тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...

Методические рекомендации «Социальное проектирование в школе: разработка, реализация, продвижение»

МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»

 

Методические рекомендации «Социальное проектирование в школе: разработка, реализация, продвижение» 

 

Чумовая Анна Константиновна

заместитель директора по ВР 

Камбалина Ольга Михайловна

учитель русского языка и литературы

 

 

 

Содержание

Название раздела

 

1. Пояснительная записка

 

2. Теория социального проектирования

 

2.1.Общая характеристика социального проекта

 

2.2.Отличие проекта от программы и мероприятия

 

2.3.Анализ ситуации

 

2.4.Структура проекта

 

2.5.Продвижение социального проекта

 

2.5.1.PR и реклама проекта

 

2.5.2«Внутренний» PR в рамках социального проекта

 

2.5.3.Презентация социального проекта

 

3.Как оформить социальный проект

 

3.1. Документация

 

3.2. Визуализация проекта

 

3.3. Рекомендательные письма

 

3.4. Критерии оценки эффективности проекта

 

4. Опыт социального проектирования коллектива педагогов и учащихся МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»

 

5. Заключение

 

6. Информационные источники

 

Приложение № 1. Глоссарий

 

1. Пояснительная записка

Социальное проектирование – это та платформа, которая возникла в современном обществе относительно недавно. И тем не менее она активно развивается и внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Не обошло оно стороной и педагогику. Кажется, такие неблизкие отрасли. Как же вышло так, что социальное проектирование стало одним из основных базовых направлений по созданию современной целостной личности?

Обратимся к последней версии стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года. Эти стратегические ориентиры сформулированы президентом РФ В.В. Путиным: «Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века…». В пункте, посвященном развитию воспитания именно в системе образования, основными направлениями названы: «обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования». То есть правительство понимает под основной задачей образования формирование личности, отвечающей всем современным требованиям.[11]

Наряду с этой задачей существует задача социализации, то есть навык выпускника вливаться в социум. В рамках школы это направление реализовывается через такое понятие, как коллектив. Именно в коллективе ребенок учится находить свою социальную роль, учится взаимодействию, учится выходить из конфликтных ситуаций, учится работать в команде и достигать общие, а не только личные цели.

Неудивительно, что социальное проектирование как новая платформа постепенно внедряется и в образование. Ведь именно разработка и реализация социальных проектов является истинно командным делом, позволяющим каждой личности обрести свой собственный рост. Но здесь существует ряд проблем.

Во-первых, расширение информационной базы и повышенная осведомленность подрастающего поколения привела к тому, что их уровень знаний в сфере социального проектирования значительно превышает уровень знаний педагогов.

Во-вторых, даже те педагоги, которые уже работают в этой сфере, не имеют четких структурированных представленийо внедрении социального проектирования в школы, привлечении детей, организации деятельности с ними. В большей степени это сводится к написанию проектов учителями и ситуативному включению школьников в реализацию этих проектов.

В-третьих, далеко не все берущиеся за проект понимают самое главное – то, с чего должна начинаться жизнь этого проекта и что в большей степени будет оценивать экспертная комиссия: это проблема. Именно с осознания проблемы – важной с социальной точки зрения – начинается любой проект.

В-четвертых, затронутое явление «грантовый конкурс» тоже проблемно для нашего города. Основных организаций, устраивающих грантовые конкурсы, не так много. При этом людей, способных на должном уровне обучить написанию проектов и оценить предоставленные проекты, еще меньше. Соответственно качество разрабатываемых проектов достаточно низкое.

Наконец, в-пятых, очень многие проекты остаются на внутреннем уровне в связи с тем, что их авторы не обладают знаниями и умениями по продвижению проекта, по грамотной его подаче и рекламе.[1]

Суммируя все изложенные проблемы и скорость распространения популярности социального проектирования в педагогике, мы делаем вывод, что назрела необходимость систематизировать материал по озвученной теме в виде практического пособия, которое не только расширит кругозор работников сферы образования, но и предложит дельные советы, формы и методы работы по созданию и реализации проектов.

Коллектив педагогов МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики» на протяжении четырех лет активно использует социальное проектирование в воспитательных целях. И неслучайно. Многие педагоги школы имеют опыт создания и реализации социальных проектов. Более того, они прошли различные обучающие программы в этом направлении, тем самым соединив теоретическую и практическую базы (Школа социального проектирования РУСАЛ в г. Красноярск,  проектные семинары «Город будущего», «Форум идей», курс «Ресурсы социального проектирования в организации воспитательной работы с обучающимися»).

Таким образом, данные рекомендации стали систематизацией знаний и практических умений с целью распространения данного опыта в качестве инновационной воспитательной платформы.

Рекомендации содержат теоретические блок, глоссарий, обобщенный вариант успешно реализованных проектов, а также практические советы по продвижению социальных проектов.

 

Цели и задачи

Цель данных рекомендаций – создание  единой информационной базы по разработке, реализации и продвижению социальных проектов как востребованной формы работы, направленной на формирование социализированной личности ребенка.

 

Задачи:

  • сформировать понятие социального проектирования и социального проекта;
  • создать единую теоретическую базу по теме «Социальное проектирование»;
  • разработать пошаговый алгоритм написания социального проекта;
  • обобщить накопленный опыт по созданию и реализации социальных проектов на базе МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики»;
  • систематизировать информацию по продвижению проектов.

 

2. Теория социального проектирования

 

  1. Общая характеристика социального проекта

 

В последнее время проекты становятся ключевым средством идеального, концептуального управления деятельностью. Это обусловлено рядом ключевых характеристик проекта, рассмотрение которых представляется важным, поскольку проектный подход является относительно новым.

1)Первая ключевая характеристика проекта - его ограниченность

(по времени, результатам, задачам и целям, требующимся ресурсам и т. д.). Эта важная характеристика проекта позволяет контролировать ход реализации проекта (за счет наличия этапов с четко обозначенными измеряемыми результатами); четко знать количество необходимых ресурсов для реализации проекта и достаточных для достижения целей проекта - что позволяет быть уверенным, что "завтра не попросят еще немножко" для более эффективной деятельности по проекту.

Этим проект кардинально отличается от программы, которая намечает направление и описывает шаги по осуществлению деятельности в этом направлении. Программа, как правило, очень долгосрочна, трудно поддается контролю, поскольку не имеет четких указаний, что и когда должно быть достигнуто.

Таким образом, ограниченность проекта означает, что проект должен содержать:

  •  этапы и конкретные сроки их реализации;
  •  четко поставленные, измеряемые задачи всего проекта и отдельных этапов;
  •  конкретные измеряемые предполагаемые результаты проекта и отдельных этапов;
  •  план-график выполнения работ по проекту;
  •  конкретное и точное описание, сколько и какие именно ресурсы необходимы для реализации проекта.

В связи с ограниченностью, как характеристикой проекта, важен психологический момент, играющий большую роль в управлении персоналом. Конечность проекта предполагает его завершение, тем самым важным моментом является информирование сотрудников об этом и вовлечение их в процесс разработки новых проектов, а также рассмотрения возможностей обеспечения самофинансирования проекта или финансирования из других источников после окончания его финансовой поддержки.

2)Вторая характеристика проекта - его целостность.

Проект обязательно содержит в своей основе целостную картину того, что должно быть достигнуто. Это позволяет еще до начала проекта оценить эффективность затрачиваемых на его реализацию средств.

  1. Третья характеристика - последовательность и связность проекта.

Основные части проекта и их содержание должны находиться в логической связанности друг с другом и вытекать друг из друга, обосновывать друг друга.

Например, цели и задачи проекта должны напрямую вытекать из поставленной проблемы, запрашиваемый бюджет должен опираться на описание того, какие конкретно ресурсы необходимы для реализации проекта, что в свою очередь должно полностью соответствовать описанному плану действий по проекту.

  1. Четвертая характеристика - объективность и обоснованность проекта.

В проекте должно быть показано, что идея проекта, подход проекта, проблема, на решение которой направлен проект, и т. д. появились не случайным образом, а как следствие работы авторов по осмыслению ситуации. Из проекта должно быть очевидно, что авторы знакомы с другими проектами и подходами к решению подобных проблем и обоснованно выбирают свой подход, должно быть доказано, что проблема, на решение которой направлен проект, действительно существует, бюджет проекта составлен на основе действительно существующего уровня цен и т. д.

Это означает, что каждый шаг по проекту должен быть, по возможности, подтвержден объективными показателями. Так, при составлении бюджета проекта, необходимо обосновывать расходы на покупку оборудования; расходы на оплату труда (эти расходы не должны превышать рыночную стоимость такого рода труда); и т. д. При постановке проблемы, по возможности, должны быть представлены социологические или иные исследования, высказывания авторитетных фигур данной сферы деятельности в СМИ и т. п.

  1. Пятая характеристика - компетентность авторов проекта.

Очень часто в социально-значимых и благотворительных проектах не различаются цели и методы проекта. Так, например, проведение семинара для лидеров общественных организаций не может быть целью проекта — это один из методов повышения их профессионального уровня (что является целью проекта), наряду с проведением консультаций, стажировкой, распространением учебной литературы, ролевыми играми, тренингами и т. д. Отдельной задачей в этом случае будет обоснование того, что именно в ходе семинара задачи проекта будут решены наиболее эффективно.

  1. Шестая характеристика - судьба проекта после окончания его финансирования.

Этот характеристика становится критерием оценки проектов в том случае, если финансист не "горит желанием" "усыновить" тот или иной проект, ту или иную организацию.

Этот критерий означает, что проект должен включать ответ на вопрос: «Где гарантия, что не придется продолжать финансирование проекта; где гарантия, что средства на дальнейшее финансирование проекта будут изысканы из других источников?». Как правило, здесь недостаточно просто уверений в том, что дальнейшее финансирование будет изыскано: требуется конкретный план мероприятий и действий, за счет которых может быть решена проблема дальнейшего финансирования. Дополнением к плану действий может служить экономическое обоснование (если предполагается перевод проекта на самофинансирование), протоколы о намерениях или договоры о дальнейшем финансировании проекта другими субъектами (властями, коммерческими структурами) и т. п.

  1. Седьмая характеристика - насколько финансирование этого конкретного проекта способствует развитию организации в целом.

Усилит ли финансирование данного конкретного проекта деятельность организации в целом и ее способность осуществлять другие направления своей деятельности. [5]

 

  1. Отличие проекта от программы и мероприятия

Несмотря на существенные различия между проектом и программой, у них есть одна общая черта. Ипроект, и программа - это инструменты планирования. Однако это принципиально разные инструменты.

 

Программа:

  • Как правило, предполагает цикличность воспроизведения.
  • Возможность воспроизводить неограниченное количество раз без внесения изменений.
  • Постоянные (неизменяемые) условия реализации.
  • Определенные, всегда одни и те же (или равнозначные) характеристики инструментов реализации программы (материалов, навыков, оборудования и т.д.).
  • Заранее известный результат, достижение которого является необходимым условием успешности программы или слишком общий результат, который сложно оценить.
  • Не описывает последовательность действий, а лишь предлагает общие подходы.

Проект:

  • Как правило, подразумевает разовость и этапность (результаты одного проекта являются основой для последующего).
  • Может быть воспроизведен повторно только в общем виде, если будутвнесены необходимые коррективы, его невозможно воспроизвести с точностью до мелочей.
  • Подразумевает постоянный учет изменяющихся факторов.
  • Описывает конкретные непосредственные результаты, которые можно измерить.
  • Описывает ожидаемый “отложенный” эффект работы.
  • Подробно описывает необходимые вложения, последовательность действий и механизм оценки (как процесса, так и результата). [12]

 

Таблица № 1. Отличия проекта от традиционных мероприятий

 

Мероприятие

Проект

Планируют

Проектируют, замышляют

Проводят

Реализуют, разворачивают, выращивают

Начинают

Запускают

Хвалят, если «хорошо провели» Успешность определяется по формальным показателям организованности

Хвалят, если «добились результата» Успешность определяется результатом

Работает на процедуру

Работает на результат

Тяготеет к процедурной форме (праздник, акция, круглый стол и т.д.)

Не ограничен в формах и характеризуется неповторимостью условий в их совокупности (фирма, индустриализация, выставка и т.д.)

Самоценно, causasui- причина самого себя (существует в естественной, «саморазумеющейся» картине мира)

Очень «неестественный», требует обоснования и постоянного проблемного осмысления (существует в проблемно-деятельностной картине мира)

Измеряется в минутах, часах и, максимум, днях

Может измеряться в месяцах, годах и десятилетиях

 

 

 

Мероприятие

Проект

Внешняя оболочка максимально приближена к внутреннему смыслу (провели детскую елку, и в этом смысл)

Внутренний смысл может вообще не угадываться во внешней оболочке (провели детскую елку, а смысл в том, чтобы через три года таких елок не было)

Замысел формулируется задним числом под совершаемые действия

Замысел определяет действия и управляет ими

Синоним: акция

Синоним: замысел

Поглощает ресурсы

Создает ресурсы

Может быть безличным, никому не принадлежащим

Исключительно личный, принадлежит чьей-то инициативе

 

  1. Анализ ситуации

 

Анализ и выявления актуальной и значимой проблемы – это первоначальный и, пожалуй, самый главный этап. Во много правильное определение проблемы гарантирует успешность социального проекта.

Мы дадим лишь несколько инструментов, которые помогут провести оценку ситуации на этапе анализа проблем и разработки идеи. Итак, прежде всего нужно понять, откуда мы можем получить недостающую информацию для оценки ситуации:

  • Официальные отчеты органов власти.
  • Средства массовой информации.
  • Научные исследования в той или иной области.
  • Статистические материалы.
  • Поиск в сети Интернет.
  • Беседы со специалистами.

Это достаточно общий перечень. Кроме того, существует множество технологий, которые позволяют провести оценку ситуации.

Вот лишь некоторые из них:

  1.  Анализ имеющихся и потенциально возможных ресурсов.
  2. SWOT-анализ.
  3. STEP-анализ.
  4.  Профиль сообщества.
  5.  Карта власти/влияния.
  6.  Анализ силового поля.

 

SWOT-анализ

SWOT - анализ полезен для начала работы над стратегическим планом или для создания большого проекта, который потребует усилий от организации или группы людей, работающих над проблемой. Этот анализ позволяет «увидеть» организацию или ситуацию с различных позиций и учесть все факторы при составлении плана действий.

SWOT - это английский акроним, широко известный во всем мире.

«S» - означает преимущества,a «W» - слабости организации, эти характеристики описывают то, как видится организация в настоящий момент.

Буква «О» означает возможности, которые могут появиться, а «Т» означает угрозы, с которыми придется столкнуться.

По окончании анализа нужно сконцентрироваться на том, что можно сделать, чтобы преодолеть свои слабости, проанализировать, какова природа преимуществ и что можно сделать для того, чтобы не потерять их.

 

Таблица № 2. SWOT – анализ

 

SWOT-анализ

S

W

(сильные стороны)

(слабые стороны)

О

Т

(возможности)

(угрозы)

 

STEP-анализ

Еще один полезный инструмент для анализа окружающей среды - STEP- анализ. Его можно использовать, в том числе и тогда, когда необходимпоиск партнеров для работы. В таких случаях STEPможет быть незаменим.

STEP-анализ рассматривает следующие факторы:

  • Социальный (S) -    демографические модели, например, стареет ли население.В сфере социальной политики - обеспеченность жильем, преступность и т.д.
  •  Технологический (Т) - изменения технологий, кто имеет доступ к техническим новшествам (компьютер, интернет и т.д.)
  • Экономический (Е) -   уровень бедности, политика местного правительства.
  • Политический (Р) - политика правительства в отношении специфических группнаселения, групп, подверженных влиянию. [8]

 

  1. Структура проекта

 

1) Постановка проблемы или обоснование потребностей. Этот пунктописывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя. Эта часть должна наглядно доказать, что решение данной проблемы - приоритетная задача. Проблема должна описываться как констатация негативной ситуации, существующей на данный момент в вашем регионе (несоответствие потребностей и возможностей). В этом разделе необходимо:

  • четко определить весь круг проблем, с которыми собираетесь работать;
  • логически связать задачи Вашей организации с этими проблемами;
  • убедить читателя, что проблема в принципе решаема, что ее можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов — статистических данных, групповых заявлений, частных писем от Ваших клиентов и профессионалов, работающих в этой области, опубликованных статей;
  • быть реалистичным - не пытаться решить все мировые проблемы за полгода.

 

2) Цель и задачи проекта. Цельдает представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель- это то, длячего предпринимается проект. Цель может быть долгосрочной (направляющая цель, или цель развития) и краткосрочной (ближайшая конкретная цель проекта).

Задачи и результаты. Результаты -это тот эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта.Выполнение задач приводит к достижению целей и, следовательно, решению проблемы. Задачи всегда указывают на конкретный результат, который поддается количественной оценке и имеет показатели, необходимые для измерения эффекта проекта. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации, положении данной целевой группы или окружающей среде. Результаты обычно описываются глагольными формами в прошедшем времени. Не путайте задачи и результаты с методами работы: например, проведение определенного количества семинаров не может являться результатом, - это метод, который позволит передать какому-то количеству человек нужные им знания, умения и установки.

 

3) Мероприятия. В этой части указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по проекту и календарный план его осуществления. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены. Должны быть также даны ответы на следующие вопросы:

  • какова ваша стратегия в достижении желаемых результатов?
  • почему Вы выбрали именно ее из всех других возможных?
  • чем обоснован выбор методов осуществления проекта?

 

4) Ожидаемые результаты. Результаты проекта бывают количественные и качественные. Например, количество благополучателей, которые получат в ходе проекта консультационные услуги; количество публикаций в местной прессе, посвященных проекту; количество материалов в электронных СМИ, посвященных проекту; количество консультаций; количество участников просветительских мероприятий (семинаров и тренингов); количество участников других публичных мероприятий (например, "круглых столов"); тираж издаваемых в ходе проекта печатных материалов. Могут быть предусмотрены и другие ожидаемые результаты, исходя из особенностей проекта. Это количественные результаты. Качественными результатами могут быть: изменение отношения граждан к проблеме или целевой группе проекта (подростки группы риска, малые национальности, несовершеннолетние мамы и т.д.), появление новых форм социальной поддержки и реабилитации для представителей целевой группы, появление в СМИ позитивных материалов, посвященных этим людям, реальные механизмы интеграции их в социум и т.д.

 

5) Бюджет или смета расходов. Возможно, самая главная часть заявки - ее просматривают все доноры. Бюджет должен быть прямым образом связан с деятельностьюпо проекту (мероприятиями). Также в большинстве случаев понадобится сделать пояснения - комментарии к бюджету. Этот раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий, и отвечает на вопросы:

  • сколько денег требуется от донора?
  • из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены?
  • на основании чего рассчитывались заработные платы, стоимость оборудования, уровень расходов на типографские и другие услуги?

Управление финансами, как и любой другой вид управления, включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль. Соответственно, управление финансами проекта включает планирование затрат на этапе разработки проекта, организацию финансовых действий и операций на этапе выполнения проекта, контроль за поступлением и расходованием средств, принятие решений по расходованию средств. Управление финансами в рамках проекта осуществляет руководитель проекта.

Основным финансовым документом проекта является бюджет проекта, утвержденный донором (грантодателем). Чем подробнее был составлен бюджет, тем легче отслеживать его исполнение. Хорошо, если еще на этапе разработки проекта, бюджет был расписан по времени, т.е. имеется бюджетный график, в котором указано на каком этапе (месяце) выполнения проекта какие расходы должны быть произведены. Если такого графика не было, то его предстоит составить в самом начале реализации проекта, в противном случае осуществлять контроль за расходованием средств окажется весьма затруднительно.

Кроме того, важно отслеживать соответствие производимых затрат статьям расходов бюджета проекта, потому как превышение расходов по той или иной статье может быть квалифицировано, как нецелевое расходование средств. А это, в свою очередь, повлечет за собой серьезные санкции со стороны налоговых органов. Внесение изменений в бюджет проекта возможно только с официального разрешения донора (грантодателя). [8]

 

  1. Продвижение социального проекта

 

  1. PR и реклама проекта

 

На  территории  нашей  страны  разрабатывается  и  реализуется  достаточно  большое количество социальных проектов. Многие из них похожи друг на друга. Ваша задача при этом  -  показать  нестандарность  нюансов,  отдельных  деталей  проекта.  Стоит  заметить: обычно  авторам  достаточно  показать,  что  технологии  реализации социального проекта уже апробированы в других регионах, общественных организациях.

В  то же  время  необходимо  продемонстрировать,  что  же  инновационного  привнесли именно вы в социальный проект.

Для того чтобы это сделать, существует набор стандартных способов:

  • Указать  на  инновационность  материально-технической  базы  социального проекта.
  • Продемонстрировать  качество  привлеченных  специалистов,  поддержку общественных организаций, органов власти.
  • Показать  инновационный  характер  рекламной/PR  кампании  социального проекта.
  • Отметить специфичность целевой аудитории проекта.

 Социальные  проекты  можно  разделить  на  три большие группы:

  • Социальные  проекты,  направленные  на  «вовлечение  молодежи  в социальную  практику  и  ее  информирование  о  потенциальных  возможностях развития»;
  • Социальные проекты, направленные на «развитие созидательной активности молодежи»;
  • Социальные  проекты,  нацеленные  на  «интеграцию  молодых  людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

 

Социальное проектирование отличается от других видов проектной деятельности:

  • при формировании и реализации социального проекта большое влияние оказывает социальная среда,
  • основополагающее значение имеет механизм «обратной связи» с целевой аудиторией проекта и обществом в целом.

 

А значит у каждой организации, работающей в сфере социального проектирования, рано или поздно  встает  вопрос:  «Есть  ли  необходимость  тратить  ресурсы  на  PR  и  рекламу  своих мероприятий?»

На наш взгляд, делать это необходимо при любых обстоятельствах. Хороший  социальный  проект  является  достаточно  мощным  информационным поводом, охотно освещаемым региональными СМИ.

Осуществление  PR  и  рекламы  социального  проекта  может  идти  через  несколько каналов:

  • Реализация системы специальных мероприятий.
  • Работа с межличностной коммуникацией.
  • Работа  со  СМИ:  привлечение  ТВ,  радио,  Интернет-ресурсов,  печатных изданий для бесплатного размещения информации о проекте.
  • Разработка  и  размещение  рекламы  на  ТВ,  радио,  в  печатных  изданиях, Интернет-ресурсах, на специальных рекламных площадях.
  • Проведение  выставок/презентаций  (event-marketing),  применение технологии «продакт-плейсмент» (Product – Placement).

 

Раскроем эти пункты подробнее.

 

Реализация системы специальных мероприятий.

Под  спецмероприятием  прежде  всего  понимают  разработку  и  реализацию креативных мероприятий, способных привлечь внимание к самому социальному проекту. Подобная  нестандартность  обязательно  будет  оценена  социальными партнерами/инвесторами  проектов.  При  реализации  мероприятий  возможно использовать  логотип,  символику  компании.  Этот  нюанс  увеличивает  шансы  на поддержку проекта. К таким спецмероприятиям могут относиться:

  1. Проведение  флеш-мобов.  Сама  технология  появилась  после  публикации статьи ГовардаРейнольда «Умная толпа» («Smartmob: Thenextsocialrevolution»).
  2. Использование  театрализованных  шоу-пикетов,  шествий  и  т.д. 
  3. Привлечение  неформальных  движений.  Привлечение  к  проекту  таких неформальных  группировок,  как  рок-музыканты,  панк-движения,  рэперы  -  могут существенно повысить популярность проводимых мероприятий в молодежной среде.
  4. Оказание  серии  мелких  услуг  целевой  группе  проекта.  Услуга  может быть  весьма  символичной,  но  также  интересной  целевой  аудитории  проекта.  Так,  в  качестве  приема  привлечения  внимания  возможно организовать  фотографирование  всех  желающих  в специально организованной тематической фотозоне.

Опасность  использования  таких  технологий  состоит  в  том,  что  часто  они начинают подменять сам социальный проект.

 

Работа с межличностной коммуникацией.

Иногда целевая  аудитория проекта довольно невелика, либо слишком разбросана в пространстве. В этом случае используют межличностную коммуникацию. Для этих целей  уместно применять такие формы, как:

  • Интернет-блоги, форумы, социальные сети.  На них может располагаться информация о готовящихся мероприятиях, кроме того есть возможность отвечать на вопросы в режиме on-line.
  • «Живое  общение»  на  собраниях,  в   местах  общего  сбора  активистов общественных организаций.
  • Управление слухами.

 

Работа со СМИ

Работать со СМИ можно, используя две идеальные модели:

  • Рекламной, иначе «Джинса».
  • Технологией PR.

У каждой из вышеприведенных моделей есть свои положительные и отрицательные стороны.

 

Таблица № 3. Положительные и отрицательные стороны использования двух моделейотношений со СМИ

 

Методы отношений со СМИ

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Реклама

Публикуется  довольно  оперативно,  есть возможность  значительной  коррекции содержания материала под интересы заказчика; заказчик сам выбирает издание, канал, наиболее отвечающие  интересам  целевой  аудитории социального проекта, заказчик может увеличить площадь  публикуемого  материала,  его временную  продолжительность.

В  случае необходимости, вы можете повторить материал (или  сделать  серию  материалов)  в интересующем вас издании или канале.

Некоторые  издания, дорожащие  своей  деловой репутацией,  публикуют подобные  материалы  с пометкой  «реклама»  (или идентичным  пометкам),  за публикацию  материалов придется платить.

 

 

 

Методы отношений со СМИ

Положительные стороны

Отрицательные стороны

PR

Публикация/вещание  материалов полностью  бесплатна,  сам  факт публикации/вещания  является  признанием социальной  актуальности  вашей  деятельности, проекта  в  целом. Подобные  материалы  не выходят  с  пометкой  «реклама»  (или идентичным им). Используя технологии  PR  вы налаживаете  эффективные  коммуникации  с журналистским  сообществом,  что  может сказаться  на  вашей  последующей  социальной деятельности.

Небольшие возможности  выбора издания, канала; публикация не на первых полосах или в прайм-тайм;  и,  как  правило, приложение  больших организационных  усилий  на поддержание  отношений  со СМИ.

 

Остается  заметить,  что  практически  ни  один  уважающий  себя грантодатель/инвестор  или  социальный  партнер  не  станет  проплачивать  рекламную площадь  за  счет  своих  средств.  Поэтому,  если  вы  даже  нуждаетесь  в  «джинсе», не пишите об этом в проекте: за нее все равно придется платить самим.

 

Отправной  точкой  для  начала  работы  со  СМИ  является  разработка  и  рассылка пресс-релизов.

Дополнениями к пресс-релизу могут быть:

  • Сведения со статистическими данными, социологическими исследованиями.
  • Занимательная история.

 

Разнообразными  могут  быть  и  формы  работы  со  СМИ.  Если  ваши  проектные мероприятия  предполагают  работу  с  обширными  целевыми  группами,  могут  вызвать широкий  общественный  резонанс,  то,  помимо  стандартного  приглашения  журналистов, допустимо применение и иных форм работы со СМИ:

  • Пресс-конференция.
  • Журналистская экскурсия.

 

Несколько  полезных  советов  по  ведению  деятельности  над  PR  и  рекламой социального проекта:

  • Старайтесь  активнее  использовать  PR  технологии:  они  позволяют  вам сэкономить финансовые средства.
  • Заранее распланируйте медиа-план социального проекта.
  • При  выборе  рекламных  средств  ориентируйтесь  на  те  каналы,  которые максимально отражают интересы целевой аудитории вашего проекта.

 

При формировании медиа-плана необходимо учитывать следующие факторы:

  • Размер  и  характеристики  аудитории,  до  которой  вы  хотите  донести информацию о социальном проекте.
  • В каких СМИ вы планируете поместить информацию.
  • Сроки/частота появления информации о социальном проекте в СМИ.
  • Какова стоимость «платных» рекламных сообщений.
  • Кто отвечает в организации за реализацию медиа-плана.

 

Социальная реклама

Многие  рекламные  компании  и  СМИ  охотно  становятся  информационными спонсорами социальных мероприятий, поэтому разошлите предложения о сотрудничестве в  крупнейшие  рекламные  компании,  СМИ.  Если  проект  интересен,  у  вас  есть  шанс разместить рекламу бесплатно на площадях, зарезервированных за компанией-партнером. В  то же  время  помните  о  разумном  размере  ваших  просьб.  Обязательно  продумайте ответные меры, направленные на  PR  вашего спонсора, помните «долг платежом красен». Такими  мерами  могут  быть:  размещение  рекламы  организаций-партнеров  во  время реализации  проектных  мероприятий,  размещение  логотипов  партнеров  в  буклетах, Интернет-сайте и пр.

 

«Продакт-плейсмент»

Эта  технология  подразумевает  продвижение  программных  мероприятий  за  счет выпуска фильмов, брошюр, книг, раскрывающих основные идеи социального проекта. К примеру,  различные  организации,  занимающиеся  профилактикой  ВИЧ-инфекции, потребления  наркотиков,  часто  выпускают  фильмы,  соответствующей  тематики. Демонстрация  подобной  документальной  хроники  среди  школьников  и  студентов,  как правило,  производит  большой  эффект.  Уровень  узнавания  организации,  выпустившей кинофильм,  кратно  повышается.  Поэтому,  если  вы  располагаете  необходимыми финансовыми  средствами,  то  вполне  можете  сделать  презентационный  фильм  о  вашем социальном проекте. Обратитесь в местный журфак вашего ВУЗа, часто студенты этой специальности с удовольствием снимают такие вещи: и для практики хорошо, и деньги получат.

 

  1. «Внутренний» PR в рамках социального проекта

При написании «масштабных» социальных проектов далеко не лишним является и проработка  механизмов  так  называемого  «внутреннего  PR»  (т.е.  PR,  нацеленного непосредственно  на  организаторов/сотрудников,  которых  планируется  задействовать  в ходе  реализации  социального  проекта). 

Поэтому  заранее  продумайте  следующие моменты:

  • Каким образом вы будете производить подбор сотрудников для социального проекта?
  • Как будет осуществляться мотивация организаторов социального проекта?
  • При  помощи  каких  механизмов  будет  поддерживаться  организационная культура?
  • Как  будет  выстраиваться  внутренняя  коммуникация  при  реализации социального  проекта?  (Общие  собрания,  личные  и  групповые  беседы,  рассылка информационных  материалов,  доска  объявлений,  при  помощи  системы  «интернет», видеоконференций). [6]
  1. Презентация социального проек

Во  многих  случаях  эксперты  просят  вас  самостоятельно  презентовать  и  защитить социальный проект. При этом эксперты могут оценить такие ваши качества, как:

  • Аргументированность  речи  (способность  опираться  на  источники, подкреплять речь фактами, датами, событиями).
  • Ясность и понятность изложения материала.
  • Логичность  изложения.  Все  части  материала  связаны  между  собой  единой логической цепью.
  • Эмоциональность  изложения.  Вы  наверняка  помните  знаменитую грибоедовскую  фразу:  «…Читай  не  так  как  пономарь,  а  с  чувством,  с  толком,  с расстановкой».
  • Афоризмы,  цитаты,  сравнительные  обороты,  эмоциональный  тембр голоса помогут вам донести до аудитории основные мысли проекта.

 

Перед  выступлением  обязательно  приготовьте  письменный  вариант  вашей речи,  отрепетируйте  ее  несколько  раз  (можно  перед  зеркалом,  либо  попросите кого-нибудь побыть  «первым  невольным  зрителем»  презентации),  засеките  время, которое вам понадобилось для выступления.

Разбейте  выступление  на  несколько  частей  (вступление  -  основная  часть  - финал). 

Во вступлении  постарайтесь  привлечь  аудиторию  интересным  фактом, относящимся  к  теме  социального  проекта,  цитатой,  афоризмом,  постановкой риторических вопросов. В основной части выступления изложите краткое содержание своего  социального  проекта.  Завершение  выступления  должно  стать  яркой  точкой (примером, иллюстрирующим  проект,  описанием  выгод  от  реализации  проектных мероприятий и пр.).

В ходе устной презентации важно продемонстрировать знание выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант ее решения, аргументированно отвечать на вопросы экспертов,  рассказать о количественных и качественных результатах своей деятельности. Обратите внимание на то, чтобы проект презентовали те, кто непосредственно принимает участие в разработке и реализации.

Наладьте  механизм  «обратной  связи»  с  аудиторией.  Неплохо  было  бы раздать  брошюры,  буклеты,  листовки  о  вашем  проекте,  организации. 

В качестве визуального дополнения  может быть использовано мультимедийное сопровождение проекта, не дублирующее выступление, а позволяющее наглядно продемонстрировать наиболее важные аспекты деятельности проектной группы.

Правило  известного  блогера  Гая  Кавасаки:  «10  слайдов  на  20  минут выступления, 30-м шрифтом».

  1. Как оформить социальный проект
  2. Документ
  3.  Титульный лист (резюме проекта).Основным аспектом в оформлении проекта является его документальное оформление в соответствии с утвержденной грантодателем формой. На наш взгляд, наиболее удачной является форма представления резюме проекта в виде таблицы.

Таблица № 4. Резюме проекта

Название проекта

Отражается в соответствии с разрабатываемым проектом

Организатор

 

Контактная информация об организации (адрес, контактный телефон, ФИО и должность руководителя)

 

Название команды/инициативной группы/молодежной организации

 

Руководитель команды

 

Контактная информация о руководителе команды (мобильный телефон, e-mail)

 

Дата (сроки) проведения проекта

 

Партнеры (перечислить организации, которые будут помогают в ходе реализации акции, указать, какой ресурс они предоставляют)

 

Аннотация проекта(кратко описать суть акции: что сделано/планируется сделать, для кого, что хотите получить в итоге).

 

 

3.1.2.Информация о команде.Описать состав команды, указать должностные обязанности каждого. В чем особенность и сила команды. Что уже было сделано. Какие есть достижения в данной области.Добровольцы.Доброволец (волонтер) – человек, который безвозмездно помогает вам провести акцию или реализовать проект.Описать, как будут привлекаться добровольцы к реализации акции. В чем они будут помогать? Каково их количество?

3.1.3. Актуальностьпроблемы. Это один из самых важных пунктов, основа проекта, его идея. Выигрышным будет тот проект, который решает важную для общества проблему и который сумеет ее решить. В данном пункте необходимо всесторонне раскрыть проблему, привести статистические данные, результаты опросов и т.д. в качестве доказательства того, что проблема созрела для решения.

3.1.4. Целевая аудитория. Необходимо указать, кто напрямую получит блага от реализации проекта, кто опосредованно (прямая и косвенная целевая аудитория).

3.1.5.Цель и задачи.Цель формулируется конкретная, одним предложением через отглагольное существительное: формирование, обучение, создание и т.д. Задач может быть несколько (оптимально от трех до семи), формулируются через глаголы. Задачи – это пути достижения цели, они проектируются потом на результат.

  1. Предполагаемые результаты.Как будет оцениваться эффективность программы в целом, кто и каким образом будет оценивать достижение поставленных задач и намеченных результатов как в ходе выполнения проекта, так и по его окончании?  Желательно разработать критерии оценки проекта.  Если предполагается проведение анкетирования участников программы на предмет выяснения их мнения о проекте, желательно привести примерные вопросы, которые будут включены в анкету.

 

Таблица № 5.Ожидаемые результаты проекта

 

Качественные результаты

Количественные результаты

 

 

 

  1. Ресурсы и партнеры проекта

Есть три вида ресурсов: организационный, финансовый, человеческий. Необходимо прописать, какие ресурсы требуются для достижения цели проекта, какие имеются, какие будут выделены партнерами. Отдельно прописываются все партнеры проекта с четким указанием, какую именно помощь они оказывают.

 

  1. План мероприятий.

Таблица № 6. План мероприятий

Этапы

Дата и место проведения мероприятия

Название мероприятия

Ответственный

Количество участников-получателей услуг

Кол-во добровольцев / из них молодежи

Подготовительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.9. Бюджет проекта.

 

Это один из самых важных разделов, он должен быть хорошо проработан и подробно объяснен.  Сюда включается информация об  общей стоимости проекта.  Бюджет должен быть расписан по статьям: оплата труда; основные прямые расходы (аренда помещений, оборудование, офисные расходные материалы, командировки, связь, типографские расходы и др.); непрямые расходы (если имеются). 

Кроме того, в данный раздел необходимо включить детальное описание каждой из статей бюджета, привести обоснование расходов, указать источники поступления имеющихся средств (денежных и в натуральной форме).

 

3.2 Визуализация проекта

 

Принцип  -  «чем  больше  иллюстраций,  тем  лучше»  -  ложный.  Количество  иллюстраций  диктуется  содержанием  социального  проекта  и  психолого-возрастными  особенностями  аудитории,  на  которую  он  ориентирован. Согласно  исследованиям  психологии,  в  копилку  понимания  содержания проекта  текст  вносит  около  25-30%,  иллюстративный  материал  -  до  10-15%, презентационные мероприятия - до 35%.

 

Классификация средств визуализации проекта:

  1. Изобразительная наглядность:
  • фоторепродукции картин;
  • фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
  • фотопортреты;
  • фотоизображения окружающего мира (природы и общества);
  • фоторисунки и аппликации;
  • видеофрагменты (сюжетные видеоролики);
  • видеофильмы (художественные и документальные).
  1. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели):
  • таблицы;
  • схемы;
  • блок-схемы
  • диаграммы;
  • гистограммы;
  • графики;
  • макеты;
  • карты;
  • картосхемы;
  • планшеты.
  1. Мультимедийная  наглядность  (на  основе  как  изобразительных,  так  и  условно-графических иллюстраций):
  1. все фотоизображения;
  2. анимация и 3D моделирование (без звука);
  3. анимация  и  3D  моделирование  (с  музыкальным  или  речевым сопровождением);
  4. аудиофрагменты  (аудиофрагменты  текста,  аудиолекции,  звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
  5. видеофрагменты, или видеоролики;
  6. аудиовидеофрагменты  (лекций,  конференций,  видеообращений, политических событий, явлений и др.);
  7. видеофильмы (художественные и документальные). [6]

 

  1. Рекомендательные письма

При  подготовке  любого  социального  проекта  важно  учесть  тот  факт,  что грантодатель  принимает  решение,  основываясь  на  информации,  полученной  от  вас,  при этом для него всегда важно, чтобы данная информация была  подтверждена достоверными источниками.  Именно  поэтому  особое  внимание  следует  уделить  рекомендательным письмам,  так  как  они  пишутся  не  вами  и  являются  реальным  подтверждением  ваших компетенций от авторитетных людей.

Ниже  указаны  несколько  правил,  которые  используются  при  написании рекомендательных писем. 

Так,  должно  быть  четко  понятно,  кем  приходится  рекомендатель  рекомендуемому. Это  могут  быть  отношения:  начальник–подчиненный,  партнер–партнер,  преподаватель–студент  и  т.п.  Из  текста  письма  должно  быть  ясно,  где  и  при  каких  условиях рекомендатель познакомился с кандидатом.

Хорошо,  если  в  качестве  рекомендателя  вы  сможете  привлечь  общественного деятеля в той сфере, в которой вы готовите свой социальный проект. Однако важно, чтобы этот  человек  действительно  знал  вас,  для  того,  чтобы  рекомендация  производила положительный эффект.

Рекомендатель  должен  описать  собственный  статус  и  профессиональную  позицию по  отношению  к  вам.  В  письме  он  обязан  продемонстрировать,  что  хорошо  знаком  с работой, образованием, карьерными  устремлениями грантозаявителя и высоко их ценит. Естественно,  характеристика  в  рекомендательном  письме  должна  даваться  в благожелательном тоне.

Большая  часть  рекомендаций  должна  быть  написана  людьми,  знающими  вас  в контексте  профессиональной  среды.  Однако  письма  от  тех,  кто  может  оценить  ваш академический опыт, также важны.

В  целом,  в  рекомендательном  письме  указываются  профессиональные  достоинства грантозаявителя,  его  навыки,  лидерские  качества  и  потенциальные  возможности  в избранной  сфере  деятельности,  предыдущий  опыт  по  реализации  проектов,  оцененный рекомендателем.

При подготовке письма  необходимо встретиться с рекомендателем и объяснить ему все необходимые условия. Предоставьте в его распоряжение все имеющиеся материалы: резюме, аннотацию проекта, предыдущие наработки в данной сфере. Нужно, чтобы автор письма  знал,  какие  у  вас  есть  награды,  в  каких  исследованиях  вы  участвовали,  где проходило  дополнительное  обучение,  к  каким  сообществам  принадлежите,  в  чем заключается специфика вашего социального опыта. Рекомендующий вас человек должен располагать достаточным временем для обдумывания и составления письма. Не забудьте сообщить ему о временных ограничениях и сроках подачи заявок.

Также вы можете самостоятельно подготовить рекомендательное письмо на свое имя от имени определенного рекомендателя ввиду того, что рекомендатели зачастую весьма занятые люди. А уже после подготовки письма, вы согласовываете его с рекомендателем.

В  данном  случае  вам  следует  учесть  несколько  особенностей  по  подготовке рекомендательных писем.

В письме вы не только говорите о себе и своем проекте, но и указываете на то, кем является рекомендатель, кратко описываете его статус и опыт в представляемой им  сфере.  Это  деловой  документ,  который  должен  быть  составлен  по  соответствующим стандартам. Ни в коем случае не пишите рекомендательного письма от руки  –  это только дискредитирует как вас, так и рекомендателя, подписывающего для вас письмо. Выделите в своем рабочем графике время, когда вы сможете  спокойно собраться с мыслями и обстоятельно взяться за дело. Осознавайте важность этого документа для вас, а также  и  ответственность  рекомендателя,  согласившегося  подписать  ее  вам.  Не пишите рекомендательное письмо на ходу.

Рекомендательные  письма  служат  для  того,  чтобы  представить  дополнительную информацию о грантозаявителе  –  о том, как он учился, работал, занимался чем-то еще. В нем должна быть представлена общая картина о личностных качествах автора проекта, его опыте, сильных сторонах, потенциале и навыках.

Если вы не знаете, с какой стороны приступить к написанию письма, удобно начать с составления  списка  ключевых  слов  и  фраз,  относящихся  к  достижениям  и  качествам грантозаявителя.  Такой  список  поможет  избежать  абстрактных  фраз  и  метафорических формулировок.  Все,  что  вам  нужно, – четко  изложить  позицию  и  представить доказательства.

Распределите ключевые слова и фразы по категориям:

  1. Профессиональные навыки:

Обладает ли автор необходимыми для его проекта компетенциями?

Умеет ли он выполнять работу качественно и в срок?

Насколько хорошо он знает свою профессиональную сферу?

Умеет ли быстро и конструктивно принимать решения?

  1. Личностные характеристики:

Как у грантозаявителя складываются отношения в коллективе?

Обладает ли он чувством юмора?

Аналитический ли у него склад ума?

Насколько человек стрессоустойчив?

Является ли этот человек лидером?

  1. Успехи и достижения:

Продумайте два-три своих достижения за то время, что вы занимаетесь проектной деятельностью.

  1. Слабые стороны:

На что грантозаявителю следует обратить внимание, чтобы развиваться дальше в своей карьере?

Умеете ли вы извлекать уроки из своих прошлых ошибок?

  1. Потенциал

Как вы считаете, чего вы можете достичь?

 

Структура рекомендательного письма.

 

Письмо, как правило, не превышает объем одной страницы (5-7 абзацев) и состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление. Начните с определения того, в каком качестве и в течение какого периода времени рекомендатель  знает  вас.  Если  рекомендатель  -  ваш  начальник,  укажите продолжительность  вашей  работы  в  компании,  выполняемые  вами  обязанности  и  все значительные  проекты,  которые  вы  разрабатывали  или  осуществили.  Можно  добавить пару строк о самой компании и сфере ее деятельности.

Основная часть. В  основной  части  дается  более  подробная  характеристика  грантозаявителя  с  точки зрения его профессиональных качеств. Опишите  ваше умение справляться с выполнением определенных  задач  и  перечислите  основные  достижения.  Какие  достоинства  и недостатки  проявляются  на  работе?  Какое  впечатление  вы  производите  при  общении  и взаимодействии с другими людьми? Удобнее всего указать какое-нибудь качество и подтвердить его фактами, рассказав историю,  как  оно  проявляется  на  практике.  Например,  можно  отметить,  что  у грантозаявителя аналитический склад ума и творческий подход к делу. Для создания более четкой картины дайте характеристику грантозаявителя с точки зрения  его  личностных  качеств  и  поведения.  Проявил  ли  он  себя  как  ответственный, вежливый,  приветливый  человек  или  как  ленивый,  несговорчивый,  неприветливый, язвительный?

Заключение. Упомяните  о  дальнейших  ваших  планах,  отметьте,  почему  вы  считаете,  что  это правильно намеченный путь. Напишите, почему рекомендатель дает вам данное письмо. В  конце  письма  представьте  контактные  данные  рекомендателя  и  предложите связаться с ним в случае, если адресат захочет получить дополнительные сведения.  [12]

 

  1. Критерии оценки эффективности проекта

Для оценки эффективен проект или не будет иметь успех, важно провести сравнение с другими уже реализованными проектами и оценить разработку по следующим критериям:

  • высокая социальная значимость и актуальность  местной проблематики;
  • реалистичность реализации проекта, компетентная команда;
  • наличие партнеров в проекте;
  • объем собственного вклада организации либо средств, привлеченных  на условиях софинансирования;
  • перспективы дальнейшего развития и устойчивость проекта;
  • конкретный значимый результат и наличие индикаторов (количественных и качественных показателей) эффективности проекта;
  • создание необходимых экономических инструментов, обеспечивающих устойчивость проекта после завершения финансирования;
  • безопасность и экологичность;
  • описание, как будет организована эксплуатация созданных или реконструированных объектов и к появлению каких новых социальных услуг для населения приведет реализация данного проекта. [7]

Также важно определить к каким результатам приведет  проект команду:

  • показатель социального развития личности (не умел – научился, не знал – узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности, например,  поделки, рисунки, акции)
  • показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности членов команды)
  • показатели общественного мнения (популярность проекта, освещенность в СМИ, заинтересованность социальных партнеров)
  • технологические показатели (уровень организации, четкость и эффективность управления, организационная культура участников). [4]

При оценке качества уже завершенных проектов рекомендуется обращать внимание на соответствие запланированных результатов полученным результатам, выполненных задач фактическим, затрат статьям бюджета, плану реализации проекта, обоснование отклонений, если имеются.

При оценке выполненных проектов  следует использовать логическую цепочку: факт (наличие проблемы) – интерпретация (описание проблемы) – вывод (анализ) – рекомендация (пути решения проблемы). [3]

 

  1. Опыт социального проектирования коллектива педагогов и учащихся МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»

 

Применяя имеющиеся знания, педагоги муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением информатики» разработали и успешно  реализовали ряд проектов.

Образовательное учреждение расположено в молодом, развивающемся районе г. Новокузнецка. Спецификой района является его отдаленность от центра города, малое количество культурных объектов, центров занятости для детей и молодежи, учреждений дополнительного образования.  Школа расположена в квартале, где преобладающее число составляют новые дома, жители которых, как правило, семьи с детьми дошкольного и школьного возраста. 

Социальная среда, окружающая образовательное учреждение, влияет на определение основных воспитательных целей и задач.

Имеющаяся в МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» материальная база, кадровое обеспечение позволяют учреждению выступать в роли социально-культурного центра, необходимого жителям Новоильинского района (таблица № 7).

Развитие социального проектирования как особой формы инициативной, инновационной, ответственной деятельности учащихся направлено на решение важных вопросов жизнедеятельности молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Реализация и воплощение в жизнь идей проектирования  предусматривает вовлечение в управление школьными делами, создание органов коллектива, наделенных особыми правами и обязанностями, формирование у школьников товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств.

Учащимися школы при поддержке педагогов налажено взаимодействие с различными структурами, являющимися партнерами при реализации проектов.

Под "социальным партнерством" мы понимаем налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями, объединение их усилий для решения общих проблем и/или достижения значимой для всех цели. [9]

 

Таблица № 7. Социальное партнерство МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»

 

Социальный партнер

Результаты взаимодействия

Органы управления образованием

  • Организационная помощь при проведении мероприятий проектов среди ученических активов
  • Представительство в качестве членов жюри
  • Контроль успеваемости, помощь в поощрении лучших учеников (конкурс «Честь и гордость школы»)

Социальный партнер

Результаты взаимодействия

 

Администрация Новоильинского района

Организационная помощь при проведении  мероприятий, посредник при взаимодействии с различными структурами (МЧС, ФСИН, регистрационная служба и др.), представительство на торжественных мероприятиях

Комитет по делам молодежи  администрации г. Новокузнецка

 

Участие в добровольческих проектах акциях, конкурах

Делегирование членов Ученического Совета на областные профильные смены, ВДЦ

  • РБС
  • Океан
  • Орленок

Отдел по делам несовершеннолетних

ОП «Новоильинский»

 

Рассмотрение вопросов прав, обязанностей школьников, помощь в работе с учащимися, имеющими правонарушения и учащимися из неблагополучных  семей (шефство, помощь в организации досуга, вовлечение во внеклассные мероприятия), профилактическая работа:

  • «Минутки правопорядка» при участии старшего инспектора ОПДН И.В. Бармашовой (1 раз/четверть)
  • Рейды по соблюдению правил поведения для обучающихся
  • Переговорные площадки с представителями правоохранительных органов ФСИН, прокуратуры Новоильинского района, секретаря комиссии по делам несовершеннолетних
  • Совместное участие в работе Совета Профилактики

Отдел пропаганды ГИБДД 

 

Взаимодействие направлено на пропаганду сотрудничество с отрядом юных инспекторов движения «Дорожный дозор»; воспитание законопослушных участников дорожного движения; профилактика детской безнадзорности и беспризорности; формирование у обучающихся устойчивого навыка безопасного поведения в дорожной среде.

  • Профилактические акции «Внимание, дети!»
  • «Обрати внимание!» - создание граффити для пешеходов
  • «Минутки безопасности» при участии инспекторов ГИБДД
  • Представительство на мероприятиях в качестве членов жюри

Учреждения дополнительного образования

Активное участие и помощь в организации мероприятий:

  • Координационный Совет ДЮОР «Радуга» - помощь при реализации проектов «Яркие краски школьного двора», «Семейное дело», «Карусель безопасности»; акций – «Сделаем!», «Все вместе!», «Молодежь городу!», «Твори добро»
  • Творческие объединения – участие в школьных  концертных программах
  • Предоставление костюмов для акций и праздников
 

 

 

Социальный партнер

Результаты взаимодействия

Детско-юношеские спортивные школы №7, «Металлург-Запсиб»

 

Организация спортивных мероприятий:

  • День здоровой семьи
  • Товарищеские матчи по футболу, волейболу
  • Рыцарский турнир
  • Богатырские потешки
  • Зарядка с чемпионом
  • Олимпийские и паралимпийские уроки
  • Творческая встреча с ветеранами спорта
  • «Зарядка с огоньком» (с волонтерами эстафеты олимпиады Сочи2014)

МБОУ ЦРиК «Здоровье»

 

Участие в мероприятиях. Диагностика членов Ученического Совета

  • Профориентационная диагностика
  • Тематические заседания

Учреждения ВПО, НПО: КемГУ, СибГИУ, КузГПА, НТЭТ

 

  • Студенческий педагогический отряда «Шаг» (НФИ КемГУ): тренинги на формирование толерантности с учащимися 6 классов
  • Студенческий педагогический отряд «Крылатый»: Школа актива «Действуем вместе!»
  • Студенческий Совет исторического факультета: школа актива «Гражданин со школьной скамьи», участие в концертной программе ко Дню студента 
  • Факультет довузовской подготовки СибГИУ: профориентационное тестирование, экскурсии
  • Новокузнецкий торгово-экономический техникум: реализация проекта «Культура здорового питания»

Учреждения культуры: Библиотека им. Лихачева, Кузнецкая крепость

 

  • МЗ «Кузнецкая крепость»: оформление выездных выставок, экскурсии
  • Библиотека им Д.С. Лихачева: организация встреч с интересными людьми, бук кроссинг, тематические занятия
  • КЦЗСМК: участие в концертных программах, помощь опытных режиссеров, звукорежиссеров, конферансье, актеров, аренда костюмы для школьных мероприятий

Детский сад № 217, 257

 

Организация мероприятий по ПДД, противопожарной безопасности, строительство снежных горок, развлекательные и игровые программы 

Бизнес структуры – помощники при реализации проектов

Предоставление подарков победителям проектов

 

 

 

            Представленные варианты партнерства оказывает необходимую помощь при реализации разнонаправленных социальных проектов:

  • «Яркие краски школьного двора»
  •  «Дружба поколений»
  • «Другой мир»
  • «Карусель безопасности»
  • «Профессии наших родителей»
  • «Семейное дело»
  • «Герои моей семьи»
  • «Царевна-шоу».

 

Рассмотрим обобщенные карты наиболее успешных реализованных  социальных проектов.

Таблица № 8. ПРОЕКТ «ЯРКИЕ КРАСКИ ШКОЛЬНОГО ДВОРА»

           

Название проекта

Яркие краски школьного двора

Сроки реализации

Сентябрь 2011 – октябрь 2011 года

Краткая аннотация

В основе проекта сплочение учащихся и родителей вновь открывшегося учебного заведения, организация пространства для младших школьников. Разработан эскиз и  оформлена рисованная школьная  игровая площадка на асфальте для учащихся начальных классов. Организовано открытие, и проведены  игровые программы. В дальнейшем используется для динамических пауз на улице.

 

 

Цели

Создание единого игрового пространства  для взаимодействия учащихся школы

Задачи

  • Формировать условия для сплочения учащихся школы
  • Выявить ребят и родителей, ориентированных на социальное творчество, добровольческую деятельность
  • Развить творческие способности участников проекта
  • Способствовать созданию взаимосвязи семьи и школы через совместное дело
  • Оформить игровую площадку
  • Организовать игровые программы для младших школьников

 

Целевая аудитория

  • Учащиеся начальных классов МАОУ СОШ № 112 (прямая целевая аудитория)
  •  Дети дошкольного возраста, проживающие в домах рядом со школой (косвенная целевая аудитория)

 

Не менее 300 человек

 

 

Не менее 100 человек

 

 

 

 

 

Результаты реализации

(количественные/качественные)

  • Оформлено 5 красочных рисованных игр
  • Заинтересовались  деятельностью Ученического Совета 20 ребят
  • Организовали  и провели 5 игровых программ
  • В игровых программах приняли участие 300 человек

 

  • Формирование группы активистов – Ученического Совета
  • Создание условий для развития творческих способностей школьников
  • Налаживание взаимосвязи с родительской общественностью

 

Внешняя оценка проекта

1 место городского конкурса проектов  «Яркие краски школьного двора»

Таблица № 9. ПРОЕКТ «СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО»

 

Название проекта

Семейное дело

 

Сроки реализации

1 сентября – 28 декабря 2012 года

 

2013-2014 учебный год дальнейшее развитие проекта

Краткая аннотация

В основе проекта лежит идея укрепления взаимоотношений подростков и их родителей через совместное творческое дело. Обучающимся школы, а также других ОУ  Новоильинского района г. Новокузнецка предлагалось выявить 5 пар участников проекта: ребенок + мама (папа). Условие: максимальная схожесть ребенка и родителя. Этим парам необходимо было предоставить совместное фото. На втором этапе отобранные пары-финалисты создавали свою собственную сказку, ориентированную на дошкольный возраст. Жюри отбирало 5 лучших сказок. Пары-победители получили грамоты отдела образования, призы партнеров проекта, а также записали свои сказки на аудиодиски, которые были подарены детским садам района.

 

 

Цели

Укрепление института семьи (связи поколений) через совместное творческое дело.

 

Задачи

  • Привлечь внимание к проблеме взаимоотношений подростков и их родителей.
  • Создать условия для достижения общей цели школьниками и их родителями.
  • Выявить школьников, внешне похожих на своих родителей.
  • Развить творческие способности участников проекта и сплотить семейный коллектив через создание оригинальной фотографии и детской сказки собственного сочинения.
  • Пополнить аудиотеку детских садов дисками со сказками, записанными семейными коллективами-победителями.
  • Способствовать укреплению института семьи через праздничное мероприятие.

 

Целевая аудитория

  • школьники и их родители Новоильинского района г. Новокузнецка  от 400 (прямая целевая аудитория
  • дошкольники Новоильинского района г. Новокузнецка (косвенная целевая аудитория)

 

До 700 человек

 

 

 

 

до 300 человек

Результаты реализации

(количественные/качественные)

  • Укрепление семейных ценностей.
  • Установление прочной взаимосвязи между педагогами и родителями.
  • Развитие творческих способностей детей и их родителей.
  • Вовлечение партнеров (спонсоров) в развитие института семьи.
  • Пополнение аудиотеки детских садов Новоильинского района.

 

 

 

Результаты реализации

(количественные/качественные)

  • В проекте приняли участие 36 семей Новоильинского района.
  • 10 семей приняли участие в спортивном мероприятии «Семейные старты» («День Здоровья»).
  • Более 200 человек со всего Новоильинского района приняли участие в праздничной зарядке, приуроченной ко Дню Здоровья (в рамках отбора участников социального проекта).
  • 6 творческих коллективов (более 100 человек) приняли участие в итоговом мероприятии, приуроченном ко Дню Матери.
  • 10 семей полуфиналистов получили благодарственные письма отдела образования Новоильинского района и сертификаты от стоматологии «Твоя Улыбка»
  • 5 семей финалистов получили благодарственные письма отдела образования Новоильинского

 

Внешняя оценка проекта

Серебряная медаль всероссийского конкурса «Учитель, перед именем твоим…»

 

Диплом I степени в Межрегиональном конкурсе проектов «Teensandprojects» (Томск)

Гран-при областного конкурса социальных проектов акций «ВМЕСТЕ!»

2 место районного конкурса социально значимых проектов «Планируем вместе»

 

Таблица № 10. ПРОЕКТ «ЦАРЕВНА-ШОУ»

 

Название проекта

Царевна-шоу

 

Сроки реализации

1 сентября 2014 – 14 ноября 2014

 

Краткая аннотация

Заочные и очные этапы социального проекта «Царевна-ШОУ» раскрывают таланты младшей школьницы, помогают ей совместно с родителями и школой показать свою привлекательность с точки зрения исконности.

Проект реализован Ученическим Советом «Город 112» МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики». Он направлен на младших школьниц, которые только ищут для себя жизненные ориентиры. Проект помог им сформировать понимание исконной русской красоты. А главными помощниками в этом деле стали семья и школа.

Проект рассчитан на три месяца, за которые участницы на заочном этапе представили фотографии прически в русском стиле, на очном – презентовали себя, участвовали в интеллектуальном конкурсе и в процессе дефиле демонстрировали русские костюмы.

Самым главным результатом стали приобщение подрастающих девочек к русской культуре, русским традициям, русской красоте при помощи их семьи и школы.

Финансовые затраты минимальны, так как проект подразумевает развитие, в первую очередь, творческих и интеллектуальных направлений. Поэтому реализован он за счет имеющихся ресурсов и технического оснащения школы. Основную помощь оказали партнеры проекта, предоставившие материальные, организационные и людские ресурсы

 

Цели

Сплочение института семьи, подрастающего поколения и школы через приобщение к культурным традициям Руси.

Задачи

  • Сформировать навык совместной работы детей младшего школьного возраста, родителей и школы.
  • Воспитать у детей младшего школьного возраста культуру русских традиций.
  • Обеспечить условия познания культурных традиций Руси участниками проекта.
  • Развить творческие и интеллектуальные способности участников проекта через различные этапы.

Целевая аудитория

Младшие школьницы и их родители Новоильинского района г. Новокузнецка 

 

от 200 до 500 человек

 

 

Результаты реализации

(количественные/качественные)

  • Популяризация  русских культурных традиций
  • Сплочение института семьи и института школы
  • Организация качественной совместной деятельности младших, старших школьников и педагогов
  • Привлечение внимания общественности к развитию школьников

 

 

Результаты реализации

(количественные/качественные)

  • 36 участниц конкурса, 10 финалисток
  • Отборочный тур в 10 образовательных учреждениях Новоильинского района
  • 4 социальных партнера, предоставляющих призы
  • 4 социальных партнера, предоставляющих творческие услуги
  • Более 20 волонтеров, осуществляющих реализацию проекта на добровольной безвозмездной основе
  • Общий охват финального шоу – более 300 человек.
  • 1 публикация на сайте Администрации города Новокузнецка

 

Внешняя оценка проекта

1 место городского конкурса социально значимых проектов и акций «Я  - гражданин России!»

 

2 место районного конкурса социально значимых проектов «Планируем вместе!»

  1. Заключение

Трансформация  социокультурных,  политических  и  экономических процессов требует  от  каждого  принципиально  новых  знаний  и  умений.  Для  успешной  мобильности  в обществе  от  молодых  людей  все  больше  требуются  такие  качества  как  инициативность, нестандартность  и  независимость  мышления,  умение  продвигать  свои  идеи  в  условиях постоянно  изменяющегося  общества. 

В  современной  образовательной  системе  обучению  молодых  людей  методикам  разработки  и  претворения  своих идей  в реальность не всегда уделяется достаточно внимания.

В  рекомендациях  последовательно,  «шаг  за  шагом»,  раскрыты моменты, как  создать социальный проект, который может быть с успехом реализован на практике.Освоив  методики  проектной  деятельности,любой педагог сможет самостоятельно конструировать реальность, научит «строить» будущее своих учеников, используя те возможности, которые им предоставляют  государственные  и  муниципальные  органы  власти, общественные организации. На  сегодняшний  день  данные  структуры  дают  молодежи  уникальные возможности  в  этой  сфере:  организуют  и  проводят  крупные  конкурсы  по  социальному проектированию,  розыгрыши  грантов  для  общественных  организаций, тематические  выставки,  образовательные  семинары  и  тренинги  по  социальным технологиям.

Авторами сделаны акценты на «прикладных» аспектах разработки  и  оформления  социальных  проектов:  показан  алгоритм  написания  проектов, продемонстрированы  основные  технологии  PR  и  рекламы,  методики  эффективной презентации, отражена реальная успешная практика уже реализованных проектов.

            Подобный опыт применим как в педагогическом сообществе, так и в молодежной среде.

  1. Информационные источники
  2. Бывшева, М. В. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель со-бытия и со-действия [Текст] / М. В. Бывшева, А. Н. Шулика // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - №1. - С.47-45.
  3. Волкова, Н. Социальное партнерство образовательного учреждения: выстраиваем стратегию и тактику взаимодействия с семьей "группы риска" [Текст] / Н. Волкова // Воспитательная работа в школе. - 2009. -  №7. - С.54-57.
  4. Григорьев, Д. В. Школа и семья: социальное партнерство в воспитании [Текст] / Д. В. Григорьев, О. Ю. Кожурова // Классный руководитель. - 2012. - №3. - С.85-88.
  5. Грищенко, В. Н.  Социальный характер воспитания: актуальность воспитания [Текст] / В. Н. Грищенко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3. - С.57-58.
  6. Как разработать социальный проект [электронный ресурс] / WEB-справочник для педагогов и старшеклассников. – Режим доступа: http://edu.zelenogorsk.ru/project/1sush.html
  7. Гынгазов Р.П., Ковалев А.В. Социальный всеобуч [Текст]: учебно-методическое пособие. – Томск, 2010г. - 69с.
  8. Кожурова, О.  Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты [Текст] / О. Кожурова // Воспитательная работа в школе. - 2009. - №6. - С.21-25.
  9. Луков, В.A. Социальное проектирование [электронный ресурс]  ̸ В. А. Луков. Социальное проектирование. – Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/lukov.htm
  10. Маралова, Е. А., Данилина, Т. А. Управление социально-педагогическим партнерством в современном образовании [электронный ресурс] / Социально-педагогическое партнерство. – Режим доступа:http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-3_p061-065.pdf
  11. Наумова, И. Н.Социальное партнерство школы, современного общества, как условие социализации детей и подростков [электронный ресурс] / Социальное партнерство. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/44225.html
  12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
  13. Управление  социальным  проектом  [Текст]:  практикум для  некоммерческих  организаций  /  Волгогр.  ин-т  гражданского  общества,  Центр гражданского образования. – Волгоград : Принт, 2009. -232 с.: ил.

Приложение № 1. Глоссарий

Благополучатели - лица или часть общества, получающие помощь добровольцев и (или) благотворительные пожертвования от благотворителей

Грантовый фонд - совокупность денежных средств, выставляемых на конкурс заказчиками и предназначенных для финансирования работ, связанных с решением социально значимых проблем.

Информационный повод  -  событие, которое может заинтересовать публику: читателей, зрителей или слушателей. При    определенных   условиях   информационный    повод   позволяет  создать информационное сообщение (новость). Пять характеристик события, способного породить новость:

  • при прочих равных предпочтительнее событие, касающееся элитных слоев общества;
  • в  событии  должен  быть  главный  (положительный)  герой,  позволяющий  публике идентифицировать себя с ним;
  • при прочих равных предпочтительнее наиболее негативное событие;
  • событие должно однозначно пониматься публикой;
  • событие должно быть максимально согласованным с самыми  упоминаемыми темами новостей.

Конкурсный социальный проект  - разрабатываемый юридическим или физическим лицом комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных социально значимых результатов, параметры которых изначально заданы заказчиком в техническом задании конкурсной номинации.

Конкурсная заявка - документ, отражающий идею проекта, основную информацию об организации и исполнителях проекта. Форма заявки утверждается конкурсной комиссией для каждого конкретного конкурса.

Презентация  социального  проекта  –  визуализированное  представление  проекта,  с указанием его целей, задач, целевой аудитории, краткого описания проектной идеи.

Проект - это комплекс логически связанных действий, направленных на достижение конкретных результатов в рамках конкретных сроков и конкретного бюджета.

Результат - ощутимыепоследствия деятельности по проекту. Выделяют количественные и качественные; ожидаемые и незапланированные, своевременные и отсроченные.

Реклама  представляет  собой  «неличные  формы  коммуникации,  осуществляемые  через посредство  платных  средств  распространения  информации,  с  четко  указанным источником финансирования» (Филип Котлер).

Рекламная  кампания  —  использование  одного  или  нескольких  средств  рекламы  на определенной  территории  в  течение  определенного  времени  для  достижения  конкретно сформулированной цели.

Социальная  проблема  -  это  несоответствие  между  существующим  и  необходимым (желаемым) состоянием в массовом поведении и действиях людей, уровне удовлетворения их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общностей и общества в целом и требующее коллективных усилий по его преодолению.

Социальное  проектирование  -  форма  социального  управления;  научно  обоснованное конструирование  системы  параметров  будущего  социального  объекта  или  качественно нового состояния существующего объекта.

Управление проектом - деятельность руководителя (команды), направленная на достижение запланированных измеряемых результатов изменений в деятельности организации или жизнедеятельности целевой группы

Целевая группа -  это та аудитория, на которую направлено действие или мероприятия проекта

Event  мероприятие  (от  англ.  event  –  «событие»)  -  запланированное  рекламное мероприятие, способное стать новостью: презентация, церемония открытия, закладка первого камня; фестиваль, ярмарка, выставка, дегустация; встреча, круглый стол, конференция, симпозиум; годовщина, юбилей; день открытых дверей, экскурсия.

PR  -  искусство  создавать  благоприятный  климат,  благоприятное  отношение  к  фирме-продавцу (производителю товара) не только потенциальных клиентов, но и широких масс публики,  причем  на  самых  разных  уровнях,  вплоть  до  правительственного  (чиновники внешнеторговых ведомств, таможенных служб и т. п.).