Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

НОУ «Истоки», как центр формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся

МБОУ СОШ №1 ст. Староминская МО Староминский район

Краснодарского края

Автор: Штомпель Галина Григорьевна, учитель истории и обществознания

НОУ «Истоки», как центр формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся

Учитель  истории  и обществознания, руководитель НОУ  «ИСтоки»  МБОУ СОШ №1 Староминского района Штомпель Галина Григорьевна

«Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата».

Таким общим результатом для учителей и учеников МБОУ СОШ №1 стало в сентябре 2005 г. создание НОУ «Истоки». На период начала работы функционировали 4-е секции (4-е учителя и 11 учеников), которые работали по 3-м направлениям: естественнонаучное, социально-экономическое, гуманитарное. К концу 2017- 2018 уч. г. НОУ «Истоки» объединяет 15 секций (17 учителей и 87 учащихся).

В работе общества задействованы обучающиеся начальных классов «Мини-академия наук», среднее звено «Юниоры», старшее звено «Истоки». Создана системы работы,  как с одаренными учащимися, так и с  менее способными детьми, при этом задействованы дети разных возрастных категорий. Параллельно проводится работа по обучению руководителей исследовательских проектов среди учителей МБОУ СОШ №1 в рамках НОУ «Истоки», так как желание учащихся проявить себя в исследовании превышает возможности одного – двух руководителей проектов. Используются такие формы, как  семинары, методические дни, практикумы, открытые заседания НОУ «Истоки». Из опыта работы видно, что данный вид деятельности с учащимися востребован, это видно по количеству присутствующих педагогов и завучей по воспитательной работе  всех школ Староминского района  на открытых  заседаниях НОУ «Истоки».  Почему же данный вид деятельности учащихся так востребован? На этом вопросе хочется остановиться подробнее.

Нельзя не согласиться с   В.В. Гузеевым, который  подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:– личностно ориентированное;– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда».

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на формирование и развитие познавательного интереса. А для учителя проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, «что ситуации, вокруг которых разворачивается образовательный цикл, являются подлинно проблемными для учащегося. Решая эти ситуации, ученик использует приобретённые ранее знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт». Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

В процессе проекта усилия педагога и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта педагог опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъект своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной педагогом, а на основе самостоятельно принятого решения.

Для  формирования и активизации познавательных интересов в проектной деятельности учащихся в рамках нашей школы  сформирована структура НОУ и создан алгоритм деятельности учащихся. Система получилась достаточно гибкая. В рамках НОУ с учащимися работают как учителя предметники, так и классные руководители. В первом случае разрабатываются индивидуальные и групповые проекты, во втором случае - локальные социальные проекты в рамках классного коллектива.

Ребятам интересны все формы исследований, они  принимают участие в районных, краевых, и всероссийских конкурсах, форумах, викторинах, круглых столах, мастер- классах, семинарах. Напрямую соприкасаясь с живыми носителями информации, архивными материалами, музейными экспонатами, учащиеся по-новому осмысливают своё место в жизни родной станицы, поэтому не случайно, что  большое количество учащихся плодотворно работает совместно с  местными музеем и архивом.

О работе научного общества также можно судить по публикациям в районной и краевой прессе. В дальнейшем полученный материал используется на уроках истории, кубановедения, обществознания, классных часах.

Для того, чтобы достичь подобного результата, каждый научный руководитель проводит индивидуальную работу, хотя в последнее время мы все чаще используюем и  коллективные формы работы (социальные проекты).  

Хочется отметить, что данные методы и формы работы  были апробированы на  классном коллективе, где я работала классным руководителем с 2009 по 2016 годы,  в процессе реализации  проекта «Изучение и возрождение казачьей идентичности в рамках школьного ученического самоуправления».  Деятельность уч-ся 8-11  А класса  показала, что коллективные проекты могут быть успешными и интересными для учащихся. Проект был  направлен на изучение и возрождение казачьей идентичности  в рамках школьного ученического самоуправления, развитие чувства патриотизма и гордости за свою малую родину и нашу страну, а так же укрепление межпоколенческих связей, возрождение казачьих, семейных ценностей и традиций. Проект разрабатывался в рамках НОУ «Истоки» и классного коллектива 8-11 А класса МБОУ СОШ №1 с привлечением станичного казачьего сообщества и родительской общественности. Так, преобразовывая сложное в простое, выстраивая смыслы, эмоционально поддерживая каждого и определяя значение труда, вложенного каждым участником, шла работа над проектом.

Целью и задачами  проекта было: Обучение учащихся навыкам самоорганизации и групповой работы с использованием казачьих обычаев и традиций.  Помощь возрождению казачьей идентичности. Приобщение учащихся к изучение истории семьи, местных традиций. Апробирование казачьих форм ученического самоуправления с использованием опыта работы в области проектной и краеведческой деятельности НОУ «Истоки» в качестве социокультурного центра. Проведение анализа и систематизации полученных материалов, обобщение данных, использование в практической деятельности. Развитие навыков критического и   творческого мышления,  умения работать с информацией и в коллективе,  владеть культурой коммуникации.

Сроки реализации проекта -2011-2015гг. Предмет исследования:  процесс и результаты изучение и возрождение казачьей идентичности  в рамках школьного ученического самоуправления .

Структура проекта:  1 этап – Этап организационно-подготовительный.

 2 этап – Формирующий этап.

3 этап – Изучение и обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности.

Модель классного самоуправления 8-11А класса представлена на слайде.

Приоритетными направлениями деятельности в рамках данного проекта стали: Первое  направление: «Казачьему самоуправлению – быть!» (ответственная Данилейко Ю.).  

-Оформлена работа классного самоуправления в форме казачьего круга во главе с атаманом Данилейко Ю.

-В работе казачьего круга участвуют все учащиеся класса, а в правление вошли ответственные за основные направления проекта и ответственные за учебную деятельность.

- В течении двух лет принимали участие в слетах казачьей молодежи, заняли 1 место на зональном смотре казачьих классов в городе  Ейске 2012г.. Стали победителями заочного и участниками очного  тура краевого конкура на лучший казачий класс в городе Краснодаре  в 2012- 2013 уч. году и 20123-2014уч. году.

-Участие в торжественном параде, посвященном Дню реабилитации Кубанского казачества  в г. Краснодаре.2013г.

Второе направление  «"Православный" и "казак"  -  тождественные понятия!» (ответственный Самойленко C.).

 - Организована  работа православного воспитания учащихся  в классном коллективе  в форме бесед  и диспутов  с настоятелем Свято – Покровского храма  отцом Алексеем.

- Написание научно-исследовательских работ духовного содержания, участие в  конференциях и олимпиадах  по ОПК,  посещения храмов и святых мест Краснодарского края.

 Третье направление «Истоки земли Староминской…» (ответственная Крикун В.).

-Участвовали в сборе, систематизации и популяризации краеведческого  материала о своей малой Родине.  В итоге было создано несколько  интересных работ о неизвестных  страницах истории  казаков Староминского района  (участие староминчан в  русско-японской войне 1904-1905гг. и русско-турецкой войне 1877-1878гг.)

 - Исследовательские проекты учащихся становились неоднократно победителями и призерами муниципального,                зонального и краевого  этапов краевого конкурса научно-исследовательских работ «ЭВРИКА»,  краевой научно-практической конференции учащихся общеобразовательных учреждений  по истории и культуре кубанского казачества.

Четвертое направление  «Казачьему роду нет перевода!»  (ответственная Штомпель А.)

-Участвовали в сборе, систематизации и популяризации краеведческого  материала о своей семье.  В итоге было создано несколько  интересных работ раскрывавших неизвестные страницы истории семьи.

Порядок контроля и оценивание проекта - полностью отвечал этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, оценка проводилась в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Оценивался  данный проект   по конечному или  промежуточным результатам, по сплоченности ученического  коллектива, усвоению обычаев и традиций кубанского  казачества в том числе и в рамках ученического самоуправления, количеству и качеству написанных  исследовательских работ, количеству призовых  мест на районных, краевых и всероссийских конференциях,  вовлечению в деятельность самоуправления учащихся,  изыскательскую деятельность одноклассников, количество  публикаций в прессе. Я считаю, что  деятельность ученического коллектива достаточно  эффективна, если судить по достигнутым результатам.  Реализация данного проекта позволила вовлечь в  плодотворную и созидательную деятельность помимо  учащихся МБОУ СОШ №1,  еще их родных и близких, а так же  жителей Староминской, Новоясенской не равнодушных к истории и проблемам своей малой родины.

Работая над социальными проектами и создавая работы краеведческого плана,  учащиеся  МБОУ СОШ №1  не только удовлетворяют  своё любопытство по поводу истории своих семей,   и обогащают  фонды районного музея и архива, но  совместно апробируют и стараются приспособить  к современным  реалиям исторические формы казачьего самоуправления используя  свой творческий потенциал.  

Таким образом, можно сделать следующий вывод: любой проект  (индивидуальный или же коллективный)– это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов актуален и очень эффективен. Его использование позволяет формировать и активизировать познавательный интерес школьников; дает ученикам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в свою очередь позволяет успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.

Успешность реализации  проектной деятельности  зависит от выполнения ряда требований:

•        Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

•        Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

•        Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

•        Структурирование содержания проекта (с указанием промежуточных результатов)

•        Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.