Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Педагогический проект «ТРИЗом увлекаемся, играя, развиваемся»

МДОУ "Детский сад № 17" г. Энгельс Саратовская область

Педагогический проект «ТРИЗом увлекаемся, играя, развиваемся»

учитель-логопед, воспитатель: Бызова Екатерина Николаевна, Козлова Наталья Григорьевна

 

 

Современное общество нуждается в активных, творческих и, несомненно, эрудированных людях. Эти качества закладываются с дошкольного возраста. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и другие качества личности интегративного характера. Решить эти задачи невозможно без целостного восприятия мира ребенком, без понимания им связей и взаимодействий окружения.

Современное законодательство (Закон об образовании РФ и ФГОС) закладывает основы компетентного подхода к работе с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном детстве у детей возникает множество вопросов:

- Где живет эхо?

- Почему небо голубое?

- Кто раскрасил радугу?

- Что такое вулкан?

- Откуда прилетает ветер?

И множество других.

Не каждый родитель может ответить на все вопросы своих маленьких почемучек, объяснить причину того или иного явления. Решение этой задачи может взять на себя дошкольное учреждение.

В связи с этим в современном дошкольном образовании идет активное внедрение различных инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами.

Нами сделана попытка активизировать процесс становления интеллектуальных функций маленького ребенка.

Что же такое интеллект и можем ли мы влиять на его развитие в дошкольном возрасте?

Термин «интеллект» имеет синонимическую пару, и она звучит как «понимание». Это значит, что человек может быстро схватывать смысл чего-то и этим оперировать. Интеллект – это качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, обучаться на основе опыта, понимания и применения абстрактных моделей. Т.о., интеллект – это общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: восприятие, память, представления, мышление, воображение.

Общеизвестно, что интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей: познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию, определять границы ее применимости (классифицировать), находить закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной.

Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  с нарушением речи – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Каждый ребёнок с ОВЗ индивидуален, поэтому нами создавались различные дидактические игры, которые активизировали аналитико-синтетическую деятельность детей, отдельно влияли на развитие памяти и воображения. Но такого материала было недостаточно.

Для успешного решения данной проблемы мы обратились к технологии ТРИЗ, которая комплексно воздействует на интеллект подрастающего поколения, и позволяет решить множество поставленных перед нами задач.  Эти технологии, разработаны творческим коллективом  г. Ульяновска. Они базируются на общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач, и методах развития творческого воображения, которые результативно зарекомендовали себя как эффективное средство решения проблем.  При работе с ними, по мнению авторов, нужно особым образом организовать интеллектуальную  деятельность, учитывая следующие компоненты:      

  • - использование модели «объект-имя признака - значение имени признака»;
  • - активизация воображения, основанного на изменении значений признаков;
  • - анализ взаимосвязи признаков (если изменилось одно значение признака, то меняется другое);
  • - организация мысленного эксперимента на основе имеющихся знаний.

Сначала Мы испытывали много трудностей, в связи с тем, что у детей с ОВЗ снижена концентрация внимания, память, у многих процесс воображения никак не проявлялся.  А также у них имеются недостатки в развитии связной речи – умении строить предложения и объединять их в общий рассказ. Но, все-таки, нам удалось заинтересовать детей дидактическими играми, основанными на технологии ТРИЗ.

Объект: Воспитанники группы старшего дошкольного возраста с  ОВЗ.

Гипотеза: Влияние технологии ТРИЗ на развитие интеллекта старших дошкольников с ОВЗ. 

Вид проекта: творческий (игровой)

Цель проекта:  Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством  ТРИЗ технологии.

Задачи проекта:

  1. Систематизация имеющихся знаний детей. Отработка умений самостоятельно достраивать и свободно использовать информацию в процессе мотивированной познавательной деятельности.
  2. Развитие творческого воображения.
  3. Стимулирование детской любознательности и инициативности.
  4. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды для максимального развития интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
  5. Привлечение родителей как единомышленников к совместной деятельности.
  6. Обоснование эффективности использования ТРИЗ технологии в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Срок реализации проекта: долгосрочный с 1.09.2018г.- по 28.02.2019г.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатель, родители.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Продукты  проектной  деятельности:

  • Тренинги  по признакам;
  • Д\и «Да-нетка»;
  • Д\и «Вопросы»;
  • Круги Луллия;
  • Д\и «Волшебники»;
  • «Морфологическая таблица»;
  • «Системный оператор»…

Формы организации проекта:

  • НОД (непосредственная образовательная деятельность)
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Иос  (игровая обучающая ситуация)
  • Консультации для родителей: «Что такое ТРИЗ?»; «Сочиняем при помощи таблицы»

 

Ожидаемый результат:

  • Активизация  познавательных процессов и исследовательских навыков  дошкольников.
  • Решение задач, не считая  полученное решение, единственно верным,  умение оценивать свои идеи с точки зрения идеального конечного результата (экономии времени и средств).
  • Творческая личность, которая сама принимает творческие задачи, умеет с ними работать (решать), а из решения ставит новые задачи.
  • Умение  рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
  • Интенсивно развивается вид мышления: словесно-логический, отвлеченное мышление.
  • Владение  приемами логического мышления, такими  как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

 

Актуальность

  У детей  с нарушениями речи  дисгармония мотивационно - потребностной сферы: они имеют достаточно правильное  представление о характере предстоящей учебной деятельности, однако, эти знания не являются  для них побуждающими.

Недостаточность сформированности языковых средств и речевое недоразвитие обуславливает отсутствие положительного эмоционального отношения к выполняемой деятельности.

У детей  отсутствует способность к адекватной оценке результатов своей деятельности.

В свою очередь  родители  не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, дефекты произношения некоторых  звуков, только нескольких мам волнует недоразвитие лексико–грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов они относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана, не владеют игровыми приемами работы с детьми. 

Поэтому данная технология  обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста, в частности,  детей с тяжелыми нарушениями речи. Объединяющим началом всех видов творческих качеств личности является способность человека приобретать новые знания, готовность к решению проблем  и проявление исследовательского поведения, а для этого оптимальным условием является использование творческих задач в технологии ТРИЗ. Что гарантированно способствует формированию коммуникативно-речевых умений детей, развитию их познавательных способностей.    Использование  игр и упражнений  ТРИЗ технологии помогло усилить эффект воздействия на речь и в целом на  личность ребенка.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта.

Воспитание современного ребёнка и его интеллектуальных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, которые смогут изменить будущее России. А для этого стране нужны люди, владеющие способами инженерного мышления.

Смотреть работу полностью

Смотреть презентацию