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
- сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
- достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;
- принять и реализовать лично-ориентированную позицию в воспитании детей;
- сформировать оптимальные детско-родительские отношения.
3. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.
4. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.
5. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.
6. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
7. Возглавляет Клуб председатель данного объединения, избираемый на общем собрании членов Клуба.
Перспективный план реализации проекта
Сроки реализации
|
Тема и цели
|
Формы проведения
|
Особенности организации |
Ответственные |
Сентябрь |
Тема:«Утренняя гимнастика за или против» Цели: 1. Определить состав участников семейного клуба, распределить обязанности участников, познакомить с планом деятельности семейного клуба; 2. Познакомить родителей с различными формами проведения зарядки, посредством их непосредственного участия в данном мероприятии, а также через информационный стенд и социальные сети. 3. Привлекать родителей к участию с детьми в городских спортивных мероприятиях.
|
Презентация : «Оздоровительные мероприятия в ДОУ»
|
Групповое собрание Индивидуальная работа с родителями
Еженедельно, на открытом воздухе. (по всем возрастам) Фото выполнения совместной гимнастики родителей с детьми Городское мероприятие |
Физинструктор Музыкальный руководитель Воспитатели
родители |
Октябрь |
Тема: «Отражаются ли болезни ребенка на его физическом здоровье» Цели: 1. Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. 2. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей. 3. Повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях. |
«Почему так часто болеет ребенок», «Что такое болезнь
3. Анкетирование: «Является ли ваш ребенок часто болеющим?».
|
В течении месяца
В течении месяца
В течении месяца по запросу родителей в закрытой группе в соц сетях в рамках прививочных мероприятий в течении месяца в домашних условиях |
Мед работник Родители Воспитатели Воспитатели Родители Воспитатели |
Ноябрь |
Тема: «Плоскостопие и его влияние на организм ребенка». Цели: 1.Познакомить родителей с основами профилактики плоскостопия и специальными упражнениями, способствующими укреплению стопы и формированию правильной осанки, посредством участия их в детско-родительском спортивном развлекательном мероприятии, тем самым вызвать у родителей осознанное отношение к данной проблеме. 2.Привлекать родителей к изготовлению нестандартного спортивного оборудования из бросового материала (массажных дорожек и ковриков, физкультурных атрибутов и др.). 3. Способствовать сплочению детско-родительского коллектива. |
1. Информационный стенд и информация в закрытой группе социальной сети «Что такое плоскостопие», «Как правильно диагностировать плоскостопие». «Профилактика плоскостопия». 2. Акция: «Подарите здоровье детской стопе и осанке!» 3.Спортивное детско-родительское развлечение «Ленивый башмачок» Конспект представлен в приложении 1 4. Ведение блокнота «Спортивные достижения нашей семьи». |
В течении месяца
В течении месяца
Изготовление родителями нетрадиционного оборудования из бросового материала Физкультурный зал, массажные коврики и дорожки |
|
Декабрь -январь |
Тема: «Зимние виды спорта и спортивные упражнений в ДОУ». 1.Развивать у детей и родителей положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья. 2. Знакомить с различными зимними видами спорта Всероссийского масштаба и на уровне города (лыжи, фигурное катание, хоккей, скейтборд биатлон). 3.Предложить родителям поучаствовать в конкурсе презентаций на тему: «Наш спортивный семейный выходной» и продумать организацию семейного выходного дня и отразить все организационные моменты подготовки и проведения данного мероприятия в презентации. 4. Укрепление взаимоотношений родителей и детей при создании общей коллективной работы на тему здорового образа жизни. |
«Виды зимних спортивных игр и спортивных упражнений», «Зимние спортивные упражнения и игры в нашем ДОУ» .
|
В течении месяца
Информация и фото оформляются на листе формата А4, родителями, а представляют вид спорта дети в группе Соревнования среди детей и по желанию родителей Представление лучших презентаций в конце января |
|
Февраль |
Тема: «Подвижные игры и их влияние на развитие ребенка» Цель:
3. Создать у детей и родителей праздничное настроение. |
«Подвижная игра –что это такое», «Значение подвижных игр для детей», «Поиграем в подвижные игры вместе с родителями». 2. «Картотека подвижных и малоподвижных игрдля детей дошкольного возраста дома и в детском саду». 3. «Веселая масленица» (Катание на санках, ватрушках, соревнования, подвижные и хороводные игры»).
|
В течение месяца
Родители
Развлекательное спортивное развлечение на открытом воздухе |
|
Март- апрель |
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цели: 1. Познакомить родителей с понятием здоровьесберегающие технологии и применение их на практике в работе с детьми дошкольного возраста с целью повышения их компетентности (раскрыть значение здоровьесберегающихтехнологий, познакомить с методикой их проведения и элементами здоровьесберегающих технологий) |
1.Интерктивный тренинг: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Презентация: «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста» сопровождается проведением игр, заданий, решением ситуативных задач, обмен опытом.
|
Выступления родителей
Просмотр родителями занятий по физической культуре. |
Воспитатели, физинструктор |
Май |
Подведение итогов работы семейного клуба по физическому воспитания Цели:
|
1. Круглый стол - Какие темы на заседаниях клуба оказались наиболее актуальными - Какие темы хотелось бы обсудить на последующих заседаниях клуба 2. Совместное детско-родительское чаепитие - подведение итогов «Ведения блокнотов «Спортивные достижения нашей семьи». - вручение дипломов активным участникам семейного клуба. |
|
|