Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

   Образовательная программа «Сказки народов Севера»  Номинация «Этнокультурная»

МКОУ "Напасская ООШ" Каргасокского района Томской области

                        Образовательная программа

                            «Сказки народов Севера»  Номинация «Этнокультурная»

Лесняк И.А.

                                                                                        учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка

Программа курса направлена на изучение культуры малых народов Севера, проживающих на территории села Напас Каргасокского районаТомской области.

Актуальность курса заключается в стоящей перед коренными народами Севера проблеме сохранения и передачи традиционных знаний молодому поколению. Всё, что касается передачи экологически и этнически значимой информации, находится в плачевном состоянии, так как уходит последнее поколение носителей этой информации.

В нашем селе проживают представители разных коренных этносов: селькупы, остяки, зыряне, ханты, эвены и т.д. Их дети обучаются в нашей школе, поэтому целесообразно знакомить их с устным народным творчеством малых народов Севера.

Юнеско объявляло 2000-2010 г.г. десятилетием малочисленных народов Севера, а 2013-2022 - Международным десятилетием сближения культур, и это делает проблему сохранения традиционных знаний коренных народов актуальной.

Цель курса: изучение фольклорных традиций коренных народов Севера, проживающих в селе Напас.

Задачи курса:

1) расширять и углублять знания учащихся по истории родного края через изучение самобытной культуры разных этносов;

2) перенимать опыт предков и сохранять экологически и этнически значимую информацию;

3) фиксировать историю этнических родов, проживающих в посёлке;

4) составлять традиционный экологический календарь (знакомиться с традиционными знаниями об объектах природного мира);

5) изучать традиционные ремёсла и прикладное искусство, пополнять школьный музей экспонатами;

6) собирать информацию среди жителей села, чтобы изучать собственную этническую культуру в реальной жизни;

7) воспитывать в детях умение рационального использования природных ресурсов растительного и животного мира;

8) воспитывать уважительное отношение к национальной культуре разных народов.

Данный курс предназначен для учащихся 5 классов.

Срок реализации программы – 1 учебный год / 34 недели (1 ч. в неделю).

23 ч. отводится на теорию, 11 ч. – на практические занятия.

Формы занятий:

1) учебные занятия;

2) экскурсии;

3) беседы с местными жителями;

4) поисковая работа.

Формы контроля:

1) собеседования;

2) анкетирование;       3) проекты индивидуальные и групповые.    

К концу курса учащиеся должны знать:

Культурно-историческое наследие родного края и этносов, проживающих на территории с.Напас, а именно:

а) традиции;

б) обычаи;

в) обряды;

г) культовые действия;

д) занятия;

е) ремёсла и прикладное искусство;

                          учащиеся должны уметь:

а) различать особенности фольклора селькупов, хантов, эвенов;

б) проводить исследовательскую работу по сбору информации о прошлом местных народов;

в) создавать проекты на основе анализа прошлого и настоящего с целью прогнозирования будущего.

                                 Тематическое планирование

                                        Теоретический блок

      23 ч.

I. Селькупские народные сказки

       13

1. Глаза и уши

       1

2. Хозяйка огня

       2

3. Сказка о семи ребятах

       2

4. Кенгерселя

       2

5. Брат и сестра

       2

6. Ича

       1

7. Ича и чёрт

       1

8. Дочь Земли

       2

II. Хантыйские народные сказки

       8

1. Бабушка Сясими и внук Имихилы

       2

2. Отважный Ярась

       2

3. Когда куропатки смеяться стали

       2

4. Обский богатырь и его сын Кеши-Палат-Пох

       2

III. Эвенские народные сказки.

       2

1. Лиса и медведь

       1

2. Человек и медведь

       1

     Практический блок (поисково-исследовательская работа)

      11 ч.

1.Экскурсия в местный краеведческий музей                    

1

2. Экскурсии к местным жителям с целью сбора информации (селькупская печь, лыжи-подволоки, национальная одежда, нарты, обласок, лабаз)

6

3. Беседы со старожилами об обрядах и культовых действиях

3

4. Защита проектов

1

                                                                                  ИТОГО

34 ч

                                                                

Литература.

1. Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск, 1972.

2. Ворон Кухта. Сказки народов Севера. Москва, 1976.

3. Вопросы этнокультурной истории народов Западной Сибири. Томск, 1992.

4. Дульзон А.П. Сказки народов Сибирского Севера. Томск, 1980.

5. Ключ счастья: Сказки народов Сибири. Редактор-составитель: Закусина Н.М. Москва, 1975.

6. Мифы, предания, сказки хантов и манси. Москва, 1990.

7. Мелетинский Е.М. Миф и сказка. Фольклор и этнография. Москва, 1970.

8. Сказки Нарымских селькупов. Томск, 1996.

9. Сказки народов Сибири. Новосибирск, 1984.

Интернет-ресурсы.

http://mirckazok.ru/

http://miniskazka.ru/

https://selkupskie-skazki.larec-skazok.ru/

https://wisdomlib.ru/

http://www.fairy-tales.su/