Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Методическая разработка занятия Дневные хищные пернатые Возраст учащихся: 4 - 5 классы

МБУ ДО "Детский эколого-биологический центр" г. Сибай Республика Башкортостан

 

Методическая разработка занятия

Дневные хищные пернатые

Возраст учащихся: 4 - 5 классы

 

Аминева Мавдига Зайнагабдиновна

педагог дополнительного образования

 

Аннотация
Методическая разработка посвящена изучению чучел птиц детского эколого-биологического центра. Вцентресобраны чучела птиц, обитающих в окрестностях Зауралья.
В занятии рассматриваются следующие вопросы:
  1. Чтобы узнать тему занятия, проводится игра «Угадай название».
  2. Рассказ о появлении птиц на Земле и общая характеристика дневных хищных птиц. Представители дневных хищных птицизучаются с использованием красочной презентации.
  3. Проведение физкультминутки, подвижной игры.
  4. Закрепление пройденного материала с помощью конкурсов.
  5. Подведение итогов занятия.
         Методическая разработка занятия может быть полезной для педагогов дополнительного образования естественнонаучного направления.
Пояснительная записка
         Актуальность методической разработки в том, что изучение и охрана птиц является экологической проблемой в современном мире. Также в рамках акции «Птица года» изучаются биология скопы, меры охраны и заботы о ней.
Педагогическая целесообразность разработки состоит в том, что содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации учащихся не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
Новизна методической разработки в том, что в ней изучается тема, связанная с изучением фауны родного края и птиц, занесенных вКрасную книгуРеспублики Башкортостан.
Реализация разработки обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, образовательных, метапредметных результатов:
- культура общения с природой;
- знание видового разнообразия птиц нашей местности и их охраны;
- бережное отношение к окружающей среде;
- знание загадок, пословиц, умение разгадывать ребусы о фауне окружающего мира;
- знание названий и образа жизни дневных хищных птиц;
- умение бережно относиться к своему здоровью.
Содержание методической разработки
Цель занятия: ознакомление учащихсяс чучелами дневных хищных птиц, имеющихся в детском эколого-биологическом центре.
Оборудование: чучела дневных хищных птиц: тетеревятник или большой ястреб; канюк обыкновенный или сарыч; пустельга обыкновенная; чеглок; скопа; названия этих птиц; наглядный материал по их питанию; буквы для сбора названия  птицы из Красной книги РБ; слайд - презентация, проектор, компьютер, экран; видеозаписи «Охота скопы нарыбу», «Голоса канюка и пустельги», «Охота обыкновенной пустельги»,музыкальные записи; черный ящик;2 мяча; ребусы, загадки.
Ход занятия:
  1. Организационный момент. Подготовка кабинета к работе.
  2. Основная часть.
Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас в нашем центре.Мне хочется сегодня поговорить с вами о птицах, которые имеются в нашем центре.
Чтобы узнать тему занятия,поиграем в игру «Угадай название». Вам необходимо зачеркнуть в данном слове одинаковые буквы. Из оставшихся букв составьте название темы нашего сегодняшнего занятия.
Всем раздаю:
ммллмДллмлммнлммеммвмллнмыллемллхммиммщллнлллымлемммпмлтллиммцммылл
Учащиеся пишут тему занятия (Слайд 1).
Миллионы лет назад на земле появились первые пернатые. И тогда мрачный мир, населенный лишь динозаврами, наполнило птичье пение. А еще через миллионы лет появился человек, способный оценить это пение. Посмотрел человек в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крыльями. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно и легко!
Без особого усилья
Широко расправив крылья,
Славу в небе приобрел,
Над землей парит орел.
Орел птица сильная, символ могущества и власти. Поэтому некоторые государства поместили орла в свои гербы. Какие же эти ребята, государства? Правильно. (Россия, Польша, США.). На слайде №2 показаны рисунки гербов этих стран.
Рассказ слайдов №3,4,5,6,7.
Хищные птицы добывают пищу в полёте и считаются самыми ловкими охотниками среди своих крылатых сородичей. Природа наделила этих удивительных созданий специальным «охотничьем вооружением». Каким вооружением, ребята? Ответы учащихся.
Показ слайда №8: Правильно, острыми, длинными и изогнутыми когтями, которыми пернатые ловят даже относительно крупную добычу, и сильным крючкообразным клювом - с их помощью они расправляются с жертвой.Так что, если вы увидели птицу с таким клювом и лапами, знайте, что перед вами - птица-хищник, ведь именно особенное строение этих частей тела - их основной признак.
Как вы думаете, что ещё необходимо этим пернатым для успешной охоты? Конечно,отличное зрение. И об этом позаботилась природа, «подарив» хищным птицам большие и зоркие глаза. А видят птицы-хищники до восьми раз лучше, чем мы. Ведь не зря о человеке, у которого отличное зрение, говорят: «Глаз как у орла».
Многие ошибаются, считая хищных пернатых большими любителями много поесть, проще говоря - обжорами. Это совсем не так. Ведь часто при отсутствии пищи многие птицы долго обходятся без неё. К примеру, коршун может не есть до трёх недель, а орлан-белохвост способен голодать до полутора месяцев! Такой необычный режим питания является одним из отличительных признаков хищных птиц.
Эти удивительные создания природы отличаются и тем, что очень долго живут. Считается, что в дикой природе птицы-хищники доживают до 25-30 лет, а пернатые,которые содержатся в неволе, гораздо больше. Известны случаи, когда некоторые из них проживали и более полувека.
Наверняка у многих из вас возник вопрос: а зачем вообще нужны в природе хищные птицы? Есть ли от них польза? Ведь ничего хорошего они не делают, а только охотятся на беззащитных зверушек… Ответы учащихся.
Оказывается, эти грозные пернатые играют важную роль, принося пользу не только природе, но и человеку. Хищных птиц не случайно называют «санитарами»; в первую очередь они уничтожают слабых и больных птиц, тем самым не давая распространиться различным заразным заболеваниям, способным поразить большое количество крылатых представителей фауны.
Кроме этого, охотясь на грызунов и вредных насекомых, эти пернатые хищники защищают поля и сады от уничтожения и охраняют урожаи.Так как в среднем один мелкий грызун уничтожает килограмм зерна.
Хищные птицы образуют постоянные пары. Гнездятся на деревьях, на скалах, на земле, нередко занимают гнезда других птиц. Самки рассматриваемых нами птиц крупнее, чем самцы. Насиживает главным образом самка,примерно в течение месяца. Птенцы вылупляются опушенными и зрячими, остаются в гнезде около 1-1,5 месяцев.
А теперь познакомимся с чучелами дневных хищных птиц нашего центра.
Рассмотрим тетеревятника или большого ястреба (ҡор ҡарсығаһы).
Размером вдвое больше вороны, весом 1-1,5 кг. Это настоящий лесной житель. Крупное гнездо с зелеными ветками устраивает на березах и соснах в 5-10 метров от земли.
Показ снимка большого ястреба на слайде №9-10: для взрослой птицы характерен ястребиный рисунок низа в «тельняшку» с поперечными бурыми полосами, на светлом фоне. Тетеревятник выделяется короткими закругленными крыльями и длинным хвостом.
Чтобы узнать, чем питается тетеревятник, отгадайте следующие загадки и ребусы:
  1. Отгадайте ребусы. (Рябчик, белка).
  2. Птица, семейства куриных, у самца которой черная окраска перьев и лировидный хвост? (Тетерев).
  3. Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (Заяц).
Вот эти животные являются основной добычей тетеревятника. Положим эти добычи рядом с чучелом тетеревятника.
Если охота прошла удачно, и ястреб хорошо поел, то два дня он может просто отдыхать. Дело в том, что пищевод этой птицы устроен таким образом, что между клювом и желудком в нём есть специальное приспособление- «сумка» для хранения пищи, которая постепенно переваривается и даёт энергию пернатому хищнику.
Ястребов считают птицами-долгожителями, ведь в дикой природе они доживают до 20 лет. Чаще всего погибают хищники от старости, лишь в редких случаях от голода. На зиму остается вблизи гнездовий или откочёвывает в окрестности населенных пунктов.
Учащиеся пишут в тетрадях название этой птицы.
Сообщение ученика. Большой ястреб постоянно пользуется несколькими «столовыми», где со временем скапливается много перьев. Дневная норма хищной птицы 200-300 граммов. За весь период выкармливания выводку из 2-3 птенцов необходимо 15-20 кг; корма. А всей семье в год необходимо 150 килограммов мяса.
Следующее чучело обыкновенного канюка или сарыча (hap).
Если вы часто выезжаете за город или в деревню к бабушке, то наверняка обращали внимание на птиц, которые кружат в воздухе над полями и время от времени издают громкие звуки, напоминающие мяуканье кошки, как будто что-то выпрашивают -канючат, отчего они и получили своё название - канюки.Послушайте голос канюка.
Послушайте стихотворение:
Как ребенок кто-то плачет.
В чаще. Что все это значит.
Некупись на этот звук
Хищник так кричит, канюк.
Также чаще эту темно-бурую птицу крупнее вороны (весом в 1-1,2кг.) мы видим сидящей «столбиком» на скирдах, камнях, дорожных и телеграфных столбах. (Слайд №11). Канюки очень любят сидеть на столбах линий электропередач. Поэтому учёные-орнитологи вместе с энергетиками занимаются разработкой столбов, безопасных для жизни пернатых. Канюки - обладатели короткого хвоста и больших широких крыльев. Гнездятся на высоких деревьях на опушке леса. Охотится на открытых пространствах,и эту птицу называют охотником широкого профиля. Почему? Это мы узнаем тогда, когда разгадаем шифровку (Слайд №12-13):
грызуны -зуныгры
насекомые -омыенасек
змеи - меиз
птицы - типцы
лягушки - гушкиля
ящерицы - рицыяще
Еще канюк обыкновенный считается одним из лучших «сторожей» полей. В дикой природе средняя продолжительность жизни этих пернатых хищников - 23-25 лет, однако иногда канюки проживают и более 30 лет.Учащиеся пишут в тетрадях название этой птицы.
Физкультминутка:
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно глубоко.
Вдруг мы видим, у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладём.
Показываю следующее чучело. Они самые известные, многочисленные и широко распространенные представители соколиного племени. Размером с ворону и называется пустельга обыкновенная (сыскантипкес, или торомтай). Общая окраска рыжая, с пестринами как на спине, так и на нижней стороне тела и имеет длинный хвост. У самца голова и хвост пепельно-серые. Гнездится в обрывах речных берегов, нишах скал, в норах, на земле, на деревьях, (чаще в сорочьем гнезде). Она летает над полями, лугами, часто трясется в воздухе, трепеща крыльями. То есть характерная особенность – трепетание крыльями «зависание» в воздухе при высматривании добычи. (Слайд №14-15). Пустельгу хотели использовать как ловчую птицу в соколиной охоте, но она оказалась для этого не годной, «пустой» (отсюда название).По другой версии, название «пустельга» птица получила от способа охоты на открытых пространствах (пастбищах) и происходит от основы «пас» (звучит примерно «пастельга») и имело значение «высматривающая». Острота зрения обыкновенной пустельги выше человеческой в 2,6 раза. Человек с таким зрением мог бы прочитать всю таблицу для проверки зрения с расстояния 90метров.
Отгадывая, что лежит в черном ящике, вы узнаете добычу обыкновенной пустельги:
Маленькие зверьки.
Серенькие шубки.
Длинные хвосты.
Черненькие глазки.
Остренькие зубки.
Поэтому эту птицу называют «мышеловкой» непрерывного действия.
Слайд №16: Пустельга обыкновенная хорошо известна своим зрелищным трепещущим полётом. Она использует его для поиска добычи, зависая на месте на высоте 10-20м и высматривая подходящий объект охоты. Взмахи крыльев при этом очень быстрые и частые, хвост развёрнут веером и немного опущен вниз. Крылья двигаются в одной широкой горизонтальной плоскости и одновременно перемещают огромные массы воздуха. Когда заметит потенциальную добычу, пустельга пикирует вниз и хватает её, притормаживая уже у самой земли.Показ видеозаписи «Охота обыкновенной пустельги».
Сообщение ученика. Правильно. В «мышиные годы» пустельга добывает за день до 30 грызунов, и их гнездо буквально бывает завалены мышами иполевками, потому что птенцы не успевают поедать приносимую родителями добычу.
Учащиеся пишут в тетрадях название этой птицы.
А это чучело птицы под названием чеглок(ҡыйғыр).
Слайд №17-18: Небольшой роскошный сокол, чуть мельче вороны с длинными заострёнными крыльями (у сидящего сокола выступают за конец хвоста) и длинным острым хвостом. Вес составляет 130-340г. Окраска контрастная: верх черноватый без рисунка, низ светлый с многочисленными тёмными продольными пестринами. Большая часть головы тёмная, за исключением контрастных белых щёк и горла. От угла клюва к горлу опускаются четко выраженные чёрные «усы». Оперение верхней части ног и подхвостья, называемое «штанами», тёмно-рыжее. Крылья и хвост снизу светлые, с поперечными пестринами.
Происхождение русского названия до конца не выяснено. По мнению сотрудников Московского педагогического государственного университета И. Г. Лебедева и В. М. Константинова, название «чеглок» происходит от древнерусского слова «чеглъ» который означает «исконный, подлинный». Предполагают, что таким образом эта птица причислена к другим ловчим, благородным соколам - сапсану, кречету и балобану, хотя отличается от них меньшими размерами.
А теперь узнаем, чем же питается чеглок. Для этого отгадайте следующий ребус. Правильно, ласточками.
Колонии ласточек-береговушек, гнездящихся в норах на речных обрывах, являются облюбовавшими охотничьими угодьями чеглоков - особенно в пору массового вылета из гнезд молодых ласточек. Полет стремительный и маневренный.
Отгадайте следующие ребусы, чтоб узнать,чем еще питается чеглок Правильно,стрекозами,жуками и бабочками.
Таким образом, чеглок питается мелкими птицами размером со скворца и крупными летающими насекомыми, как стрекозами, бабочками и жуками. Как правило, как и другие хищные птицы, добычу ловит в полете.
Чеглок сам не строит гнезда, а просто занимает гнёзда ворон и воронов, свитые на вершинах деревьев (чаще всего сосен).Высота гнезда от земли, как правило, составляет 10-30 метров.
Слайд №19: Только вылупившиеся птенцы покрыты белым пухом, как у всех хищных птиц.
Чеглок - очень смелая птица, он может бесстрашно кинуться на более крупного пернатого хищника. Этот пернатый может напасть и на человека, если человек слишком приблизится к его гнезду.Учащиеся пишут в тетрадях название этой птицы.
Игра с мячом. Ударяя мяч рукой о пол, попробуй обойти стул или стол (по 2 ребенка можно).
Эту редкую птицу называют скопа (кәлмәргән,балык карсыгаhы).Эти красивые представители мира хищных пернатых представляют большой интерес исвоим внешним видом, и поведением, и образом жизни. Они удивительны ещё и тем, что являются единственными представителями семейства скопиных, которые населяют оба полушария нашей планеты. С давних времён эти птицы пользовались большим уважением людей. Их считали олицетворением бесстрашия, смелости и выносливости. Человеку гордому и суровому давали прозвище «скопа». Есть на территории России в Рязанской области и город Скопин. Несмотря на небольшие размеры города, в древности он был очень хорошо защищён укреплениями и сторожевыми башнями, а вооружение его было на уровне крупных городов. Флаг и герб Скопина и сегодня украшены изображением летящей скопы. Показ слайда № 20.
Слайд №21: По своему размеру эта птица мельче гуся, весом в 1,3-2 кг. У сидящей на дереве скопы хорошо виден темно-бурый цвет верха, буроватые пестрины на белом зобу, белая голова с широкой черной полосой в области глаз и ушей.
Питается исключительно рыбой, потому и селится возле водоемов, богатых рыбой.Скопа имеет несколько отличительных морфологических особенностей, позволяющих ей охотиться за рыбой. Лапы скопы, в отличие от лап других хищных птиц, более длинные, когти длинные, выпуклые и изогнутые, а на нижней части каждого пальца имеются коротенькие острые шипы. Наружный палецспособен поворачиваться в разные стороны, что способствует захвату скользкой рыбы. Перья имеют сальную водоотталкивающую структуру, а носовые клапаны защищают ноздри от попадания внутрь воды при нырянии.
Показ видеозаписи «Охота скопы на рыбу»: Процесс охоты скопы за рыбой – настоящее зрелище. Она спокойно кружит над гладью воды, пока не заметит жертву. В тот же миг скопа с нарастающей скоростью устремляется в нужное место, сложив особым образом крылья и превращаясь, миниатюрный сверхскоростной истребитель. Она так умело рассчитывает расстояние, что выпускает вперёд головы длинные лапы с четырьмя большими когтями ровно перед тем, как коснётся воды. У рыбы, неосторожно приблизившейся к поверхности воды, уже нет шансов. А потом, взмахивая мощными крыльями, скопа вместе с добычей снова поднимается в воздух.Семейная пара скопы вместе с птенцами съедает до 1кг в сутки преимущественно больной рыбы, являясь неким «санитаром» водных просторов.
Слайд № 22-23: Гнездятся скопы вблизи водоемов на одиноко стоящих высоких деревьях с отмершей вершиной. Каждый год птицы достраивают их всё больше из самых разных материалов. В конце концов, птичье жилище достигает невероятных размеров: до двух метров глубиной и массой почти 450 килограммов! Живёт скопа обычно 8-10 лет. Отдельные птицы доживают до 20-25 лет. Учащиеся пишут в тетрадях название этой птицы.
Слайд №24-25: Скопа занесена в Красную книгу Республики Башкортостан.Такжев 2018 году птицей года выбрана скопа.Что же мы можем сделать для сохранения этого поистине уникального вида? Главное - обеспечить чистоту, а, значит, рыбность наших озёр ирек, сохранить леса в водоохранной зоне,на их берегах, на прилегающих болотах. Но и мы сами можем помочь гордой скопе. Соблюдать тишину и покой на столь привлекательных озёрных иречных берегах, выбирать для стоянки на природе уже обжитые оборудованные места, а не создавать новые бивуаки. А ещё скопа очень хорошо отзывается на устройство искусственных гнездовий. Установка гнездовой платформы для скопы непростая задача, но таким способом можно не только поддержать птиц в известных местообитаниях, а даже привлечь на новые места, ранее необжитые скопами.
И уж что совершенно недопустимо - так это поднимать ружьё на этих великолепных птиц.
А ведь ответственность за жизнь и благополучие наших соседей по планете ложится на нас с вами!
  1. Закрепление пройденного материала
  1. Конкурс «Узнай портрет»
1.Эти мелкие соколки сделали ставку на дичь, добывание которого не требует чего-либо, кроме острого глаза и умение подолгу висеть в воздухе на одном месте, наподобие вертолета. Она, в сущности, представляет собой «мышеловку» непрерывного действия. (Обыкновенная пустельга.)
2.У этих небольших хищных пернатых нет мощи и напора крупных соколов, но они явно превосходят их в умение сочетать огромные скорости и разнообразие маневров. О совершенстве летных качеств «пернатых молний» можно судить потому, что излюбленной добычей этих птиц, являются такие же не последние летуны,как ласточки. (Чеглок.)
3.Эта птица - непревзойденный лесной охотник. Он ловко выбирает место для засады, терпелив в ожидании удобного момента и неуловимо стремителен в атаке. Зимой он даже берет глухарей и тетеревов, часто подстерегая момент, когда эти грузные птицы покидают свои подснежные спальни. (Тетеревятник, или большой ястреб.)
4.Эта птица считается одним из лучших «сторожей» полей и охотником широкого профиля. (Канюк обыкновенный.)
2.      Конкурс «Верю - не верю».
    Сейчас я зачитаю вам ряд предположений, а вы должны оценить их правильность. Если «верю» - хлопайте в ладоши, «не верю» - топайте ногами.
1. Все эти птицы - дневные хищники.
2. Дневные хищники - это полезные с хозяйственной точки зрения птицы.
3. Дневные хищные птицы очень плохо видят.
4.Каждый год дневные хищные птицы образуют новые брачные пары.
5.Основной корм у них - растения.
6.Некоторые виды могут питаться рыбой.
7.Самцы дневных хищных птиц, крупнее самок.
8. Они ведут ночной образ жизни.
3.Конкурс «Составь слово».
     Из предложенных букв необходимосоставить название птицы, которая занесена в Красную книгу Республики Башкортостан. (Скопа.)
4.Конкурс «Корма на свое место».
     Из данных игрушек и рисунков выбрать каждой птице свою добычу.
По кругу и один посередине ставятся стулья по количеству участников в конкурсе. Под центральным стулом, который прикрыт платком, находится карточка с названием корма птицы. Участники танцуют вокруг стульев под музыку, как только музыка останавливается, участники должны сесть на стулья. Тот участник, который садится на центральный стул, достает изпод него «добычу» и несет ее к соответствующей птице.
Например:
- пустельга - мышь
- чеглок - стрекоза, ласточка
-канюк - змея, лягушка, ящерица, грызуны
- скопа - рыбы
- тетеревятник - рябчик, белка, заяц, тетерев.
5. Конкурс «Живые синонимы».
Попробуйте вспомнить, как и о комговорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите...
- Могучий, как ... (орел)
- Вольный, как ... (птица)
- Нос горбинкой, или ... (орлиный)
- Взгляд хищный, как у ... (ястреба)
- Взгляд зоркий, как у ... (сокола)
  1. Подведение итогов занятия
    Несмотря на то, что эти пернатые питаются другими живыми существами, многие из них, как вы теперь знаете, приносят большую пользу и природе, и людям. Но и птицам нужен человек: его внимание, забота, бережное отношение. Ваша задача: позаботиться о сохранении природы, чтобы не исчезли с планеты Земля удивительные птицы, которых мы называем хищными.
    Награждение учащихся.

Смотреть работу полностью

Смотреть презентацию