Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Открытый урок по литературе 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

пос. Кутузовский муниципального района Сергиевский

Самарской области

Урок – обобщение

Учитель высшей категории: Горькова  Ирина Викторовна

Класс:   7

Цель урока:

- дать общую характеристику повести Гоголя, обратить внимание учащихся на соотнесённость в ней исторического и эпического начал.

Задачи урока:

- провести анализ содержания повести, развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос;
- формировать нравственные качества личности;

- заставить задуматься над ключевыми понятиями: отечество, товарищество, любовь;

- привить интерес к поисковой работе;

- научить использовать ПК и услуги сети Интернет для подготовки  к   занятиям и выполнению различных заданий.   

ОФОРМЛЕНИЕ:

Иллюстрации к произведению, выполненные  учащимися;  рисунки гербов,  посвященных как казачеству, так и   героям повести; компьютерная   презентация к уроку (слайды к этапам урока); музыкальное сопровождение (Максим «Небо, засыпай»); карточки с индивидуальным заданием; сообщения учащихся о творчестве     Н. В. Гоголя; афоризмы на карточках; фрагмент из к/фильма «Тарас Бульба» («Речь Тараса о товариществе»); цветные магниты.             

ХОД УРОКА.

1. Приветствие.

Учитель:

- Здравствуйте те, кто сегодня с прекрасным настроением пришёл на урок литературы!

- Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями!

- Здравствуйте те, кто сегодня поможет мне провести открытый урок литературы интересно, необычно, на одном дыхании!

 2. Оргмомент.

Учитель:

- Ребята, вы прочитали одно из интереснейших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». И сегодня мы обобщим ваши знания по этой повести. Тема нашего урока - «Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

3. Вступительное слово учителя.

- Начать урок я хочу с эпиграфа, который вы видите на слайде: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…». Это слова В. Г. Белинского.

Слайд 2.

- Ребята, докажите, что это так.

(Васильева Анна читает отрывок из повести «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…»

- А теперь для вас первое задание: найдите в этом отрывке примеры тропов.

Гипербола: «вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»; «по небу кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота».

Метафора: «девственная пустыня»;» волны диких растений»; «чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха»; «степь курилась благовонием».

Олицетворение: «белели клоками лёгкие и прозрачные облака»; «ветерок колыхался, дотрагивался до щёк»; «пёстрые овражки выползали из нор своих»; «ночные звёзды слышали своим ухом бесчисленный мир насекомых».

Сравнения: «по небу, как будто исполинскою кистью…»; «ветерок, как морские волны»; «крик, как серебро»; «тёмная вереница лебедей, как красные платки».

Риторические фигуры (обращения, восклицания, повторы): «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»; «вон она пропала…, вон она перевернулась…».

Эпитеты: «зелёная пустыня»; «зелёно-золотистый океан»; «белая кашка».

- Ребята, вот мы с вами и подтвердили слова эпиграфа: «…Гоголь не пишет, а рисует».

4. Слайд 3.

Учитель:

- В повести Гоголь рисует идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.

«Так вот она. Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

- Почему это «гнездо» именно так называлось?

(Запорожская Сечь. Запорожская – за днепровскими порогами. Сечь – укрепление из кольев или расчищенное от леса место).

5.  Работа с гербами, сделанными дома. (Ими оформлена часть доски).

Слайд 4.

Учитель.

 - Гербы Тараса и Андрия перепутались. Найдите гербы Андрия, объясните свой выбор. (Учащиеся по одному выходят к доске и работают с гербами).

Ответ: На гербах, посвященных Андрию, изображены сердце, зеркало, украшения, оружие. Всё это символы счастья – такого, каким понимал его герой: он мечтает о любви, преклоняется перед красотой и роскошью, жаждет свободы.

На гербах Тараса мы видим символы воинского дела: мечи, палицы; крест – символ веры; бутылки и чарки, символизирующие свободную и разгульную жизнь; орудия труда, указывающие на трудолюбие казаков. И даже люлька. Для Тараса главное – это вера, отчизна, товарищество.

6. Учитель:

- Чем же Андрий отличается от Тараса и других казаков?

Ответ. Он не такой как все. Он одинок, самолюбив, ради любви готов пожертвовать всем.

- Прочитайте монолог Андрия  «А что мне отец, товарищи и отчизна?» 

- Кто виноват в том, что судьба Андрия сложилась именно так? Кто или что тому виной?

·        Любовь.

·        Великая власть слабой женщины.

·        Непохожесть Андрия на других казаков.

·        Виноват сам Андрий.

·        Злая судьба.

7. Физминутка.

8. Индивидуальные задания (у доски).

Индивидуальное задание 1 учащемуся.

- Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман.)

Индивидуальное задание 2 учащемуся.

- Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы.

(Палица, секира, палаш, копьё, алебарда, пищаль.)

Индивидуальное задание 3 учащемуся.

- Записать на доске имена славных воинов-запорожцев.

 (Мосий Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска.)

9. Анализ домашних мини-сочинений на тему: «Как вы относитесь к поступку Андрия?»

Слайд 5.

Учитель:

- Как вы уже убедились, Андрия нельзя охарактеризовать однозначно, это сложный и интересный человек. Поступки его тоже не поддаются простому толкованию. Посмотрите, как по-разному вы оцениваете его поведение. (Обращение к слайду).

Чтение выдержек из работ:

·        «Поступок Андрия я осуждаю, так как долг должен быть на первом месте, а потом уже  любовь. Нельзя ради девушки перейти на сторону врага и убивать своих родных и близких, не надо изменять своей вере: вера должна быть дороже всего».

·         «Мое отношение к поступку Андрия двойственно: его поведение имеет и хорошую, и  плохую стороны. Он любил и поступал так в порыве страстной любви, сердце звало его в город, где была возлюбленная, и он оставил своих друзей ради неё. Но он предал отца, брата и всю Сечь. А значит свое прошлое. Говорят, без прошлого нет настоящего и тем более будущего. История с  Андрием это подтверждает. В целом, участь незавидная».

·        «Поступок его мне не понятен, так как  любовь Андрия к полячке            какая-то безграничная.  Уходя, он предавал отца, брата, казаков, терял любовь  матери, дружбу брата, доверие отца, но помогал выжить любимой.   И, в конце концов, никто не счастлив. Сплошная трагедия ».

10. Слайд 6.

- Как сам автор относится к поступку Андрия?

Ответы.

·        Автор не осуждает Андрия, но показывает, что Андрий не понимал, что делает.

·        Автор не осуждает и не оправдывает его. Видимо, Андрий не очень был привязан к своей земле, если смог совершить предательство. Такая у него судьба.

·        Автор и осуждает Андрия, предавшего свою родину, и пытается его оправдать, показывая, что тот, кто влюблен, часто делает необдуманные поступки.

·        Автор осуждает его, но сожалеет его судьбе.

·        Автор считает, что Андрий совершил непростительную ошибку.

 11. Просмотр фрагмента из фильма «Тарас Бульба».

( Обратить внимание на речь Тараса, на главных героев. Вспомнить этот эпизод).

 Творческая работа: «Что такое отчизна и товарищество для вас?»

Слайд 7.

- Найдите в повести эпизоды описания товарищества.

Товарищество: близость, поддержка друзей, взаимопомощь и взаимовыручка, ответственность перед друзьями, желание быть вместе, взаимопонимание и сочувствие.

Отчизна: родина-матушка, за которую воины  шли и идут в бой. Самое лучшее место на земле, где тебя ждут и любят. Страна, защита которой является долгом  каждого человека»

12. Слайд 8.  В чём трагедия Тараса?

- Ребята, прочитайте на слайде ответ на вопрос.

13. Слайд 9. Лексическое значение слова.

- Внимательно ли вы читали повесть?

- Я буду зачитывать толкование лексического значения слов. Ваша  задача: узнать и назвать их.

1.Водка (горилка)

2. Овраг (яр)

3. Польское дворянство (шляхта, шляхетство)

4. Широкий плащ (епанча)

5. Собрание  запорожцев (рада)

6. Старинное  название поляков (ляхи)

7. Духовное училище с общежитием, здесь обучались и те, кто не готовился в церковнослужители (бурса)

8. Казаки, занесённые в списки регулярных войск (реестровые)

9. Общежитие  запорожцев и войсковое подразделение (курень)

10. Польский  сборщик налогов и податей (комиссар)

11. Назовите  имена славных воинов-запорожцев

 (Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан,

Охрим Гуска)

12. Эшафот, помост для казни (лобное место).

14. Подведение итогов.

Слайд 10.

Учитель:

- Вот и подошёл к завершению наш урок. Я предлагаю вам прочитать афоризмы из повести, которые у вас на карточках. Мы называем их «крылатыми выражениями».

- Крылатые выражения:

  • «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
  • «Я тебя породил, я тебя и убью!»
  • «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!»
  • «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего».
  • «Есть ещё порох в пороховницах?!»
  • «Нет уз святее товарищества!»
  • «Терпи, козак, — атаман будешь!»
  • «Добре, сынку, добре!»
  • «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»
  • «Не слушай, сынку, матери! Она баба, она ничего не знает!»
  • «А видите эту саблю? Вот ваша матерь!»

Учитель:

- Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя".

15. Звучит песня. Максим «Небо, засыпай». 

16. Поурочный балл.

17. Домашнее задание: подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя.

 18. Слайд 11.  Спасибо за урок!        

       - Урок закончен!

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ