ООД по познавательному развитию и лепке с детьми подготовительной группы. Тема «Оленья упряжка»
МБДОУ «ДС №93 «Капитошка»
Красноярский край, г.Норильск
ООД по познавательному развитию и лепке с детьми подготовительной группы
Тема «Оленья упряжка»
Воспитатель подгот.гр «Теремок»
Пестова Анна Сергеевна
Цели: Учить создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей.
Задачи:
Образовательные:
-
Совершенствовать умение анализировать особенности строения животного, развивать чувство формы и пропорции, передавая характерные детали оленя.
-
Закреплять способы лепки из частей на основе обобщенной формы шара, валика – цилиндра, с последующей проработкой деталей, развиваем способности к формообразованию.
Развивающие:
-
Развивать воображение, образное мышление, память, внимание.
-
Развивать умение детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, используя сложные предложения;
-
Уточнять и расширять словарь по теме «Крайний Север»
-
Познакомить с игрой народов Севера «Оленья упряжка»
-
Учить детей использовать при работе предметы заместители, природный материал.
Воспитательные:
-
Воспитывать культуру и интерес к жизни на Крайнем Севере.
-
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
-
Воспитывать желание заботиться о животном мире.
Методические приемы: показ приемов лепки (прищипывание, вытягивание, примазывание), словесное указание, поощрение, познавательные вопросы.
Оборудование: пластилин, доски для лепки; спички(ноги), веточки (рога).
Демонстрационный материал: Изображения северного оленя и лесного оленя.
Круговой сбор (приветствие):
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся!
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, на этой неделе мы с вами говорили о каких животных? (ответ детей) . Правильно, о животных Севера. Давайте их вспомним (поочерёдные ответы детей).
Воспитатель: Сегодня я хочу с вами более подробно поговорить об одном из этих животных, а о ком пойдёт речь, вы узнаете отгадав загадку
Загадка:
Воспитатель:
От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам с ветром споря?
Это северный … (ответ детей - олень).
-Правильно ребята, речь пойдёт о северном олене. Посмотрите на картинку, где изображен северный олень (демонстрация изображения).
-Ребята, назовите основные части оленя? (У северного оленя шерсть серая, густая, есть голова, рога, шея, туловище, длинные ноги, копыта, хвостик)
Воспитатель: На севере очень холодно, поэтому шерсть северного оленя более густая.
Воспитатель: Какой формы туловище?
Дети: Туловище овальной формы
Воспитатель: Какой формы голова?
Дети: Голова маленькая, вытянутая, округлая, меньше туловища
Воспитатель: Обратите внимание на рога. У оленя они большие, ветвистые.
Воспитатель: Расскажите о ногах. Они какие?
Дети: Ноги длинные, похоже на столбики
Воспитатель: Какой хвост?
Дети: Хвост маленький, похож на треугольничек
Воспитатель: Северный олень это дикое или домашнее животное?
Ребята олень на севере бывает и диким и домашним, этих животных разводят коренные народы севера нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, ханты, манси и др. Для чего эти животные им нужны? Какую пользу они приносят? (олени нужны для перевозки грузов, олень даёт мясо, а из рогов получают лекарство. Так же из оленьей шкуры шьют одежду, обувь, ещё шкуру используют при строительстве чумов ).
Создание проблемной ситуации
Стук в дверь…ребята, кто то стучится пойду открою… (заношу модель долгана Балгаанай и нарты)
Балгаанай : Здравствуйте ребята, прибыл я к вам с прекрасной тундры ,там живёт мой народ долгане. Послушайте мою историю: собрался я на рыбалку, запрёг оленью упряжку и отправился к озеру. Добрались мы до места благополучно, но вот пока я ловил рыбу, все мои молодые олени разбрелись по тундре и не смог я их дозваться. К счастью по дороге я встретил тундровиков на снегоходах и они позвали меня к вам в гости в Норильск. Много интересного я тут повидал, 3 дня и 3 ночи гостил в вашем чудном городе, пора возвращаться мне домой к своему народу. Путь мой не близкий. Вот как добраться ума не приложу… нарты есть, а оленей нет…может вы сможете мне помочь?
Воспитатель: ребята, как мы можем помочь Балгаанайю добраться домой? (слепить оленей и помочь запречь их в упряжку к нартам)
Ну а пока, погости у нас ещё немного, расскажи нам - что такое нарты?
Балгаанай : На́рты это - узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из северных оленей и собак. А ещё у меня есть хорей – это длинный шест которым управляют оленьей упряжкой. Ребята, народы севера разводят оленей и очень дорожат ими, заботятся о них, потому что без оленей им не выжить в суровых северных условиях.
Воспитатель: Балгаанай предлагаю тебе вместе с нами поиграть!… Ребята вы будете оленями в упряжке, а (имя ребёнка ) погонщиком- каюром! Для этого становитесь в круг…поварачиваемся друг за другом, кладём на плечи впереди стоящего свои руки …направляющий молодой олень у нас будет (имя ребёнка) и поскакали обьезжая снежные ухабы! (под музыку «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним»)
Воспитатель: здорово мы с вами поиграли! А теперь давайте поможем Балганайю - слепим оленей для упряжки. Присаживайтесь за столы. Но сначала вы внимательно послушаете и посмотрите как правильно лепить из пластилина оленя…
Частичный показ Воспитателя.
Воспитатель: Посмотрите на своё рабочее место, у каждого есть пластилин, веточки и у каждого 4 спички – все мы знаем, что спички детям не игрушки! Сегодня мы их возмём для нашего творчества (это будут ноги вашего оленя). Разделите пластилин на 2 кусочка (большой и маленький). Из маленького кусочка круговыми движениями обеих рук между ладонями лепим шар, тремя пальцами вытягиваем мордочку. Затем из большого куска прямыми движениями рук лепим столбик, придаем овальную форму и вытягиваем шею, а у основания нужно прищипнуть хвостик. Позже необходимо соединить голову с туловищем путем примазывания указательным пальцем. Все неровности сгладьте так же пальцем. Делаем из веточек рога, а из спичек – ноги. Из черного пластилина скатать три шарика – это будут глаза и нос.
Воспитатель: Давайте подготовим наши руки к лепке оленя, сделаем физкультминутку. “У оленя дом большой!”
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Ребята, время занятия подходит к концу, свои работы выставляем перед нартами и сейчас мы их запряжём с помощью вот такой веревочки и получится упряжка (моделирование выставки).
Итог занятия: наша упряжка готова! Теперь наш знакомый Балгаанай благополучно сможет добраться до дому! Счастливого пути!