Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера дошкольных...
16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Проводим лето в парке»
16.09.2019 г.
Всероссийский фестиваль поделок из овощей, цветов и фруктов «Щедрого лета прощальные дары…»
10.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Вспоминая ушедшее лето…»
09.09.2019 г.
 

Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню Государственного флага Российской...
09.09.2019 г.
Всероссийский конкурс «Мой Город отмечает праздник свой!»
05.09.2019 г.
IV Всероссийский конкурс «Овощной переполох»

Педагогический проект "Организация адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №27"

Педагогический проект "Организация адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ"

педагог-психолог: Толмачева Юлия Валерьевна

 

1.Постановка проблемы, степень разработанности проблемы (ссылки)

Современная семья продолжает оставаться важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста. Пункт 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем дошкольном возрасте.

В настоящее время специалистами образовательных учреждений ощущается дефицит общения родителей с детьми. Реальность такова, что родители (папы и мамы) вынуждены много работать. Многие семьи вынуждены выбирать между родительством и карьерой.

У родителей очень часто в последнее время наблюдается высокое эмоциональное напряжение и тревожность по поводу перспективы пребывания ребёнка в группе раннего возраста. Низкая компетентность родителей в организации жизни и общения с ребёнком в период адаптации приводит иногда к конфликтам между родителями и педагогами, что существенно может повлиять на успешную адаптацию их детей.

Можно вычленить ряд проблем и среди других участников (детей и педагогов) адаптационного процесса.

Дети:

  1. В эмоциональной сфере: страх, тревожность, настороженность, недоверие.
  2. В поведенческой сфере: неадаптивное поведение в новом социуме.
  3. В системе установок: негативизм к предлагаемой деятельности, режимным моментам, к правилам общения, принятым в новом социуме.
  4.  
  1. В эмоциональной сфере: тревожность, настороженность к присутствующим в группе родителям, чувство неприятия данной ситуации.
  2. В сфере профессиональной компетентности: нередко не готовы оказывать квалифицированную помощь и психолого - педагогическую поддержку; часто у них отсутствуют навыки грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков.

 Проблема адаптации детей раннего возраста нашла отражение во многих психолого-педагогических исследованиях. Коллективом под руководством Р.В. Тонковой–Ямпольской была определена динамика адаптационного периода ребенка к дошкольному учреждению. Психологами  А.И Захаровым, Н.И. Гуткиной, Н.А. Ноткиной, Л.В. Макшанцевой, Е.И. Морозовой был проведен анализ причин трудностей адаптационного периода и степень выраженности адаптационных нарушений. В педагогических исследованиях В.Г. Алямовской,  Н.Д. Ватутиной, Р.Р. Калининой, Н.В. Кирюхиной, Е.О. Севостьяновой содержатся  методические рекомендации по организации адаптации детей к детскому саду.

Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте

2. Обоснование актуальности проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме)

Несмотря на достаточно большое количество исследований в этой области, на наш взгляд, остаются нерешенными как теоретический, так и прикладной аспекты этой проблемы. Особенно остро она обнаруживает себя, когда речь идет о детях раннего возраста, которые в силу психолого-физиологических особенностей, являются категорией наиболее уязвимой.

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Воспитание детей в семье и детском саду должно преследовать единые цели и задачи: стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и развитию детей. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и семье.

И потому, на наш взгляд,  так актуальна на сегодняшний день проблема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к ДОУ. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом успешной адаптации.

Федеральный государственный образовательный стандарт рекомендует нам не просто информировать родителей, а сделать их своими партнёрами и союзниками в воспитании детей.

Одной из эффективных форм поддержки семье может стать организация адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ. Тематика занятий адаптационной группы направлена на формирование социальной грамотности семьи, становление у родителей воспитанников позиции «осознанного родительства», обучению диадномукоппингу (совместному преодолению трудностей). Изученный нами опыт создания «семейных адаптационных групп» (их не так уж и много), предусматривает использование больше практических форм  взаимодействия родителей и детей в продуктивно – творческой досуговой сфере деятельности (физкультурно-оздоровительное направление, игровая деятельность, процесс формирования навыков самообслуживания и т.п.). Новизна же нашего проекта будет выражаться в создании  цикла обучающих занятий и тренингов для родителей с применением АМО (активных методов обучения) в области воспитания и развития детей раннего возраста с участием и помощью родителей, психологической поддержки детей их родителями при совместном совладании с трудными ситуациями.

3. Теоритические источники проекта.

В основе концептуальных положений проекта – фундаментальные зарубежные и отечественные психолого-педагогические исследования по проблемам развития, воспитания и обучения детей раннего возраста, а также научные работы по использованию традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. Особую важность в этой связи представляют культурно-историческая концепция развития (Л. С. Выготского); исследования, посвящённые изучению педагогики раннего возраста (Н. М. Аскариной, Л. Н. Галигузовой, Л. Н. Павловой, К. Л. Печоры, Е. О. Смирновой, Н. М. Щелованова); работы, раскрывающие вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (Н. Д. Ватутиной, Р. В.  Тонкова-Ямпольской), а также специфику взаимодействия детского сада с семьёй (Е. П. Арнаутовой, Л. В. Загик, О. Л. Зверевой, Т. А. Куликовой, Т. А. Марковой). Педагоги Т. Н. Доронова, Е. В. Зворыгина, Н. С Карпинская, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, Н. А. Короткова, Н. Я Михайленко, Г. П. Новикова, О. С. Ушакова и другие представляют богатый теоритический и практический материал по разработке задач, содержания, методов разностороннего и гармоничного воспитания дошкольников. Интересны концептуальные положения – исследования российских психологов (Р. Х. Шакуров, Т. О. Крюкова, И. П. Стрельцова)  в области психологии совладающего поведения, согласно которым, совместное преодоление эмоциональных и поведенческих трудностей (родитель-ребёнок) помогает преодолеть более эффективно трудности и способствует индивидуальному преодолению нагрузок, эмоциональной регуляции, разрешению проблем и социальной регуляции, благодаря чему улучшается психическое и физическое самочувствие.

4. Гипотеза (логическое предложение относительно способа реализации идеи и замысла проекта). Родительская компетентность будет способствовать успешной адаптации к ДОУ  детей раннего возраста при условииорганизации адаптационной группы для родителей и создания единого воспитательно - образовательного и развивающего пространства в ДОУ и дома.

5. Объект и предмет проекта (в исследовательском проекте).

Объект – процесс адаптации детей раннего возраста.

Предмет – родительская компетентность в вопросах адаптационного периода и развития детей раннего возраста.

6. Постановка цели, задач проекта.

Цель: адаптация родителей будущих воспитанников к ДОУ и установлениепсихолого-педагогического контакта дошкольного учреждения с семьей.

Задачи:

  1. Изучить, обобщить имеющийся опыт, лучшие практики по теме адаптации.
  2. Сформировать условия для становления позиции «осознанного родительства».
  3. Повысить родительскую компетентность в вопросах адаптационного процесса и воспитания детей раннего возраста.
  4. Провести диагностические и мониторинговые исследования в условиях проекта.
  5. Разработать и апробировать технологию взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок:

а) создать единоевоспитательно - образовательное и развивающее пространство в ДОУ и семье;

б) психолого - педагогически сопровождать отношения родителя и ребенка, педагога и ребенка;

в) включать родителей в проектирование развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

  1. Разработать и апробировать программу работы  адаптационной группы.
  2. Проанализировать прогнозируемые результаты, эффекты.
  3. Обобщить, тиражировать инновационный проект.

 

7.Этапы реализации проекта.

Первый этап - октябрь2017года-март 2018 года - поисковый

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный(ФИО, должность)

1.Создать творческую группу.Привлечь педагога-психолога для разработки психолого-педагогического сопровождения всех участников адаптационного процесса. Осмыслить идею проблематики. Выделить проблему и сформулировать тему.

Собрание творческой группы

 

Октябрь

 

Согласование о начале работы творческой группы

 

Педагог-психолог

Воспитатели

 

2.Принять участие в IРегиональной научно - практической конференции «Современные подходы и технологии в организации работы с детьми раннего возраста».

 

IРегиональная научно - практическая конференция «Современные подходы и технологии в организации работы с детьми раннего возраста» в проблемно-творческих группах: «Проблемы адаптация детей раннего возраста», «Организация работы с родителями детей раннего возраста».

Октябрь

 

Повышение профессиональной компетенции педагогов

 

Воспитатели Педагог-психолог

 

3.Подготовить нормативно-правовое обоснование организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в детский сад

(адаптационная группа для родителей детей, поступающих в детский сад).

Подготовка к педсовету. Педсовет.

 

Ноябрь

 

Утверждение работы творческой группы

 

Ст. воспитатель

Педагог - психолог

воспитатели

 

4.Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу, имеющийся опыт по данной теме.

 

Самостоятельная работа: подбор и анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме.Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

 

Ноябрь-декабрь

 

Анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме.

 

Педагог-психолог

Воспитатели

 

5.Разработать положение о команде. Обозначить («увидеть») ожидаемый результат. Сформулировать цели, задачи. Определить материально-технические условия: определить место, время, периодичность заседания творческой группы. Спланировать предстоящую деятельность, направленную на реализацию проекта. Разработать технологию взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок

Заседание творческой группы

 

Ноябрь

 

Положение о команде

Утверждение цели, задач работы.

План предстоящей деятельности по реализации проекта

Технология взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок

Педагог-психолог

Воспитатели

 

7.Изучить опыт коллег по созданию семейной адаптационной группы.

Консультации с педагогами других детских дошкольных учреждений

 

Январь

 

Повышение профессиональной компетенции педагогов

 

Педагог-психолог

Воспитатели

 

8.Проанализировать направления совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста. Разработать план мероприятий по снижению адаптационного стресса.

 

Заседание творческой группы

 

Февраль

 

План мероприятий по снижению адаптационного стресса

Педагог-психолог

Воспитатели

 

9.Определить критерии оценки эффективности реализации проекта, диагностический инструментарий.

Составить анкеты для родителей (для изучения спроса).

Заседание творческой группы

 

Март - май

Подбор диагностического инструментария

 

Педагог-психолог

Воспитатели

 

Второй этап – апрель 2018г – октябрь 2018г - реализационный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

1.Подготовить и провести организационное родительское собрание: познакомить родителей с ДОУ; обозначить проблему; предложить форму взаимодействия через работу адаптационной группы для родителей, изучить запрос родителей через анкетирование.

Организационное родительское собрание.

 

 

Май - июнь

 

Установление психолого-педагогического контакта ДОУ с семьей, развитие эффективного взаимообщения (отношений партнёрства и сотрудничества педагогов ДОУ с родителями).Развитие интереса родителей к жизни детей в детском саду.

Заведующая Ст. воспитатель Педагог-психолог  Воспитатели

2.Обработать анкеты – запрос родителей. Спланировать в соответствии с запросом тематику занятий. Определить принципы построения и проведения занятий. Определить структуру проведения занятий.

  • Разработать конспекты адаптационных занятий,совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей,

 согласно тематическому планированию.Пополнить предметно-развивающую среду группы.Апробировать технологию взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок.

Разработать информационный материал для родительского уголка о реализации проекта.

Подготовить памятки, информационные листы об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих играх.

Заседание творческой группы.

 

Июнь

 

Тематический план Конспекты занятий Организация предметно-развивающей среды                           Информационный раздаточный материал для родителей.

Апробирование технологии взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок

Педагог – психолог  Воспитатели

 

3.Провести занятия  адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ.

 

 

Занятия адаптационной группы

 

Июнь - июль

 

  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей. Социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.
  •  Получение рефлексивной информации.

Педагог – психолог  ВоспитателиМед.персонал

 

4.Анализ проведенных занятий: эффективных  и неудачных моментов, корректировка.

Провести начальный мониторинг (диагностику) готовности поступления детей в детский сад. Оформить документацию.

Заседание творческой группы

 

Июль

 

  • Корректировка неудачных и неэффективных моментов. Начальный мониторинг (диагностика) готовности поступления детей в детский сад.
  •  

 

Педагог – психолог  Воспитатели

 

5.Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников. Сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад.

 

Адаптационный период в ДОУ (без присутствия родителей).

Июль – октябрь

 

Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду;

эмоционально благоприятной обстановки в группе. Формирование у ребёнка положительной установки, желания идти в детский сад.Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Листы адаптации с предполагаемой степенью адаптации.

Педагог – психолог  Воспитатели Музыкальный руководитель Мед.персонал

 

 

Третий этап – ноябрь2018г.- обобщающий

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

Ответственный (ФИО, должность)

1.Подвести практические итоги реализации проекта; провести педагогическую диагностику адаптации детей к ДОУ. Опрос удовлетворённости родителей и педагогов; итоги мониторинга качества данной услуги. Оформить программу адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ.

Подготовить презентацию проекта для педагогов и родителей.

Распространить опыт: международный конкурс «Проект в образовательном процессе»; городские методические объединения; городские, областные, конференции.

Публикация проекта на интернет-сайте

Заседание творческой группы. Проведение медико-психолого-педагогического консилиума «Результаты адаптационного периода»

Ноябрь

Педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ;  программу адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ.

Презентация проекта.

Педагог – психолог  Воспитатели

Ст. воспитатель

Мед.персонал

                         

 

Ресурсная обеспеченность проекта (материально-технические, кадровые, информационные, нормативно – правовые, финансовые и т.д.).

  • Материально – технические: соответствуют современным требованиям и САНПиН. Помещения МБДОУ «ЦРР – детский сад №45» и групповое помещение, мультимедийные средства, ТСО, кабинет педагога - психолога для проведения бесед с родителями. Предметно-развивающая среда соответствует  цели и задачам проекта.
  • Кадровые:  воспитатели группы, педагог-психолог.
  • Информационные: источники информации (методические пособия и справочная литература, интернет - ресурсы).
  • Нормативно-правовые: Лицензия на право ведения образовательной деятельности;

Закон РФ от 10.07.1992г. №32661 «Об образовании»;

Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666;

Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196;

Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1204;

Устав МБДОУ;

Родительский договор.

  • Финансовые: предусматривается только на стадии реализации. Ограничивается оплатой труда разработчиков-участников проекта согласно «положению о распределении дополнительного фонда оплаты труда» по факту проведения занятий адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ «Колобок» и разового премирования по результатам  адаптационного периода.
  • Психолого-педагогическое сопровождение: педагог-психолог осуществляет обоснование выбора методов и форм работы с детьми раннего возраста и их родителями с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принимает участие в составлении и проведении занятий адаптационной группы.
  • Управление реализацией проекта: общее координирование, психолого – педагогическое сопровождение осуществляется педагогом-психологом учреждения. Методическое сопровождение и контроль осуществляется старшим воспитателем.

Конечный продукт проекта (ожидаемый результат, представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок занятий, планов, авторских программ и т. д.)

Ожидаемые результаты.

У родителя:

  1. Наличие сформировавшейся потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
  2. Умение наблюдать и анализировать область актуального и ближайшего развития  ребенка, адекватно оценивать его возможности. 
  3. Уровень родительской компетенции, обеспечивающий способность  регулировать свою роль в гармоничном развитии ребенка.
  4. Владение знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности с детьми, способность творчески их применять.
  5. Наличие желания и умения обмениваться родительским опытом с другими родителями и специалистами, способность к анализу собственной родительской позиции.

 

У детей:

  1. Снижение адаптационного стресса.
  2. Увеличение количества детей с легкой степенью адаптации.
  3. Наличие адаптационных механизмов – умение ребенка адаптироваться к новым условиям и в, частности, к детскому саду.
  4. Повышение общей (эмоциональной, социальной, физической, познавательной) активности.
  5. Умение инициировать контакты  со сверстниками и взрослыми; положительное отношение к совместным занятиям с малознакомыми  взрослыми и сверстниками.

 

У педагогов:

  1. Повышение профессиональной компетенции в вопросах адаптации и развития детей раннего возраста.
  2. Установление и развитие партнерских взаимоотношений с родителями.
  3. Обеспечение эмоционального комфорта и установление доверительных отношений с детьми.

 

Конечный продукт проекта будет представлен в форме:

- разработка и апробация  программно - методического обеспечения работы адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ (план мероприятий по снижению адаптационного стресса, конспекты занятий, памятки для родителей, банк адаптационных игр, рекомендации для родителей);

- разработка диагностического инструментария (анкеты для родителей, адаптационные листы, карты наблюдений за ребенком).

Критерии оценки эффективности реализации проекта (признаки, на основании которых производится оценка эффективности реализации проекта), диагностический инструментарий (средства оценивания результатов реализации проекта).

Реализация данного проекта позволит создать условия для:

- повышения педагогической грамотности родителей;

- активизации детско – родительских отношений;

- формирования социальной умелости родителей и детей.

Предлагаемые проектом формы деятельности обеспечат реализацию личностно – ориентированного подхода в воспитании детей, формирование активной родительской позиции сотрудничества с педагогами ДОУ, повышения интереса к жизни детского сада, инициативы и активного участия в мероприятиях учреждения, формирования позиции «осознанного родительства».

Диагностический инструментарий:

- адаптационные листы;

- карты наблюдений за ребенком ианкеты для родителей, разработанные Л.В.Макшанцевой.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий.

  • Загруженность педагогов (правильное планирование).
  • Потеря интереса родителей к данному проекту (анализ ситуации и внедрение новых форм работы с родителями и детьми, поступающими в детский сад).
  • Занятость родителей (индивидуальные встречи в удобное для родителей время).
  • Высокая заболеваемость детей (индивидуальная работа).

Список использованной литературы и других источников (точное библиографическое описание).

  1. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. – М.: Линка-Пресс, 1999.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  3. Ватутина Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад.  – М.: Просвещение,1983.
  4. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
  5. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  6. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в ясельной группе детском саду. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоцетин С. С., 2010 - 208 с.
  8. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации  младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду. - 2004. - №1. - с.24 - 48.
  9. Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  10. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:

            Педагогическое общество России, 2010.

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.
  3. Севостьянова Е. О. Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: Творческий центр, 2007.
  4. Сотрудничество детского сада и семьи по созданию условий для развития общих и специальных способностей детей дошкольного возраста. Сборник методических материалов. – Томск, 2013.
  5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011.