Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Номинация –«Инновационная    модель    методического    сопровождения образовательной деятельности» "Технология социального проектирования"

МУДО "Центр внешкольной работы" с. Кослан 

 

Номинация –«Инновационная    модель    методического    сопровождения образовательной деятельности»

"Технология социального проектирования"

 

Вурдова Надежда Николаевна

педагог дополнительного образования

 

 

В данной разработке дано определение понятию «социальное проектирование», описаны основные этапы разработки  социального проектаи порядок действия работы над социальным проектом, рассмотрены «типичные» ошибки при проектировании.

 

Данная разработка адресована руководителям, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, методистам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования общеобразовательных учреждений и  учреждений дополнительного образования детей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………….4-5
  2. Сущность понятия «Социальное проектирование»…………………………...5-7
  3. Технология  социального проектирования………….………………………...7-11
  4. Оформление проекта  ………………………………………………………….11-19
  5. Заключение………………………………………………………………………...20
  6. Интернет источники ………………………………………………………………21

 

  1. Пояснительная записка

"Единственный путь,

ведущий к знаниям, -

это деятельность"

Бернард Шоу

 

Современное образование имеет своей целью  формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится  гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, их включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции.  Достичь этого результата в рамках традиционного обучения отдельным школьным предметам невозможно, поскольку освоение теоретических знаний  в данном случае должно подкрепляться участием детей в практической социальной деятельности. В связи с этим повышенную актуальность приобретает такая форма работы с учащимися, как социальное проектирование.

В целях оказания методической помощи по применению технологии социального проектирования составлены данные рекомендации. В них подробно раскрыта структура работы над проектом, представлены методы и приемы проработки стадий проекта, которые позволят глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе. Также даны рекомендации по оформлению проекта, соответствующие требованиям, предъявляемым участникам конкурсов социальных проектов Российской Федерации.

Проектная деятельность в настоящее время является весьма актуальной, так как данная технология развивает учащихся, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.Социальное проектирование несет в себе еще и большую воспитательную значимость. Современная образовательная парадигма предполагает организацию совместного творчества на основе совместно-распределенной деятельности как на занятии, так и вне его.

Современное переосмысление проектирования предполагает:

  • связь с жизнью;
  • развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Ребенок с его рождения включается в две системы отношений: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими и младшими).

Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ребёнка, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации самоизменения.

Системы отношений «ученик – учитель» и «ученик – ученик» по-разному влияют на психическое развитие ребенка. Совместная деятельность со сверстниками способствует становлению критичности и самостоятельности суждений, так как предполагает равноправные отношения. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности.

Социальное проектирование в данном случае рассматривается как разновидность деятельности, участниками которой могут быть все субъекты образования: педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители, учителя, административные лица.

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Цельметодической разработки : знакомство с основами социальной проектной деятельности.

Задачи методической разработки:

  • Дать  представление о технологии социального проектирования;
  • Направить на формирование социальной активности педагогов, а так же учащихся;
  • Направить на инициативу в решении актуальных проблем.

 

  1. Сущность понятия «Социальное  проектирование».

 

Социальное проектирование – это метод, позволяющий корректно создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.

В этом смысле можно утверждать, что социальный проект – это решение социально значимой проблемы в чётко ограниченных временных рамках.

Социальный проект:

  •  это универсальный инструмент для чёткого стратегического планирования вашей деятельности;
  • это воплощение любой вашей идеи в реальность;
  • это возможность рассчитывать свои шаги к достижению цели с точностью до дней;
  • это умение правильно использовать  свои (всегда ограниченные) ресурсы и привлекать их из различных источников;
  • это решение социально значимых проблем в вашем регионе (районе).

Цель социального проектирования:

1. Привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

2. Включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

1.Повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

2. Формирование социально-личностных компетенций : навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

3. Закрепление навыков командной работы.

 

Из чего состоит проект?

проблема – цель – задачи – механизм реализации (методы, методики, технологии) – этапы реализации – бюджет – ожидаемые результаты

 

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу,считайте, что Вы на пути к Успеху!

 

Алгоритм разработки социального проекта:

 

  1. Постановка проблемы, актуальной для местного сообщества;
  2. Определение цели, задач деятельности по реализации социального проекта (Цель – четко сформулированный ожидаемый результат; задачи – действия, этапы, шаги по достижению цели)
  3. Кадровое обеспечение (распределены обязанности, ответственность)
  4. Содержание, т.е. разработка детального плана по реализации проекта (действия, сроки, ответственные)
  5. Предполагаемые результаты (чего достигнем в итоге реализации задач)
  6. Финансовое обоснование проекта (сколько необходимо средств, на какие цели они будут израсходованы, какие средства и материально-техническая база есть в наличии).
  7. Жизнеспособность проекта (возможный дальнейший путь развития проекта)

 

Каждый этап – это логическое звено в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована  объективными данными,  представленными по итогам соответствующего исследования. Цель должна логично вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных  и качественных результатов. Каждый метод – это способ, с помощью которого решается  определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат, нужны критерии оценки.

Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева).

Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни – это выявленная вами  социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой чёткую цель –  задаём направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с чёткими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос:

 «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны способствовать определённым изменениям в среде.

Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно.

 

  1. Технология социального проектирования

 

Постановка проблемы

Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея – проект уже стоит на стадии замысла.

Не стоит недооценивать данную стадию проекта, ведь от неё зависит ваш успех социального проектирования. Лучше всего при инициации идеи отталкиваться от содержания проблемы, так как проект обусловлен наличием проблемной ситуации в той или иной сфере.

Проблема – это разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект, и её анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Здесь важно продемонстрировать, что для авторов (соавторов, менеджеров) проекта понятны причины появления проблемы, для решения которой он и выполняется, но не фиксируются исключительно отрицательные последствия существующей проблемы.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом её факторов, подтверждённым количественными показателями. Эти показатели основаны  на ранее проведённых исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации).

 Зачастую, в разделе, посвящённом анализу проблемы, авторы проектов приводят многие разнообразные статистические данные, которые, во-первых, часто не соответствуют диагностируемой проблеме, поставленной цели и сформулированным задачам, а, во-вторых, являются неточными, недостоверными, тенденциозно и предвзято подобранными автором.

Принципиально важным является определение тех индикаторов, т.е. количественных и качественных показателей, которые в дальнейшем станут шкалой для измерения эффективности проекта.

В любом случае, проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Особо выделим следующие критерии оценки этого содержательного блока:

- актуальность решаемой социальной проблемы;

- диагностика возникновения и развития представленной проблемы;

- информированность участника о ранее предпринимавшихся мерах по её решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий);

- соответствие решаемой проблемы содержанию предложенной номинации конкурса.

 

Цель проекта

Цель – наивысшая точка достижений, к которой стремится конкурсант в ходе реализации проекта.

Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в эту проблему автор закладывает свою ценностную основу,  определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что самое главное, методы, которые будут применяться автором.

Для оценки вашего варианта постановки цели была разработана следующая система критериев, основанная на популярном в социальном проектировании SMART-тесте:

- конкретность (посредством каких механизмов и технологий будет решаться предлагаемая проблема);

- измеримость (должен быть предусмотрен механизм измерения достигнутого результата, он должен быть ощутимым);

- значимость (следует предполагать максимально оптимальное её решение);

- степень социальной применимости варианта решения проблемы (адекватность условиям реализации проекта);

- инновационность (специфическая индивидуальность предполагаемых путей решения проблемы);

- достижимость;

- выгодность (сфокусированность на активном воздействии на проблему);

- ограниченность во времени (определение временного отрезка, в пределах которого будет достигнута цель при предполагаемых результатах).

Несмотря на всю сложность представленной системы критериев оценки, процесс формулирования цели является простым, достаточно следовать предложенной формуле:

Цель = вариант решения проблемы (измеримость) + посредством чего? (варианты: на основе чего? через что?) + для кого? (конкретная целевая группа) + применительно к каким условиям? + и в какой отрезок времени?

Фактически цель – это ваше уникальное решение проблемы, для которого вы обладаете всеми необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, формулируете действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

 

Задачи проекта

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила: решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

Это самый ответственный этап проектирования. Именно сформулированные задачи позволяют понять эксперту стратегию реализации авторской проектной идеи, а вовсе не цель (которая, несмотря на важность её постановки, в лучшем случае помогает определить направление дальнейшей деятельности).

В связи с этим очень важным является вывод, на который следует обратить внимание: нет корректно сформулированных задач – нет и стратегии по реализации проектной идеи, что ставит под сомнение достижимость поставленной цели.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

- задача как действие (проведение какого-либо мероприятия);

- задача как деятельность (часто текущего характера);

- задача как метод;

- ненаправленность на достижение цели – задача сформулирована красиво и правильно, но её решение никак не приближает автора к достижению цели;

- дублирование и излишняя детализация задач.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки верного формулирования задач:

-   логичное и последовательное следствие решения проблемы;

-   взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);

-  задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

-  представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.

Выполнение этих условий –и есть выполнение критериев, применяемых для оценки проектов в данном содержательном блоке.

Чем яснее и чётчеопределены задачи, тем выше ваши шансы завершить проект успешно.

Небольшая подсказка: рекомендуем авторам проектных идей при формулировании задач не применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.

 

Механизм (методы) реализации проекта

Метод – это способ, при помощи которого достигается цель проекта.

Это один из самых объёмных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Автор проекта должен ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их решение, какие ресурсы будут при этом задействованы.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

- соответствие механизма реализации цели и задачам проекта;

- соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;

- соответствие деятельности заявленным результатам;

- реалистичность мероприятий, с учетом временных рамок и бюджета;

- инновационность;

- взаимосвязанность и взаимозависимость видов деятельности по проекту.

Отсюда следует, что в проекте важны не только и не столько гениальные идеи, сколько те методы, при помощи которых будет достигаться цель проекта. Средства никогда не могут оправдывать цель. Методы, которые предлагает проектировщик, – это те «дороги», которыми он собирается двигаться к намеченной цели.

 

Календарный план реализации проекта

Поэтапный календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

- наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта: привязка к конкретным целевым группам, месту и времени (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);

- реалистичность, выполнимость плана (его насыщенность, но не перенасыщенность);

- описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;

- возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что проект не должен сводиться к организации и проведению помпезных акций: эффект от них нулевой (практически всегда), однако средства израсходованы, но эти расходы ни на что не повлияли, ничего качественно не изменили.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

- соответствие результатов цели и задачам проекта;

- измеримость (это касается не только количественных, но и качественных показателей);

- реалистичность.

Главное: перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных конкурсантом задач.

Вместе с тем, следует охарактеризовать некоторые элементы формулирования ожидаемых результатов:

- направленность не на предотвращение следствий проблем, а на устранение их причин;

-направленность действий на выработку у целевой группы способности к последующему самообеспечению;

- вовлечение в реализацию проекта представителей целевой группы.

 

Бюджет

Описание бюджета является важным этапом создания социального проекта. Каждый этап реализации проекта требует определённых затрат денежных средств и материальных ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Таким образом, бюджет социального проекта должен обладать следующими свойствами:

- обоснованностью объёмов предполагаемых затрат;

- логичностью – взаимосвязанностью с запланированными мероприятиями и иными действиями, предусмотренными по проекту;

- соразмерностью масштабу проекта;

- соразмерностью опыту проектанта;

- эффективностью (прозрачностью) затрат.

В заключение хотелось бы заметить, что важным (но не необходимым) для самого конкурсанта является то, что им будет заявлено о его собственном опыте реализации социальных проектов. Кроме того, проект, как нам это представляется, должен обладать свойством его тиражируемости на других территориях (условия, при которых он может быть тиражируемым, можно конкретизировать).

 

  1. Оформление проекта

Каждый социальный проект должен завершаться получением какого-либо продукта: акции, мероприятия и т.д. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения. Теперь нужно  правильно оформить текстовой вариант проекта. Также   подготовиться к  её защите и

 рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.

 

Требования к оформлению текстового варианта проекта:

1.Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2.Титульная страница содержит реквизиты организации-заявителя (учредителя), и организации исполнителя, отметку об утверждении проекта руководителем организации (органом управления), № протокола, дата утверждения. Затем указывается название проекта, данные об авторе (если авторов больше трёх – данные о них приводятся в информационной карте проекта), место и год  составления проекта.

3.На второй странице проекта оформляется информационная карта проекта, в которой указывается:

  • название проекта (должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия);
  • организация исполнитель – название, адрес, телефон, факс, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация; поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта, либо является учредителем исполнителя);
  • руководитель проекта (человек, отвечающий за реализацию проекта) – Ф.И.О., должность, место работы (учебы), адрес, телефон, звание (особые заслуги);
  • география – территория, на которой будет проходить реализация проекта;
  • целевые группы - координаты  реализаторов проекта, характеристика адресата (количество, возраст, социальный статус людей, на которых  направлен проект);
  • сроки выполнения – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения этапов;
  • цель проекта;
  • краткое содержание проекта (возможно данный раздел вынести из информационной карты и на отдельном листе прописать аннотацию к проекту);
  • учреждение/организация-исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, цели и задачи, род деятельности заявителей, опыт реализации аналогичных проектов, программ (данные сведения можно раскрыть во введении).

4.Если проект больше 5 страниц по объёму (проект должен быть кратким, лаконичным, как правило, читабельно не более 10-15 страниц текста), то он имеет оглавление с указанием разделов и номеров страниц.

5.Если в проекте используются цитаты, то необходимо делать  сноски на источники, в конце проекта приводится раздел «Используемая литература» с указанием автора, названия первоисточника, издательства, места и года издания.

6.Каждая глава печатается с новой страницы, главы разделены на абзацы.

7.Если проект заявлен на конкурс, его оформление должно соответствовать требованиям организаторов (заполняется информационная карта проекта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положения/аннотации к конкурсу). Если требуются фотографии, сценарии, анкеты, отзывы, результаты исследований – то всё это аккуратно оформляется приложениями к проекту в формате А4, приложения нумеруются, после проекта прикладывается список приложений.

8.Проект в печатном виде оформляется в формате А4.

9.Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проект не рецензируется и не возвращается организаторами конкурса.

10.В проекте ясно излагается только до конца понятая мысль, в тексте употребляются  только те понятия, которые можно однозначно истолковать, как можно меньше научных и профессиональных слов.

11.Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, кому представляется проект.

12.Аннотация проекта характеризует проект с максимальной чёткостью, содержит не более 200-230 слов (1 страница), для коротких проектов один абзац (3-10 строк). В ней есть краткая информация о заявителе, описание проблемы, цели и предполагаемого результата, прописана стратегия и механизмы, экономические аспекты и целесообразность финансовых затрат. Аннотация, написанная интересно, привлекает внимание экспертов, партнёров, так как некоторые из них будут читать только аннотацию, поэтому качественное её написание – залог успешного рассмотрения проекта, повышение вероятности его высокой оценки и финансирования.

13.Финансовые документы прилагаются в конце проекта (сметы, бланки, описания, комментарии к бюджету и др.).

14.Заявка на участие в конкурсе, официальные письма (обращения) прилагаются в начале проекта (перед основным описанием).

 

Требования к оформлению компьютерной презентации:

1. Компьютерная презентация представляет собой описание процессов создания, реализации и анализа социального проекта.

2. Компьютерная презентация должна быть сделана в полном соответствии со структурой социального проекта, т.е. содержать следующие разделы: постановка проблемы, цель и задачи проекта, описание проекта (по этапам), ресурсное обеспечение проекта, результаты (выводы по работе).

3. На первом слайде необходимо указать название работы, срок реализации, ФИО консультанта (учителя, оказывавшего помощь в работе над проектом), сведения об авторах (учащихся-руководителях) проекта, которые включают в себя: фамилию, имя ,класс, объединения.

4. Все слайды презентации должны быть выполнены в программе MicrosoftPowerPoint версии не выше 2007 года.

5. Слайды должны быть пронумерованы в правом нижнем углу. Содержимое слайда (рисунки, фотографии, текст) не должны закрывать номер слайда.

6. При оформлении компьютерной презентации необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • При формировании текстовых блоков следует использовать короткие слова и предложения, минимум предлогов, наречий, прилагательных. Время глаголов должно быть всегда одинаковым.
  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информации должна располагаться в центре экрана.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
  • Графические и иллюстративные материалы должны быть качественными и уместными.

7.Шрифты

  • Для заголовков размер шрифта не менее 24 пунктов, для остальной информации не менее 18 пунктов.
  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  • Не следует смешивать разные типы шрифтов в одной презентации
  • Для выделения информации рекомендуется использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа.
  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
  • Не допускается использование «искривленных» текстов, теней и т.п. в стиле WortArt.
  • Не следует заполнять один слайд слишком большим объемом информации, человек может одновременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами, с рисунками и анимированными клипами, комбинированные.
  • Необходимо соблюдать единый стиль дизайна и представления информации в презентации. Следует избегать стилей цветового оформления и анимации, отвлекающих от смысла презентации или противоречащих ее содержанию.
  • Вспомогательная информация (кнопки навигации) не должна преобладать над основной информацией (текст, рисунки, таблицы, диаграммы, клипы).

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов один для фона, один для заголовков, один для текста.
  • Для фона следует выбирать спокойные тона, по рекомендациям психологов, предпочтительнее холодные тона (синий или зеленый).
  • Для фона и текста используются контрастные цвета.
  • Особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
  • Надо использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами. Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

 

7.Элементы управления (если они есть) должны быть интуитивно понятными.

 

8.Файлу мультимедийной презентации необходимо дать имя, аналогичное названию

Проекта.

Паспорт проекта

Любой социальный проект должен иметь паспорт. Он составляет суть, содержательную часть. Достаточно проанализировать паспорт проекта, чтобы понять, что он собой представляет. В нем содержится:

  1. Аннотация.
  2. Описание проблемы.
  3. Цели и задачи.
  4. Целевые группы .
  5. Этапы реализации и сроки.
  6. Смета.
  7. Ожидаемые результаты.

 

ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ  ПРОЕКТА______________________________________________________

АВТОР ПРОЕКТА___________________________________________________________

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ (номер телефона, электронный адрес)___________________

МЕСТО РАБОТЫ (должность),учёбы __________________________________________

№ п/п

Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

1.

Аннотация проекта

Аннотация проекта представляет собой краткое описание проекта (не более 400 знаков)

2.

Описание проблемы

 

Проблема – это противоречие между реально существующей ситуацией и желаемым или необходимым состоянием.

Из описания проблемы должны вытекать ответы на следующие вопросы:

1. В чем состоит предлагаемая к решению проблема?

2. Насколько она серьезна, распространена и как долго существует?

3. Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация) свидетельствуют о том, что проблема существует и её важно решить?

4. Какие меры по её разрешению уже предпринимались и какова была их эффективность?

5. В чем состоит, по вашему мнению, потенциальная угроза бездействия?

(не более 5000 знаков)

3.

Цель проекта

Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта.

Желательно, чтобы цель отвечала следующим критериям:

1. Достижимость

2. Значимость

3. Конкретность

4. Измеримость

5. Ограниченность во времени

(не более 300 знаков)

4.

Задачи проекта

Задачи проекта – это то, как должна быть достигнута предполагаемая цель.

Описание задач должно соответствовать следующим требованиям:

1. Конкретность

2. Измеримость

3. Достижимость

4. Сфокусированность на достижении цели

Решение всех поставленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

Задачи – это не этапы реализации проекта, не действия, которые вы собираетесь предпринять, не мероприятия, которые вы собираетесь провести.

(не более 700 знаков)

5.

Целевые группы на которые направлен проект

Целевая группа – это благополучатели проекта.

Необходимо указать первичные и иные целевые группы.

(не более 200 знаков)

6.

Механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта – это описание того, что и как будет делаться в рамках реализации проекта.

Из описания механизма реализации проекта должны вытекать ответы на следующие вопросы:

1. Какова взаимосвязь между этапами (действиями) реализуемого проекта?

2. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?

3. Какие технологии и методики будут применяться при  реализации проекта?

4. Насколько оптимальны (эффективны) используемые методы, технологии и методики применяемые в проекте?

(не более 7000 знаков)

7.

Календарный план реализации проекта

Календарный план – это последовательное перечисление мероприятий с указанием конкретных сроков их реализации и достигаемых результатов.

Календарный план заполняется в таблице (См. образец в методических рекомендациях).

(не более 1000 знаков)

8.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это результаты проекта, поддающиеся количественному и качественному измерению и описанию.

(не более 700 знаков)

9.

Смета проекта

Смета расходов – это детализированный перечень расходов, запланированных в рамках реализации проекта.

Смета расходов заполняется в таблице (См. образец в методических рекомендациях).

(не более 1000 знаков)

10.

Опыт реализации проектов по тематике конкурса.

Необходимо указать название проекта, его направленность и достигнутые результаты.

(не более 1000 знаков)

 

ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ  ПРОЕКТА«Праздник в каждый дом»

Автор проекта - учащиеся объединения «Мы»

Контактные данные (номер телефона, электронный адрес)_____________________________________

Место работы или учёбы - МУДО «Центр внешкольной работы» с.Кослан

№ п/п

Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

1.

Аннотация проекта

Главная идея проекта – добровольческая, благотворительная деятельность учащихся, направленная на помощь нуждающимся людям.

Идея  организовать совместные мероприятия, акции, поздравлять детей разных категорий с Новым годом.

Воплощение её в жизнь позволит нам не только радовать ребят своим творчеством, больше общаться, но и будет для них приятным сюрпризом, настоящим праздником.

Организация и проведение различных мероприятий требует серьезного отношения и мы приступили к разработке  проекта «Праздник в каждый дом».

Новый год - это время чудес…Новый год - самый любимый  праздник у детей.  Каждый ребёнок ждёт чуда и волшебства. Но, к сожалению, не каждый ребенок на Новый год получает свою частичку чуда и подарок...

  А дети, которые остались без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, маленькие пациенты детского отделения ждут этого чуда вдвойне. Таким детям, необходимо, прежде всего, личное общение, ласка, нежность и забота. Дети попавшие в трудную жизненную ситуацию- это серьёзная трагедия и боль нашего общества, поэтому решать её нужно через объединение различных структур и посильный вклад подрастающего поколения, мальчишек и девчонок.

 Кто поможет сделать их чуточку счастливее и увидеть больше улыбок на лицах, если не  МЫ?! 

Поэтому в октябре 2015 года  мы решили устроить небольшие чудные мгновения и устроили новогодние праздники для детей с ограниченными возможностями, воспитанникам социально-реабилитационного центра Удорского района, для маленьких пациентов детского отделения Удорской больницы.

2.

Описание проблемы

 

В Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Среди них много тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации: прежде всего это дети-сироты,

дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды. В настоящее время в стране насчитывается 731 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 587 тыс. детей-инвалидов. Непростая экономическая ситуация в стране в последние 20 лет и, как следствие, снизившиеся возможности государства по оказанию помощи таким категориям детей еще более осложнили их положение. Поэтому сегодня улучшение положения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является одной из важнейших задач государства и общества. В нашем районе детей в возрасте от 0 до 18 лет проживает 4096 из них 1285 детей из малообеспеченных семей. Количество несовершеннолетних, находящихся в учреждениях для детей – сирот и детей,оставшихся без попечения родителей (детских домах) – 38, детей-инвалидов в районе 43 ребёнка. Решение этой проблемы мы считаем нужно начинать с малого: привлечь внимание общественности к данной теме и подарить праздник хоть малой доле детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.

Цель проекта

Организация социально-культурных, творческих и развивающих мероприятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

4.

Задачи проекта

1.Организация и проведение новогодних праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Удорского района, маленьких пациентов детского отделения Центральной районной больницы Удорского района.

2.Обучение волонтеров социальным технологиям и моделям работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

3.Приобщение к активным и полезным формам проведения досуга детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, пациентов детского отделения больницы.

4.Привлечение внимания общественности, органов власти к проблеме организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, пациентов детского отделения больницы.

5.

Целевые группы на которые направлен проект

1.Воспитанники  социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.

2.Дети – инвалиды.

3.Пациенты детского отделения Удорской центральной районной больницы.

6.

Механизм реализации проекта

1.Организационный этап: октябрь 2015года

-выявление актуальной социальной проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-привлечение учащихся в рамках своего объединения для решения данного социального проекта;

- определение цели и задач социального проекта;

-определение содержания социального проекта;

-составление плана работы;

-определение необходимых ресурсов ;

-сотрудничество с социальными партнёрами.
2. Основной этап: ноябрь - декабрь 2015

- подготовка новогоднего сценария (постановка, игры);

-подготовка новогодних костюмов;

-подготовка новогодних подарков для детей находящихся в трудной жизненной ситуации;

- изготовление снежинок, оформление стен коридора детского отделения ЦРБ;

- проведение благотворительной акции «Праздник в каждый дом».

3. Заключительный : январь 2016 года

-подведение итогов и анализ результатов  акции;

-оформление проекта

7.

Календарный план реализации проекта

1. Акция «Праздник в каждый дом» (ДЕКАБРЬ)

-новогоднее представление для воспитанников социально –реабилитационного центра для несовершеннолетних ;

-вручение подарков.

2. Акция «Праздник в каждый дом» (ДЕКАБРЬ)

-изготовление снежинок для оформления стен коридора и палат детского отделения больницы;

-новогоднее представление  для пациентов детского отделения ;

-вручение подарков.

3. Акция «Праздник в каждый дом» (ДЕКАБРЬ)

-новогоднее поздравление на дому детей- инвалидов;

 -вручение подарков.

8.

Ожидаемые результаты

1.Организация новогодних праздников, проведение 3-х акций «Праздник в каждый дом»:

- для воспитанников  ГКУ РК «Социально – реабилитационный центр  для несовершеннолетних Удорского района» (25 воспитанников);

- для детей с ограниченными возможностями здоровья (6 детей);

- для детей пациентов детского отделения.( 15 детей);

-сбор  подарков для  детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (подарки  и конфеты для Деда Мороза);

-оформление коридора детского отделения больницы.

2.Повышение социальной значимости  деятельности волонтеров.

3.Рост числа сторонников волонтерского движения .

4.Апробирование новых форм и методов участия в различных акциях и мероприятиях.

5.Приобретение новых социальных партнеров, заинтересованных в проекте.

6.Тесное сотрудничество с администрацией ГКУ РК «Социально – реабилитационный центр  для несовершеннолетних Удорского района», ГБУ РК «Удорская центральная районная  больница», которое позволит  организовать систему благотворительной деятельности.

9.

Смета проекта

Материальные ресурсы

 

Наименование

Кол-во

 

 

Ноутбук, колонки

1

МУДО «Центр внешкольной работы» с. Кослан

 

Выход в интернет

 

средства бюджета

 

Новогодние костюмы

 

МУДО «Центр внешкольной работы» с. Кослан

 

Закупаемая продукция

 

Наименование

Кол-во

Цена за ед.

(руб.)

Общая стоимость

(руб.)

 

Бумага цветная , офисная

1

700 руб.

700

 

Клей канцелярский

5

20 руб

100 руб.

 

Проезд  Кослан-Усогорск

13

22

286 руб.

 

ИТОГО

1086 руб

 

Ресурсы , необходимые для реализации проекта:

- финансовые

- технические (ноутбук , колонки), выход в интернет

- человеческие (обучающиеся по интересам «Мы» МУДО «Центр  внешкольной работы» с.Кослан)

 

             

 

10.

Опыт реализации проектов по тематике конкурса

 

  1. Заключение

Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности учащегося. Грамотное использование метода социального проектирования в деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дает значительные результаты.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в селе, в районе, открыть новые возможности.

Практика показала, что реализация проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными структурами власти, знакомит учащихся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средством массовой информации, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости. Также способствует реализации способностей учащихся, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем. Во время работы над проектом строятся новые отношения по линиям учитель-ученик, ученик-общество, ученик-власть.

Эта работа помогает выявить не только положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.

 

Список литературы:

1.Курбатов В. Я., Курбатова О. В. Социальное проектирование? Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. —  411с.

2.Луков В. А. Социальное проектирование и прогнозирование: Учеб. пособие / Ин-т молодежи. — М.: Социум, 1998. — 160с.

 

Список электронных ресурсов:

 

1.Коршунова Е. Развитие ключевых компетенций у учащихся через социальноепроектирование[Электронный ресурс]/ Е. Коршунова.- Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/10/11/razvitie-klyuchevyh-kompetentsiy-u-uchashchihsya

2.Макарова Р.Технология социального проектирования[Электронный ресурс] / Р. Макарова.- Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fserpcomobr.ru%2Fdocuments%2F121%2F769%2F&lang=ru&c=58d031c1050a

3. Ходосова Т.Памятка по созданию учебных проектов[Электронный ресурс] /Т.Ходосова- Режим доступа:http://www.metod-kopilka.ru/pamyatka_po_sozdaniyu_uchebnyh_proektov-48696.htm

4. Луч И. Как писать социальный проект [Электронный ресурс]/ И. Луч - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/05/14/kak-pisat-sotsialnyy-proekt