Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы

Методическая разработка урока по теме: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.

Учителя начальных классов Курчук Екатерины Ильиничны

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа п. Сурок» Медведевский район Республики Марий Эл

Русский язык.

Урок 36

Тема: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.

Цель:

  – формирование умения находить слова обозначающие признаки предметов, ставить вопросы к ним.

Задачи:

- научить находить в словосочетаниях и предложениях слова- названия признаков предмета, задавать к ним вопросы.

-научить определять цель и планировать свою деятельность на уроке, соответственно поставленной цели.

- создать условия для  формирования умения слушать и понимать других, умения строить речевое высказывание, в соответствии с поставленной целью.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

  1. I.
  2. Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление, организация детей на работу, организация внимания

 

(слайд 2)

Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 

Не мешай трудиться, 
Не мешай учиться!

Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

 

 

 

 

 

 

 

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа в группах.

 

 

-Вступительная беседа с привлечением сказочного героя.

-Фея Стелла пришла к нам в гости в поисках ягод и их сбора в свою страну. Народ в стране Стеллы никогда не видел ягод   (слайд 3)

– Ребята, давайте рассмотрим картинку. (слайд 4)

– Что мы видим на левой части картинки? На правой части?

Комментированная запись числа.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

(запись слов в 2 столбика на доске: арбуз, виктория)  

Запишем эти слова в тетрадь.

– Давайте дадим описание каждой картинке?

- Посмотрите на арбуз, опишите его какой он? (по форме, цвету, по вкусовым качествам.)

 (круглый, зеленый, спелый)

Обратите внимание на ягоду, какие описания подходят к этой картинке?  (красная, спелая, сочная)

На доске запись:

Арбуз                    Ягода (признаки предметов пишут ученики)

Круглый              Красная

Зеленый               Спелая

Спелый               Сочная    

 

– Что общего у слов первого, второго столбика? (вопросы  Какой? Какая?,  и все эти описания определяют признаки предметов).

 -Что мы с вами перечислили?(признаки) (Слова-названия признаков.)

– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Слова названия признаков предмета. (слайд 5)- после ответов детей

– Составим план урока.

 

План (примерный).

1. Устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов.

2.  Ставить вопросы к словам-названиям признаков.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Проблемная ситуация . (слайд 6)

Нам нужно выбрать правильное сочетание слов, изменить неправильные сочетания:

  1. вкусный яблоко
  2. интересная фильм
  3. дорогие друг
  4. новая кукла

Объясните как вы выбрали правильное сочетание.

(мы от слов названий предметов поставили правильный вопрос к слову-названию признака предмета)

Чтение и осмысление основного вопроса урока: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?(со словами названиями предметов)

– С какими словами они связаны?

– На какие вопросы отвечают?

 

(слайд 7)- после формулировании основного вопроса урока, сверяемся.

– Прочитайте текст  на слайде. (слайд 8)

Пригрело солнышко. Побежали ручейки. Появились проталины. Скворец запел песенку.

 

- Теперь посмотрим второй вариант текста.

Пригрело ласковое солнышко. Побежали шумные ручейки. Появились черные проталины. Скворец запел свою весеннюю песенку.

 

Какой текст ярче, красивее? Почему?

Вывод. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.(слайд 9)- после выводов детей.

Презентация отключается на паузу.

 

Работа по заданиям в карточках (в группах дети пробуют закончить предложения и получают разные варианты, три группы три варианта).

По дороге бежала___________  кошка. Маша надела ___________

платье. На парте у Ирины лежал ____________ пенал. У меня появился __________ друг.

Слова- названия признаков  у трех групп получились разные. Почему?

Давайте попробуем задать вопросы к этим словам. От каких слов

мы задавали вопросы? (от слов названий предметов).

-Что называют слова которые вы вставили в пустые места?(признаки предметов)

Что вы заметили в  ваших работах?

(один предмет может обладать несколькими признаками)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

IV. Развитие умений – применение знания.

 Дети встают в круг. Задание дает учитель.

 «Я называю слово- название предмета и кидаю вам мяч, кто поймал мяч, придумывает слово- название признака соответствующее заданному предмету, кто называет последнее слово придумывает свой предмет и т.д.»  Лимон – круглый, кислый, желтый, спелый- школа……. И т.д.

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 63 – развивается умение ставить вопросы к словам-названиям признаков. ( Дети выполняют упражнение самостоятельно,

с комментированием упражнения у доски.)

2. Работа под руководством учителя.

– Я буду называть слова, а вы догадайтесь, о каком предмете идёт речь.

Круглый, полосатый, сладкий, красный (арбуз).

Шоссейная, широкая, асфальтированная, ухабистая (дорога).

– Почему легко было узнать предмет? (Много слов-подсказок, описывающих эти предметы.)

– На какой вопрос они отвечают? (какой? какая? ...) П. Такие слова называются именами прилагательными.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Итог урока.

Рефлексия.

 

– Проверьте, как вы усвоили новые знания и умения. (слайд 10,11,12)

1.Слово-название признака отвечает на вопрос

  1. Что?
  2. Где?
  3. Когда?
  4. Какой

2.Это слово название признака

  1. Лиса
  2. Добряк
  3. Добрый
  4. Родина

3.Мама купила мне футбольный мяч.

Вопрос какой? Можно задать от слова

  1. Мама
  2. Купила
  3. Футбольный
  4. Мяч

– Поднимите руку, кто ответил правильно. Молодцы! Вы поняли и усвоили новый материал.   (1-4,2-3, 3-4)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения? (слайд 14)

- У вас на партах  лежат ягодки, поможем сказочному герою

« Стелле», собрать с собой  корзину ягод в сказочную страну. Давайте наполним каждое лукошко своими ягодами соответственно  поставленным смайликам.  

( J-  все понял, всем доволен;   :-/ остались вопросы по теме; 

:- ( - было трудно и непонятно.)

В чьей же корзине оказалось больше всего ягод?

- Вот эту корзину и заберет Стелла в сказочную страну.

- Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Домашнее задание.

 

 

Написать слова названия признаков к словам: груша, яблоко, карандаш, фломастеры. (слайд 13)