Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Особенности творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня

МАДОУ детский сад №555

город Екатеринбург

Банных Марина Сергеевна

учитель – логопед

«Особенности творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи III  уровня»

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Одной из основных целей логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (далее ОНР) является формирование полноценной речевой деятельности [1]. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Связная речь у детей с ОНР нарушена. Наибольшие затруднения у детей с ОНР вызывает творческое рассказывание, которое дается им с большим трудом, чаще не сформировано [2]. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Творческие рассказы старших дошкольников строятся на такой психологической основе, как детском воображении. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Для детей с речевой патологией характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.

Все эти особенности детей с ОНР III уровня говорят о необходимости специального целенаправленного обучения данной категории детей связной речи вообще и творческому рассказыванию в частности.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой, Н.А. Ветлугиной, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения [3]. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Обследование носило комплексный характер, охватывающий речевые и неречевые возможности ребенка, и проходило в три этапа:

Первый этап – изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации: изучения карт здоровья, речевых карт, психолого-педагогических характеристик и т.д.

Второй этап – непосредственное обследование дошкольников, которое включает семь блоков:

  • обследование двигательных функций: произвольной моторики пальцев рук, артикуляционной моторики (Г.В.Чиркина, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Н.М. Трубникова, М.А. Поваляева);
  • обследование слуховых функций: речевой слух, фонематическое восприятие (Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова,  Н.М. Трубникова);
  • обследование звуковой стороны речи: звукопроизношение, звукослоговая структура слова (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина);
  • обследование лексических процессов (Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева);
  • обследование грамматических процессов (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова);
  • обследование связной речи: пересказ текста, творческое рассказывание (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, В.П. Глухов, М.А.Поваляева);
  • обследование воображения (А.А. Немов, В.Т. Кудрявцев и В.Б. Синельников, Е.Е.Кравцова, М.З. Дуракевич).

Третий этап - Обработка и анализ полученных результатов: заполнение протокола обследования, составление диаграмм по результатам обследования, составление гистограмм по результатам заданий, сравнительный анализ выполнения заданий.

Методика коррекционной работы по формированию творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня применяется в рамках существующей в настоящее время системы коррекционного обучения детей с ОНР,  а также используется  адаптированные методики А.Т. Ткаченко, А.М. Бородич, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, Э.П. Коротковой, Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой, О.С. Гомзяк [4]. В ходе работы использовались элементы, разработанного в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства специального курса «Развитие Творческого Воображения» (РТВ), в основе которого лежит ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера, кроме того, применялась методика развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, упражнения профессора А.В. Белошистой, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя три взаимосвязанных и соответствующих главной цели этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Главной целью подготовительного этапа было - достижение уровня развития воображения и языкового развития детей, необходимого для составления различных видов творческих высказываний.

Целью основного этапа являлось: составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин, составление рассказов (с элементами творчества) по одной сюжетной картине, составление описательных рассказов (с использованьем схем), добавление в рассказ предшествующих или последующих событий, составление рассказа аналогичного данному с изменением времени или результатов действия, составление рассказа с включением (исключением) объектов, придумывание рассказа про знакомого героя, составление рассказа по его названию, придумывание рассказа по опорным словам.

Цель заключительного этапа - закрепление полученных знаний, умений и навыков по составлению творческих рассказов.

По результатам проведенного исследования творческого рассказывания  у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мною было установлено, что дети данной категории имеют специфические особенности  развития. В основном они имеют средний уровень речевого развития, который проявляется в недостаточной сформированности лексико-грамматических компонентов речевой системы, недоразвитие связной речи, а также выявляется недостаточность развития воображения. Это обусловлено недостаточной сформированностью высших психических функций, структурой дефекта, а также индивидуальными особенностями детей.

Таким образом, были выявлены особенности творческого рассказывания, которые буду учитывать в дальнейшей работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.

 

Список используемой литературы:

1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – ​М.: Просвещение, 1981

2.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития у детей: Практическое пособие. –М.: Айрис-пресс, 2008.

3.  Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 2011.

4. Бородич А.И. Методика развития речи детей: учеб пособие для      студентов пед. ин-тов, 2-е изд. – М: Просвещение, 1981