Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Образовательная программа "Патриотическое воспитание"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Нефтекумска СК

Фестиваль передового педагогического опыта учителей

«Методическая копилка»

Номинация:  патриотическое воспитание

Вид методической продукции: Образовательная программа

(Для детей 12-16 лет. Срок реализации – 3 года)

Составитель программы:

Алибекова Людмила Анатольевна

МКОУ СОШ №2 г. Нефтекумск СК

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

                                                                                                       г. Нефтекумск   2016 г

Пояснительная записка

  Образовательная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и имеет социально - педагогическую направленность.

   Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МКОУ СОШ №2 г. Нефтекумска. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти Нефтекумского района, со специалистами МБОУ ДОД "ЦВР", Советом ветеранов, с Нефтекумской районной организацией- Общероссийской общественной организацией «РОСТО (ДОСААФ)».

   Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического и гражданского воспитания молодёжи.

   Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Учитывая эти факторы, необходимо тщательно продумывать направления и формы работы с обучающимися. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей её среды. Взаимодействие педагогов и обучающихся как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. В нашем образовательном учреждении установлению партнёрских отношений, созданию атмосферы патриотизма, любви к Родине, уважению к истории страны, края, района, города способствует программа деятельности детского объединения «Патриот», которая позволяет скоординировать усилия учителей, родителей, ветеранов, воинов, обучающихся.

 

Основные направления работы детского объединения “Патриот”

МКОУ СОШ №2 на 2015 – 2018 годы:

1. Сохранение памяти о солдатах, покоящихся в братских могилах на территории г. Нефтекумска:

  • сбор и оформление исторической информации;
  • участие в организации ухода за местами захоронений воинов, благоустройстве прилегающих территорий;
  • оформление выставок и экскурсий.

2. Восстановление биографических и исторических данных о жителях города, внесших свой вклад в освобождение района и страны от немецко-фашистских захватчиков:

  • сбор и оформление информации;
  • поиск свидетелей оккупации нашего района и поддерживание отношений с ними;
  • оформление собранной информации в дайджесты.

 

3. История школы:

  • сбор и оформление информации;
  • встречи с учителями, которые начинали работать в нашей школе и известными выпускниками;
  • оформление выставок, презентаций, экскурсий.

4. История Нефтекумского района и города:

  • сбор и оформление информации;
  • работа в архивах города, музеях, встречи с работниками библиотек;
  • оформление выставок, презентаций, экскурсий.

 

5. “В жизни всегда есть место подвигу”

  • сбор информации о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны,  воинах - интернационалистах, проживающих и проживавших в городе;
  • оформление выставок, презентаций, экскурсий о них;
  • сбор информации о тружениках тыла, героях трудового фронта в военное и мирное время, оформление выставок, презентаций, экскурсий о них;
  • оформление выставок, презентаций, буклетов о них.

6. Экскурсионная, просветительская работа членов детского объединения:

  • проведение тематических экскурсий, встреч, мероприятий по материалам поисковой работы на основе созданных выставок, презентаций, экскурсий.

   Цель программы: формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота России, своего края, района, села, воспитание гордости за Отечество и соотечественников.

   Задачи:

  • Закрепление и обогащение базовых школьных знаний по истории России, Ставропольского края, Нефтекумского района, города в широком смысле этого слова - от семьи, улицы, города - к истории всей страны!;
  • Развитие способности критически мыслить (подвергать сомнению, сравнивать факты, обновлять свои взгляды и т.п.);
  • Формирование компетентности в познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников);
  • Работа по сохранению и увековечиванию памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны;
  • Воспитание мужества, чувства локтя, любви к Родине, а также давать специальные знания, навыки, позволяющие адаптироваться в различных обстоятельствах;
  • Содействие военно-профессиональной ориентации воспитанников;
  • Приобщение обучающихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооружённых сил России;
  • Формирование у обучающихся активной жизненной позиции и качеств, необходимых Гражданину и Патриоту;
  • Профилактика политического и религиозного экстремизма, национальной неприязни среди молодёжи.

 

Данные задачи реализуются на различных уровнях:

  • Учебном;
  • Внеучебном ( работа детского объединения «Патриот»);
  • Институциональном ( работа в Д/О организована таким образом, что востребованы все качества и умения школьников, начиная от правовых и заканчивая личностными);
  • Социально-проектном ( предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями членов Д/О, родителей, учителей, Совета ветеранов, воинов разных поколений, местных органов власти);
  • Использовании инновационных форм и методов с целью формирования гражданской идентичности личности у подрастающего поколения.

      На уровне детского объединения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении, учитывающие международные и государственные установки, а также региональное своеобразие, традиции и культуру данного объединения.

   Таким образом, всё вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы нашего объединения «Патриот».

Участники программы.

       Дети, принимающие участие в данной программе дополнительного образования, разного возраста. Основу коллектива составляют дети 12-16 лет. Работа данного коллектива строится, исходя из возрастных особенностей детей: участие в различных акциях, поисковая и исследовательская работа, творческая деятельность.

Сроки реализации.

   Реализация программы рассчитана на три года. Занятия проводятся один раз в неделю, а также по мере необходимости в рамках подготовки к различным мероприятиям и творческим конкурсам. Ведётся систематическая индивидуальная и консультативная работа в ходе творческой и поисково-исследовательской  деятельности обучающихся.

Формы работы с обучающимися в рамках программы.

   Занятия проходят в форме заседаний объединения, используются и другие формы работы: участие в различных акциях, экскурсии, творческие конкурсы, встречи разных поколений, организация тематических экспозиций, активное сотрудничество с общественными организациями.

Принципы построения работы.

   Работа в образовательном учреждении основывается на принципах гуманизации, психологической комфортности, единства обучения, воспитания и развития ребёнка. Деятельность становится фактором развития личности, так как ученик выступает субъектом её планирования, организации, проведения и оценки. Разновозрастной коллектив позволяет соблюсти принцип интеграции, взаимопомощи, создания ситуации успеха  на основе возрастного и индивидуального подхода. Здесь важно соблюсти деятельный подход: чем больше поле деятельности, тем интенсивнее развивается самостоятельность, инициатива и творчество. Использование всех вышеперечисленных принципов в комплексе придаёт деятельности системность и целостность.

   Направленность программы – социально-педагогическая. Охватывает разные области знаний: историю, литературу, живопись, музыку.

   Дополнительно, параллельно с поисково–исследовательской работой возможна экскурсионная (просветительская) работа учащихся из числа членов детского объединения по уже найденным и оформленным в школьном музее материалам.

   В программу входит изучение личности ребенка с использованием диагностики, анкетирования, тестирования, психологического тренинга. Программа предполагает работу с одаренными детьми, направлена также на оказание помощи трудным детям в их духовно-нравственном и гражданском становлении.

   В целях жизнеобеспечения ребенка изучается техника безопасности.      

Концептуальная основа программы:

(согласно концепции члена-корреспондента Е. В. Бондаревской):

  1. Воспитание свободной личности.
  2. Воспитание гуманной личности.
  3. Воспитание духовной личности.
  4. Воспитание творческой личности.
  5. Воспитание практической личности.

Социальное партнерство в реализации программы

  • Администрация города.
  • Отдел образования АНМР.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Отдел внутренних дел города.
  • Военный комиссариат города.
  • Городской краеведческий музей.
  • Совет ветеранов.
  • Центральная городская библиотека.
  • МБОУ ДОД "ЦВР".
  • Средства массовой информации города, района, школы: "Восход", "Вести Нефтекумья", "Ветер перемен".
  • Нефтекумская районная организация - Общероссийская общественная организация «РОСТО (ДОСААФ)».

 

 

 

Прогнозируемый результат.

   Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. В результате реализации Программы ожидается:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
  • в сфере семейных отношений: формирование позитивного влияния на личность ребёнка через общую культуру семейных отношений.

   При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, краевые, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, краевых, всероссийских конкурсах.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

1 год обучения.

 

№ п.п.

Темы занятий.

 

Количество часов теории:

Количество часов практики:

1.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

               1

             -

2.

Я и моя семья.

 

2

2

3.

История г. Нефтекумска.

 

3

2

4.

Великая Отечественная война на территории Нефтекумского (Ачикулакского) района.

2

2

5.

Сотрудничество.

 

1

1

6.

Фестиваль военно-патриотической песни «Память»

-

2

7.

Рукописная книга клуба «Поиск» -  «Дети и война».

 

2

-

8.

Дни воинской славы России.

 

2

1

9.

Государственные символы г. Нефтекумска и Ставропольского края.

 

1

1

10.

Мои земляки – участники битвы за Кавказ.

 

1

2

11.

Мой край родной.

 

1

1

12.

Путешествие по родной стране.

 

               -

2

13.

Изучение личности ребенка.

 

-

1

14.

Итоговое занятие. Анализ работы.

 

1

-

 

Итого: 34 часа.

17 ч.

17 ч.

Содержание программы 1 года обучения:

 

Образовательная тема

Содержание

Формы занятий

Методы Приёмы

Форма подведения итогов

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

 

Цель, задачи, значимость программы.

Инструктаж по технике безопасности.

Выбор актива детского объединения.

Беседа, инструктаж, чтение соответствующей литературы

 

Словесный, слуховой

 

Викторина "Безопасное колесо" (на знание правил по технике безопасности).

Я и моя семья.

 

Роль семьи в воспитании современного подростка. Секреты семейного благополучия.

Беседа, практикум по составлению генеалогического древа

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый

Сочинение "Мой дом - моя крепость". Семейный творческий конкурс "Мое родословное древо".

История г. Нефтекумска.

 

Изучение истории родного города.

Рассказ, составление плана экскурсии

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый , анализ литературы и источников

Интеллектуально-краеведческая игра "Город на 45 параллели".

Великая Отечественная война на территории Нефтекумского (Ачикулакского) района.

Изучение темы по следующим направлениям:

«Моя семья, мой район в годы ВОВ», «Война в судьбах моих земляков». «4 ГКККК». «Золотые звёзды Нефтекумья»

(А.Ачмизов, К.Н. Калинин, А.С. Лапушкин, М.Е. Сергеев и другие).

Чтение соответствующей литературы. Знакомство с музейной экспозицией (музейный урок)

 

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский

 

Викторина ("Подвиги дедов - крылья сыновей"), экскурсия.

 

Сотрудничество

 

Организация совместной деятельности с работниками школьной, городской, детской и районной библиотек, МБОУ ДОД "ЦВР",Советом ветеранов, музеями.

Встреча, круглый стол, совместное мероприятие

Метод формирования опыта общественного поведения.

 

Посиделки, чаепитие.

Фестиваль военно-патриотической песни «Память»

Разработка положения о проведении фестиваля. Выбор песен о Великой Отечественной войне, изучение истории их создания.

Концерт

Метод самореализации через творческие дела.

Просмотр и обсуждение. Награждение победителей.

Рукописная книга клуба «Поиск» -  «Дети и война».

 

Знакомство с рукописной книгой детского объединения "Поиск" МКОУ СОШ №2 - "Дети и война". Продолжение работы над созданием книги.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы, знакомство с музейной экспозицией

Словесный, слуховой, репродуктивный,  частично-поисковый

 

Библиотечный час "Дети военной поры".

Дни воинской славы России.

 

Организация постоянно действующего стенда «Дни воинской славы России».

Занятие с использованием компьютерных технологий, урок-проект.

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый

Викторина "Дни воинской славы России".

Государственные символы г. Нефтекумска и Ставропольского края.

Герб, флаг, гимн г. Нефтекумска и Ставрополь-го края.

Организация конкурса «Герб, гимн школы».

Занятие с использованием компьютерных технологий, урок-проект.

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый

Интеллектуальная игра по станциям

Мои земляки – участники битвы за Кавказ.

 

Судьбы земляков, участников битвы за Кавказ, организация поисковой деятельности. Встречи с ветеранами войны.

Слово педагога. Чтение соответствующей литературы, знакомство с музейной экспозицией

Объяснительно-иллюстративный, метод речевого воздействия, сюжетный рассказ.

 

Эссе. Творческие и исследовательские проекты.

 

Мой край родной.

 

Основание г.Ставрополя. Заселение края. Крупные города на территории края. Их хозяйственная значимость.

Виртуальное  путешествие, создание экспозиции и презентаций, подготовка экскурсоводов.

 

Объяснительно-иллюстративный, метод речевого и демонстрационного воздействия

 

Защита творческих проектов. Награждение.

 

Путешествие по родной стране.

 

Экскурсии, походы, поездки. (Школьный музей с.Кара-тюбе, с.Величаевское - Музей молодогвардейцев, музей казаков-некрасовцев в п. Новокумский, Краеведческие музеи городов Нефтекумска, Буденновска, Пятигорска, Ставрополя). Подготовка к массовым мероприятиям.

Экскурсия.

Метод формирования опыта общественного поведения.

 

Сочинение, фотовыставка, выставка рисунков, беседа.

Изучение личности ребенка.

 

Работа с психологом. Заполнение тестов, анкеты "Патриот" (см Приложение 1), составление диагностических таблиц для изучения и коррекции личности ребенка.

Беседа, тренинг, час открытых мыслей.

 

Анкетирование. Анкета "Патриот"

 

Анализ и коррекция.

Итоговое занятие. Анализ работы.

 

Написание отчетов о проделанной работе. Анализ работы детского объединения «Поиск» за полугодие и год, составление плана работы. Награждение активных членов детского объединения.

Час общения

 

Игровой, исследовательский, частично-поисковый, создание проблемной ситуации.

 

Анализ работы детского объединения за год. Отчет. Награждение активных членов детского объединения.

 

 

 

Обучающиеся 1 года обучения должны знать:

  • Историю своей семьи и родного города.
  • 2-3 песни Великой Отечественной войны.
  • Историю 4 ГККК.

 

Обучающиеся 1 года обучения должны уметь:

  • Формулировать вопросы для составления анкет.
  • Брать интервью у ветеранов войны, труда..
  • Кратко пересказать услышанное.
  • Выделять причинно-следственные связи.
  • Делать вывод.

 

Учебно-тематический план

2 год обучения.

 

№ п.п.

Темы занятий.

 

Количество часов теории:

Количество часов практики:

1.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

 

               1

             1

2.

« Мой город, моя семья в годы ВОВ»

 

2

2

3.

Летопись Нефтекумского района и города Нефтекумска.

 

1

2

4.

Памятники и обелиски на Нефтекумской земле.

 

2

1

5.

Государственные символы России.

 

1

2

6.

Дни воинской славы России.

 

1

1

7.

Уроки мужества.

 

-

1

8.

Тематическая олимпиада для обучающихся "Великая Отечественная война".

 

1

1

9.

«В жизни всегда есть место подвигам»

 

1

1

10.

Дорогие мои земляки.

 

2

2

11.

Мой край родной.

 

-

3

12.

Путешествие по родной стране.

 

               -

3

13.

Изучение личности ребенка.

 

-

1

14.

Итоговое занятие. Анализ работы.

 

1

-

 

Итого: 34 часа.

13 ч.

21 ч.

 

Содержание программы 2 года обучения:

Образовательная тема

Содержание

Формы занятий

Методы Приёмы

Форма подведения итогов

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

 

Цель, задачи, значимость программы.

Инструктаж по технике безопасности. Выбор актива детского объединения.

Беседа, инструктаж, чтение соответствующей литературы

 

Словесный, слуховой

 

Нестандартный урок по правилам дорожного движения (Приложение 2)

« Мой город, моя семья в годы ВОВ»

Изучаем историю города и Нефтекумского (Ачикулакского) района. Изучение обучающимися рукописной книги «Мой город, моя семья в годы ВОВ». Сбор материала. Интервьюирование.

Встреча, дискуссия, круглый стол.

 

Метод самореализации через творческие дела, интервьюирование, анкетирование.

 

Мини-сочинение: "Солдатские звёзды в моей семье"

Летопись Нефтекумского района и города Нефтекумска.

Изучение "Летописи Нефтекумского района, истории города". Провести параллели  с историей Ставропольского края и России.

Урок-календарь

 

Словесный, исследование и моделирование

 

Составление хронологических таблиц. Викторина "Знаешь ли ты историю своего города".Компьютерная презентация "Моё Нефтекумье"

Памятники и обелиски на Нефтекумской земле.

Изучение памятников и обелисков на территории  нашего города. Работа с рукописной книгой "Памятники и обелиски Нефтекумья". Встречи по данному вопросу  с работниками библиотек. Сбор и оформление материала. Экскурсия. Составление видеомаршрута  и продолжение оформления рукописной книги. Уход за местами захоронений воинов, благоустройство прилегающих территорий.

Экскурсия, работа с историческими источниками. 

 

Видеометод.

Просмотр и обсуждение видеофильма Памятники и обелиски на Нефтекумской земле".

Государственные символы России.

 

Изучение истории государственных символов России. Флаг, герб, гимн, Конституция РФ.

Занятие с использованием компьютерных технологий, урок-проект. Беседа "Символы России" (Приложение 3)

Репродуктивный, частично-поисковый, метод контроля.

 

Рефераты, творческие проекты, компьютерные презентации Символы России".

Награждение победителей.

Дни воинской славы России.

Дни воинской славы России (по знаменательным датам) Организация постоянно действующего стенда «Дни воинской славы России»

Устный журнал. Работа с исторической картой.

Метод создания положительной мотивации.

 

Игра-путешествие во времени "Полтавская битва: читаем, думаем, спорим..."

Рефлексия.

Уроки мужества.

 

Провести уроки мужества. Тематику корректировать на занятиях детского объединения. (по знаменательным датам, праздникам и в месячник военно-патриотического воспитания в школе)

Устный журнал, встречи с ветеранами, тружениками тыла, детьми войны, узниками концлагерей, воинами - интернационалистами, участниками локальных военных конфликтов.

Метод самореализации через творческие дела, видеометод, метод «погружения».

 

Создание видеороликов о встречах.

Тематическая олимпиада для старшеклассников: «Великая Отечественная война».

Обобщение знаний по теме «Великая Отечественная война». Изучение соответствующей литературы. Проведение тематической олимпиады для обучающихся. 

Занятие с использованием компьютерных технологий.

Репродуктивный, частично-поисковый, метод контроля.

 

Награждение победителей.

«В жизни всегда есть место подвигам»

Что такое подвиг? Равнозначны ли понятия «подвиг» и «героизм».

Занятие по обучению написания эссе. Конференция "Равнение на героев".

Метод создания положительной мотивации.

 

Эссе "Герои рядом с нами". Рефлексия.

Дорогие мои земляки.

Познакомить ребят с рукописью Толокольникова Н.И. " От Белгорода до Днепра". Подготовка к участию в конференции туристско-краеведческого движения «Отечество».

Встречи с почётными жителями нашего города. Организация совместной деятельности с Советом вереанов.

 

Метод формирования опыта общественного поведения.

 

Метод стимулирования поведения и деятельности. Конкурс творческих работ. Награждение победителей.

Мой край родной.

Изучение исторического прошлого Ставрополья. Просмотр документального фильма «Ставропольский край в истории России»

Видео-урок

 

Объяснительно-иллюстративный, наблюдение, анализ.

 

Просмотр и обсуждение фильма

Путешествие по родной стране.

Изучение инструкций и памяток по изучению исторических и культурных памятников. Экскурсии, поездки по городам – героям: Москва, Волгоград, Санкт-Петербург.

Экскурсии, поездки.

Метод формирования опыта общественного поведения.

 

Сочинение, фотовыставка, выставка рисунков, беседа. Создание компьютерных презентаций и видеоотчётов "Города-герои".

Изучение личности ребенка.

С помощью психолога работать над коррекцией личности. Развивать различные умения и навыки у учащихся. Воспитывать коммуникабельность и компетентности  обучающихся. Тест "Мой творческий потенциал"

Беседа, тренинг, час открытых мыслей.

 

Тест "Мой творческий потенциал"

Анализ и коррекция.

Итоговое занятие. Анализ работы.

Написание отчетов о проделанной работе. Анализ работы детского объединения «Поиск» за полугодие и год, составление плана работы.

 

Деловая игра.

Игровой, исследовательский, частично-поисковый, создание проблемной ситуации.

 

Деловая игра

" Могу всё знать". Анализ работы детского объединения за год. Отчет. Награждение активных членов объединения.

 

 

Обучающиеся 2 года обучения должны знать:

  • Историю Нефтекумского района.
  • Дни воинской славы (в соответствии со знаменательными датами).
  • Историю государственных символов России, края, района, города.
  • Истории судеб своих земляков(Толокольникова Н.И., Козловцева И.Ф. и др.)

 

Обучающиеся 2 года обучения должны уметь:

  • Анализировать исторический и культурный памятник.
  • Использовать карту как источник знаний.
  • Готовить сообщения и доклады.
  • Рецензировать выступление своих товарищей.

                                                          

Учебно-тематический план

3 год обучения.

 

№ п.п.

Темы занятий.

 

Количество часов теории:

Количество часов практики:

1.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

 

               1

             1

2.

Я и моя семья.

 

1

3

3.

История района, города.

 

2

2

4.

Уроки мужества.

 

-

2

5.

Кодекс отношения к Родине.

 

-

1

6.

«У войны не женское лицо» (участницы войны и труженики тыла).

 

1

1

7.

Освободители (История 4ГККК).

 

1

1

8.

Государственные символы России.

 

-

1

9.

Мои земляки – участники боев и сражений.

 

1

3

10.

История родной школы.

 

1

2

11.

Путешествие по родной стране.

 

               -

3

12.

Изучение личности ребенка.

 

1

1

13.

Итоговое занятие. Анализ работы.

 

1

1

 

Итого: 34 часа.

10 ч.

24 ч.

 

Содержание программы 3 года обучения:

Образовательная тема

Содержание

Формы занятий

Методы Приёмы

Форма подведения итогов

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

 

Цель, задачи, значимость программы.

Инструктаж по технике безопасности.

Выбор актива детского объединения.

Беседа, инструктаж, чтение соответствующей литературы

 

Словесный, слуховой

 

Игра-соревнование "Дартс - 555".

Я и моя семья.

 

Изучение исторических корней и  семейных традиций. Создание семейных родословных. Создание презентаций "Профессии моих родителей".

Занятие с использованием компьютерных технологий. Беседы, совместные мероприятия.

Исследовательский, работа с семейными архивами, изучение библиографических источников. Метод информативного воздействия. Метод самореализации через творческие дела.

Написать эссе "Крепка семья - крепка Россия".

История района, города.

 

Изучение истории района и города в лицах. продолжение работы над рукописной книгой "Летопись Нефтекумского района, истории города".

Семинар, индивидуальные консультации.

 

Исследовательский, работа в архивах, изучение библиографических источников.

 

Написать мини - сочинение "Моя семья в истории города".

Интеллектуальная викторина "Мой край родной, мой край любимый".

Уроки мужества.

 

Провести уроки мужества. Тематику корректировать на занятиях детского объединения. (по знаменательным датам, праздникам и в месячник военно-патриотического воспитания в школе)

Круглый стол с детьми войны "Детство опалённое войной".

Метод самореализации через творческие дела, видеометод, метод «погружения». Час общения.

 

Создание видеороликов    и презентаций о детях войны.

Кодекс отношения к Родине.

 

Что такое Родина? Понятие патриотизм, гражданская идентичность.

Устный журнал, встречи с почётными жителями города. Оформление стенда "Я - гражданин России". Совместные мероприятия с библиотекой"

Метод информативного воздействия. Метод самореализации через творческие дела.

Выпуск стенгазеты "В кругу интересных людей". Создание компьютерных презентаций "Почётные жители нашего города".

«У войны не женское лицо» (участницы войны и труженики тыла).

 

Исследование «Участницы войны и труженики тыла». Сбор информации. Работа в библиотеках. Организация встреч с участницами войны, труженицами тыла.

Встречи, музейные экскурсии, КТД. Организация совместной деятельности с Советом ветеранов.

 

Методы самореализации через творческие дела, формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности.

 

Концерт, чаепитие, конкурс чтецов и т.д. Акции. Творческий проект "Женщины и война".

Освободители (История

4 ГКККК).                                  

 

Изучение боевого пути

4 ГКККК на территории  нашего района. Работа с книгой  "Четвёртый Гвардейский Кубанский". Встречи по данному вопросу  с работниками библиотек. Сбор и оформление материала. Экскурсия. Составление видеомаршрута. Уход за местами захоронений воинов, благоустройство прилегающих территорий.

Экскурсия. Лекция,  семинар.

 

Словесный, слуховой, метод информативного воздействия, проблемно-поисковый . Видеометод.

 

Индивидуальные выступления на семинарском занятии. Интеллектуальная игра «Наши освободители» (об истории боевого пути 4 ГКККК). Видеомаршрут «По местам сражений 4 ГКККК в нашем районе».

Государственные символы России.

 

Изучение истории государственных символов России. Создание презентаций "Флаг. Герб. Гимн России". Работа в библиотеках.

Совместные мероприятия с библиотекой".

Занятие с использованием компьютерных технологий.

Исследовательский, изучение библиографических источников. Метод информативного воздействия. Метод самореализации через творческие дела. Метод контроля. Частично-поисковый, проблемный.

Творческие проекты и викторина по теме "Овеянные славой герб наш и флаг".

Мои земляки – участники боев и сражений.

 

Встречи с ветеранами войны. Записи их воспоминаний. Оформление фотогалереи – «Земляки – участники Великой Отечественной войны». Подготовка к участию в конференции туристско-краеведческого движения «Отечество».

Знакомство с музейной экспозицией. Совместные мероприятия с библиотекой, Советом ветеранов.

КТД.

 

Словесный, слуховой, репродуктивный.

Исследовательский, изучение библиографических источников. Метод самореализации через творческие дела. Метод контроля.

Акция "Портрет ветерана". Викторина "Солдатский привал". Конкурс творческих и исследовательских проектов. Награждение участников конкурса.

История родной школы.

 

Изучение истории школы.  Встречи с первыми учителями нашей школы. Формирование тематической музейной экспозиции. Создание презентаций "Учителя - ветераны Великой Отечественной войны" и рукописной книги "История школы в истории города".

 

Занятие с использованием компьютерных технологий. Беседы, совместные мероприятия. Работа в библиотеках города и с архивами.

Исследовательский, работа с семейными архивами, изучение библиографических источников. Метод информативного воздействия. Метод самореализации через творческие дела.

Презентация "Учителя - ветераны Великой Отечественной войны". Защита творческих и исследовательских проектов на итоговой конференции школьного научного общества "Эрудит".

Путешествие по родной стране.

 

Изучение инструкций и памяток по изучению исторических и культурных памятников. Изучение истории и достопримечательностей городов. Экскурсионные поездки по городам – героям: Москва, Волгоград, Санкт-Петербург.

Экскурсии, поездки. Виртуальные путешествия.

Метод формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности.

 

Сочинение, фотовыставка, выставка рисунков, беседа. Создание компьютерных презентаций: "Города-герои", "Города воинской славы", "Золотое кольцо России" и др. Создание видеоотчётов о посещённых городах.

Изучение личности ребенка.

 

Работа с психологом. Заполнение тестов "Уровень воспитанности обучающихся" составление диагностических таблиц для изучения и коррекции личности ребенка.

Беседа, тренинг, час открытых мыслей.

 

Анкетирование. Анкета "Уровень воспитанности обучающихся"

 

Анализ и коррекция.

Итоговое занятие. Анализ работы.

 

Освещение деятельности объединения в СМИ района, города, школы.

Групповая. Час общения. Участие родителей в оценке деятельности объединения.

 

Игровой, исследовательский, частично-поисковый, создание проблемной ситуации.

 

Анализ работы детского объединения за год. Отчет. Защита проектов. Награждение активных членов детского объединения. Рефлексия.

 

Обучающиеся 3 года обучения должны знать:

  • Историю Ставропольского края.
  • Историю Великой Отечественной войны на территории Ачикулакского района.

 

Обучающиеся 3 года обучения должны уметь:

  • Составлять синхронистические таблицы. Соотносить события из истории России с историей нашего села и своей семьи.
  • Написать сочинения об экскурсиях по городам-героям, по теме "Моя семья в истории города, эссе "Крепка семья - крепка Россия".
  • Принимать участие в конкурсах творческих и исследовательских работ.

Используемая литература для педагога

1. "Великая Отечественная война. Вопросы и ответы". Москва, 1999 г.

2. "Воспитываем любовь к малой Родине". Е.И. Дрешина. Начальная школа, 2004 г., №5 стр.19-22

3. "Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития". Воспитание школьников, 2002 г., №7, стр. 8-10

4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".

5. Задачник по краеведению. А.И. Кругов. Москва, ООО "ТИД "Русское слово - РС"", 2006 г.

6. Закон РФ "О днях воинской славы (победных днях) России" от 13 марта 1995 г.

7. Закон об общественных объединениях. Стратегия развития молодёжной политики до 2016 года.

8. Закон Ставропольского края о молодёжной политике.

9. "Золотые звёзды Нефтекумья". Дайджест. Нефтекумск, 2012 г.

10. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. Под редакцией П.Н. Поспелова, Москва, 2004 г.

11. "Их имена никогда не забудутся. 1941-1945". Под редакцией генерал-майора запаса Л.Н. Лозановича. Ставрополь, 1968 г., 1-2 т.

12. "Кавалеры ордена славы". Л.Н. Лозанович. Ставрополь, 1971 г.

13. Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи. Авторы: коллектив под руководством В.И. Лутовинова, А.И. Синайского. Внешкольник. 1998, №10, стр. 22-28

14. Концепция модернизации российского образования до 2020 г.

15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009 г.

16. Ключ к истории Отечества. Н.. Борисов, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Москва, 2005.

17. Методическое пособие "Правила оформления результатов творческой работы по краеведению". Автор - составитель: С.А. Фисенко, Ставрополь, 2003 г.

18. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. (Указ президента РФ В.В. Путина №761)

19. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Авторы - составители: А.Н. Вырщиков,  М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. Москва, Глобус, 2007 г.

20. Настольная книга учителя истории. М.Н. Чернова, Москва, 2006 г.

21. НМЖ "Классный руководитель". КПН С.М. Курганский " Программа "Мостик"", 2006 г, №7.

22.  НМЖ "Классный руководитель". Р.А. Курашкина. " Программа воспитания школьников "Я - гражданин России"", 2006г, №3.

23. НМЖ "Классный руководитель". М.В. Шакурова, Е.А. Зеленина.

" Программа"Я - гражданин "", 2007г, №3.

24. НМЖ "Классный руководитель". А.В. Пайль, Е.И.Лазарева.. " Программа гражданско - патриотического воспитания учащихся", 2007г, №7.

25. "О критериях оценок при проведении соревнований военно - патриотической направленности". Г. Федоровская. Воспитание школьников, 2002 г, №10.

26. Программа развития воспитания в системе образования на 2006 - 2010 годы.

27. "Роль исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся". Е.А. Парфёнов. НМЖ "Преподавание истории в школе, 2004 г., №2.

28. Ставропольский край в истории России. А.И. Кругов. Москва, ООО "ТИД "Русское слово - РС"", 2006 г.

29. "Семь лет в истории Ставрополья". Ставрополь, ГУП СК, "Ставропольская краевая типография", 2004 г.

30. "Туристско - краеведческое движение обучающихся РФ "Отечество"", автор: Е. Чепурных. Внешкольник. 1999 г. №7-8.

31. "Четвёртый Гвардейский Кубанский". Составители: Н.С. Вертышёва, Н.В. Савин, Д.П. Хоруженко. Краснодарское книжное издательство, 1981 г.

Литература для обучающихся

1. "Всё обо всём". Г. Шалаева, Москва, АСТ, 1995 г.

2. "Великая Отечественная война: вопросы и ответы". П.Н. Бобылёв,

С.В. Липицкий, М.Е. Монин, Н.Р. Панкратов. Москва, 2001 г.

3. "Герб Родины". В. Засеев, журнал "Огонёк", 1982 г., №4.

4. "Государственная символика России" (история и современность). И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. Москва, ЦНСО, 2003 г.

5. Имя твоё бессмертно", Москва, 1995 г.

6. "Летопись Великой Отечественной. 1941 - 1945". В. Таборко. Москва, "Молодая гвардия", 1985г.

7. "Моя первая русская история". Н.Н. Головин. Москва, "Терра", 1993 г.

8. "Нефтекумье". П.Н. Кудинов, Астрахань, Новая линия, 2001 г.

9. "Нефтекумск". П.Н. Кудинов. Ставрополь, 2004 г.

10. "От кольчуги до мундира". А.И. Бегунова. Москва, Просвещение, 1993 г.

11. "Российская государственная символика", Н.А. Соболева, Москва 2003 г.

12. "Символы российской государственности". В.К. Романовский. Москва, "Русское слово", 2002 г.

13. "Ставропольцы в Великой Отечественной войне". Ставрополь, 1995 г.

14. Ставропольский край в истории России. А.И. Кругов. Ставрополь. " Ставропольсервисшкола", 2001 г.

15. "Чёрное золото Прикумья". Под общей редакцией Н.Г. Музыкина, Махачкала, 2005 г.

16. Энциклопедический словарь юного историка. Составители:

Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. Москва, "Педагогика - пресс", 1994 г.