Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Методический материал по организации работы школьного музея (экскурсия)

Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района

Алтайского края

Филиал  муниципального казённого общеобразовательного учреждения

« Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №3»

12 лет Октября средняя общеобразовательная школа

 

Методический материал по организации работы школьного музея

(экскурсия)

 

                                Автор: Зикратая Елена Николаевна,

 руководитель школьного музея «Река времени»

учитель истории,

                                     высшая квалификационная категория

 

 

п.12 лет Октября

2021 г.

 

 

 

Пояснительная записка

Цель: популяризация краеведческих знаний, формирование нравственно-патриотического отношения к истории своей семьи, края, страны.

Задачи:

1.формировать интерес к изучению истории родного края.

2.знакомство с экспонатами школьного музея.

3. развитие любознательности, творческих способностей.

   Общими признаками для всех экскурсий являются:

 1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

 2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов)

 3. Наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. 6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.1

Не буду вдаваться в подробности методической работы по организации экскурсионной работы, материалов  на данную тему огромное количество.

   Самое главное в экскурсионной деятельности это умение  заинтересовать участников экскурсии, с учетом возраста, знаний.    Я поделюсь  своим опытом проведения экскурсий на базе своего школьного музея ( с учетом небольшой площади помещения), о нескольких  методах привлечения участников экскурсий  к активной  деятельности.  Разработанные экскурсии,  были представлены в очном формате на районном, региональном уровнях конкурса экскурсоводов, занявшие места победителей среди участников.

__________________________________________________

1Подготовка и проведение экскурсий. Методическое пособие. Индисова Т.Р.

 https://www.booksite.ru/forum/

Кроме обзорных и тематических, можно выделить также и игровые экскурсии, которые легко проводить на базе любого музея.  Профиль нашего школьного  музея « Река времени»  -историко-краеведческий , ведь краеведение – самая плодотворная основа для  работы музея. Для нашего музея характерна  широкая тематическая направленность, которая позволяет учитывать  самые различные интересы школьников и тем самым привлекать их к работе в музее.

Вызвать живой интерес, включить участников экскурсии в активную деятельность. Вот здесь непосредственно большую роль играет  экскурсия игровая или тематическая с элементами активизации деятельности.

 Я представляю две разработки экскурсий, первая « Экскурсия в чемодане». Данный формат удобен тем, что можно непосредственно отправиться с экскурсией в любой кабинет, школу и представить экспонаты своего музея в чемодане.  В данной экскурсии не требуется электронная презентация, экспонаты работают напрямую с участниками. Тематика  «чемоданной» экскурсии может быть самая разнообразная.  [ Приложение1]

Второй формат экскурсии – тематическая, с использование электронной презентации, но здесь также присутствуют элементы активизации деятельности участников, непосредственное вовлечение их в формат экскурсионной работы. [Приложение 2]

Надеюсь, что мои разработки будут интересны коллегам.

 

Приложение 1

 Игровая «Экскурсия в чемодане»

- Поговорим? 
 - О чем? 
 - О разном и о прочем. 
- О том, что хорошо, 
- И хорошо не очень. 
- Чего-то знаешь ты. 

- А что-то мне известно. 
- Поговорим? 
- Поговорим. 
 - Вдруг будет интересно. 

 Здравствуйте, меня зовут_______, я представляю школьный краеведческий музей 12 лет Октября « Река времени».

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потёртый, забытый.

В нём хранятся обрывки историй.

Ода о старом Чемодане

Уважаемые гости, добро пожаловать в чемодан или Музей в чемодане.

  Тема нашей  экскурсии :Истории из чемодана.

Не изучив до конца, невозможно судить о предмете в целом. Вашему вниманию предлагаются экспонаты из  нашего школьного краеведческого музея.

Но не всё так просто, прежде чем экспонат предстанет перед вами, вы должны мне помочь, угадаете загадку,  и наш чемодан покажет разгадку. Готовы?

Итак, загадка первая:

Мог в карман упрятать я 
Целый дом с жильцами?
И, опять, ответ тут прост:
Домик этот - (кошелек с деньгами).

Перед вами разгадка, кошелек маленький, женский с металлической застежкой №3 , в народе такие крошки-кошельки называли « гомонок», относится к середине 20 века, для нашего времени это уже винтаж.

 А в кошелёчке 20 копеек 1941 года, история которой интересна.

Обратите  внимание на аверсе этой монеты, мы видим характерные для этого периода одиннадцать витков ленты в гербе СССР. Звезда маленького размера и плоская, на реверсе изображен  номинал монеты, колосья и дубовые ветки. У нумизматов это монета не в почете, т.к. для нее характерен массовый выпуск (в отличие от монеты данного номинала с фигурной и разрезной звездой на аверсе или  с семью витками лент) .

 Но нам она напоминает о самом трагическом периоде в истории нашей страны – начало Великой Отечественной войны.

А мы переходим ко второй загадке:

Летит листок-хранитель строк,

На запад и восток,

На север и на юг.

Листок получит друг.

Ответ: Письмо

Верно, и перед вами письмо, автор которого Вера Яковлевна Свердлова, дочь знаменитого большевика, революционера, друга Феликса Дзержинского и соратника Владимира Ильича Ленина, Якова Михайловича Свердлова. И когда- то всем нам известный город Екатеринбург,  с 1924 года по 1991 год назывался Свердловск, а вот область и поныне называется Свердловской.

 Вера Яковлевна вела переписку с пионерской дружиной нашей школы им. Гагарина. Я зачитаю вам буквально пару строчек :

Как видим наших сверстников в 60 годы волновали почти те же проблемы, что и нас сейчас.

А мы переходим к следующей загадке. Готовы?

Этот праздник мил для нас,
Он в четыре года раз,
Он спортсменам всем отрада -
Началась ... ( олимпиада)

Как актуально, согласитесь. Ведь буквально недавно мы переживали за своих олимпийцев, радовались победам, огорчались, что выступают не под российским флагом. Ругали МОК( международный олимпийский комитет).

 А я вам предлагаю вспомнить другую  Олимпиаду, летнюю 1980 года в Москве.  Послушайте музыку и попробуйте назвать символ этой олимпиады.  Вы правы это знаменитый олимпийский Мишка, именно под песню Пахмутовой и Добронравова он поднимался в небо.

И перед вами  наш следующий  экспонат, но вначале загадка :

Я путешествовать стремлюсь,
Но не одна, — с конвертом.
За правый верхний угол прицеплюсь
И мчусь к друзьям с приветом. ( марка)

Перед вами марка 1980 года со  знаменитым Мишкой.

Интересно, что резиновый 8-метровый Мишка (с трёхэтажный дом!) был наполнен   гелием. В нижней лапе  -   кабина лётчика-оператора, где был      пульт управления шарами, датчики высоты, ручная регулировка.      Мишка поворачивался, двигал ушами, махал лапами, опускался на землю,           поднимался вверх.                                   

   А это очень интересный экспонат, винтажная  коробка    от                  

эксклюзивного редкого парфюмерного подарочного набора  Олимпиада-80. Экспортный вариант1976 г. выпуска к Олимпиаде-80. Клеймо на задней стороне коробки- ТУ-18-16-60-76.НЗ.ХII 80.ЦЕНА-30 РУБ В набор входило: Мужской одеколон- Чаз.. Духи-Красная Москва, компактная пудра натурального цвета. с символикой Олимпиады .( покажи фото)  Обратите внимание на крышку коробки, где изображена эмблема олимпиады- пять олимпийских колец, переплетённых в основании, и устремлённые вверх линии, символизирующие спортивные дорожки, со звездой вверху — стилизация Спасской башни Кремля. Это набор купили в Москве мои дедушка с бабушкой, они были на  Олимпиаде 1980 года. Сам набор давно не сохранился, а вот коробку бережем, мне кажется, она до сих пор пахнет духами Красная Москва.

 Уважаемые гости нашей чемоданной экскурсии мы переходим к последнему экспонату, сказочному, всему любимому. Традиционно, загадка для вас:

Кто с огромнейшим мешком,
Через лес идёт пешком...
Может это Людоед?
– Нет. 
Кто сегодня встал чуть свет
И несёт мешок конфет...
Может, это ваш Сосед?
– Нет. 
Кто приходит в Новый год
И на ёлке свет зажжёт?
Включит нам Электрик свет?
– Нет. 
Кто же это? Вот вопрос!
Ну, конечно...( дед мороз)

Перед вами  подставочная  игрушка Деда Мороза( которые были высотой от 25 см до1,5 метра) произведен в 70-е гг. Воронежская фабрика игрушки, Пешестрелецкая 74. Материал вата, которую покрывали клеем и посыпали стеклянным снегом, лицо – папье-маше, роспись ручная. Но большинству из нас  больше известны пластмассовые деды морозы, у многих они сохранились дома. Как вы думаете, почему производство в 60-70-х гг  перейдет на пластмассу, ведь ватный дед мороз намного красивее?

 Ответ такой, ватные стоили недешево, каждый персонаж был индивидуален, непрочен и детям не давали им играть, то пластмассовые фигурки стали выпускаться в промышленных масштабах и оказались долговечными. А наш Дед Мороз уже относится к серии винтаж, редкие  игрушки.

Наша экскурсия окончена, чемодан закрывается  и его ждут новые путешествия. Спасибо всем за внимание.

Приложение 2

Тематическая экскурсия « Армия –дело серьезное или КМБ»

Великий полководец Суворов говорил  «  "Там, где мышь прошла – пройдет солдат русский. А там, где лосю некуда ступить, солдат русский сапог не намочит".  А для этого солдат России  должен быть одет, обут и готов к любым испытаниям.

Здравствуйте, уважаемые гости! Вашему вниманию  школьный  музей 12 лет Октября  Река времени  представляет  экскурсию  « Армия – дело серьезное или КМБ»! 

Солдат- срочник российской армии  может от рядового дослужиться до старшего сержанта. Главное,солдатская  смекалка, дисциплина и выносливость. Как известно, плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом!   А я , _______,  приглашаю вас пройти  краткосрочный курс молодого бойца по армейским экспонатам нашего музея .

Первое испытание .Существует прямая связь между крымской Балаклавой и армией. В чем это проявилось? ( попробуют ответить)

Балаклава - покрывающая голову полностью, вязаная шапка, с прорезями для глаз, носа и рта или же открывающая только лицо. История появления балаклавы связана с Крымской войной 1853—1856. Во время боевых действий близ города Балаклава, англичане столкнулись с непривычным для себя холодом. Для защиты от низкой температуры войска получили, специально изготовленные для этого случая, вязаные шлемы с прорезями для глаз и рта. Балаклава удобна и функциональна, её можно свернуть и носить как обычную шапку, либо она может быть сложена, превратившись в подобие шарфа или воротника.

Второе испытание.  Какой атрибут с плаката  служит и  современному российскому солдату? ( ответы)

Плащ-палатками называют носимые походные палаточные вещи, предназначенные одному человеку. Прародителем плащ-палаток можно считать плащ-епанчи́, которые использовались в Российской армии ещё со времён Петра I для защиты солдат от дождя и ветра. В 1761 году они получили воротники в форме капюшонов.

Во время Великой Отечественной войны бойцы сразу оценили лучшие стороны компактных палаток, применяя их для всевозможных нужд: ими обустраивали тенты, козырьки, накрывали шалаши, открытые окопы, входы в землянках. Кроме того, полотнища могли служить в качестве подстилок и одеял. С 1942 года оборонной промышленностью начали выпускаться ткани с двусторонним камуфляжем, чтобы усовершенствовать маскировочные свойства плаща.

На сегодняшний день плащ-палатками пользуются в качестве:

  • Подстилок во время чистки оружия в поле;
  • Подстилок при проведении стрельб из автомата;
  • Импровизированной скатерти при приеме пищи в поле;
  • Для переноса хлеба и иного продовольствия;
  • Носилок для выноса сметенных сухих листьев и прочего сора;
  • Носилок для переноса больных или раненых солдат;
  • Подстилок на нарах в походных палатках;
  • Дверей в бараках или полуразваленных от обстрелов жилищах;
  • Материала для закрывания окон в разгромленных жилищах;

А вот для защиты от дождя от плащ - палаток армия отказалась,  причина простая – палатка не слишком длинная и дождь попадает с нее прямо в сапоги солдату. Сегодня более эффективным является всем известный общевойсковой защитный комплект (ОЗК) с двухсторонним камуфляжем – лето; зима.

Испытание третье. Дубок, клен, камыш, березка, зима. Какая связь существует между ними? ( ответ)

Это названия российского камуфляжа. Впервые в мире камуфляж появился в расцветке «Хаки» в период Англо-бурской войны. Англичане в то время носили красные мундиры, ввиду чего и несли большие потери по сравнению с бурами, которые умели использовать окружающую их местность для маскировки. Вследствие чего английскую армию переодели в форму болотного цвета («хаки»). Далее камуфляж стал активно использоваться различными армиями .Но при этом необходимо понимать, что универсального камуфляжа не бывает в принципе, по этому каждая расцветка создавалась и призвана работать только в определенных для неё условиях окружающей среды и времени года.   В НАШЕМ МУЗЕЕ представлен камуфляж- зима, несмотря на кажущуюся тонкую ткань, армейский маск-халат прекрасно защищает от ветра

Испытание четвертое. Внимание на слайд. Всем знакомые лапти, но какое отношение они имеют к солдату? ( ответы)

На Руси первой массовой военной обувью считаются обычные лапти. Более богатые воины могли позволить себе приобрести кожаные чуни или поршни.

В эпоху Петра I солдаты получили тупоносые ботинки с пряжками, кавалерия — сапоги с раструбами. Следующие российские самодержцы постепенно заменяли армейскую обувь.

В период Первой мировой войны, русская армия была обута в сапоги и короткие ботинки с обмотками

В 1935 году И. В. Плотников разработал технологию изготовления сапог на основе многослойной хлопчатобумажной ткани, обработанной плёнкообразующими веществами, а проще кирза. С тех пор СССР, а теперь — Россия является крупнейшим в мире производителем кирзы по технологии Плотникова, которая осталась неизменной с 1941 года.  В 2007 году правительство России приняло закон о переходе на новую армейскую форму, в том числе и на армейские ботинки — берцы,  которые подразделяют на летние и зимние. Что интересно,"Берцы",– это сленг, жаргон.   На самом деле берцем называется часть ботинка, прикрывающая голень (как сказано выше, и берцовую кость тоже) . А правильно такая обувь называется "ботинки с завышенными берцами".

 Испытание пятое. Заключительное.   

  Он военными любим,

По форме им необходим,

А в десанте - знаковый,

Он бордовый - краповый!

Ты отважен - спору нет,

Коли так - бери... 

 Во многих армиях мира, береты  указывают принадлежность использующих их подразделений к элитным войскам. Прообразом современного берета был, кельтский головной убор  . В Средние века берет  получает широкое распространение, как среди гражданского населения, так и в армии.

 В российской армии для каждого рода войск характерны свои разновидности беретов по цветам.

(Голубой - воздушно-десантные войска  ( ВДВ),  черный- морская пехота , краповый- отличительный знак подразделений спецназа внутренних войск (Право на ношение даётся только после сдачи нормативов или в виде награды за заслуги , зеленый- темный- разведка, зеленый- светлый- пограничные войска, оливковый подразделения специального назначения, разведка  МВД, оранжевый- МЧС, серый- подразделения особого назначения МВД, васильковый- президентского полка.

 Перед вами темно -зеленый берет- штурмовик, разведка. Право на ношение даётся только после сдачи нормативов или в виде награды за заслуги. В берет вставлена часть от парашютной стропы ( 50 см), что означает, что владелец во время службы совершал прыжки и имеет право на ношение тельняшки, что означает цвет неба.

 Интересна технология отбивания берета ( передается из поколения в поколение солдат), т.к. берет изначально не имеет такой формы. Берет нужно опустить в  теплую воду, достаешь- одеваешь на голову и по голове стягиваешь нитки и  по форме головы отбиваешь. Позже берешь кипяченую воду с сахаром и сахарным раствором  вытягиваешь кромку какарды, зализываешь губу, проминаешь кромку губы – чтобы стала плоской. Ходишь 30 мин, потом сушим  на батарее или феном. После высыхания бреешь бритвой и покрываешь для более твердого состояния лаком для волос, или повторно втираешь сахарный раствор. Процесс завершен, и вы можете с гордостью носить свой знак отличия.

 Ведь каждый мальчишка может стать солдатом,
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
КМБ  пройден, спасибо всем за внимание, ведь армия - дело серьёзное. А я  всем желаю мирного неба!