Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Образовательная программа «Магия мысли»

муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования   Ордынского района Новосибирской области  « Дом детского творчества»

Образовательная программа «Магия мысли»

 

Мячина Марина Валерьевна

Педагог дополнительного образования

 

Программа "Магия мысли"

(1-4 класса)

Срок реализации: 2 года

Содержание программы

 1. Пояснительная записка.              

1.1.Актуальность.

1.2.Цель.

1.3.Задачи.

1.4.Принципы построения программы.

1.5.Формы работы.

1.6.Принципы проведения занятий.

1.7.Мотивационные компоненты.

1.8.Результативность.

Пояснительная записка

  1. Актуальность

      Актуальность проблемы повышения интеллектуальных способностей детей младшего звена существовала всегда и не секрет, что школа перегружена программами спускаемыми сверху.  Триз - педагогика утверждает, что обычная школа учит знанию прошлого. Это большой набор фактов, которые не дают возможность увидеть развитие, не дают возможности сделать прогноз. Отсюда и нелюбовь школьников к школе, - зачем мне эти знания, если они все равно не пригодятся?!
     Школа творчества учит знанию будущего. Ее цель - научить человека жить в изменяющемся мире, научить прогнозированию. В идеальном случае школа должна учить самообразованию, а в этом случае необходима некоторая  свобода  маневра, которым школа  попросту не располагает. Не случайно в настоящее время значительно возрастает роль дополнительного образования не стеснённого рамками школьных программ.

Дополнительное образование может дать с точки зрения Триз – педагогики:

  • - Информация и навыки, необходимые для выживания, поддержания здоровья и работоспособности. Элементы физической и психической гигиены, элементы управления собой, аутотренинга (управление своим самочувствием, эмоциями, настроением, сном и вниманием, умение переносить боль и т.п.), навыки самопсихоанализа, рефлексии, мужество, выдержка, уверенность в себе и т.п. Навыки самозащиты, умение действовать в условиях риска.
  • - Информация и навыки, необходимые для существования в обществе. Элементы психологии, техника общения, эмпатия. Элементы артистизма, умение слушать и говорить, читать "между строк" и понимать недосказанное, отличать ложь от правды, не поддаваться внушению, преодолевать собственный комформизм. Закономерности функционирования и развития общества и коллективов, основы законодательства, уголовного и имущественного права. Основы менеджмента, искусства коммерции, бизнеса.
  • - Навыки мышления. Логика, системный подход, формирование интуиции и техника вербализации закономерностей, умение пользоваться мысленными моделями, идеализацией, техника решения творческих задач, критический подход, преодоление психической инерции, умение делать вероятностные оценки, принимать решения в условиях неопределенности.
  • - Умение работать с информацией. Быстрочтение, направленное запоминание, управление своим вниманием, умение избавляться от лишней информации, систематизировать информацию. Владение пишущей машинкой, компьютером, элементами стенографии.
  • - Информационный фонд. Хорошее знание своего окружения - природного, технического. Знание физических, химических и т.п. эффектов, с которыми может встретиться в жизни средний человек. Понимание ("на пальцах") основных идей науки (теории эволюции, термодинамики, математики и т.п.). Понимание основных идей и закономерностей развития техники, базовых технологий. Понимание основных идей и закономерностей развития, владение элементами разных видов искусства.
  • - Умение работать руками, владение простыми инструментами. Представление о различных профессиях и видах деятельности человека (их преимуществах и факторах расплаты), достаточное для адекватного и достаточно раннего выбора профессий.
         Множество перечисленных здесь навыков, кроме того, должны быть тесно увязаны между собой в единую систему. А это требует соответствующего изменения и способов обучения.

Психологические особенности младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.

Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Теоретико-методологическое обоснование

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую дея­тельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в поня­тиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подрост­кового возраста, преображает познавательную деятельность и ха­рактер их отношений к другим людям и самим себе.

Цель программы:

  • Научить ребенка мыслить,
  • Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,
  • Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач,
  • Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, слова;
  • обобщать;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • устанавливать логические закономерности;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения понятиям и явлениям;
  • определять отношения между предметами типа «род – вид»;
  • определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
  • определять функциональные отношения между предметами;
  • развивать речь;
  • объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
  • использовать операции логического мышления для решения задач.

2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.

3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;

4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Мотивация

  • игровая форма заданий;
  • создание положительного образа обучаемого;
  • подкрепление положительного отношения к обучению;
  • закрепления образцов ролевого поведения;
  • формирования чувства уверенности в роли обучаемого.

Результативность

  • возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка;
  • увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
  • повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;

·                  повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

    Не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, постепенно положительные результаты начнут проявляться. У детей появится желание обучаться и способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

Время проведения занятий:

Систематический курс (три раза в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 36, продолжительностью 45 минут.

Методики и техники для работы:

  • - создание проблемной ситуации;
  • - техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • - развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • - методы групповой работы;
  • - методы индивидуальной работы.

Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

  1. Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
  2. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
  3. Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Программа рассчитана на 2 года обучения:

  1. Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (1-й год обучения).
  2. Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (2 год обучения).

Для проведения программы рекомендуется использовать:

  • методическое руководство для педагога, психолога по проведению занятий

Модель выпускника.

  1. Воспитанник должен знать:
  • Свои творческие и интеллектуальные возможности, их адекватно оценивать.
  • Теоретические основы решения интеллектуальных задач.
  • Логику решения интеллектуальных задач различных уровней трудности.
  • Классификацию интеллектуальных игр, принципы и алгоритмы построения вопросов.
    1. Воспитанник будет обладать такими навыками и умениями:
      • Умение работать с различными источниками информации
      • Умение работать в группе над решением предложенной интеллектуальной задачи
      • Социальной грамотностью
      • Культурой общения
      • Разрабатывать сюжеты интеллектуальных игр
      • Умение создавать блоки игровых вопросов
      • Перенести приобретенные навыки из сферы игровой познавательной деятельности в жизненно-бытовую.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

ЗАНЯТИЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА

(1 год обучения)

 



п/п


Тема


Количество часов


Итого


Теория


Практика


Контр.


1.


Игры на внимания

«Найди лишние бусинки»

«Найди нужный предмет»

«Склей старинные вазы»

«Собери букет»


 


5


1


6


2.


Игры, приучающие ценить время

«Поход в магазин»

«Наведи порядок»

«Отдых с пользой»


 


5


1

 

6
 


3.


Игры, раскрывающие личностные возможности ребёнка

«Составь стихотворение и дополни его»

«Иллюстрация к стихотворению»

«Составь сказку»

«Инсценировка сказки»


 


5


1


6


4.

Игры, развивающие глазомер

«Какая фигура лишняя?»

«Что общего между предметами?»

«Найди два одинаковых рисунка»

«Что перепутал художник?»


 


5

1
 


6


5.


Игры, тренирующие наблюдательность

«Что неправильно на рисунке?»

«Найди слова на букву «П»

«Найди 10 отличий»

«Найди 10 названий птиц»


 


5


1


6


6.

История возникновения ребусов.
Решение ребусов, ребусов-пословиц, ребусов-поговорок.


1


5


 


6


7.


История возникновения кроссвордов, криптограмм.
Решение кроссвордов, криптограмм.


1


5


 


6


8.


Задачи со спичками 


1


4


1


6


9.


Командная интеллектуальная драчка


 


5


1


6

 


10.

Викторина по сказкам А.С.Пушкина
 


 

5
 

1
 

6
 


11.

КВН по сказкам
 


 

5
 


1

6
 


12.

Игра «Поле чудес по сказкам»
 


 


5


1

6
 


13.


Обучающие игры «В гостях у сказки»


 


6


2


8


14.

Наши младшие друзья
 

1
 

6
 


1

8
 


15.

Игра-опросник
 


 

 

1
 

1
 


16.

Насекомые
 

1
 

6
 

1
 

8
 

             

 


17.

Игра-опросник
 


 


 

1
 

1


18.

Мир птиц
 

1
 

6
 

1
 

8


19.

Игра-опросник
 


 


 

2
 

2
 


20.

Викторина «Этот чудесный мир!»
 


 


5


1

 

6
 


21.

В гостях у сказки
 


 


5


1


6


22.

Знакомство с баснями
 


1


4


1


6


23.

Инсценировка басен
 

1
 

4
 

1
 

6
 


24.


Чтение стихотворений


1


4


1


6


25.

Любимые стихотворения,  собственного сочинения стишки.
 


1

4

1
 


6


26.

Мир загадок

1
 

4
 

1

6
 

 


27.

Загадки-обманки
 

1
 

4

1
 

6
 


28.

Загадки с подсказкой
 

1
 

4
 

1
 

6
 


29.

Загадки-акростихи
 

1
 

4
 

1
 

6
 


30.

Отгадай птицу
 


 

4
 

2
 

6


31.

Отгадай растение
 


 

4
 


2


6


32.

Отгадай животного
 


 

4
 

2
 

6
 

33.

Изучение пословиц.

1

4

1

6

34.

Изучение поговорок.

1

4

1

6

35.

Игра «Лабиринт»

 

5

1

6

36.

Итоговое занятие «Что мы узнали?»

 

5

1

6


Итого:


 36 занятий (216 часов)

Прогнозируемый результат.

К концу первого года обучения каждый обучающийся должен уметь:

  • работать в коллективе над решением предложенной интеллектуальной задачи;
  • знать начальные теоретические основы решения интеллектуальных задач;
  • должен быть устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 год обучения)
 



п/п


Тема


Количество часов


Итого


Теория


Практика


Контр.


1.


Занятие по решению различных задач головоломного типа и их разбор


 


3


 


3


2.


Командная интеллектуальная драчка «Космос»


2


 


1


3


3.


Что главное при решении задачи или для ответа на вопрос?


1


1


1


3


4.


Командная солянка


 


3


 


3


5.


Как правильно ответить на вопрос: «Можно ли…?»


1


2


 


3


6.


Командная интеллектуальная драчка «Лабиринт»


 


2


1


3


7.


Задания на несложные закономерности


1


2


 


3


8.


Задачи со спичками 


 


2


1


3


9.


Командная интеллектуальная драчка «Мир растений»


 


2


1


3

 


10.


Командная интеллектуальная драчка «Мир сказок»


 


1


2


3


11.


Закономерности


1


2


 


3


12.


Интеллектуальный футбол «Мир животных»


 


1


2


3


13.


Головоломки на клетчатой доске


1


2


 


3


14.


Как правильно ответить на вопрос: «Можно ли…?»


1


2


 


3


15.


Головоломки с симметрией


1


2


 


3


16.


Командная игра «Пентагон»


 


1


2


3

             


 


17.


Головоломки на расположение фигур


 


1


2


3


18.


Логические задачи на числа и слова


1


2


 


3


19.


«Что? Где? Когда?» (командная олимпиада)


 


2


1


3


20.


Закономерности и их обобщения


1


1


1


3


21.


Угадывание слоев 


1


1


1


3


22.


Угадывание образов


 


3


 


3


23.


Перебор вариантов


 


3


 


3


24.


Командная игра «Пентагон»


 


2


1


3


25.


Тренинг-олимпиада

1
 


1

1
 


3


26.


Интеллектуальная драчка (индивидуальная олимпиада)


1


 


1


2

 


27.


Текстовые задачи на целые числа 


1


2


1


4


28.


Числовые ребусы (перебор вариантов)


1


 


2


3


29.


Угадывание образов (плоских фигур)


1


1


1


3


30.


Командная игра «Футбол»


1


1


1


3


31.


Интеллектуальная олимпиада «Всё обо всём»


 


2


1


3


32.


Найди 10 отличий


 


2


1


3

33.

Найди в квадрате слова

 

2

1

3

34.

История филлвордов. Решение филлвордов, кроссвордов и ребусов.

1

2

 

3

35.

Решение филлвордов, кроссвордов и ребусов.

 

2

1

3

36.

Подведение итогов

Игра «Лабиринт»

 

2

1

3


Итого:


36 занятий (108 часов)

Прогнозируемый результат.

  • По окончанию прохождения второго года обучения у обучающихся  должен появиться интерес к решению различных интеллектуальных задач и каждый из них:
    - должен научится правильно понимать условия несложных интеллектуальных задач;
    - должен уметь хотя бы небольшое время, но непрерывно, выполнять определенную умственную работу;
    - должен уметь находить простейшие закономерности и придумывать их самостоятельно;
    - должен уметь логически правильно формулировать ответ на несложные вопросы;
    - должен уметь самостоятельно находить ответы на решения несложных заданий.
     

Выводы из вышеизложенного материала.

       Используя естественное увлечение ребёнка, можно создавать клубы, кружки, в которых бы курс занятий предусматривал не декларированное, а реальное всестороннее развитие творческой личности, готовил бы ребёнка пусть даже в игровой форме к самостоятельной жизни в наших нелегких условиях. Такие объединения могли бы дать ребёнку не только практические  навыки работы, но и готовили его к эффективной интересной жизни, формировали творческую, целеустремленную личность, способную активно  жить, творить, приносить пользу обществу и радоваться жизни. Очень важно занятие спланировать таким образом, чтобы ребенок, зная о конечном результате своей деятельности, испытывал бы удовольствие и интерес от промежуточных своих достижений, гордился бы ими и стремился к своим новым маленьким вершинам творчества.

        Сама программа занятий должна быть построена так, чтобы интерес, который почувствовал ребенок на первых занятиях (а это тоже очень важно) постоянно рос и укреплялся. Ребенка должно тянуть на занятие, он должен ждать их как маленького праздника. И именно руководитель должен суметь выстроить этот праздник и не испортить его.

          Очень важную роль играет личность руководителя. Руководитель должен вызывать у детей уважение и иметь авторитет. Важно быть очень гибким и всегда выдерживать баланс дисциплины и творческой обстановки.

           Работа с детьми, обладающими ярким удивительным внутренним миром, богатой фантазией, способностью к творчеству, не легка, не всегда можно получить то, что приносят творческое удовлетворение и руководителю и детям, и будущее еще более интересно, чем результаты настоящего.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
  4. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
  5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  6. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
  7. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
  8. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
  9. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
  10. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
  11. Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  13. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
  14. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
  15. Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
  16. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
  17. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
  18. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
  19.  Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
  20. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
  21. В. Скурат Что? Где? Когда? – Минск: Современная школа, 2010.
  22. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 7-9 лет/ Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996.
  23.  Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий с первоклассниками – Ярославль: Академия развития, 2005.

 

Комментарии

No Avatar
Марина Гончаренко on чт, 08/30/2018 - 18:21

спасибо