НОУ «Истоки», как центр формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся
МБОУ СОШ №1 ст. Староминская МО Староминский район
Краснодарского края
Автор: Штомпель Галина Григорьевна, учитель истории и обществознания
НОУ «Истоки», как центр формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся
Учитель истории и обществознания, руководитель НОУ «ИСтоки» МБОУ СОШ №1 Староминского района Штомпель Галина Григорьевна
«Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата».
Таким общим результатом для учителей и учеников МБОУ СОШ №1 стало в сентябре 2005 г. создание НОУ «Истоки». На период начала работы функционировали 4-е секции (4-е учителя и 11 учеников), которые работали по 3-м направлениям: естественнонаучное, социально-экономическое, гуманитарное. К концу 2017- 2018 уч. г. НОУ «Истоки» объединяет 15 секций (17 учителей и 87 учащихся).
В работе общества задействованы обучающиеся начальных классов «Мини-академия наук», среднее звено «Юниоры», старшее звено «Истоки». Создана системы работы, как с одаренными учащимися, так и с менее способными детьми, при этом задействованы дети разных возрастных категорий. Параллельно проводится работа по обучению руководителей исследовательских проектов среди учителей МБОУ СОШ №1 в рамках НОУ «Истоки», так как желание учащихся проявить себя в исследовании превышает возможности одного – двух руководителей проектов. Используются такие формы, как семинары, методические дни, практикумы, открытые заседания НОУ «Истоки». Из опыта работы видно, что данный вид деятельности с учащимися востребован, это видно по количеству присутствующих педагогов и завучей по воспитательной работе всех школ Староминского района на открытых заседаниях НОУ «Истоки». Почему же данный вид деятельности учащихся так востребован? На этом вопросе хочется остановиться подробнее.
Нельзя не согласиться с В.В. Гузеевым, который подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:– личностно ориентированное;– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда».
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на формирование и развитие познавательного интереса. А для учителя проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, «что ситуации, вокруг которых разворачивается образовательный цикл, являются подлинно проблемными для учащегося. Решая эти ситуации, ученик использует приобретённые ранее знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт». Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.
В процессе проекта усилия педагога и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.
При отборе содержания проекта педагог опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъект своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной педагогом, а на основе самостоятельно принятого решения.
Для формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся в рамках нашей школы сформирована структура НОУ и создан алгоритм деятельности учащихся. Система получилась достаточно гибкая. В рамках НОУ с учащимися работают как учителя предметники, так и классные руководители. В первом случае разрабатываются индивидуальные и групповые проекты, во втором случае - локальные социальные проекты в рамках классного коллектива.
Ребятам интересны все формы исследований, они принимают участие в районных, краевых, и всероссийских конкурсах, форумах, викторинах, круглых столах, мастер- классах, семинарах. Напрямую соприкасаясь с живыми носителями информации, архивными материалами, музейными экспонатами, учащиеся по-новому осмысливают своё место в жизни родной станицы, поэтому не случайно, что большое количество учащихся плодотворно работает совместно с местными музеем и архивом.
О работе научного общества также можно судить по публикациям в районной и краевой прессе. В дальнейшем полученный материал используется на уроках истории, кубановедения, обществознания, классных часах.
Для того, чтобы достичь подобного результата, каждый научный руководитель проводит индивидуальную работу, хотя в последнее время мы все чаще используюем и коллективные формы работы (социальные проекты).
Хочется отметить, что данные методы и формы работы были апробированы на классном коллективе, где я работала классным руководителем с 2009 по 2016 годы, в процессе реализации проекта «Изучение и возрождение казачьей идентичности в рамках школьного ученического самоуправления». Деятельность уч-ся 8-11 А класса показала, что коллективные проекты могут быть успешными и интересными для учащихся. Проект был направлен на изучение и возрождение казачьей идентичности в рамках школьного ученического самоуправления, развитие чувства патриотизма и гордости за свою малую родину и нашу страну, а так же укрепление межпоколенческих связей, возрождение казачьих, семейных ценностей и традиций. Проект разрабатывался в рамках НОУ «Истоки» и классного коллектива 8-11 А класса МБОУ СОШ №1 с привлечением станичного казачьего сообщества и родительской общественности. Так, преобразовывая сложное в простое, выстраивая смыслы, эмоционально поддерживая каждого и определяя значение труда, вложенного каждым участником, шла работа над проектом.
Целью и задачами проекта было: Обучение учащихся навыкам самоорганизации и групповой работы с использованием казачьих обычаев и традиций. Помощь возрождению казачьей идентичности. Приобщение учащихся к изучение истории семьи, местных традиций. Апробирование казачьих форм ученического самоуправления с использованием опыта работы в области проектной и краеведческой деятельности НОУ «Истоки» в качестве социокультурного центра. Проведение анализа и систематизации полученных материалов, обобщение данных, использование в практической деятельности. Развитие навыков критического и творческого мышления, умения работать с информацией и в коллективе, владеть культурой коммуникации.
Сроки реализации проекта -2011-2015гг. Предмет исследования: процесс и результаты изучение и возрождение казачьей идентичности в рамках школьного ученического самоуправления .
Структура проекта: 1 этап – Этап организационно-подготовительный.
2 этап – Формирующий этап.
3 этап – Изучение и обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Модель классного самоуправления 8-11А класса представлена на слайде.
Приоритетными направлениями деятельности в рамках данного проекта стали: Первое направление: «Казачьему самоуправлению – быть!» (ответственная Данилейко Ю.).
-Оформлена работа классного самоуправления в форме казачьего круга во главе с атаманом Данилейко Ю.
-В работе казачьего круга участвуют все учащиеся класса, а в правление вошли ответственные за основные направления проекта и ответственные за учебную деятельность.
- В течении двух лет принимали участие в слетах казачьей молодежи, заняли 1 место на зональном смотре казачьих классов в городе Ейске 2012г.. Стали победителями заочного и участниками очного тура краевого конкура на лучший казачий класс в городе Краснодаре в 2012- 2013 уч. году и 20123-2014уч. году.
-Участие в торжественном параде, посвященном Дню реабилитации Кубанского казачества в г. Краснодаре.2013г.
Второе направление «"Православный" и "казак" - тождественные понятия!» (ответственный Самойленко C.).
- Организована работа православного воспитания учащихся в классном коллективе в форме бесед и диспутов с настоятелем Свято – Покровского храма отцом Алексеем.
- Написание научно-исследовательских работ духовного содержания, участие в конференциях и олимпиадах по ОПК, посещения храмов и святых мест Краснодарского края.
Третье направление «Истоки земли Староминской…» (ответственная Крикун В.).
-Участвовали в сборе, систематизации и популяризации краеведческого материала о своей малой Родине. В итоге было создано несколько интересных работ о неизвестных страницах истории казаков Староминского района (участие староминчан в русско-японской войне 1904-1905гг. и русско-турецкой войне 1877-1878гг.)
- Исследовательские проекты учащихся становились неоднократно победителями и призерами муниципального, зонального и краевого этапов краевого конкурса научно-исследовательских работ «ЭВРИКА», краевой научно-практической конференции учащихся общеобразовательных учреждений по истории и культуре кубанского казачества.
Четвертое направление «Казачьему роду нет перевода!» (ответственная Штомпель А.)
-Участвовали в сборе, систематизации и популяризации краеведческого материала о своей семье. В итоге было создано несколько интересных работ раскрывавших неизвестные страницы истории семьи.
Порядок контроля и оценивание проекта - полностью отвечал этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, оценка проводилась в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Оценивался данный проект по конечному или промежуточным результатам, по сплоченности ученического коллектива, усвоению обычаев и традиций кубанского казачества в том числе и в рамках ученического самоуправления, количеству и качеству написанных исследовательских работ, количеству призовых мест на районных, краевых и всероссийских конференциях, вовлечению в деятельность самоуправления учащихся, изыскательскую деятельность одноклассников, количество публикаций в прессе. Я считаю, что деятельность ученического коллектива достаточно эффективна, если судить по достигнутым результатам. Реализация данного проекта позволила вовлечь в плодотворную и созидательную деятельность помимо учащихся МБОУ СОШ №1, еще их родных и близких, а так же жителей Староминской, Новоясенской не равнодушных к истории и проблемам своей малой родины.
Работая над социальными проектами и создавая работы краеведческого плана, учащиеся МБОУ СОШ №1 не только удовлетворяют своё любопытство по поводу истории своих семей, и обогащают фонды районного музея и архива, но совместно апробируют и стараются приспособить к современным реалиям исторические формы казачьего самоуправления используя свой творческий потенциал.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: любой проект (индивидуальный или же коллективный)– это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов актуален и очень эффективен. Его использование позволяет формировать и активизировать познавательный интерес школьников; дает ученикам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в свою очередь позволяет успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Успешность реализации проектной деятельности зависит от выполнения ряда требований:
• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
• Структурирование содержания проекта (с указанием промежуточных результатов)
• Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.