Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Образовательная программа каникулярного отдыха детей «На волне ЗОЖ»

 

МБОУ «СОШ №96 с углубленным изучением английского языка» города Новосибирска

 

Программа каникулярного отдыха «На волне ЗОЖ»

 

Трубин Денис Викторович

Учитель физической культуры

 

Образовательная программа каникулярного отдыха детей «На волне ЗОЖ»

 

Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства является сохранение и укрепление здоровья населения, воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения, о чем свидетельствует  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, устанавливающая стратегию его развития  до 2025 года, а также Федеральная целевая  программа развития образования на 2016-20120 гг.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который обеспечил переход образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).  ФГОС определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Для достижения данных результатов образования в школе разработана Программа социализации и воспитания обучающихся, подпрограммой которой является Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Основной целью Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

В целях обеспечения отдыха, оздоровления, занятости детей в период каникул возникает необходимость организованного пребывания детей.

Поэтому данная программа помогает решить сразу две проблемы:

  1. организовать отдых и оздоровление учащихся в каникулярный период на базе образовательного учреждения;
  2. обеспечить реализацию ФГОС в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

         Основной целью программы «На волне ЗОЖ»  является создание условий для занятости, оздоровления и развития личности учащихся.

         Задачи программы:

  1. Способствовать формированию установок на здоровый образ жизни.
  2. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся.
  3. Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.
  4. Способствовать развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся.
  5. Способствовать занятости учащихся во время каникул.
  6. Профилактика правонарушений в подростковой среде.
  7. Способствовать личностному росту участников программы.

         Основное содержание программы.

         Приоритетные направления программы связаны с созданием    условий для обогащения опыта социальных отношений подростка:

•        социально-культурное;

•        духовно-нравственное;

•        спортивно-оздоровительное.

         Каждое из направлений отражает цели и задачи программы и предусматривает систему ежедневного личностного роста  каждого участника программы.

         Перед руководителем программы и педагогами стоит задача – приучить детей к соблюдению режима дня, заинтересовать активными видами жизнедеятельности. Участие школьника в программе предполагает предоставление возможности каждому ее участнику самостоятельности в выборе пространства самореализации, в разработке программы деятельности для достижения личного успеха и пополнения знаний, опыта в изучении основ здорового образа жизни.

         Но для наиболее полноценного воплощения идей в жизнь, целесообразно тщательно продумать весь арсенал методов и приемов для вовлечения детей к активному отдыху. Программа предполагает активную оздоровительную программу: посещение парка культуры и отдыха «Березовая роща», спортивно-развлекательные мероприятия, занятия-тренинги со школьным психологом, творческие инсценировки, акции, викторины.

         Спортивно-оздоровительная работа включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Основополагающими идеями в работе с детьми является сохранение и укрепление здоровья детей.

         На занятиях предполагается посвятить время просвещению детей о символике олимпиады, истории побед русских спортсменов. Что, несомненно, способствует воспитанию у детей чувства гордости, патриотизма и желания следовать примерам и на своем опыте. Особое внимание должно быть уделено основам правильного питания учащихся, Необходимо добиться, чтобы ребенок сам понимал, что полезно для его здоровья, а что губительно.

         Программа «На волне ЗОЖ» рассчитана на подростков в возрасте от 11 до 14 лет МБОУ СОШ № 96 города Новосибирска. Общее количество участников программы - 50 человек, в том числе дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

         Сроки реализации программы ноябрь 2015 года - март 2017 года (2 года, в каникулярный период). Предлагаемая программа рассчитана для детей среднего школьного возраста учащихся 5-7 классов. Эмоциональная восприимчивость, желание общаться со сверстниками, стремление к самоутверждению и самовыражению, характерные для этого возраста, способствуют физическому развитию, участию детей в интересных для них организованных спортивных  и досуговых мероприятиях. Кроме того, участие в программе во время каникул позволит быстро и легко восстановить нормальное эмоциональное и физическое состояние учащихся после учебной четверти.

         Формы работы: спортивные эстафеты и игры по станциям, квесты, викторины, проекты, социальные акции и флешмобы, мастер-классы, тренинги, встречи со спортсменами, праздники и другие досуговые мероприятия.   

План реализации программы

№ п.п.

Мероприятие

Оборудование, инвентарь

Ответственный

2015-2016 учебный год

Осенние каникулы

02.11.2015

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Игры на знакомство и командообразование

Моток ниток, 4 мяча, 4 ватмана, маркеры

Психолог, социальный педагог

  1.  

Презентация программы «На волне ЗОЖ»

Проектор, экран, музыкальное оборудование, микрофоны

Учитель музыки

  1.  

Проведение анкетирования участников программы

Распечатанные анкеты и диагностики

Психолог, социальный педагог

  1.  

Викторина «Правила здорового образа жизни»

Проектор, экран, компьютер

Библиотекарь

3.11.2015

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Занятие с элементами тренинга по формированию навыков здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»

Стулья по количеству участников, чистые листы, карандаши, ватман со списком ценностей.

Психолог, социальный педагог

  1.  

Спортивная эстафета

Кегли, баскетбольные мячи, воздушные шары, теннисные мячи, канат, фишки, гимнастические палочки.

Учителя физической культуры

  1.  

Начало работы над проектом «100% здоровья» в группах по 5-7 человек

Компьютеры с выходом в Интернет, литература по теме

Библиотекарь, психолог, социальный педагог

  1.  

Подготовка и проведение флешмоба «Будь здоров»

Музыкальное оборудование

Учитель музыки

05.11.2015

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Квест «Ключ к здоровью»

Маршрутные листы, моток ниток, мячи, стрелки (10 шт.), Кроссворды на листах форматом А4 (5 шт.), доска с магнитами, сундук, надписи на бумаге «Секрет здоровья» - режим дня, зарядка, закаливание, физкультура, правильное питание и т.д.

Учителя физической культуры, психолог, социальный педагог

  1.  

Работа над проектом «100% здоровья»

Компьютеры с выходом в Интернет, литература по теме

Библиотекарь, психолог, социальный педагог

  1.  

Встреча с известными спортсменами Новосибирска

Музыкальное оборудование, микрофоны

Учителя физической культуры

  1.  

Фотосессия участников программы со спортсменами «Отличный кадр!».

Фотоаппарат

Учителя физической культуры

06.11.2015

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Защита проекта «100% здоровья»

Экран, проектор, компьютер

Библиотекарь, психолог, социальный педагог

  1.  

Подготовка и проведение социальной акции «Мы выбираем здоровье»

Ватманы, маркеры, гуашь, кисти.

Психолог, социальный педагог

  1.  

Игровая программа «Здоровье – это здорово», подведение итогов, награждение активных участников

Музыкальное оборудование, микрофоны, грамоты

Учитель музыки, учителя физической культуры, психолог, социальный педагог, библиотекарь

Зимние каникулы

30.12.2015

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Тренинг социальных навыков и поведения, направленного на сохранение здоровья подростков

 

Психолог

  1.  

Игра «Зимняя крепость» (на пришкольной спортивной площадке)

Флаг, фишки, лопаты

Учителя физической культуры

  1.  

Акция «Поздравь друга»

Бумага форматом А4 по количеству участников, бусины, ленты, фломастеры, клей, клеевой пистолет

Библиотекарь, психолог, социальный педагог

31.12.2015

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Познавательный конкурс «Копилка здоровья»

Экран, проектор

Библиотекарь

  1.  

Празднично-игровая программа «На острове ЗОЖ», награждение активных участников

Экран, проектор, компьютер,  музыкальное оборудование, микрофоны, грамоты

Учитель музыки

Весенние каникулы

26.03.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Интеллектуальная игра по ЗОЖ «Что? Где? Когда?»

Экран, проектор, компьютер

библиотекарь

  1.  

Игра по станциям «Вперед, к здоровому образу жизни»

Карточки с вопросами, фломастеры,  цветная бумага, ножницы, ватман, клей, писчая бумага, ручка, мячи, скакалки, обручи

Учителя физической культуры, учитель музыки

  1.  

Начало работы над проектом «Территория игры»

Компьютеры с выходом в Интернет, принтер, бумага

Психолог, социальный педагог

  1.  

Турнир по волейболу

Волейбольные мячи, сетка, свисток

Учителя физической культуры

27.03.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Викторина «Олимпийские игры»

Экран, проектор, компьютер

библиотекарь

  1.  

Подготовка к конкурсу агитбригад «Здоровье – выбор молодых»

Платки, ватманы, маркеры

Учитель музыки, учителя физической культуры

  1.  

Работа над проектом «Территория игры»

Моток ниток, теннисные мячи, повязки на глаза

Психолог, социальный педагог

  1.  

Турнир по волейболу

Волейбольные мячи, сетка, свисток

Учителя физической культуры

28.03.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Конкурс агитбригад «Здоровье – выбор молодых»

Платки, созданные участниками плакаты, музыкальное оборудование, микрофоны

Учитель музыки, учителя физической культуры

  1.  

Занятие «Олимпийские чемпионы Новосибирска и Новосибирской области»

Экран, проектор, компьютер

Библиотекарь

  1.  

Оформление и защита проекта «Территория игры»

Компьютеры, бумага, принтер, экран, проектор

Психолог, социальный педагог

  1.  

Турнир по волейболу

Волейбольные мячи, сетка, свисток

Учителя физической культуры

29.03.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Проект «Пожелания спортсменам Олимпиады в Рио»

Фотоаппарат, компьютеры с выходом в Интернет

Психолог, социальный педагог

  1.  

Подготовка флешмоба «В стиле ЗОЖ»

Музыкальное оборудование

Учитель музыки

  1.  

Турнир по волейболу

Волейбольные мячи, сетка, свисток

Учителя физической культуры

30.03.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Проведение анкетирования участников программы

Распечатанные анкеты и диагностики

Психолог, социальный педагог

  1.  

 Флешмоб «В стиле ЗОЖ» в парке культуры и отдыха  «Березовая роща»

Музыкальное оборудование

Учитель музыки

  1.  

Празднично-игровая программа «На волне ЗОЖ», награждение активных участников

Экран, проектор, компьютер,  музыкальное оборудование, микрофоны, грамоты

Учитель музыки

2016-2017 учебный год

Осенние каникулы

31.10.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Проведение анкетирования участников программы

Распечатанные анкеты и диагностики

Психолог, социальный педагог

  1.  

Тренинг по формированию основ здорового образа жизни.

Занятие 1

Работа по группам по 12-13 человек.

Ковер, стулья (по количеству участников),

магнитофон, диск с музыкальным сопровождением, листы ватмана, листы

формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры,

скотч, ножницы, канцелярский клей.

Психолог, социальный педагог

  1.  

Подготовка социальной акции «Детство – территория здоровья»

 

 

 

Учитель музыки, психолог, социальный педагог

  1.  

Турнир по баскетболу

Баскетбольные мячи,  свисток

Учителя физической культуры

01.11.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Проведение социальной акции «Детство – территория здоровья»

 

 

 

Учитель музыки, психолог, социальный педагог

  1.  

Тренинг по формированию основ здорового образа жизни.

Занятие 2

Работа по группам по 12-13 человек.

Ковер, стулья (по количеству участников),

магнитофон, диск с музыкальным сопровождением, листы ватмана, листы

формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры,

скотч, ножницы, канцелярский клей.

Психолог, социальный педагог

  1.  

Турнир по баскетболу

Баскетбольные мячи,  свисток

Учителя физической культуры

02.11.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Тренинг по формированию основ здорового образа жизни.

Занятие 3

Работа по группам по 12-13 человек.

Ковер, стулья (по количеству участников),

магнитофон, диск с музыкальным сопровождением, листы ватмана, листы

формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры,

скотч, ножницы, канцелярский клей.

Психолог, социальный педагог

  1.  

Занятие «Мода и здоровье»

Презентация, компьютер, экран, проектор

библиотекарь

  1.  

Турнир по баскетболу

Баскетбольные мячи,  свисток

Учителя физической культуры

03.11.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Тренинг по формированию основ здорового образа жизни.

Занятие 4

Работа по группам по 12-13 человек.

Ковер, стулья (по количеству участников),

магнитофон, диск с музыкальным сопровождением, листы ватмана, листы

формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры,

скотч, ножницы, канцелярский клей.

Психолог, социальный педагог

  1.  

Занятие «Твоя формула здоровья»

компьютер, экран, проектор

Учителя физической культуры, библиотекарь

  1.  

Празднично-игровая программа «Разгоняй движеньем лень», награждение активных участников

Экран, проектор, компьютер,  музыкальное оборудование, микрофоны, грамоты

Учитель музыки

Зимние каникулы

28.12.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Разработка энциклопедии игр

компьютеры

Библиотекарь

  1.  

Игры на свежем воздухе «Салки на лыжах», «Догони меня» и др.

Лыжи по количеству участников

Учителя физической культуры

  1.  

Игра-путешествие «Секреты здоровья»

Маршрутные листы, напечатанные кроссворды 5 шт., пословицы

Психолог, социальный педагог

29.12.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Разработка энциклопедии игр

Компьютеры

Библиотекарь

  1.  

Подготовка акции «Я выбираю спорт»

Музыкальное оборудование, микрофоны

Учитель музыки, психолог, социальный педагог

  1.  

Игры на свежем воздухе «Снежная башня», «Штурм крепости», «Мороз»

 

Учителя физической культуры

30.12.2016

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Выпуск энциклопедии игр

Компьютер, принтер, бумага форматом А4

Библиотекарь

  1.  

Празднично-игровая программа «Планета детства», награждение активных участников

Экран, проектор, компьютер,  музыкальное оборудование, микрофоны, грамоты

Учитель музыки

Весенние каникулы

27.03.2017

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Начало работы над проектом «Путь к здоровью»

Журналы, ножницы, клей, цветная бумага, компьютеры

Психолог, социальный педагог

  1.  

Занятие «Музыка здоровья»

Компьютер, экран, проектор, отрывки музыкальных произведений

Учитель музыки

  1.  

Турнир по волейболу

Волейбольные мячи, сетка,  свисток

Учителя физической культуры

28.03.2017

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Работа над проектом «Путь к здоровью»

Журналы, ножницы, клей, цветная бумага, компьютеры

Психолог, социальный педагог

  1.  

Мастер-класс «Здоровое питание: вкусные идеи»

Компьютер, экран, проектор, продукты для мастер-класса

Приглашенный специалист из НИИ питания

  1.  

Турнир по волейболу

Волейбольные мячи, сетка,  свисток

Учителя физической культуры

29.03.2017

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Защита проектов «Путь к здоровью»

Журналы, ножницы, клей, цветная бумага, компьютеры

Психолог, социальный педагог, учителя физической культуры, учитель музыки

  1.  

Тренинг «Эмоции и здоровье»

Работа по группам по 12-13 человек. Стулья по количеству участников. Мячик (как для большого тенниса).

Карандаши – 5 шт.

Музыка динамичная, под которую можно бегать, длительностью до 10 мин.

Музыка медитативная, спокойная и красивая, длительностью

не менее 30 мин.

Доска. Рисунки (дом, елка, часы, цветок в вазе и т.д.). Листы формата А4 – 5 шт.

Психолог, социальный педагог

  1.  

Турнир по волейболу

Волейбольные мячи, сетка,  свисток

Учителя физической культуры

30.03.2017

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Занятие «Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях).»

Карточки с ситуациями каждому участнику группы.

Веревка или тесьма диаметром 2-6 мм и длиной 5 м (главное,

чтобы была крепкой).

Психолог, социальный педагог

  1.  

Музыкальный переполох

Музыкальное оборудование, микрофоны

Учитель музыки

  1.  

Турнир по волейболу

Волейбольные мячи, сетка,  свисток

Учителя физической культуры

31.03.2017

  1.  

Зарядка

Фишки, гимнастические палочки, набивные мячи

Учителя физической культуры

  1.  

Проведение анкетирования участников программы

Распечатанные анкеты и диагностики

Психолог, социальный педагог

  1.  

Празднично-игровая программа «Планета здоровья», награждение активных участников

Экран, проектор, компьютер,  музыкальное оборудование, микрофоны, грамоты

Учитель музыки

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование установок на здоровый образ жизни
  2. Укрепление физического и психического здоровья школьников.
  3. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей подростков
  4. Занятость подростков во время каникул.
  5. Формирование активной жизненной позиции у школьников
  6. Личностный рост участников программы.
  7. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Механизм определения результативности программы.

 Определение результативности реализации программы обеспечивается через

- проведение диагностик и методик (исходного, промежуточного, итогового состояния подростков);

- проведение анкетирования родителей учащихся, принимающих участие в программе «На волне ЗОЖ»

Показатели, индикаторы, инструменты оценки и критерии эффективности программы

Показатели

Индикаторы и инструменты оценки

(качественные показатели)

Критерии эффективности

(количественные показатели)

Показатель 1. Особенности развития личностной, здоровьесберегающей культуры учащихся

Сформированность здорового образа жизни (методика Кучмы В.Р., мониторинг факторов риска неинфекционных и школьно обусловленных заболеваний:

- распространённость основных факторов риска нарушений здоровья школьников;

- информированность школьников о факторах риска;

- сформированность у школьников установок на здоровый образ жизни

 

- Снижение распространенности основных факторов риска отклонений в состоянии здоровья учащихся;

- увеличение степени информированности школьников в отношении факторов риска для здоровья;

- увеличение степени сформированости установок на здоровый образ жизни

Отношение школьников к своему здоровью, здоровому образу жизни (методика Безруких М.М., Сонькина В.Д., методика измерения отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

 

- Увеличение доли учащихся с высоким уровнем отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни

Показатель 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении

Распространенность невротизации, астенических состояний и вегетативных нарушений, обусловленных школьными факторами риска нарушений здоровья:

- определение степени невротизма (Кучма В.Р. Методика определения степени невротизма);

- психо-эмоциональное состояние по уровню тревожности по шкале самооценки Спилбергера

 

- Увеличение доли учащихся, у которых регистрируются благоприятные изменения в показателях невротизации, тревожности, в динамике 1 – 3 лет (в % от общего числа обследованных школьников)

 

Показатель 3. Степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Удовлетворённость участников образовательного процесса школьной жизнью, здоровьесберегающей деятельностью школы:

- анкета «Изучение удовлетворённости родителей здоровьесберегающей деятельностью школы»

Перераспределение родителей по степени удовлетворённости школьной жизнью и здоровьесберегающей деятельностью школы: увеличение доли родителей с высоким уровнем удовлетворённости и уменьшение – с низким уровнем;

 

Условия успешной реализации программы.

Методико-педагогические условия

         1. Выявление и реализация самых разнообразных интересов и запросов

детей, способствующих решению проблем в области самореализации

личности, обеспечению детей знаниями, умениями, навыками

успешной социализации.

         2. Постоянное повышение квалификации специалистов, занятых в

работе с детьми.

         3. Регулярное обсуждение, пересмотр и обновление организационной

работы, промежуточная и конечная оценка степени реализации

программы.

         4. Постоянное изучение тенденций в развитии системы организации

свободного, каникулярного времени детей и подростков.

         5. Проведение семинаров с презентациями по организации внеклассной деятельности и организации досуга.

         6. Обмен опытом работы из других школ района и города.

Материальное обеспечение

В школе созданы и поддерживаются все необходимые условия, отвечающие нормам требуемого санитарно-гигиенического режима, правилам противопожарной безопасности, охраны труда. Школа расположена в отдельно стоящем трёхэтажном здании. В отдельных зданиях расположены: спортивный комплекс (общ. площадь 726 кв.метров), школьная библиотека. Имеется большой стадион, на территории которого располагаются – баскетбольная площадка; футбольное поле.

 Непосредственно в школе располагаются:

- Компьютерный кабинет с выходом в Интернет

- Музей истории школы

- Кабинет психолога

- Кабинет социального педагога

- Методический кабинет

- Медицинский кабинет

- Школьная столовая

- Актовый зал  с необходимым звуковым и мультимедийным оборудованием

Спортивное оборудование:

 - мячи (волейб.-10; баскетб.-20; футб.-20);

- лыжи - 50 пар;

- коньки - 15 пар;

- скакалки 30 шт;

- столы и комплекты для игры в настольный теннис;

В подсобном помещении актового зала имеется реквизит для проведения театрализованных мероприятий; костюмы для персонажей.

Информационное обеспечение:

Для оптимальной организации работы и успешной реализации данной программы в школьной библиотеке имеется специальная литература, методический материал (сценарии, разработки) по отдыху детей. Систематически пополняется библиотечный фонд, делаются обзор - презентации по новинкам в области спец. литературы, проводятся выставки методических разработок, программ.

 Программно-методическое обеспечение:

В школе имеются необходимые условия, информационно-методические материалы, специальная, справочная и информационная литература, материалы периодических изданий, аудио- и видеокассеты для разработки:

- программ и их апробации;

- методических разработок материалов по проведению познавательных программ, сценарных разработок массовых дел, досуговых программ, тематических бесед;

- планов работы на каникулы по сезонам;

- образцов текущей документации и их оформление;

- положений о проведении выставок, конкурсов;

- разработка входящей и итоговой диагностики;

- социальных проектов, направленных на совершенствование системы каникулярного отдыха.

Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы потребуются следующие педагоги и работники школы:

  1. Учителя физической культуры
  2. Педагог-психолог
  3. Социальный педагог
  4. Учитель музыки
  5. Библиотекарь

Оценка результативности программы осуществляется по 3 основным показателям:

Показатель 1. Особенности развития личностной, здоровьесберегающей культуры учащихся.

Показатель 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

Показатель 3. Степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

         Мониторинг факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний (методика Кучмы В.Р) (Приложение 1) был проведен среди участников программы в ноябре и марте 2015-2016 учебного года. Количество участников мониторинга – 50 человек (Приложение 2).

Результаты распространённости основных факторов риска нарушений здоровья школьников показал следующие результаты

№ пп

Фактор риска

Ноябрь 2015

Март 2016

  1.  

Низкая двигательная активность 18 человек

36%

22%

  1.  

Прием горячей пищи 1 раз в день и реже

18%

10%

  1.  

Редкое потребление мяса и мясных продуктов (1раз в неделю и реже)

22%

12 %

  1.  

Редкое потребление молока и молочных продуктов (1раз в неделю) 13 человек

26 %

18 %

  1.  

Редкое потребление свежих овощей, фруктов, соков 

20%

14%

  1.  

Курение

4%

0 %

  1.  

Употребление пива и других алкогольных напитков

0%

0%

  1.  

Дефицит ночного сна (7 часов и менее)

32%

24%

Средний балл информированности школьников в отношении факторов риска в ноябре составил 11 баллов из 17, в марте 14 баллов из 17.

Степень информированности школьников в отношении факторов риска в ноябре 2015 года 68%, в марте 2016 года 84%.

Средний балл сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни в ноябре составил 13 баллов из 19, в марте 15 баллов из 19.

Степень сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни 68% в ноябре, 79% в марте 2016.

Таким образом за 1 год реализации программы можно наблюдать снижение распространенности основных факторов риска отклонений в состоянии здоровья учащихся; увеличение степени информированности школьников в отношении факторов риска для здоровья; увеличение степени сформированости установок на здоровый образ жизни.

Результаты методики измерения отношения к здоровью и здоровому образу жизни (методика Безруких М.М., Сонькина В.Д.) (Приложение 1) отражены в таблице. В таблице приведены средние баллы по каждому показателю.

Показатели

Ноябрь 2015

(средний балл)

Март 2016

(средний балл)

Показатель А. Личностная ценность здоровья

4 низкая значимость здоровья

6  высокая личностная значимость здоровья

Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

4  недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья

6  понимание роди поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья

Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

9 неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

14 полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем

2 не очень интересная и полезна

3 довольно интересна и полезна

Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

3 недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

4 адекватная оценка учащимся своего образа жизни

Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

1  недостаточно регулярное информационное влияние школы

2,5 достаточно регулярное информационное влияние школы

Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

1 информационное влияние школы незначительно

2,5 недостаточная значимость информационного влияния школы

Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий,

проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

5 низкая значимость мероприятий, проводимых в школе

10 высокая значимость мероприятий, проводимых в школе

Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологий в школе

29 недостаточный воспитательный эффект

48 значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий

Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что за год реализации программы произошло увеличение доли учащихся с высоким уровнем отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

По результатам Методики определения степени невротизма учащихся (Кучма В.Р.) (Приложение 1) средний бал в ноябре 2015 года был равен 41, в марте 2016 года 38. Снижение уровня невротизма на 3 балла свидетельствует о благоприятных изменениях в динамике учебного года.

Психоэмоциональное состояние уровня тревожности по шкале самооценки Спилбергера отражено в таблице.

Тревожность

Уровень

ноябрь 2015

март 2016

Ситуативная

низкая

14 чел.

14 чел.

умеренная

24 чел.

26 чел.

высокая

2 чел.

0 чел.

Личностная

низкая

14 чел.

16 чел.

умеренная

25 чел.

24 чел.

высокая

1 чел.

0 чел.

Как видно из таблицы в марте 2016 года по сравнению с результатами ноября 2015 года наблюдается снижение количества учащихся с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности и увеличение количества учащихся с низким уровнем личностной тревожности.

Среди родителей учащихся, которые принимают участие в программе «На волне ЗОЖ (Приложение 1)», также было проведено анкетирование в ноябре 2015 года и в марте 2016 года. Результаты анкетирования родителей удовлетворенностью здоровьесберегающей деятельностью школы представлены в таблице и в Приложении 2.

Вопрос

Ноябрь 2015

Март 2016

да

Затрудняюсь ответить/частично

нет

да

Затрудняюсь ответить/частично

нет

1.Нравится ли Вашему ребенку принимать участие в мероприятиях программы «На волне ЗОЖ»?

74%

24%

2%

81%

19%

0%

2.      Удобнее ли, на Ваш взгляд, участвовать в мероприятиях программы «На волне ЗОЖ» во время каникул в школе, чем в другом учреждении дополнительного образования?

 

68%

28%

4%

82%

18%

0%

3.      Удовлетворены ли Вы набором мероприятий в рамках программы «На волне ЗОЖ», который предлагается детям во время каникул?

 

62%

38%

0%

76%

24%

0%

4.      Имеете ли Вы представление о содержании тематических занятий программы «На волне ЗОЖ»?

 

64%

36%

0%

74%

26%

0%

5. Удовлетворяет ли программа «На волне ЗОЖ» интересам Вашего ребенка?

66%

34%

0%

76%

24%

0%

Из таблицы видно, что процент удовлетворенности родителей реализацией программы растет.

Таким образом,  учитывая все три показателя эффективности программы, можно сделать вывод о ее положительном влиянии на подростков на данном этапе ее реализации.

Приложение 1

Мониторинг факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний и травматизма у детей и подростков в образовательном учреждении

Мониторинг факторов риска - это контроль за динамикой факторов, обусловленных образом жизни, среди учащихся для принятия корректировочных решений. Мониторинг факторов риска позволяет определять направление и объем профилактического вмешательства, оценивать эффективность проводимых мероприятий среди школьников в процессе обучения.

Факторы, обусловленные образом жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики заболеваний среди школьников является формирование у них стереотипов здорового образа жизни. Обучение школьников навыкам сохранения и укрепления здоровья, наиболее полно возможно реализовать в организованных коллективах в условиях общеобразовательного учреждения. Для эффективности профилактических мероприятий необходимо повышение мотивации к здоровому образу жизни не только самих учащихся, но и их родителей, педагогов.

Снижение распространенности факторов риска среди учащихся достигается повышением информированности школьников в отношении основных факторов риска, формированием у них установок на здоровый образ жизни, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Инструкция к проведению анкетного опроса учащихся

Анкетный опрос проводится среди учащихся в начале работы над программой в ноябре 2015, в марте 2016, в ноябре 2016, в марте 2017, социальным педагогом и психологом.

Школьникам следует объяснить, что опрос не предусматривает проведения каких-либо тестов или проверок. Все вопросы в анкете связаны с отношением учащихся к различным факторам, которые вредны здоровью. Результаты опроса будут использованы для создания школьных здоровьесберегающих программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Опрос организован таким образом, что тайна имени ученика сохраняется, и участие в опросе является анонимным. Учащиеся не должны подписывать анкеты и делать идентифицирующих пометок.

Не следует просматривать анкеты с ответами учащихся в их присутствии. Учащиеся должны быть уверены, что конфиденциальность опроса соблюдается. Некоторые подростки могут испытывать трудности при заполнении анкеты. Необходимо предусмотреть порядок работы с такими учащимися, чтобы была сохранена конфиденциальность их ответов.

Необходимо свести к минимуму возможность учащихся видеть ответы друг друга. Не разрешайте учащимся/учителям ходить по классу или разговаривать во время проведения опроса.

При проведении мониторинга учащиеся заполняют «Анкету для школьника»

Оценка результатов

При обработке анкет результаты ответов вносятся в квадраты с правой стороны листа, что облегчает анализ, и позволяет создать компьютерную базу данных в образовательном учреждении.

Распространенность основных факторов риска отклонений в состоянии здоровья среди учащихся 5-11 классов.

Для оценки распространенности факторов учитываются ответы на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13

Варианты ответов «2» и «3» - оцениваются, как наличие фактора.

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ребята!

Просим вас заполнить предложенную анкету. Отвечайте на вопросы самостоятельно, не советуясь с товарищами. Нам важно знать именно ваше личное отношение к этим вопросам. Подчеркни свой ответ

Класс___________  Возраст____________

Пол: 1 – мальчик      2 - девочка

1. Как ты думаешь, эти привычки вредны для здоровья?

а) курение

1 – да   2 – нет   3 – не знаю

б) нерегулярное употребление пищи

1 – да   2 – нет  3 – не знаю 

в) низкая двигательная активность

1 – да  2 – нет  3 – не знаю

г) недосыпание

1 – да  2 – нет  3 – не знаю

  1. Занимаешься ли ты регулярно физическими упражнениями (в т.ч. танцы, посещение бассейна и т.д.) помимо уроков физкультуры в школе? 1 – да 2 – нет
  2.  Если «да», то сколько часов в неделю? ____________
  3. Сколько раз в день ты принимаешь горячую пищу (исключая чай, кофе и другие горячие напитки)?

1 – три раза в день и чаще 2 – два раза в день

3 – один раз в день и реже

  1. Как часто ты употребляешь в пищу мясо, птицу, рыбу?

1) один раз в день и чаще 2) 3-4 раза в неделю 3) 1 раз в неделю и реже

  1. Как часто ты употребляешь в пищу молоко и молочные продукты?

1) один раз в день и чаще 2) 3-4 раза в неделю 3) 1 раз в неделю и реже

  1. Как часто ты употребляешь свежие овощи, фрукты, свежие соки?

1) один раз в день и чаще 2) 3-4 раза в неделю 3)

1 раз в неделю и реже

  1. Пробовал ли ты когда-нибудь курить? 1 – нет  2 – да
  2. Продолжаешь ли ты курить?   1 – нет  2 – да
  3. Если «да», то как часто? 1 – хотя бы один раз за последние 3 месяца 2 – каждую неделю 3 – ежедневно (хотя бы 1 сигарету в день)
  1. Пробовал ли ты какие-либо наркотические (токсикоманические) вещества?            1 – нет  2 – да
  2. Употребляешь ли ты пиво и другие алкогольные напитки (шампанское, коктейли, вино, коньяк, водку и т.п.)? 1 – нет 2 – да
  3. Если да, то как часто?

1) 1 раз в месяц и реже 2) 2-3 раза в месяц 3) 4 и более раз в месяц

  1. В какое время ты обычно ложишься спать? __________(час.)
  2. Во сколько обычно встаешь утром _________________ (час.)
  3. Продолжительность ночного сна обычно составляет:

1) 9-10 часов 2) 8 часов 3) 7 часов и меньше

  1. Как часто ты делаешь утреннюю гимнастику?

1 – ежедневно  2 – иногда  3 – никогда

  1. Как часто ты моешь руки перед едой в школе?

1 – всегда 2 – иногда 3 – никогда

  1. Как часто ты моешь руки после посещения туалета в школе?

1 – всегда 2 – иногда 3 – никогда

  1. Как часто ты чистишь зубы?

1 – ежедневно        2 раза в день и чаще         2 – 1 раз в день          3 – 4 раза в неделю и реже

  1. Как ты считаешь, будешь ли ты курить в дальнейшем?

1 – нет 2 – да 3 – не знаю 

  1. Если бы твои лучшие друзья предложили сигарету, ты согласился бы ее выкурить?

1 – нет 2 – да  3 – не знаю

  1. Согласен ли ты с запретом на курение в общественных местах, таких как,

поезда, кафе,  игровые площадки, дискотеки и т.п.?

1 – да 2 – нет 3 – не знаю

  1. Если бы один из твоих лучших друзей предложил тебе употребить алкоголь,

согласился бы ты?

1 – нет  2 – да

  1. Как часто ты надеваешь шлем во время езды на велосипеде или другом моторизированном средстве?

1 - каждый раз во время езды 2 – иногда 3 – никогда

  1. Как часто ты используешь ремни безопасности во время езды в автомобиле или другом транспортном средстве, управляемом другим человеком?

1 - каждый раз во время езды 2 – иногда 3 – никогда

  1. Обсуждал ли с тобой кто-нибудь в твоей семье вредные последствия курения?

1 – да  2 – нет

  1. Как ты считаешь, когда кто-то начинает курить, ему потом будет трудно бросить эту привычку?  1 – да 2 – нет 3 – не знаю
  1. Как ты думаешь, насколько подвергают себя риску (физическому или другому) люди, если они употребляют алкогольные напитки один раз в неделю?

1 – риска нет 2 – риск небольшой 3 – большой риск

  1. Обсуждал ли с тобой кто-нибудь в твоей семье вредное воздействие алкоголя

на здоровье? 1 – да  2 – нет

  1. Рассказывали ли вам в течение этого учебного года на каких-либо занятиях об опасностях употребления алкоголя?  1 – да 2 – нет
  2. Рассказывали ли вам в этом учебном году на занятиях об опасностях употребления наркотических веществ, в т.ч. опасности заражения вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией? 1 – да 2 – нет

33. Рассказывали ли вам на каких-либо занятиях в течение этого учебного года о

преимуществах здорового питания?

1 – да 2 – нет

  1. За прошедший учебный год рассказывали ли вам на каких-либо занятиях о

преимуществах двигательной активности?

1 – да 2 – нет

  1. За прошедший учебный год рассказывали ли вам на каких-либо занятиях о профилактике травматизма во время занятий физической культурой?

1 – да 2 – нет  3 – не знаю                       

  1. Обсуждал ли с тобой кто-нибудь в твоей семье вопросы, касающиеся сексуальных отношений?    1 – да   2 – нет                   
  2. За прошедший учебный год рассказывали ли вам на каких-либо занятиях о том, как избежать инфекций, предаваемых половым путем, в.т.ч. ВИЧ-инфекции и

СПИДа?    1 – да   2 – нет

  1. Что, на твой взгляд, в настоящее время является наиболее опасным? (отметь три наиболее важных ответа)

1. грубое поведение со стороны старших школьников

2. грубое поведение со стороны взрослых

3. получить травму на автомобильной дороге

4. получить травму во дворе (из-за ремонта или стройки, которые там идут)

5. пострадать от людей, находящихся в нетрезвом виде (пьяных) или под действием Наркотиков (наркоманов)

6. пострадать от жестокого обращения родителей

  1. В течение этого учебного года, на каких-либо занятиях рассказывали ли вам

о том, как избежать или предупредить несчастные случаи, например,

пожары или отравления?   1 – да 2 – нет

  1. В течение этого учебного года, на каких-либо занятиях рассказывали ли вам о том, как избежать или предупредить несчастный случай в результате дорожного движения?    1 – да 2 – нет  3 – не знаю   

Дата заполнения анкеты______

 

Низкая двигательная активность (гипокинезия) - двигательная активность ограничена только уроками физкультуры в школе, вопрос 2, вариант ответа «2»» – высокий риск.

По заключению экспертов ВОЗ, дети и подростки должны посвящать умеренно интенсивной физической активности не менее 1 часа в день 5 и более раз в неделю (WH0, 2006). В связи с этим, при оценке гипокинезиии , возможно учитывать случаи, когда уровень физиче-ской активности школьника составляет менее 5 часов в неделю (ответ на вопрос 3).

Нерациональное («нездоровое» питание) - вопросы 4-7, варианты ответов «2», «3» расцениваются как «нездоровое питание». Варианты ответов «3» - факторы высокого риска.

Курение – вопрос 9 (ответ «2»), в том числе регулярное курение – вопрос 10 (ответ «2» или «3») – высокий риск.

Употребление алкоголя – вопрос 12 (ответ «2»), в том числе злоупотребление алкоголем – 13 (ответ «3») – высокий риск

Дефицит ночного сна - вопрос 16, продолжительность ночного сна не соответствует гигиеническим требованиям: для учащихся 5-7 классов – не менее 10 часов, 8-9 классов - не менее 9 часов. Продолжительность ночного сна 7 часов и менее – фактор высокого риска

Уменьшение показателей последующего анкетирования по сравнению с показателями предыдущим свидетельствует о снижении распространенности факторов риска.

Информированность учащихся в отношении факторов риска

Учитываются варианты ответов «1» на вопросы 1а, 1б, 1в, 1г, 27-37, 39, 40. Каждый вариант ответа «1» оценивается в 1 балл. Чем выше балл, тем лучше информированность школьника. Максимальное число баллов – 17 (100%). Для оценки информированности класса определяется средний балл. Для этого во всех анкетах подсчитывается число ответов «1», на соответствующие вопросы, затем, делят это число на количество детей, заполнивших анкету.

Для определения степени информированности средний балл умножают на100 и делят на 17.

Показатели сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни определяют по результатам анкетного опроса учащихся по «Анкете для школьника» Учитываются варианты ответов «1» на вопросы 2, 4-7, 9, 11, 12, 16-26. Каждый вариант ответа «1» оценивается в 1 балл. Чем выше балл, тем лучше сформированность установок на здоровый образ жизни у школьника. Максимальное число баллов – 19 (100%). Для оценки этого показателя определяется средний балл. Для этого во всех анкетах подсчитывается число ответов «1», на соответствующие вопросы, затем, делят это число на количество детей, заполнивших анкету.

Для определения степени сформированности установок на здоровый образ жизни у школьников средний балл умножают на 100 и делят на 19.

 

Методика измерения отношения к здоровью и здоровому образу жизни (методика Безруких М.М., Сонькина В.Д.)

Инструкция по заполнению анкет ЗОЖ

Анкета ЗОЖ предназначена для оценки знаний учащегося основ здорового образа жизни. Учащиеся 5-11 классов на вопрос 1 в свободные клетки вписывают баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для него). На вопрос 2 учащиеся отмечают 4 наиболее важных для себя ответа. При ответе на остальные вопросы учащиеся выбирают один из вариантов ответа. Не должно оставаться ни одного вопроса без ответа. Учащихся 5—7 и 8-11 классов должны знать, что вопросы в их анкетах расположены на двух страницах (см. на обороте анкеты). При ответе на вопросы п.8 в анкетах ЗОЖ 5-7 и 8—11 классов сначала следует ответить на 1-й вопрос — отметить свободные клетки в первом столбике в соответствии с ответом, затем на 2-й вопрос - отметить клетки во 2-м или 3-м столбиках.

Ключи к анкетам ЗОЖ

Ключи для обработки результатов анкетирования выполнены в форме таблиц, каждый из разделов которых предназначен для оценки одного из показателей. Для удобства пользования таблицей строка, в которую записываются данные для анализа, выделена серым цветом.

Каждый из вариантов ответа учащегося имеет определенную «цену» в баллах, которая в большинстве случаев указана в скобках в одной клетке с ответом. В строку «баллы» вписываются только числа, соответствующие указанным учащимся ответам. Их сумма записывается в той же строке в правом столбике.

Анкета ЗОЖ

для учащихся 5—7 класса

№ школы              Класс            Дата рождения        г.

Пол М □     Ж □   Дата заполнения анкеты 200        г.

1.    Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

Иметь много денег □                                         Много знать и уметь □

Быть здоровым □                                              Иметь любимую работу □

Иметь интересных друзей □                             Быть красивым, привлекательным □

Быть самостоятельным (самому решать,                  Жить в счастливой семье □

что делать и самому обеспечивать себя) □

2.    Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Регулярные занятия спортом □

Хороший отдых □

Знания о том, как заботиться о своем здоровье □

Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.) □

Возможность лечиться у хорошего врача □

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д. □

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни

(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.) □

3.    Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?

 

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко, никогда

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 ч

Занятия спортом

Душ, ванна

4. Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).

Да, конечно  □       Скорее да, чем нет□      Скорее нет, чем да □      Нет□

 

5.        Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ

Да, очень интересно □                    Скорее интересно, чем не интересно □

Скорее неинтересно, чем интересно □    Не интересно □

6.        Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?

 

 

Часто

От случая к случаю

Никогда

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

7.   Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь...

 

Интересно

Не всегда интересно

Не интересно

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

8.   Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе?

Какие из них ты считаешь интересными и полезными?

 

Проводятся

Интересно

Не интересно

Уроки, обучающие здоровью

Лекции о том, как заботиться о здоровье

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Ключ к анкете для 5-7 классов

№№ вопросов

Баллы за ответы на вопросы

Сумма баллов

Показатель А. Личностная ценность здоровья

Вопрос 1. Условия счастливой жизни?

Иметь много денег

Много знать и уметь

Быть здоровым

Быть красивым, привлекательным

Иметь любимую работу

Иметь интересных друзей

Жить в счастливой семье

Быть самостоя-тельным

Балл «Быть здоровым»

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если балльная оценка составляет:

♦  6-8 - высокая личностная значимость здоровья

♦  4 или 5-недостаточная личностная значимость здоровья

♦  4 или менее - низкая личностная значимость здоровья

 

                     
 

Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

Вопрос 2. 4 важных условия здоровья

Хорошая наследственность (0)

Средства для питания, спорта (0)

Хорошая экология (0)

Выполнение правил ЗОЖ (2)

Хороший врач (0)

Знания о здоровье (2)

Отсутствие перегрузок (0)

Регулярные занятия спортом (2)

Сумма баллов

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если сумма баллов составляет:

♦ 6 - понимание роди поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦ 4- недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦ 2 или менее - отсутствие понимания роди активности в сохранении и укреплении здоровья.

Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Вопрос 3. Что

входит в распорядок дня?

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка

Сон не менее 8ч

Занятия спортом

Душ, ванна

Сумма баллов

Ежедневно - 2 балла; несколько раз в неделю -1 балл; очень редко - 0 баллов

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  16-14 - полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦  12-9 - неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦  8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем

Вопрос 5. Интересна ли тебе информация о здоровье ?

Да, очень интересна (4)

Интересна, но не всегда (3)

Не очень интересна (2)

Неинтересна (0)

Сумма баллов

Баллы

 

 

 

 

 

Подсчитывается общее количество набранных: баллов:

♦   4 - очень интересная и полезна

♦  2 - не очень интересная и полезна

♦  3 - довольно интересна и полезна

♦  0 - не нужна и неинтересна

Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

Вопрос 4. Ты заботишься о своем здоровье

Да, конечно

Забочусь недостаточно

Мало забочусь

 

Сумма баллов, полученных за вопрос 3 (см. выше)

14-16

 

 

 

(4)

9-12

 

 

 

(3)

8 или менее

 

 

(2)

14-16

 

 

 

(4)

9-12

 

 

 

(4)

8 или менее

 

 

(3)

14-16

 

 

 

(2)

9-12

 

 

 

(4)

8 или менее

 

 

(3)

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ 4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 2 балла - неадекватная оценка учащимся своего образа жизни

                                           

 

 

Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

 

Вопрос 6.

Откуда

узнаешь о своем

здоровье…

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма бал-

лов

 

Варианты

ответов и

баллы

Часто (16)

Редко (8)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

Рассчитывается:

♦ сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

♦  частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦  2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние школы

♦  от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние школы

♦  меньше 1 - информационное влияние школы нерегулярно

 

Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

 

Вопрос 7.

Какие

сведения о здоро-

вье инте-

ресны

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма баллов

 

Варианты

ответов и

баллы

Интересно (16)

Не всегда (8)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

Рассчитывается:

♦  сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

♦ частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦  2,5-4 балла - высокая значимость информационного влияния школы

♦  от 1 до 2,5 - недостаточная значимость информационного влияния школы

♦  меньше 1 - информационное влияние школы незначительно

 

                                                                             

 

Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий,

проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

 
 

Вопрос 8.

Что проводится в твоем классе?

Уроки обучающие здоровью

Лекции о том как заботиться о здоровье

Показ фильмов, о том как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Сумма баллов

 

Варианты

ответов и

баллы

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  10-12 - высокая значимость мероприятий, проводимых в школе

♦  6-9 - недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе

♦  менее б - низкая значимость мероприятий, проводимых в школе

 
                                               

 

 

Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологий в школе

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  Значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий - 60-45;

♦  Достаточный воспитательный эффект-44-30;

♦   Недостаточный воспитательный эффект 29-20;

♦  Отсутствие воспитательного эффекта 19-10.

Методика определения степени невротизма (Кучма В.Р.)

Инструкция по определению уровня невротизма

Тесты состоят из двух анкет, одна из которых заполняется ребенком, другая – родителями. Полученные результаты суммируются и оцениваются следующим образом:

до 42 баллов – допустимая степень невротизма;

от 43 до 56 баллов – повышенная степень невротизма;

от 57 баллов – высокая степень невротизма.

Благоприятными изменениями в динамике учебного года следует считать:

  • снижение уровня невротизма более чем на 2 балла;
  • сохраненное количество баллов в группе с допустимым уровнем невротизма;
  • переход из группы с повышенной степенью в группу с допустимыми проявлениями невротизма.

Анкета для родителей

Фамилия, имя учащегося _______________________________________

Инструкция: ответьте на вопросы, обведя в кружок один из трех вариантов, который более всего соответствует характеру вашего ребенка.

1 – нет, никогда;

2 – иногда;

3 – часто;

1.

Засыпает долго и тяжело?

1

2

3

2.

Он имеет раздражительный характер?

1

2

3

3.

У него отсутствует аппетит?

1

2

3

4.

Его тошнит, хотя врач говорит, что он здоров?

1

2

3

5.

Плачет или сердится, когда ему что-либо

1

2

3

не удается?

 

 

 

6.

Снятся ли ему страшные сны?

1

2

3

7.

Жалуется ли он утром, что у него болит живот?

1

2

3

8.

Бывают ли у него утром заметные расстройства?

1

2

3

9.

Жалуется ли он на головные боли?

1

2

3

10.

Делает ли он нервозные движения ( моргает, размахивает руками, плечами)?

1

2

3

11.

Он очень застенчив?

1

2

3

12.

Он боится школы?

1

2

3

13.

Стремится ли он любой ценой быть в центре внимания?

1

2

3

Методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным)

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать личностную тревожность, либо само наличие состояние тревожности. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности.

Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Исследование может проводиться индивидуально или в группе.

Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Суждение

Нет,

это не так

Пожалуй,

так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжённости

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбуждён, и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я всё принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

Я бываю доволен

1

2

3

4

17

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключ

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

1

2

3

4

1

2

3

4

1

4

3

2

1

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

2

1

2

3

4

3

1

2

3

4

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

5

1

2

3

4

6

1

2

3

4

6

4

3

2

1

7

1

2

3

4

7

4

3

2

1

8

4

3

2

1

8

1

2

3

4

9

1

2

3

4

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

11

1

2

3

4

12

1

2

3

4

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

15

1

2

3

4

16

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

20

1

2

3

4

 

Интерпретация результатов

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 – 44 балла  –  умеренная;
  • 45 и более - высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого.

Анкета

«Удовлетворенность родителей здоровьесберегающей деятельностью школы»

1.      Нравится ли Вашему ребенку принимать участие в мероприятиях программы «На волне ЗОЖ»?

1)      да   2) затрудняюсь ответить  3) нет

2.      Удобнее ли, на Ваш взгляд, участвовать в мероприятиях программы «На волне ЗОЖ» во время каникул в школе, чем в другом учреждении дополнительного образования?

1)      да   2) затрудняюсь ответить  3) нет

3.      Удовлетворены ли Вы набором мероприятий в рамках программы «На волне ЗОЖ», который предлагается детям во время каникул?

1)      да   2) частично  3) нет

4.      Имеете ли Вы представление о содержании тематических занятий программы «На волне ЗОЖ»?

1)      да   2) частично  3) нет

5.      Удовлетворяет ли программа «На волне ЗОЖ» интересам Вашего ребенка?

1)      да   2) частично  3) нет

Смотреть работу полностью