Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Методическая разработка занятия «История Гжельской росписи»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов города Кузнецка.

 

Методическая разработка занятия

Тема: «История Гжельской росписи».

 

Ф.И.О.: Нагибина Марина Петровна

Место работы: МБОУ ДО СЮН г. Кузнецка

Должность: педагог дополнительного образования

Квалификационная категория: высшая

 

 

Пояснительная записка.

Цель: формирование выполнения основных элементов гжельской росписи.

Задачи:

- познакомить с историей и  характерными особенностями Гжельского промысла; выполнять основные элементы гжельской росписи;

- развивать умение работать кончиком кисти и всем ворсом, глазомер;

- воспитывать аккуратность,  художественно – эстетические чувства при выполнении росписи.

Возраст учащихся: 1 класс.

Ожидаемые результаты: сформировать навыки выполнения основных элементов гжельской росписи.

Формы  и методы реализации:  форма обучения групповая (1год обучения 15 учащихся в группе), методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала: учащиеся в ходе занятия закрепят знания о хохломской росписи, а входе занятия узнают историю Гжельской росписи,  научатся выполнять элементы гжельской росписи.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

: - наглядные пособия, учебные и методические пособия, образцы гжельской росписи, образцы посуды;

- лист бумаги, акварель,  кисти, стаканчики-непроливайки;

- мультимедиа, ноутбук, презентация «Орнаменты и узоры Гжельской росписи».

       Перечень использованной литературы:

  1. Алексахин, Н. Н. Гжельская роспись / Н.Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 2008. - 304 c.
  2. «Гжельские истории в записках коллекционера». Часть 1. Начала". М.: Репроцентр М, 2004
  3. Мастерская Гжели. Альбом для творчества. – Мозаика-Синтез, 2016.- 20с.

«История Гжельской росписи».

Цель занятия: формирование выполнения основных элементов гжельской росписи.

Задачи занятия:

- познакомить с историей и  характерными особенностями гжельского промысла; выполнять основные элементы гжельской росписи;

- развивать умение работать кончиком кисти и всем ворсом, глазомер;

- воспитывать аккуратность,  художественно – эстетические чувства при выполнении росписи.

МТО: - наглядные пособия, учебные и методические пособия, образцы гжельской росписи, образцы посуды;

- лист бумаги, акварель,  кисти, стаканчики-непроливайки;

- мультимедиа, ноутбук, презентация «Орнаменты и узоры Гжельской росписи».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

 Добрый  день, ребята! Я снова рада приветствовать вас на станции юных натуралистов.  И сегодня мы познакомимся с новым народным промыслом России.

  1. Актуализация знаний.
    •  Давайте вспомним, какую роспись мы с вами уже изучили? (Ответы учащихся:  хохломскую)

Из какого материала изготавливаются хохломские изделия? (Ответы учащихся: из дерева)

Правильно, а какие изделия изготавливаются для хохломской росписи? (Ответы учащихся: ложки,вазы, чаши, разделочные доски, матрёшки)

Вспомните, какие основные цвета используются в этой росписи? (Ответы учащихся: черный, красный, желтый - золотистый, зеленый).

- Молодцы, чтобы узнать тему нашего урока нужно внимательно послушать одно стихотворение:

     Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками,
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

-  Ребята, название какого промысла мы услышали в стихотворении?

- Предположите, какую цель мы себе поставим на уроке?

Педагог:  Народные промыслы – это гордость России. История появления названия «гжель» до сих пор вызывает споры. Одни ученые считают, что название произошло от местности богатой глиной в селе Гжель, другие утверждают, что от названия реки Гжелка, которая протекает в этом селе, а третьи уверенны, что правильное название «жгель», так как изделия из глины обжигали и жгли.

- Старинное русское село Гжель Московской области словно пришло из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые уже более 680 лет создают красоту своими руками. Гжельская роспись зародилась не только в этом селе, но и в соседних деревнях: Турыгино и Бахтеево.

- Изначально гжелью расписывали кувшины для кваса, различные блюда, миски и изразцы. Сейчас выпускается довольно много предметов посуды, расписанных гжелью, например, чашки или заварники. Гжельские игрушки уже не так популярны, как раньше, но купить их можно, или на тематических ярмарках, или в местах их производства. Легче дела обстоят с сувенирами в гжельском стиле, чаще всего их покупают в специализированных магазинах или лавках. Много стало и предметов интерьера, украшенных сине-белым цветом.

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите несколько изделий, украшенных гжельской росписью. (На плакатах учащиеся могут увидеть изделия).

- Посмотрите внимательно, какие цвета здесь применяются?

Учащиеся: синий, белый, голубой.

-Скажите, от этих изделий идёт тепло?

Учащиеся:  нет.

- А почему?

Учащиеся:  потому что они выполнены в холодной цветовой гамме

 - Верно, в отличии от хохломской росписи здесь мы видим холодные цвета.

- Особенность гжельской росписи состоит в том, что она выполняется в холодной цветовой гамме и здесь мы видим на белом фоне узоры от тёмно синего до всех оттенков голубого.

- Ещё одна особенность гжели: этой росписью украшаются керамические изделия.

- Кто знает, что такое керамика? (Учащиеся дают свои ответы).

- Хорошо, керамика-это изделия из обожженной глины. (Педагог демонстрирует изделия.)

- Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Производится демонстрация презентации «Орнаменты и узоры Гжельской росписи».

- Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Очень затейливая, нарядная получается посуда. Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно - голубое чудо».

Раз, два, три, четыре, пять (учащиеся сгибают и разгибают кулачки)

Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки,а затем длинные полоски двумя руками)

Капельки и точки, (изображают №дождик», а затем «ставят точки двумя руками)

Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)

Как мы рисуем сетку гжель. (руки вниз и в стороны)

     5. Практическая работа.

 Педагог:

- Сейчас я покажу последовательность выполнения гжельских узоров, а вы повторяйте одновременно со мной.

- Мочим кисть и набираем небольшое количество акварели на одну её строну.

- Кисть прикладываем всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачиваем, получается округлый мазок, с тёмным краем постепенно светлеющий к середине. Этот мазок получил название «мазок на одну сторону», живописный или тональный мазок. Выполнение розы. (Педагог показывает прием рисования).

- Кроме этого, в гжельской росписи используется приём сплошного мазка, который называют «капелькой». Этот сплошной мазок создаётся определённым ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Простым примакива­нием такого эффекта получить невозможно. (Педагог показывает прием рисования).

- Орнамент гжельской росписи достигается во многом за счёт сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, чёткой штриховок сеток и разнообразными бордюрами. (Педагог показывает прием рисования).

6. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: Сегодня мы все были настоящими мастерами гжельской росписи.

- Ребята, что мы делали сегодня на уроке?

- Получилось у нас выполнить роспись? Все справились?

Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары.

Мы, ребята, озорные,

Мы, ребята, удалые.

Всех на ярмарку зовем,

Мы посуду продаем.

Анализ детских работ.

А сейчас выйдете по очереди  к доске и прикрепите магнитом свою работу. Дети выходят и прикрепляют работу. Когда все учащиеся рассядут на свои места производится анализ детских работ.

Педагог: Молодцы!  Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.

И так давайте вспомним, о чем сегодня вы узнали? (ответы учащихся).

Чему сегодня на занятии вы научились? (ответы учащихся).

Интересно сегодня вам было на занятии? (ответы учащихся).

Молодцы! Спасибо за работу. Занятие закончено.