Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Пасха Светлая. Пасха Красная»

МБУ ДО «Районный центр дополнительного образования»

муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

Автор: Кушкова Людмила Васильевна,

педагог дополнительного образования

«Пасха Светлая. Пасха Красная»

Возраст 7-9 лет

Цель: пробудить интерес у детей к православным христианским традициям празднования Светлой Пасхи и приобщить к русским традициям.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с православным праздником Пасха, с русскими традициями и обычаями православной культуры;

Развивающие:

-развитие духовно- нравственного потенциала обучающихся, творческих способностей, художественного вкуса.

Воспитывающие:

- формирование коммуникативных компетенций;

- воспитание уважения к народной культуре своего народа, православной истории.

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

- доставить детям радость, удовольствие.

Приобретаемые навыки детей:

- восприятие информации на слух, вычленение главного из общего, общения, рассуждения.

Форма занятия: тематическое мероприятие-праздник, соревнование, игра, творческая деятельность.

Метод: наглядный, практический, самостоятельная работа, коммуникативный.

Оборудование: шаблоны для творческой работы, компьютер, клей, ножницы., карандаши.

Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Кабинет оформлен под русскую избу Выставка сувенирных пасхальных яиц. Фонограмма с записью колокольного звона. Таблички со словами.

План

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы занятия.
  3. Выявление знаний воспитанников.
  4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.
  5. Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи.
  6. Пасхальные угощения.
  7. Релаксация (игра с яйцами).
  8. Творческая деятельность учащихся.
  9. Подведение итогов.
  10. Рефлексия.
  11. Вывод.

 

-  Добрый день, я рада вас видеть на нашем занятии. Вот и  к нам пришла весна. Она украсила мир своим весенним дыханием, ярким солнышком

 

 

-люблю я этот день весенний

Апрельский чудный день.

Христа Иисуса воскресение

Мне праздновать не лень

Ведь он разрушив все преграды, воскрес и для меня

С Иисусом буду вечно рад я, и вся моя семья.

                               (Сергей Тихонин «Люблю я этот день»

- Дорогие ребята, прослушав отрывок  стихотворения, вы, наверное догадались о теме нашего занятия?(диалог педагога и детей)

_

 Поговорим о   Светлой Пасхи.

Мы выбрали эту тему неслучайно т.к. совсем скоро 28 апреля, все проваславные будут встречать светлый праздник Пасхи.

- Дорогие ребята, а знаете ли вы, что обозначает слово «ПАСХА»?

- слово Пасха пришло к нам из греческого языка и обозначает  «Избавление». В этот день сын божий Иисус  воскрес из мертвых. Это самый главный день православного церковного года.

Пасха - православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством  торжеств».

Празднование пасхи многовековая традиция.

- а что бывает перед праздником пасхи ?

- пасхе предшествует семинедельный великий пост, когда верующие воздерживаются от определенных видов пищи.

- какой?

- как называется последнее воскресенье  перед пасхой?

- последнее воскресенье перед пасхой  вербное воскресенье-21 апреля. В этот день принято приносить домой освященные вербы. Верба считается очень сильным растением, победительницей зимы, а потому наделенная в крестьянских поверьях чудодейственными свойствами.

- вся неделя перед пасхой считается Страстной.

Каждый день седьмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

Особым днем считается – четверг- т.е. сегодня 28 апреля, он именуется Великим. Отстояв в церкви утренний молебен, люди старались донести до дому горящие свечи. Считалось, что у того кто сумеет это сделать, родится богатый урожай. С утра  все взрослые брались за работу. Это вселяло надежду на то, что работа будет весь год, что принесет благополучие семье. До первой звезды нужно было и золу в курятник вынести, и молочные кринки можжевельником попарить, и вымыться обязательно- «грехи смыть». Потому этот четверг еще и Чистым именуется. Согласно церковной традиции в четверг красят яйца и пекут куличи творожную пасху.

С этим днем еще было связано поверьем о том, что соль в печи  прокаленная и на всю ночь оставленная, особую силу обретает. Ее зашивали  в подкладку одежды, чтобы сберечь ребенка или даже взрослого человека от напастей, опасностей. Верили в то, что это- надежная защита  для человека, особенно если он родной дом покидает, отправляясь в город на промысел или в дальнюю дорогу по другим делам.

В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые, собираются в храмах на молитву.

В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить ее.

-(загадки) – эту сдобную вкусняшку все пекут лишь раз в году в воскресенье, в светлый праздник подают ее к столу).

-они бывают разные синие, зеленые, красные, в природе часто встречаются, как они называются?

Еще какую особую пищу прихожане приносят в храм в великую субботу?

-   творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.

Яйцо- бесспорно один из самых важных пасхальных символов жизни, обновления, источник происхождения всего сущего.

- откуда же пошла традиция красить яйца и дарить их на Пасху?

- по древней легенде Мария Магдалина вскоре после казни Христа, принесла яйцо римскому императору, возвестив таким образом о воскресении Иисуса, но император не поверил проповедницы, и тогда белое яйцо стало вдруг красным, словно сама кровь христова свидетельствовала об истинности принесенной вести.

-великая Суббота сменяется христовым Воскресением. Праздник Пасхи- это не только молитвы. После семинедельного поста снова можно позволить себе любую пищу- какую душа пожелает. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. На пасху существует традиция,  приветствия друг друга дружеским поцелуем, это называется «христосоваться», еще принято обмениваться крашеными яйцами.

.У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона. Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

- Кто знает стишок про Пасху?Выходи в Хоровод.

-  Сейчас поиграем ?

«Чоканье яиц»

Надо стукнуть тупым концом крашеного яйца  о яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло.

«Раскручивание яиц»

По команде раскручивают яйца. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

«найди яйцо»

На столе перевернутые стаканчики. Один участник кладет яйцо под стаканчик. Другому  участнику надо угадать, где находится яйцо.

«Катание яиц»

По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чье яйцо укатиться дальше, тот и победитель.

«Сталкивание яиц»

По команде участники направляют крашенные яйца по дорожке навстречу друг другу. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику

- в каких произведениях упоминается яйцо?

-молодцы, сейчас мы проведем небольшую разминку

7(Релаксация)


Пошла курочка гулять, (идем походкой мамы- курицы : руки назад - в стороны, наклоны 
Сочной травки пощипать (вперед, ноги прямые, имитация 
пощипывания травки клювом) 

А за ней ребятки, (легкий бег на носочках)
Желтые цыплятки  (руки крылья - назад в стороны, шея вытянута, глаза широко раскрыты). 

Ко - ко - ко, ко - ко – ко!

Не ходите далеко!  (курица сердится - пальцем погрозить, наклон, руками показываем) 
Лапками гребите, зернышки ищите (имитация  поиска зерен ногой. Туловище наклонено вперед шея вытянута, наклоны головы вверх-вниз)

- Молодцы, я вижу, вы  любите играть

Пришло время потрудиться

 Садимся за столы, занимаем удобное для вас место. Посмотрите на соседа слева, на соседа справа, если вы согласны работать в такой группе – возьмитесь за руки.

(Приложение1)

- Наступает момент абсолютной творческой свободы. У нас с вами заготовлены: основа яйца, ткань, корзинка для яиц.

-Наша с вами задача какая?

- украсить яйца - писанки (Аппликацией из ткани)и поместить их в общую корзинку.

-все необходимое на столе у нас есть.

- вспомним правила работы с ножницами(правила)

Постепенно переходим к самостоятельной работе.(музыка)

- давайте вспомним пословицы о труде (терпенье и труд все перетрут. Поспешишь – людей насмешишь, семь раз отмерь- один отрежь, кто много говорит. Тот мало делает).

- поместите яйца в корзинке.

- куда можно использовать эту композицию?

- проверка качества работы, уборка рабочих мест.

 подведение итогов.---

-что узнали нового?- чему научился?

- в чем были трудности?

Немного поиграем – пожалуйста найдите пасхальные слова, которые прозвучали на занятии и поместите их на доску.(таблички со словами-пасха, кулич, молоко…..)(Приложение2)

 Рефлексия-

(Приложение 3)

- если на занятии было интересно положите в корзинку красное яйцо, если нет – белое.

Вывод: праздник пасхи очищает души людей, делает их добрее. Давайте в оставшиеся до пасхи дни творить добрые дела, не обижать друг друга. И тогда этот великий праздник принесет вам настоящую радость.

Еще раз поздравляю всех с праздником Пасхи.

ХРИСТОС воскрес!

-я рада что занятие наше удалось, изделие получилось. Спасибо.