Проект "Читаем стихи выразительно"
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 27 «Антошка», г. Вологда
Проект "Читаем стихи выразительно"
Направление: художественно-эстетическое
Срок реализации: учебный год
старший воспитатель Богданович Виктория Сергеевна
учитель-логопед Большакова Лариса Александровна
Пояснительная записка
Направленность
Проект «Читаем стихи выразительно» художественно-эстетической направленности разработан с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Проект нацелен на развитие творческих способностей детей к декламированию стихотворных текстов, к выразительному чтению, проявлению актерских способностей в выражении образови выявление творческой одаренности, на обеспечение успешности каждого ребенка.
Актуальность
Проект затрагивает две актуальные проблемы современного общества, это: проблема воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и проблема развития творческих способностей и одаренности у детей дошкольного возраста. Создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из основных задач развития и совершенствования системы дошкольного образования в России. Уделяя внимание вопросу инклюзивного образования, которое стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидумы с различными потребностями в обучении, можно с уверенностью утверждать, что целенаправленная работа по развитию одаренности у детей с ОВЗ сыграет большую роль в решении данного вопроса. По научным исследованиям и наблюдениям психологов и педагогов, среди детей с ОВЗ значимый процент обладает определенными способностями. Дж. Галехер считает, что «приблизительно 2% детей инвалидов является одаренными детьми», таких детей он называет «дважды особенные». Именно на развитие творческих способностей и одаренности детей с ОВЗ направлен наш проект, который даст возможность проявить свои способности каждому ребенку.
Целесообразность
На первый взгляд может показаться, что тема проекта не характерна для проблемы развития одаренности, но для детей, посещающих группу компенсирующей направленности, целенаправленная работа по развитию выразительного чтения дает отличную возможность для раскрытия творческого потенциала, актерского мастерства и очень важна в решении основных задач учителя-логопеда. Выступления, участие в мини-спектаклях, драматизациях, сопровождающиеся выразительным чтением стихов интересны и приятны не только зрителям, но и самим участникам. У детей усиливается ощущение собственной личностной ценности, творческие подходы помогают справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, у ребенка появляется возможность выразить свои чувства, эмоции, знания. Обучение выразительному чтению основано на индивидуальном подходе и имеет целью реализовать творческие способности каждого ребенка. Произведения для работы над выразительным чтением подобраны в соответствии с лексическими темами, все занятия имеют практическую направленность.
При обучении выразительному чтению учитываются реальные возможности детей, принимаются во внимание индивидуальные способности каждого из них, учитываются наклонности, увлечения, темперамент, а также психологическое и физическое состояние в процессе работы над текстом. Планируется участие детей в различных конкурсах чтецов, выступления на праздниках, утренниках. В процессе обучения выразительному чтению формируется дикционная чистота, четкость, разборчивость речи, а также соблюдение орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения, что является составляющими компонентами коммуникативной компетентности, кроме этого формируется коммуникативная компетенция, художественно-эстетический вкус детей.
Гипотеза проекта
Если педагогический коллектив будет вести систематическую работу по развитию выразительного чтения художественных текстов при помощи разных форм деятельности и привлечения родителей по данной проблеме, то к завершению проекта:
- чтение стихов детьми положительно повлияет на развитие речи, коммуникативных и ораторских способностей;
- повысится интерес у родителей к заучиванию стихов с ребенком дома;
- родители овладеют информацией о структуре и методах заучивания стихов, способах подачи их детям.
Проблема
Отсутствие условий для трансляции детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) способностей к декламированию художественных произведений при наличии результатов систематической работы по формированию навыка выразительного чтения.
Новизна проекта заключается в системном подходе к обозначенной проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных форм работы, осуществляемой в тесном взаимодействии с педагогами, родителями и представителями местного социума.
Тип проекта:
по доминирующему методу -познавательно-творческий;
по характеру взаимодействия: социально-внутригрупповой;
по составу участников: детско-взрослое сообщество (дети, педагоги, родители);
по срокам реализации: долгосрочный, 1 год;
участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи - 15 человек, воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, старший воспитатель, педагог-психолог, родители.
Цель: выявление и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей в выразительном чтении художественных произведений и одарённости.
Задачи
Для детей:
- развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к различным видам художественных произведений;
- формировать творческие способности детей к выразительному чтению на близком, доступном и значимом материале;
- содействовать формированию навыков эмоционального восприятия и передачи содержания художественных произведений;
- способствовать развитию у детей творческих способностей к декламированию стихотворных текстов через драматизацию, конкурсные мероприятия;
- воспитывать коммуникативные, отзывчивость ребенка на литературное слово, интонации, образы.
Для педагогов:
- содействовать повышению уровня компетенции воспитателей по проблеме развития творческих способностей и одаренности детей с ОВЗ;
- мотивировать педагогов к разнообразию форм, методов и приемов взаимодействия с семьей;
- объединить усилия педагогов и родителей, направленных на реализацию проекта.
Для родителей:
- повышать уровень осведомленности родителей по вопросу формирования у детей интереса к чтению литературных произведений и навыка выразительного чтения;
- включать родителей в процесс развития творческих способностей ребенка.
Этапы работы по реализации проекта
Подготовительный этап – разработка проекта |
Основной этап – организация работы по реализации проекта |
Заключительный этап – презентация результатов проекта |
|
|
|
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по данному направлению:
- пополнение книжного уголка художественной и энциклопедической литературой;
- наглядно – иллюстративный материал, раскраски, настольно – дидактические игры;
- кубики по произведениям русских народных сказок о животных;
- пополнение атрибутики для сюжетно – ролевых игр;
- создание картотеки стихов для семейного чтения;
- создание мультимедийных презентаций «Наш город», «Космос» и др.;
- пополнение картотек по скороговоркам и чистоговоркам;
- обновление картотеки «Речевые игры для взрослых и детей»;
- создание родительского уголка «Читаем всей семьёй»;
- пополнение декораций и костюмов для театрализации и постановок по художественным произведениям.
Виды деятельности по реализации проекта
Образовательная область |
Содержание работ |
|
Организованные мероприятия |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Сюжетно-ролевые игры по художественным произведениям и с учетом лексических тем Совместные мероприятия с родителями (семейный клуб, выставки) Мини-спектакли для детей младших групп Изготовление масок, атрибутики для драматизации |
Придумывание сюжета, распределение ролей, составление правил игры. |
Познавательное развитие |
ООД по лексическим темам Беседы, наблюдения, рассматривание энциклопедий, иллюстративного материала
|
Рассматривание иллюстраций художественной и энциклопедической литературы Составление описательных загадок Рассматривание картин художников - иллюстраторов |
Речевое развитие |
Ситуативный разговор «Какого растения не стало?», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Как бы мы жили без светофора?», «Откуда пришла к нам книга?». Загадки, пословицы и поговорки по лексическим темам Чтение рассказов, сказок, стихов по лексическим темам Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений Составление загадок и рассказов Артикуляционная и дыхательная гимнастики, мимические упражнения |
Настольно-печатные и дидактические игры Рассматривание иллюстраций к рассказам и стихотворениям. Чтение книжек – малышек.
|
Художественно-эстетическое развитие |
ООД (аппликация, лепка, рисование, конструирование) Коллективные работы Поэтическое музицирование Прослушивание музыки на стихи вологодских поэтов, музыкальных сказок Драматизация стихов и фрагментов литературных художественных произведений |
Рассматривание иллюстраций в книгах Работа с раскрасками, развивающими книгами
Импровизация - движения, позы, мимика Игры с музыкальными инструментами |
Физическое развитие |
Комплекс утренних гимнастикпо лексическим темам Подвижные и малоподвижные игры с литературными героями, с использованием малых литературных форм Комплексы физкультминуток и пальчиковых гимнастик |
Самостоятельные игры |
Практическая результативность, формы подведения итогов реализации проекта:
- выставки детского и совместного творчества;
- выставка книжек – малышек по разным лексическим темам;
- составление фото – альбома по материалам конкурса чтецов и выступлений;
- мини-спектакли для детей младшего возраста и родителей;
- информационные ширмы для родителей, рекомендации «Учим стихи с детьми дошкольного возраста», «Учим стихотворения с детьми»;
- участие детей в конкурсе «Звездный дождь в Бывалово» в номинациях «Чтецы» и «Драматизация»;
- оформление методических материалов по проекту.
Ожидаемый результат по завершению реализации проекта:
- у детей сформируется навык выразительного чтения литературных художественных произведений, интерес к прочтению и слушанию литературных произведений;
- в семье будет больше уделяться внимания проблеме заучивания и выразительного чтения стихов;
- созданы карты индивидуального маршрута детей по развитию творческих способностей и предпосылок одаренности.
Календарно-тематический план по реализации проекта
Сроки |
Лексические темы |
Количество коррекционных занятий (учитель-логопед) |
Количество ООД (воспитатель, музыкальный руководитель), другие формы работы |
Сентябрь 3-4 неделя |
«Осень» |
1 занятие в неделю по реализации проекта (3 логопедические занятия по лексической теме еженедельно) |
2 занятия, беседы, развлечение |
Октябрь 1-2 неделя |
«Овощи. Фрукты» |
3 занятия, беседы, игры, поход |
|
Октябрь 3-4 неделя |
«Деревья, осень в лесу» |
2 занятия, беседы, мини-спектакль |
|
Ноябрь 1-2 неделя |
«Удивительный мир животных» |
2 занятия, игры, индивидуальная работа |
|
Ноябрь 3-4 неделя |
«Я – Россиянин. Я – Вологжанин» |
1 занятие, викторина, выставка |
|
Декабрь 1-2 неделя |
«Речные рыбы. Обитатели морей» |
3 занятия, викторина, совместная деятельность |
|
Декабрь 3-4 неделя |
«Новогодний праздник» |
2 занятия, семейный клуб, игры |
|
Январь 3-4 неделя |
«Вот зима. Кругом бело» |
2 занятия, беседы, игры |
|
Февраль 1-2неделя |
«Правила дорожного движения» |
2 занятия, беседы, викторина |
|
Февраль 3-4 неделя |
«День защитника Отечества» |
3 занятия, беседы, игры |
|
Март 1-2 неделя |
«Семья. Женский день» |
3 занятия, семейный клуб, выставка |
|
Март 3-4 неделя |
«Книжкина неделя» |
2 занятия, экскурсия, выставка |
|
Апрель 1-2 неделя |
«Космос» |
2 занятия, беседы |
|
Апрель 3-4 неделя |
«Весна» |
3 занятия, беседы, семейный клуб |
|
Май 3-4 неделя |
«До свиданья, детский сад!» |
3 занятия, беседы, мини-спектакль |
Содержание работы по реализации проекта
Тема |
Стихи для заучивания и чтения |
Виды деятельности с учителем-логопедом |
Дидактические игры, материалы и оборудование |
Взаимодействие с педагогами, родителями, социумом. Итоговое мероприятие |
Осень |
Зонтик Если дождик проливной, Зонтик я беру с собой. Очень яркий и большой, Желто – красно – голубой. Кто не повстречается, Очень удивляется. Говорит кругом народ: «Вот так чудо! Зонт идет!» Даже чуточку обидно, Что меня совсем не видно.
|
«Сливы спелые висят, синим стал сливовый сад. Сливы слева, сливы справа, собирает сливы Слава»
упражнение «Что звучит», «Слушаем звуки природы»
Ветер бормочет: «Бу-бубу!» Ветер забрался в нашу трубу. Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-… Не бойся мы ветров-в-в!» (Е.Г.Карельская)
|
Демонстрационные сюжетные картинки
Мультимедийная презентация «Осенние пейзажи»
Д/и «Запомни, повтори» - повтор рифмованной фразы: Желтый листочек улетел в садочек. Птички полетели, песенки запели. Дима очень-очень рад, он увидел листопад.
|
|
Овощи. Фрукты |
Наш сад Прекрасен наш осенний сад. |
|
Картотека п/г Демонстрационные предметные картинки
Натуральные фрукты и овощи |
|
Деревья. Осень в лесу |
Березка Эта модница лесная |
Вправо, влево повернись и кругом оглянись (И.п. основная стойка. 1 сделать вдох. 2 – на выдохе повернуться, одна рука за спину, другая вперед) |
Д/и «Рифмы» (листочки-грибочки, мухомор-помидор, листопад-снегопад и т.д.)
Д/и с листьями на ниточках на поддувание Экологические игры: «Благодарение», «Какого растения не стало?», «Что было бы, если из леса исчезли…».
|
|
Удивительный мир животных |
Мяч Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. - Можно мне? Спросила мышка. - Что ты! Ты ещё малышка!
Кот Мой серенький кот Совсем не растёт. И даже усы не растут. Он супа не ест И каши не ест – Попробуй-ка вырасти тут!
|
Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше (И.п. – основная стойка. 1 – поворот головы вправо, короткий, шумный вдох носом. 2 – поворот головы влево, выдох через рот |
Предметные демонстрационные и раздаточные картинки
Д/и «Три медведя» на фланелеграфе |
|
Я - россиянин Я – вологжанин |
Красавица Вологда русскую славу Хранила во все времена: Серебряный меч, золотую державу Надежно сжимает она. Становится Вологда краше и краше. Вплетая в наряд кружевной Узоры родной Вологодчины нашей, Узоры России родной. (Анатолий Шамгин)
|
Вырасти хочу скорей, добро делать для людей (И.п.основная стойка. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох). 2 – опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох), произнести У-х-х) |
Мультимедийные презентации «Моя Вологда», «Город древний, город славный» Д/и «Найди герб Вологды» (с перфокартой) Фотографии и иллюстрации по теме Д/и «Узнай и назови», «Собери картинку»
|
|
Речные рыбы. Обитатели морей |
Рыбалка Ловим рыбу вместе с кошкой, Мы с утра рыбачим с ней. Кошке мелкую рыбешку, Мне, конечно, покрупней. Немудреная наука – Наблюдать за поплавком! Может быть, поймаю щуку, Может, попадется сом. Но везет пока лишь кошке. Щука не клюет на крошки. Е.Стеквашова
|
- Рыбка, рыбка, вот червяк! Откуси хоть чуточку! - Не проси меня, рыбак, попадусь на удочку! Упражнение наразвитие плавного направленного выдоха «Рыбка в аквариуме» |
Подбор иллюстративного материала по теме «Морские обитатели», «Море» Предметные демонстрационные и раздаточные картинки «Рыбы» Д/и «Чей силуэт», «Угадай звук животного», «Чья тень?», «Собери Дельфина», «Укрась аквариум», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу» Подвижные и музыкальные игры «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки», «Водяной», «Водолаз»
|
«В морских глубинах»
|
Новогодний праздник |
Зайкино письмо Белый заяц втихомолку Т.Петухова |
Рассердился он на нас: «Заморожу, заморожу, Заморожу вас сейчас!» Дед Мороз повеселел, Улыбнулся, и запел. Выступал Мороз у ёлки, Отморозил ей иголки…
Старушка «Ох! – сказала бабушка, - На дворе мороз! Отморозить может Он мне щёки, нос! Э-хе-хе! Упрячу Нос я в воротник. Ох, какой, мороз, ты, Всё же озорник! О-хо-хо!» ( Е.Г.Карельская) |
Демонстрационные сюжетные картинки
Мини-музеи новогодних открыток и игрушек
|
К. Бальмонт «Снежинка»
|
Вот зима, кругом бело |
Грянул первый снегопад! Снегопаду каждый рад: Все дорожки, все углы Удивительно белы! Молвил дворник дядя Вася: - А снежок-то землю красит! Пусть до завтра полежит, От меня не убежит!
|
«Сыплет, сыплет снег с небес, спит под снегом зимний лес»
Я на саночках сижу, На синичку я гляжу Ти-ли-ли! Ти-ли-ли! Ты за нею повтори: Ти – ли – ли, ти–ли –ли! Прилетели снегири: Ти – ти – ти, ти – ти – ти! Ты, синичка, не свисти! (Е.Г.Карельская)
|
Сюжетные картинки и репродукции картин с зимними пейзажами и сюжетами
Д/и «Олимпийские виды спорта», «Разрезные картинки»
Д/и «Снег – хорошо и плохо», «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
Опыты и эксперименты
|
Снего – снего – снегопад,
|
Транспорт ПДД |
Моя улица Здесь, на посту, в любое время Дежурный ловкий постовой, Он управляет сразу всеми, Кто перед ним на мостовой. Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики.
|
Верный путь он нам покажет, повороты все укажет (и.п. стоя, ноги на ширине плеч. 1 – правая рука вверх, левая в сторону – вдох носом. 2 – леваярука вверх, правая вниз с произнесением «ррррр»)
|
Мультимедийная презентация «Мы идем по улице» Плакаты «Правила дорожного движения» Макеты светофора, дорожных знаков Художественная литература: С.Михалков «Светофор», «Скверная история», М.Пляцковский «Светофор», А.Северный «Три чудесных цвета», Я.Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», Д/и «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка» |
«Знаки вокруг нас» «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад» «Мы – пассажиры» «Мы – пешеходы» «Красный, желтый, зеленый» «Основные части улицы» «Правила поведения в общественном транспорте»
|
День защитника Отечества |
Папе Папа мой большого роста, |
|
Д/и «Разведчики» Фото альбом « Наша армия» Пословицы и поговорки · Будем в Родину любить – будем в армии служить · Жить - Родине служить · Трудно в ученье - легко в бою · Один в поле не воин · Один за всех и все за одного · Щи да каша- пища наша · Чем крепче служба – тем легче дружба
|
А. Пахмутова « Про нашу советскую Родину». Д. Шостакович « Марш». М. Раухвергер « Лётчики на аэродроме». Д. Кабалевский « Походный марш». А. Филлипенко « Наша Родина сильна».
|
Семья. Женский день |
Про нас Мама вкусно приготовит, Уберется, постирает. Ну, а если я балуюсь, Иногда и поругает. Папа все починит в доме, Все исправит, все наладит, Ну, а если он свободен, На машине покатает. Бабушка мне все прощает, Водит в цирк, в кино, в театры Мне игрушки и конфеты Очень часто покупает. Хорошо, что у меня Очень дружная семья. Ю.Жукова
|
|
Серии демонстрационных сюжетных картин Подбор и выставка художественных произведений о маме Фотовыставка «Моя мама»
|
|
Книжкина неделя |
Добрая книга Мы купили с мамой книжки М.Мюллер |
|
Книжный уголок в группе Тематическая выставка книг А.С.Пушкина Д/и «Сочиняем сказку вместе» |
|
Космос |
Юрий Гагарин В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звездам смог. Поет об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. В. Степанов
|
|
Мультимедийная презентация по теме «Космос» Иллюстративный материал Плакат «Солнечная система», книги о космосе, энциклопедии, аудио-энциклопедия «Полеты в космос», папка о первом космонавте СССР Ю.А.Гагарине - «Знаете, каким он парнем был!», космические карты, макет «Солнечная система», схема созвездий
Мини-музей ракеты
|
|
Весна |
Если снег повсюду тает Если снег повсюду тает,
|
Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.) Гонит с речки лёд. (Насупить брови.) Баба снеговая Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.) Г. Ладонщиков
|
Дидактические игры:«Что будет, если...», «Птичьи голоса», «Туча, туча улетай», «Чего весной не стало?», «Вспомни и скажи», «Когда это бывает?», «Где звенит капель?», «Собери цветок»
|
|
До свиданья, детский сад! |
Детский сад Мы приходим в детский сад, Пароход О.Высотская |
Кот шалун сидит на шторе, потому что Маша в школе. Будет Маша после школы штопать шелковые шторы
|
Мультимедийная презентация по теме «Мой детский сад «Антошка» Предметные демонстрационные и раздаточные картинки по теме «Школьные принадлежности» Сюжетно-ролевая игра «Школа» Картотека пословиц и загадок Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»
|
«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
|
Дорожная карта по реализации проекта
Проект чётко структурирован, в соответствии со структурными элементами выделены этапы его реализации, пошаговое развитие проекта представлено в таблице
Этап |
Задачи этапа |
Содержание инновационной деятельности на этапе |
Планируемые результаты |
Критерии и показатели эффективности работы на этапе |
1 этап подго товитель ный Август |
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и организовать взаимодействие воспитателей и специалистов в рамках проекта. Разработать технологию развития проекта (целеполагание, организация, оценивание) 2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы компонентами, стимулирующими реализацию проекта. |
- Выбор темы, определение цели и задач, срока реализации. - Определение участников. - Сбор, анализ, систематизация информации по теме проекта. - Составление плана работы по реализации проекта, разработка конспектов организованной образовательной деятельности. - Определение ожидаемых результатов.
- Подбор игр и художественного слова по тематике проекта. - Создание в группе условий для организации и интеграции различных видов деятельности, направленных на реализацию проекта |
Достаточный уровень компетентности педагогов для осуществления инновационной деятельности.
Наполненность развивающей предметно-пространственной среды,
|
Научность, активность, систематичность
Экологичность, доступность, эстетичность |
2 этап основной Сентябрь - май |
Организовать и провести мероприятия, направленные на решение задач проекта.
|
- Организованные мероприятия с детьми и взрослыми. - Взаимодействие с семьей (организация выставок семейного творчества, создание в группах библиотек для организации чтения стихов дома, разработка рекомендаций и консультаций для родителей «Учим стихи с детьми дошкольного возраста», «Как выучить с ребенком стихотворение», семейный клуб, совместные походы и экскурсии и др.) - Взаимодействие с социумом (экскурсии и тематические встречи в библиотеках, посещение театров, филармонии), участие в конкурсах чтецов, художественных выставках по литературным произведениям, постановки-драматизации для детей других групп. |
Создана система работы с детьми во взаимодействии с педагогами и родителями, представителями местного социума. |
Системность и практическая результативность |
3 этап заключи тельный Июнь |
Организовать итоговые мероприятия с подведением результативности реализации проекта. Разработать методические рекомендации по теме проекта. |
- Выставки и презентации книг, детского творчества, создание альбомов по материалам проекта. - Итоговые встречи и мероприятия. - Оформление методических материалов по теме (по трем блокам: работа с детьми, педагогами и родителями). - Обобщение и распространение опыта через выступление на педчасе, участие в конкурсе проектов. |
Организация выставок совместного творчества детей и родителей. Оформление материалов проекта. |
Практическая значимость для педагогов других групп и дошкольных образовательных учреждений |
Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта требуются определенные ресурсы:
- кадровые ресурсы;
- материально-технические ресурсы.
Кадровые ресурсы. В проекте принимают участие педагоги ДОУ: учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Для реализации проекта необходимо осмысление проблемы проекта всеми педагогами, повышение их компетентности в данном вопросе, изучение методологической обоснованности и построение взаимодействия педагогов в решении поставленных задач. Профессиональный уровень педагогов достаточен на начало реализации проекта, они постоянно повышают свое мастерство через посещение методических объединений для воспитателей и музыкальных руководителей групп компенсирующей направленности, учителей-логопедов, семинаров.
Материально-технические ресурсы. Для реализации проекта не требуется больших вложений в материально-техническое обеспечение, так как на группах компенсирующей направленности создана богатая развивающая предметно-пространственная среда, разработаны и изготовлены разнообразные пособия, игры, наглядно-иллюстративные материалы, которые необходимы в реализации проекта по темам. В группе созданы условия для самостоятельного чтения и творческой деятельности, оформлены книжный и театрализованный уголки, имеется кабинет логопеда, в котором установлен компьютер, где проводятся индивидуальные занятия, включающие задачи проекта. В ДОУ имеется достаточное количество информационно-технического оборудования для одновременного использования на разных группах. Предполагается обновление литературного фонда, дидактических игр и пособий, необходимых при реализации некоторых тем проекта.Таким образом, проект имеет высокую социальную значимость и вместе с тем не требует высокой ресурсной затратности, и может быть использован в работе как учителем – логопедом, так и другими педагогами дошкольных учреждений.
Методическая литература
1. Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» №3, 2007 А.И.Савенков «Психология творчества и современное образование», с.6; Н.Ю. Кушнарева «Ценностный аспект литературного образования одаренных детей», с.93
2. Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» №1, 2008 Н.Д. Хышов «Педагогическое сопровождение детей на основе концепций одаренности», с.42
3. Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» №5, 2008 Н.А. Ваганова «Изучение особенностей проявления творческого потенциала у старших дошкольников», с.36
4. Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» №2, 2009 С.Н.Далинская «Мониторинг выявления и развития одаренных детей», с.53; Е.Н.Дубинина «Кружковая работа с одаренными детьми», с. 66
5. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/06/proektnaya-deyatelnost-pedagoga-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do, http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor, http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/09/08/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-ogranichennymi, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/19/psikhologicheskoe-soprovozhdenie-odaryonnykh-detey-s-ovz .
Методическое обеспечение проекта:реализация проекта через использование разных форм работы
Существенную роль вреализации проектаиграет систематизация работы с включением различных видов деятельности, интеграции образовательных областей, разнообразие форм работы.
Решение задач проекта осуществляется во время организованной образовательной деятельности и свободно-организованной деятельности. Детям предложены различные занятия по образовательным областям, например:
- речевое развитие «Наш сад», «Удивительный мир животных», «Весна», каждое из которых содержит работу над выразительным чтением стихотворения, подобранного по теме, обязательно включаются артикуляционные, мимические, дыхательные упражнения, пальчиковые гимнастики, мультимедийные презентации, дидактические игры и пр.;
- художественно-эстетическое развитие – рисование «Осенний пейзаж», конструирование «Вологодский кремль», лепка «Зимние узоры», «Лыжник», коллективная работа «Коллаж «По лесным тропинкам» и др., которые способствуют развитию представлений и наглядных форм мышления, памяти, сосредоточенности, фантазии и воображения;
музыкальный руководитель в свои занятия включает поэтическое музицирование, которое подразумевает озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов, благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения;
- познавательное развитие «Наш друг Светофор», «Дары осени»и др., такие занятия позволяют детям ознакомится с темами, направлены наразвитие познавательной активности и мыслительных психических процессов.
Во время свободной и совместной деятельности у ребят есть возможность поиграть в настольные, сюжетно-ролевые, подвижные и хороводные игры, рассмотреть книги, иллюстрации и репродукции, вместе с воспитателями повторить стихотворения, послушать музыкальные аудиозаписи и пр.
Большое внимание уделяется уголку книги, где ребенок может самостоятельно, по своему желанию и вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.Содержание книжного уголка определяется возрастными особенностями детей и подбирается в соответствии с темами.
Кроме уголка книг, отведено место для дидактических игр по мотивам литературных произведений, книжек – раскрасок, портретов детских писателей, разнообразных альбомов для рассматривания.
Дети с увлечением и большим удовольствием просматривают иллюстрированные книги и просят воспитателей прочитать интересные тексты, педагоги стараются удовлетворить увлечение ребят и стараются как можно больше времени посвящать знакомству с книгами и новыми стихотворениями.По мотивам прочитанных произведений детям предлагается нарисовать рисунок или выполнить поделку с помощью бумаги, пластилина, как индивидуально, так и коллективно. Рисунки и поделки помещаются в уголок книги или на выставке в раздевалке.
Дети с удовольствием участвуют в играх-инсценировках, играх - драматизациях, постановках спектаклей, в основе которых лежат стихотворные тексты.
Кроме того, произведения художественной литературы широко используются в программах праздников и развлечений, которые систематически проводятся в детском саду.
Традицией нашего детского сада стало ежегодное проведение Недели детской книги. В ходе проведения таких недель детям предлагается поближе познакомиться с творчеством того или иного детского писателя. В нашем проекте «Книжкина неделя» посвящена творчеству А.С.Пушкина, предполагается насыщенное разнообразие мероприятий: различные викторины, игры – инсценировки, развлечения, поэтическое шоу или фестиваль театральных постановок, где дети – участники проекта примут активное участие и продемонстрируют свои успехи по выразительному чтению.
Кроме того, с детьми старшего дошкольного возраста систематически организуются экскурсии в городскую библиотеку. Где с детьми проводятся литературные игры-викторины, встречи с интересными людьми, презентации. Детям представляется отличная возможность выступить - прочитать стихотворения перед своими ребятами и работниками библиотеки. Также посещение спектаклей и выступлений артистов филармонии, театров играют значимую роль для детей, они наблюдают за умением артистов эмоционально играть свои роли, за их четким и грамотным произношением, ярким и творческим выступлением.
С целью привлечения родителей к решению задач проекта, для них регулярно происходит смена рекомендаций и наглядной информации в родительском уголке, проводятся консультации по вопросам грамотного разучивания стихов. Родители всегда активно включаются в проводимые мероприятия, выставки совместного творчества, совместные экскурсии и прогулки выходного дня.
По каждой лексической теме проводятся итоговые мероприятия в разных формах: развлечения, семейный клуб, мини-спектакли, викторины, виртуальная экскурсия, эстафеты и спортивное развлечение, досуг, поэтический вечер и конкурс чтецов. Последнее итоговое мероприятие проекта – конкурс чтецов «Я талантливый ребенок». Независимо от формы проведения мероприятия, в них обязательно включение чтение стихов, драматизации или мини-спектаклей, всем детям предоставляется возможность продемонстрировать свои успехи, раскрыть творческие способности и удивить зрителей навыками выразительного чтения стихотворений.