Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Общеобразовательная модифицированная общеразвивающая программа «Рукодельница»

Департамент образования мэрии города Магадана Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  «Детский экологический центр»

 

 

Общеобразовательная модифицированная общеразвивающая программа «Рукодельница»

 

Пушкина Карина Славвовна 

педагог дополнительного образования

 

«РУКОДЕЛЬНИЦА»
Общеобразовательная, общеразвивающая  модифицированная программа.
Педагог дополнительного образования: Пушкина Карина Славвовна.
Направленность образовательной программы: художественно-эстетическая.
Возраст детей (обучающихся) 9-12 лет. Срок реализации программы 2 года.
 
Краткая аннотация программы
Данная программа призвана помощь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из его направлений – художественной вышивке. Она способствует развитию у школьников фантазии, художественного вкуса, творческой активности. Воспитывает понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору профессии в дальнейшем или более успешной адаптации на современном рынке труда.
Новизна программы в том, обучение направлено на создание индивидуальных творческих изделий, что предполагает разработку и собственных эскизов, подбора цвета, разработку собственных проектов и т.д. Отличительной особенностью данной программы является то, что дети, учась вышивать, осваивают сразу несколько различных техник вышивки, т.е., учась делать стежок – первооснову, они охватывают за курс программы основные виды ручной вышивки.
При реализации программы применяются такие методы обучения, как наглядные, словесные, практические, мотивационные, игровые.
На занятиях дети обучаются различным видам художественной вышивки: лентами, гладью, крестом, бисером. При вышивке бисером сделан уклон на национально-прикладное искусство в соответствии с нашим регионом, включая работу с мехом и кожей. В одном из модулей программы дети изучают изготовление цветов из фоамирана.
При выполнении программы учащиеся овладевают навыками вышивания, работы с кожей и мехом, фоамираном. Умеют читать готовые схемы для вышивки, составлять свои композиции, делать зарисовки.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, в анализе наблюдения за их деятельностью, в проведении итоговых занятий по разделам, в выполнении тестовых практических заданий, а также участие в конкурсах, выставках.

 

«Чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                          Сухомлинский В.

 

Пояснительная записка

Актуальность программы:

Художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры. Детские объединения по художественной вышивке дают возможность познакомить детей с этим видом искусства и обучить их вышиванию.

Некоторое время назад увлечения различными видами женского рукоделия пережило свое второе рождение. В наше время у большего числа женщин появляется желание заняться рукоделием - шитьём, вязанием, вышивкой и т.д. И почему-то вдруг стали так близки  вещи, сделанные нашими бабушками. Ведь сделанная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя, она неповторима и желанна. Вещи, сделанные своими руками  - это сейчас модно! Конечно, мы привыкли покупать вязаные пуловеры, шитые одеяла, тканые ковры, вышитые скатерти, фартуки и салфетки. И совершенно не задумываемся, что приложив немного усилий, мы могли бы сделать их сами, собственными руками, что обошлось бы дешевле с экономической точки, а кроме того, было бы просто приятнее. Именно поэтому в наше время широко возрождается искусство вышивания.

Вышивание - это прекрасное творческое времяпрепровождение. Находиться среди красивых цветных ниток, тканей, всевозможных приспособлений для вышивки - само по себе большое удовольствие. Невозможно развиваться самобытному мастеру без развития творческих способностей, не обладая такими качествами, как наблюдательность, зрительная память, пространственное воображение, чувство цвета, линии и формы. Основой декоративно-прикладного искусства служит сама природа, ее цвета, элементы, формы и линии, и задача мастера-художника увидеть ее поразительную гармонию, соразмерность, пластику, научиться выражать красоту посредством композиционных законов, пропорциональности, симметрии или асимметрии.

Зародившись много лет тому назад и не потеряв актуальности в наши дни, современная вышивка отличается своей новизной. Новые, современные краски, эскизы, цветовые решения, техники выполнения и новые приспособления для вышивания увлекают детей заниматься чем-то новым, необычным и в тоже время очень современным видом рукоделия.

Занятия в ДО «Рукодельница» это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Данная программа является общеобразовательной, общеразвивающей, модифицированной, художественно-эстетической направленности. Она призвана помощь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной вышивке. Она способствует развитию у детей фантазии, художественного вкуса, творческой активности, любознательности. Воспитывает понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность. Приносит радость и восторг, когда становится виден результат этого кропотливого труда. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору профессии в дальнейшем и более успешной адаптации на современном рынке труда. Ведь навыки, приобретенные в детском возрасте, как правило, сохраняются на всю жизнь.

Новизна программы в том, что занятия по мастерству строятся таким образом: новый вид, способ вышивания – оригинальное, индивидуальное изделие. Обучение направлено на создание индивидуальных творческих изделий, что предполагает разработку и собственных эскизов, подбора цвета, разработку собственных схем и т.д.

Цель программы - создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы-

Обучающие:

  • обучить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;

  • обучить основам технологии вышивки; 

  • познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ.

Развивающие:

  • развить чувство эстетического восприятия;

  • развить мышление;

  • развить творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;

  • воспитать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;

  • воспитать умение преодолевать неудачи.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы в том, что дети, учась вышивать, осваивают сразу несколько различных техник вышивки. Т.е., учась делать стежок – первооснову, они охватывают за курс программы самые распространенные и интересные виды ручной вышивки.

Программа состоит из нескольких модулей, включая различные виды художественной вышивки: лентами, гладью, крестом, бисером. При вышивке бисером сделан уклон на национально-прикладное искусство в соответствии с нашим северным регионом, включая и работу с мехом. В одном из модулей дети изучают изготовление цветов из фоамирана, что влияет на развитие мелкой моторики рук. Основной формой обучения является практическая работа.

Вся работа базируется на изучении народного искусства, которое оказывает неоценимую помощь для духовного развития личности.

Большое значение имеет соблюдение культуры труда, экономное расходование материалов, бережное отношение к инструментам, приспособлениям и правильное пользование ими. Учащихся необходимо учить делать любую вещь красиво, прочно, быть предельно внимательными к работе.

Полученные знания и умения в дальнейшем могут быть использованы учащимися для выполнения творческих проектов.

Режим проведения занятий - программа курса “Рукодельница” рассчитана на 2 года обучения по 216 часов каждый год и  предназначена для учащихся 9-12 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 педагогических часа или 3 раза в неделю по 2 педагогических часа, в зависимости от возраста и нагрузки учащихся.

Формы и методы проведения занятий-

Наглядные методы:

  • рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;

  • показ способов действия с инструментами и материалами.

2. Словесные методы:

  • беседа;

  • использование художественного слова;

  • объяснение способов действия с инструментами и материалами;

  • указания, пояснения;

  • анализ выполненных работ.

3. Практические методы:

  • обучение способам вышивания;

  • обучение работы с мехом и бисером;

  • обучение изготовления декоративных цветов;

  • самостоятельное выполнение изделий;

  • использование инструментов и материалов для реализации замысла;

  • индивидуальный подход.

4. Метод «подмастерья».

5. Мотивационные методы:

  • убеждение,

  • поощрение;

  • создание ситуации успеха.

6. Игровые методы:

  • игровые ситуации.

Ожидаемые результаты-

Учащиеся должны знать:

  • характерные особенности народного искусства;

  • основы композиции;

  • правила выполнения эскизов;

  • начальные сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме;

  • основные виды швов и их выполнение;

  • виды и свойства тканей, лент, ниток, применяемых для вышивки;

  • виды и свойства меха;

  • технику работы с фоамираном.

Учащиеся должны уметь:

  • делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов вышивки;

  • разрабатывать несложные композиции;

  • пользоваться схематическим описанием рисунка;

  • выполнять различные виды швов;

  • приобрести навыки вышивания;

  • приобрести навык работы с мехом (раскрой и пришивание);

  • изготовлять сувенирные изделия;

  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий;

  • в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

Способы оценивания результативности учащихся:

  • анализ наблюдения за деятельностью учащихся;

  • проведение итоговых занятий по разделам;

  • выполнение учащимися тестовых практических заданий (аттестация вводная промежуточная, итоговая);

  • выставка работ учащихся.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • составление портфолио;

  • участие в международных, всероссийских, областных, городских конкурсах;

  • защита проектов;

  • творческий отчет ПДО на педсовете;

  • проведение мастер-классов;

  • участие в выставках на уровне учреждения;

  • участие конкурсах-ярмарках.

 

Учебно-тематический план 1 года обучения

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1.  

Комплектование

-

12

12

  1.  

Вводное занятие

12

-

12

  1.  

Вышивка шелковыми лентами

4

90

94

  1.  

Вышивка бисером

6

34

40

  1.  

Вышивка бисером в национально-прикладном искусстве народов Севера

6

50

56

  1.  

Итоговое занятие

-

2

2

 

Итого:

28

188

216

 

Содержание программы 1 года обучения

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Комплектование: комплектование.

-

12

12

2.

Вводное занятие:  Обзор программы. План, задачи работы группы. Инструктаж по ТБ. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты, материалы, оборудование.

12

-

12

3.

Вышивка шелковыми лентами: история вышивки лентами. Техника вышивки, виды швов, вышивание цветов, декор в интерьере и в быту. Вышивание. Выставка работ.

4

90

94

4.

Вышивка бисером: история вышивки, техника вышивки, способы вышивания. Декор в интерьере и в быту. Вышивание. Выставка работ.

6

34

40

5.

Вышивка бисером в национально-прикладном искусстве народов Севера: История вышивки. Виды вышивки. Техника вышивки. Способы вышивания.  Вышивание. Отделка мехом. Выставка работ.

6

50

56

6.

Итоговое занятие:  подведение итогов учебного года.

-

2

2

 

Итого:

28

188

216

 

Учебно-тематический план 1 года обучения

Занятия 2 раза в неделю по 3 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Комплектование

-

12

12

2.

Вводное занятие

9

-

9

3.

Вышивка шелковыми лентами

9

105

114

4.

Вышивка бисером

9

24

33

5.

Вышивка бисером в национально-прикладном искусстве народов Севера

9

36

45

6.

Итоговое занятие

-

3

3

 

Итого:

36

180

216

 

Содержание программы 1 года обучения

Занятия 2 раза в неделю по 3 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Комплектование: комплектование

-

12

12

2.

Вводное занятие:  Обзор программы. План, задачи работы группы. Инструктаж по ТБ. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты, материалы, оборудование.

9

-

9

3.

Вышивка шелковыми лентами: история вышивки лентами. Техника вышивки, виды швов, вышивание цветов, декор в интерьере и в быту. Вышивание. Выставка работ.

9

105

114

4.

Вышивка бисером: история вышивки, техника вышивки, способы вышивания. Декор в интерьере и в быту. Вышивание. Выставка работ.

9

24

33

 

Вышивка бисером в национально-прикладном искусстве народов Севера: История вышивки. Виды вышивки. Техника вышивки. Способы вышивания.  Вышивание. Отделка мехом. Выставка работ.

9

36

45

6.

Итоговое занятие:  подведение итогов учебного года.

-

3

3

 

Итого:

36

180

216

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1.  

Комплектование

-

6

6

  1.  

Вводное занятие

12

-

12

  1.  

Вышивка крестиком

4

84

88

  1.  

Вышивка гладью

4

58

62

  1.  

Цветы из фоамирана

4

42

46

  1.  

Итоговое занятие

-

2

2

 

Итого:

24

192

216

 

Содержание программы 2 года обучения

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1.  

Комплектование: доукомплектование .

-

6

6

  1.  

Вводное занятие:  Обзор программы. План, задачи работы группы. Инструктаж по ТБ. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты, материалы, оборудование.

12

-

12

  1.  

Вышивка крестиком: история вышивки, техника вышивки, виды крестика, декор в интерьере и в быту. Вышивание. Выставка работ.

4

84

88

  1.  

Вышивка гладью: история вышивки, техника вышивки, способы вышивания, декор в интерьере и в быту. Вышивание. Выставка работ.

4

58

62

  1.  

Цветы из фоамирана: Что такое фоамиран. Зарисовка эскизов, изготовление выкроек, способы обработки, изготовление частей цветка, сборка цветка. декор в интерьере и в быту. Выставка работ.

4

42

46

  1.  

Итоговое занятие:  подведение итогов учебного года.

-

2

2

 

Итого:

24

192

216

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

Занятия 2 раза в неделю по 3 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1.  

Комплектование

-

9

9

  1.  

Вводное занятие

9

-

9

  1.  

Вышивка крестиком

9

75

84

  1.  

Вышивка гладью

9

57

66

  1.  

Цветы из фоамирана

6

39

45

  1.  

Итоговое занятие

-

3

3

 

Итого:

33

183

216

 

Содержание программы 2 года обучения

Занятия 2 раза в неделю по 3 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

  1.  

Комплектование: доукомплектование .

-

9

9

  1.  

Вводное занятие:  Обзор программы. План, задачи работы группы. Инструктаж по ТБ. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты, материалы, оборудование.

9

-

9

  1.  

Вышивка крестиком: история вышивки, техника вышивки, виды крестика, декор в интерьере и в быту. Вышивание. Выставка работ.

9

75

84

  1.  

Вышивка гладью: история вышивки, техника вышивки, способы вышивания, декор в интерьере и в быту. Вышивание. Выставка работ.

9

57

66

  1.  

Цветы из фоамирана: Что такое фоамиран. Зарисовка эскизов, изготовление выкроек, способы обработки, изготовление частей цветка, сборка цветка. декор в интерьере и в быту. Выставка работ.

6

39

45

  1.  

Итоговое занятие:  подведение итогов учебного года.

-

3

3

 

Итого:

33

183

216

 

Методическое обеспечение программы:

  • Иллюстративный материал - показ фотографий работ, эскизов, схем, готовых изделий;

  • показ работ педагога;

  • образцы выполняемых работ;

  • конспекты занятий педагога;

  • литература и журналы по рукоделию;

  • копирование раздаточного материала.

 

Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия:

Кружок проводится в кабинете на базе школы, где есть парты, стулья. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте.

 

Техническое оснащение и дидактический материал занятий:

  • канва;

  • ткань хлопчатобумажная и полотняная;

  • набор цветных ниток мулине;                

  • иглы с большим ушком;

  • иглы для бисера;

  • ножницы с тупыми концами;

  • бисер;

  • мех;

  • фетр;

  • кожа и кожзам;

  • клей ПВА;

  • пяльца;

  • карандаши простые и цветные;

  • ручка;

  • калька, копировальная бумага;

  • тетрадь в клеточку;

  • подборка готовых вышивок и изделий из бисера, фоамирана;

  • образцы рисунков для вышивания;

  • иллюстрации вышивок в различной технике;

  • фоамиран;

  • восковые мелки для окраски фоамирана;

  • влажные салфетки;

  • флористическая проволока;

  • супер клей, клей момент кристалл.

 

Список литературы:

  1. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000.

  2. Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”).

  3. Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

  4. Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-воАСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003.

  5. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.

  6. Искусство вышивки лентами/ А.Г. Чернова, Е.В. Чернова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  7. Лучшие техники для любителей вышивки /под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2006.

  8. Вышивка шелковыми лентами/ Джина КристаниниДиФидио, ВилмаСтрабелло, Беллини; пер. с итал. Н. Сперанской. – М.: «Контэнт», 2006.

  9. Вышивка бисером. Узоры. Украшения. Картины. Дизайн. М., 2006.

  10. ЛяцкинаМ.В. Бисер. М., 1999.

  11. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273«Об образовании в Российской Федерации».

  12. Рукоделие в начальных классах. Книга для учителя по внеклассной работе. /А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гукасова. – М., Просвещение 2016г.

  13. Рукоделие: вышивка, фриволите, макраме, вязание, изделия из бисера, шторы, подушки. Автор-сост. Н.А. Юруть – МН.: ООО»Харвест» 2017г.

  14. Савиных В.П.  Все о поделочных материалах. М., Полымя 2015г.

  15. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010г.

  16. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2014.

  17. Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. – М.: Эксмо, 2011г.

  18. БабковаО.В. Школа рукоделия. Вышивка, бисероплетение, макраме, вязание спицами и крючком. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 576с.

 

Список литературы для родителей:

 

  1. Кит Николь. Искусство вышивки. Секреты мастерства. М., 2004.

  2. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. М., 2000.

  3. БасулинаЛ.В. Бисер. Ярославль, 2007.

  4.  Шелковая лента/Мелисса Уильямс; пер. с англ. Н.Рейн. – М.: Эксмо, 2007.

  5. ЧибриковаО.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.

 

 

Список литературы для детей:

 

  1. Волшебные бусины. Фенечки для девочек. М., 1999.

  2. Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.

  3. Цветочные фантазии из лент: пер. с англ./ Дебора Хенри. – М.: Мой мир, 2007.

  4. ШалдаВ.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003г.

  5. ЧибриковаО.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).

  6. Журналы «Лена рукоделие 2018г.», «Мальчики и девочки 2018г.».