Методика интуитивного рисования «Акварельные цветовые пятна» как средство арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
ГКУСО МО «Орехово-Зуевский городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Методика интуитивного рисования «Акварельные цветовые пятна» как средство арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолог
Морозихиной Марине Кирилловне
Сегодня тема интуитивного рисования чрезвычайно популярна, однако недостаточно освещена в научной литературе, нами выявлен дефицит методических материалов. Разработана ни одна методика интуитивной живописи, но при этом полноценно освещена только техника «правополушарного рисования гуашью». А техник на самом деле не мало:
- правополушарное рисование гуашью (рисование простых картин гуашью под руководством ведущего, без знания конечного сюжета, методом «отключения» левого полушария мозга);
- интуитивное рисование акрилом на гладкой поверхности (смешение жидких акриловых красок на холсте для создания абстрактной картины);
- интуитивная графика (рисование чёрно-белых портретов под руководством ведущего);
- рисование пальчиковыми красками на основании монообразов (ладошка, геометрические фигуры и пр.). Мы же предлагаем использовать в работе акварель, которая дает нам иные возможности, нежели другие краски.
В своей работе по интуитивному рисованию мы применяем элементы цветотерапии (визуализацию цвета), релаксации и правополушарного рисования.
Цель: Социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1). активизация творческого начала;
2). высвобождение подавленных эмоций;
3). достижение гармоничного внутреннего состояния.
Оборудование: Акварельные краски минимум 18 цветов (необходимые цвета жёлтый, охра, оранжевый, красный, розовый, сиреневый, фиолетовый, два оттенка синего, 2-3 оттенка зелёного; остальные цвета опционально), кисти из мягкого волоса – «белка» либо синтетика, допустимы кисти «пони» – №1, №5, №6, чистая сухая ткань из хлопка или микрофибры – для удаления жидкости с кистей и рисунка, акварельная бумага формата А4 (плотность не менее 180 г/м²) , 2 банки с водой, малярный скотч и ножницы для фиксации листа на столе, медитативная музыка длительностью более 60 минут (пение птиц, шум дождя, мелодии для релаксации), клеёнка для защиты стола.
Что же такое «интуитивное рисование» и зачем его применять? История развития интуитивного рисования мало освещена. Сегодня считается, что первой книжной публикацией по теме интуитивного рисования стала «Откройте в себе художника» американского автора Бетти Эдвардс. Суть метода, приводимого в данной работе, сводится к тому, что вы рисуете в медленном темпе, вырисовывая реалистичные точные контуры предметов (без разметок, без рисования «от общего к частному» и пр.), затем добавляя детали и распределяя светотень.
Сама теория правополушарного рисования основана на научно-обоснованных работах по неврологии, которые объясняют специфику работы полушарий головного мозга. Благодаря физическому разделению мозга на два полушария он использует два способа переработки реальности. Левое полушарие использует аналитический и вербальный режим мышления — им перерабатываются речь, звуки, математические вычисления и алгоритмы. Правое полушарие использует наглядно-образный режим — он отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть», не разбивая на части. Как раз правому полушарию нашего мозга присваивается звание «творческого».
В результате применения техники интуитивного рисования возникает равновесие между правым и левым полушариями, эмоциональным и логическим мышлением. При рисовании по данной методике снимается внутреннее сопротивление и влияние «левополушарных» установок «я не умею рисовать», «нужно рисовать красиво», «нужно рисовать правильно». Потому картины, созданные без сковывающих «внутренних правил», переходят из неидентифицированных линий и цветовых пятен в полноценную картину, которую «левым полушарием» мы бы не нарисовали. Такие работы помогают развивать воображение, образное мышление, активизировать творческое начало.
Интуитивное рисование — это доступный как интеллектуально сохранным, так и людям с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапевтический метод работы, который можно использовать в психокоррекции. Метод интуитивного рисования является доступным способом снятия скрытого внутреннего напряжения, общей коррекции психоэмоционального состояния, что даёт возможность достичь внутренней гармонии.
Мы считаем, что объединение метода интуитивного «правополушарного» рисования с элементами медитации и техникой визуализации цвета позволит получить от процесса максимальную пользу и усилит терапевтический эффект. Включение элементов медитации повышает возможность высвобождения подавленных эмоций. Цветотерапия помогает улучшить общий эмоциональный фон человека, а сам процесс интуитивного рисования под руководством специалиста помогает раскрыть творческий потенциал клиента и помочь ему проявить свою индивидуальность.
В процессе проведения занятия есть несколько важных моментов. Первый: для рисования нужно выбирать максимально яркие и насыщенные цвета из палитры. Это связано со значением каждого цвета в цветотерапии: мы выбираем тёплые цвета, обладающие стимулирующим действием. Если ребёнку захочется сделать их более светлыми, пастельными – достаточно добавить больше воды и размыть цветовое пятно. Если ребёнок захочет нарисовать контрастные детали – мы стараемся предложить ему коричневый, фиолетовый и другие доступные тёмные цвета для замены.
Второй момент: мы не должны бояться, что наши цветовые пятна сольются и смешаются. Это, напротив, является главным для этой техники рисования - акварель по своей природе прозрачная и текучая, что даёт нам безграничную возможность смешения цвета и помогает детям преодолеть свой страх «неправильности» и «некрасивости рисунка». Акварельная краска предполагает рисование с использованием большого количества воды, этот момент мы стараемся ненавязчиво направлять детей, когда необходимо намочить кисть. Так же не надо бояться возникновения «грязных» цветов, смещения намеченных деталей: Вы, как ведущий, не должны привязываться к тому сюжету, который вы задумали, следует двигаться за фантазией ребёнка. Условно говоря, у нас есть яркое пятно рисунке, но чем станет это пятно – по возможности придумывает ребёнок. На первых занятиях такого рода дети могут слепо следовать вашим инструкциям, но каждый раз мы постепенно пробуждаем у них творческое начало и запускаем фантазию, чтобы потом они могли сами видеть образы в цветных неоформленных пятнах.
Здесь следует отметить, что при работе с детьми с ОВЗ вы долгое время будете учить их фантазировать и не ориентироваться на ваши шаблоны. Это связано с некоторыми особенностями их развития – их воображение отличается недостаточной развитостью: схематизмом, отрывочностью и неполнотой. Поэтому при работе с детьми с ОВЗ следует начинать с упрощенных сюжетов с однотонным фоном.
Третий важный момент: обязательно делайте паузы в процессе рисования. Это даёт время рисунку высохнуть, а ребёнку обратить внимание на то «что» он рисует. В такие минуты мы с Вами отслеживаем изменения в настроении, собираем в копилку увиденные ребятами образы и приучаем их к тому, что, даже рисуя в группе, на одну тему и вроде бы одно и то же, они могут нарисовать что-то непохожее.
В конце занятия обязательно осуществляем рефлексию.
Мы считаем, что техника интуитивного рисования «Акварельные цветовые пятна» может рассматриваться как перспективный инструмент для психотерапевтической работы с несовершеннолетними. Она даёт дополнительные возможности для социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. При систематической работе по представленной методике происходит активизация творческого начала у детей, высвобождаются подавленные эмоции в социально приемлемой форме, улучшается психоэмоциональное состояние несовершеннолетних, и гармонизируется их внутреннее состояние.
Список использованной литературы:
- Арпентьева, М.Р.: Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. СПО – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 276 с.
- Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие
– Москва: Владос, 2017. – 65 с. - Вальдес Одриосола, М.С. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии – Долгопрудный: Торговый дом ИОИ, 2019. – 94 с.
- Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник – Москва: Секачев В. Ю., 2017. – 276 с.
- Калакуцкая, А.А.: Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми – Москва: Секачев В. Ю, 2019. – 160 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология. Учебник для вузов – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 584 с.
- Хомская, Е.Д. Нейропсихология. Учебник – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 496 с.
- Шишкова, С. Ю. Правополушарное рисование. Альбом для развития творческих способностей. Начальный уровень / Шишкова С. Ю., Хнкоян Л. А. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 55 с.
- Эдвардс, Б. Откройте в себе художника – Минск: Попурри, 2020. – 368 с.
- Эдвардс, Б. Художник внутри вас – Минск: Попурри, 2000. – 256 с.