Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Методические рекомендации для руководителей театрального кружка «Работа над постановкой спектакля»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Нижневартовска

«Центра детского творчества»

 

 

Работа над постановкой спектакля

 

Методические рекомендации

 для руководителей

театральных кружков

 

 

                                                                                                     Автор – составитель

Муслимова Р.Г.

                                                                                                       педагога дополнительного

                                                                                              образования

 

 

Нижневартовск - 2020

 

 

Мы должны знать!

Правильно держаться в театре:

 – всегда быть внимательным и собранным;

- не слишком заметным;

- ни о ком ничего не говорить ни громко, ни шепотом;

- не  нести на люди свое личное настроение;

- помнить завет Станиславского – в обществе надо улыбаться.

Не забывать, что в коллективе ты не один. Ошибаешься – подводишь не только себя, но и весь коллектив.

Чаще всего в театре, где играют дети, спектакли ставятся недлинные, потому что детям сложно поддерживать внимание (и свое и зрительское) в течение слишком большого отрезка времени.

Выбрали пьесу, определили тему, поняли про кого в ней будет говориться. В центре любой истории стоит герой или группа героев. Именно за их судьбой следит зритель. Им он сопереживает, их проблемы воспринимает как свои собственные. Героем  может быть только существо с человеческой психологией. Неважно,   девочка  или мальчик, инопланетянин или игрушка, животное или фонарь – главное, чтобы ваш герой был наделен человеческими качествами: чувствами,  эмоциями, мыслями, желаниями.

Работа над пьесой и спектаклем

Предварительный анализ пьесы. Первое чтение пьесы и ее обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии – основных событий, основного конфликта (за что и против чего борются герои пьесы, отдельные группы действующих лиц? Чего каждая из них добивается и хочет?)

Не каждый спектакль нуждается в обсуждении. Но очень важно, чтобы тот, который для этого выбран, был максимально использован  педагогом для эстетического воспитания детей. Если это удастся, педагог сможет успешнее решать и множество других воспитательных задач.

В этой связи перед педагогом встают интереснейшие задачи: при выборе того или иного спектакля для работы с определенным коллективом искать и находить свои (каждый раз иные, новые) пути освоения спектакля во всем его идейно – художественном своеобразии и богатстве.

Вся работа по спектаклю должна максимально содействовать развитию творческих возможностей и духовных сил детей.

Построение пьесы.

В пьесе выделяется основные три события: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – событие, которое происходит в начале пьесы, это привлечение зрительского внимания, начало развития сюжета. Это событие очень важно для всех ее персонажей пьесы без исключения.  Именно это событие определяет, кто с кем и за что будет бороться, что будет происходить в пьесе.

Кульминация – самое главное событие в пьесе.  Это пик сюжета.

Развязка –это такое событие, которое последний раз круто меняет все в жизни каждого персонажа.  Событие, которое исчерпывает сюжет, и после него в этой истории уже ничего произойти не может, а может начаться только новая, совсем другая история.

Композиционное построение текста пьесы включает в себя ряд традиционных формальных элементов:

  • заглавие;
  • список действующих лиц;
  • текст персонажей – драматические диалоги, монологи;
  • ремарки (авторские примечания в виде указания места действия, особенностей характера персонажей или конкретной ситуации);

Особенности драматического произведения:

  1. Драматическое произведение предназначено для ПОСТАНОВКИ на сцене.
  2. Пьеса делится на части, действия, акта. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления.
  3. В основе драматического произведения лежит КОНФЛИКТ.
  4. Каждый период речи героев называется РЕПЛИКОЙ.
  5. Авторские пояснения, помогающие представить героев и понять их поступки, называется РЕМАРКОЙ.

Работа над ролью.

Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом:

Знакомство с пьесой (о чем она, какие события в нем главные).

Чтение текста по ролям (пока по желанию кружковцев)

Прослушать музыкальное сопровождение.

Рассуждение  (Знакомство с героями пьесы: где они живут, как выглядит  их дом, какова их внешность, одежда,  манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.д.

Пробы.

Распределение ролей.

Заучивание текста.

Создание мизансцен.

Каждый изучает своего героя:

- составляет  словесный портрет героя;

- фантазирует  по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывает ему любимые блюда, занятия, игры;

- сочиняет  различные случаи из жизни героя, не предусмотренных пьесой, инсценировкой;

- анализирует  придуманных поступков героя;

- работает  над текстом  (почему герой так говорит, о чем он думает)

- обсуждение заканчивается выразительным чтением пьесы педагогом с участием детей;

- нужно подводить детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть не повторимым (Какой твой щенок – веселый или грустный? Как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?)

По меренеобходимости педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения сценического образа. Например: каждый ребенок раскрашивает шапочки щенка так, как он себе его представляет.

Предлагаются следующие упражнения

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде  специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

- рубить дрова;

- волочить тяжелый ящик;

- нести очень тяжелый чемодан;

- дотянуться до высокого висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать.

Упражнения на расслабление мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;

- сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо – свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу веревку, произнося слово «змея!»

- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или   «мороженое»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать оттуда что – либо воображаемое и обыгрывать это. 

Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных движений, жестов, персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимика, интонация;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием наложенного грима.

Оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждое взгляд.

Все действия должны иметь какую – то причину, быть целесообразными. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностей.

 

Работа по ходу спектакля

После того как зрители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того, чтобы возникло соответствующее настроение, можно использовать живые звуки музыкальных инструментов (колокольчики, дудочки…) или включить звукозапись.

  Затем педагог называет произведение с указанием автора или говорит о том, что этот спектакль придумали сами дети, а затем торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.

Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает  о том месте, где происходит действие и дает описание внешности и характеров действующих лиц.

Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая юных актеров к передаче неповторимости каждого образа. Но ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо оттого, как он там действовал, ребенок должен получить награду.

Наградой для детей остается, как и ранее, торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому, по – прежнему, важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля.  Педагог должен говорить: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы… и родители». Гости должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Литература

  1. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок, М., 2007.
  2. Власенко О.П. Театр кукол. В. 2007
  3. Гальчук О.В. Спектакль на уроке литературы. – Смоленск: Маджента, 2013.
  4. Доронина Т.Н. Играем в театр. М.,2005.
  5. Основы актерского мастерства, ж-л «Я вхожу в мир искусства»,№1,2008.
  6. «Я вхожу в мир искусства». Репертуарно - методическая библиотечка. 2015

 

Содержание

Мы должны знать!.стр..1

Работа над пьесой и спектаклем.                                                                              

Построение пьесыстр. 2

Работа над рольюстр 2-3

Предлагаются следующие упражнения                                                                  

Работа по ходу спектаклястр.4-5

Литературастр. 5