Открытое занятие в подготовительной группе «Ориентация в пространстве» в рамках коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие основных психических функций и эмоционально-волевой сферы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №43 «Цветочный город» г. Юрга Кемеровской области
Конспект открытого интегрированного занятия «Ориентация в пространстве» в рамках коррекционно-развивающей программы
Хатькова Светлана Васильевна
педагог-психолог
Открытое занятие в подготовительной группе «Ориентация в пространстве»
в рамках коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие основных психических функций и эмоционально-волевой сферы
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель коррекционно-развивающей программы – развитие высших психических функций и эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В ходе реализации программы решаются такие основные задачи:
1. Снять эгоцентрическую позицию – децентрация.
2. Развивать конструктивное мышление.
3. Развивать словесно-логическое мышление.
4. Развивать сенсорные способности.
5. Формировать навыки саморегуляции и самоконтроля.
6. Развивать мотивационно-потребностную сферу.
7. Формировать мотивацию учения.
8. Развивать навыки сотрудничества.
Цель занятия: формирование навыков пространственной ориентации, а также понятий «вверху», «выше», «внизу», «ниже», «над», «под».
Задачи:
- Научить ориентироваться в пространстве.
- Развивать навыки вербального определения пространственного положения предметов.
- Активизировать работу речевого центра головного мозга.
- Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля.
- Воспитание вежливого отношения к окружающим.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- элементы художественно-эстетического развития.
Виды деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- изобразительная;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- двигательная.
Оборудование к занятию: цветные карандаши, листы белой бумаги, магнитный театр, игрушка Лунтика, столы и стулья расставлены по станциям
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Ребята, прежде чем мы начнём, давайте посмотрим, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь, ребята. А вы знаете, что поздороваться можно разными способами. Как ещё мы можем поприветствовать друг друга? (хоровые ответы). Затем ведущий бросает мяч каждому ребёнку, он в ответ озвучивает любое приветствие, все остальные ему отвечают.
Итог: Молодцы, теперь я точно знаю, что вы умеете здороваться разными способами, значит, вы все – вежливые, воспитанные дети.
2. Организационный момент
Ребята, напомните мне, какое сейчас время года? Да, осень. А.С. Пушкин написал красивое стихотворение об осени:
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увядание…
Ребята, вы любите гулять по осеннему лесу? Я очень люблю и сегодня я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу. Во время прогулки мы будем останавливаться в лесных домиках, где нас ждут интересные задания и сюрпризы. Кто будет стараться выполнять все задания, тому я буду вручать фишки. А в конце нашей прогулки подарок от меня получит тот, у кого больше всего окажется фишек.
Перед прогулкой предлагаю немного размяться. Я знаю один секрет. Хотите, я расскажу его вам? Если пальчики научатся хорошо двигаться, то вы научитесь хорошо разговаривать. А нам сегодня на нашей прогулке надо много и правильно разговаривать. Так давайте для начала разомнём пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика (5 мин)
- Упражнение «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки)
У козы торчат рога, может забодать она!
- Упражнение «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- Упражнение «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- Упражнение «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). Зайчик серый скачет ловко. В лапке у него морковка.
- Упражнение «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)
У дерева ствол, на стволе много веток, а листья на ветках жёлтого цвета.
6. Пальчиковая игра «Прятки». Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Чтобы усложнить задание, поочередно сгибать и разгибать пальцы на обеих руках:
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так!
И головки убирали.
Итог: Получилось у вас размять пальчики? Кому было трудно? У кого всё получилось? Я хочу похвалить…….. и даю им фишки.
А теперь отправляемся в путь! Встаньте все на ножки, повернитесь друг за другом, возьмите соседа за плечи. У нас получился поезд. Поехали!
4. Лесной домик 1. «Магнитный театр»
Ребята, мы попали в маленький театр. Сейчас мы сами будем создавать сцену в нашем необычном театре. Жил-был дедушка. Что-то у нашего дедушки в квартире пусто! Давайте, добавим ему мебель.
(расставляется мебель, вводятся и отрабатываются понятия «вверху», «выше», «внизу», «ниже», «над», «под»)
Итог: Молодцы, ребята, какая уютная квартира у нас получилась! А что было дальше с этим дедушкой, мы узнаем на следующих наших занятиях. Мы сейчас не только поиграли, но и научились правильно говорить, где расположены предметы. Я надеюсь, вы запомните, какими словами мы это называли. Понравилось вам играть в театр? Хочу похвалить…. и даю им фишки.
А сейчас нам пора отправляться в путь. Представьте себе, что под ногами у нас шуршит листва (потирая ладошками, изображаем шорох). А теперь, давайте покружимся, как листочки. А сейчас представьте себе, что перед нами лужи, перепрыгивайте через неё. Ну вот, мы и добрались до следующего домика. Проходите, садитесь.
- Лесной домик 2. «Лунти-дом»
А в этом домике кто-то спрятался от нас (под столом в корзинке – Лунтик). Герой здоровается и сообщает, что ничего не понимает на Земле, хочет научиться понимать людей и разговаривать с ними. Научим его, ребята?
Игра «Земляне и инопланетяне» (10 мин)
Цель: развитие пространственных представлений
Игра: Инопланетянин (Лунтик) прилетел на землю и не знает, как называются все предметы. Но он очень быстро все запоминает. Группе землян надо ответить гостю на все его вопросы. Вопросы:
- На чем я стою? Что находится внизу?
- Что у нас под ногами? Под ковром? Под полом?
- Что это вверху? Что над потолком? Что над крышей?
Сначала все хором отвечают герою, а затем по очереди, передавая героя из рук в руки.
- Что находится перед нами?
- Что находится позади нас?
- Что находится справа от нас?
- Что находится слева от нас.
Итог: Чему мы учили нашего гостя? А сами вы научились правильно всё называть? Кому трудно было учить? А кому трудно было отвечать на вопросы Лунтика? Кому понравилось общаться с гостем? Я хочу похвалить…….. и даю им фишки.
Нам пора отправляться дальше. Давайте возьмём с собой Лунтика, может, ещё его чему-нибудь научим. Предлагаю сесть на лошадок и поскакать (дети скачут, щёлкают языком, изображая цокот лошадей).
6. Лесной домик 3.
А в этом домике мы порисуем. Вы любите рисовать, ребята? Но мы не просто порисуем. Вы уже взрослые, скоро в школу пойдёте, поэтому давайте, как в школе: слушайте внимательно мою инструкцию и выполняйте задание.
Упражнение «Разукрась по инструкции» (10 мин)
Цель: умение работать по инструкции, самоконтроль.
Материалы: рабочий лист с нарисованными фигурами в правом верхнем и нижнем левом углах.
Все садятся за стол и получают последовательно следующие инструкции:
- цветными карандашами разукрасить то, что находится вверху и справа на листе;
- под этим рисунком нарисуйте смайлик;
- цветными карандашами разукрасить то, что находится внизу и слева на листе;
- над этим рисунком то, что сами хотите.
Оценивается правильность выполнения задания самими детьми, затем:
- Что получилось?
В этом задании я хочу похвалить…….. и даю им фишки. Нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте сядем в самолёты, заведём мотор, расправим крылья, и полетели!
7. Завершение: рефлексия (5 мин)
Цель: развивать умение сформулировать свои мысли и чувства, определить их.
Сидя на стульчиках в кругу по очереди ответить:
- Что сегодня понравилось делать?
- Что ты чувствовал, когда делал, то, что понравилось?
- Что ты чувствуешь сейчас?
- Что не очень понравилось?
- Что ты чувствовал, когда тебе это не нравилось?
1) Ребята, вы все сегодня молодцы, потому что играли со мной, выполняли задания, рисовали, учили Лунтика и сами учились правильно говорить. Я за это вас благодарю и угощаю конфеткой.
2) Некоторые ребята старались, были внимательными. Я хочу похвалить отдельно….. и дать им ещё одну конфетку.
3) А теперь, давайте определим чемпионов! Посчитайте свои фишки. Кто набрал больше всех, тот у нас сегодня чемпион и этим ребятам хочу подарить подарки!
8. Ритуал прощания:
А теперь давайте прощаться! Какие слова можно сказать, когда мы прощаемся? Давайте попрощаемся с Лунтиком. Попрощаемся с гостями.