Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка открытого урока по предмету «Технология» для обучающихся 8 класса (девочки)на тему: «Художественное творчество и народные ремесла России»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №31»

Методическая разработка открытого урока по предмету «Технология» для обучающихся 8 класса (девочки) на тему:

«Художественное творчество и народные ремесла России» Разработчик: учитель технологии первой квалификационной категории Курбатова Наталья Юрьевна г.о. Балашиха, 2016 г.

Урок по предмету «Технология» на тему «Художественное творчество и народные ремесла России » разработан для обучающихся 8 класса.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученного учебного материала, формирование специальных умений и навыков по предмету. Урок проходит с практическим применением навыков работы с отделочными материалами для изготовления украшения на ёлку. Урок развивает творческие и практические способности учащихся, помогает овладеть коммуникативными навыками и эстетического творчества. В ходе проведения данного урока применяется деятельностный метод обучения, который реализуется в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Каждый этап урока состоит из заданий, вопросов, различных приёмов активизации и мотивации обучающихся, побуждающих к деятельности. Технология. 8 класс. Тема раздела: «Художественная обработка материалов». Тема урока: «Художественное творчество и народные ремесла России» «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый, возвышается до творчества». Максим Горький. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку. 2. Сообщение темы и целей урока. Вводное слово учителя: - Скажите, пожалуйста, вы любите узнавать что-то новое? - А проводить исследования? - Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным миром народных промыслов России. Об изделиях, созданных народными мастерами, есть много загадок. Вот, например, одна из них: - Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома) Эталон ответа: огненная Жар-птица, сказочный персонаж - символ росписи в стиле "хохлома". Вопрос: А вы знакомы с такими произведениями искусства? Ответ учеников. Вопрос: Что такое Хохлома ? Эталон ответа: это старинный русский народный промысел. Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная Жар-птица, сказочный персонаж. Учитель: Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном Вопрос: Как вы считаете: чему посвящен наш урок? Какая тема будет рассмотрена нами сегодня? Ответы учащихся. Учитель: Тема нашего урока «Художественное творчество и народные ремесла России». Вопрос: Что такое народные промыслы? Эталон ответа: - Народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются какие-либо традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия промыслов сочетают в себе неповторимость какой-либо традиционной культуры. Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Народный промысел - это вид ремесла, характерный для определённой местности, которым здесь занимаются издавна и успели узнать все тонкости этого ремесла. Учитель: Помимо народных художественных промыслов России, таких как Дымковская игрушка, Каслинское литьё, Гжель, Хохлома, Палех, существовали такие народные промыслы как: • изготовление пастилы (наилучшей считалась коломенская и ржевская пастила), • тульские пряники, • астраханские арбузы, • нежинский огурец. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Вопрос: Как вы думаете: будет ли считаться творческой работой воспроизведение работ старых мастеров? Ответы учеников. Эталон ответа: Художник копиист - это высший пилотаж. Мало того, нужно знать применяемые материалы того времени. Нужно понимать физику и химию этих материалов. Изучить досконально работу, с которой делается копия и самое главное, хотя бы теоретически прожить жизнь самого мастера. что бы понять его "руку". Спасибо мастеру того времени, что он оставил нам эту работу. Вопрос: Как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Ответы учеников. Эталон ответа: Цель урока: знакомство с видами народных ремесел. Вопрос: Как по-вашему, это важная информация для нас? Нужна она нам в жизни? Ответы учеников. Учитель: Национальная культура, выраженная в народных ремеслах, несет в себе представления народа о благородном и высоком. О душе народа с её тягой к красоте и любви могут рассказать музыка и храмы, предметы быта и живопись, национальная одежда. С нашего приобщения к родной культуре начинается воспитание любви к Отечеству - самого высокого, нравственного чувства. Патриот своей Родины, знающий её культуру, всегда найдёт и не унизит представителей другой национальной культуры. Надо знать и беречь свою культуру, ведь через века прошло и осталось лучшее - то, что характеризует «лицо народа». Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей, прикоснёшься сердцем к прекрасным твореньям её народов. Вывод: Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Беседа с учащимися о народном творчестве. Учитель: Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Вопрос: скажите пожалуйста, Обладает ли красиво цветущее растение художественной ценностью? А эстетической? Ответы учеников. Вопрос: Можно ли сравнивать художественную ценность изображений цветущего дерева на живописном полотне, на фотографии, на вышитой скатерти? Эталон ответа: ЦЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — это произведение искусства в его отнесенности к высшим человеческим потребностям и интересам, осознанное в его содержательно-артистических достоинствах и функциях, благодаря которым оно оказывает положительное воздействие на чувства, разум, волю людей, способствуя их духовному развитию. Подлинно значительные произведения искусства принадлежат художникам, которые творят ради блага человека и потому защищают, утверждают, поэтизируют значительные ценности жизни и культуры. Вместе с тем само произведение создается как потенциальная художественная ценность. Вопрос: Что является источником вдохновения народных умельцев? Эталон ответа: Природа является основным источником вдохновения народных умельцев. Травяные узоры Хохломы; расписанные цветами платки Павлово – Посада; подносы Жостова, пейзажи Федоскина – всё это имеет глубокие корни, связанные с красотой русской природы. Вопрос: А можете ли вы назвать, какими изделиями славится тот или иной город или село России? Чем знамениты Палех, Федоскино, Гжель, Сергиев Посад? Ответы учеников. Учитель: Предлагаю вам провести небольшое исследование. Учитель раздает учащимся материал для работы в группах. У вас на столах - информация о народном промысле. Также имеется таблица, которую необходимо заполнить, изучив исходные данные. Затем мы заслушаем докладчиков. Все учащиеся распределены по своим творческим группам. Учащиеся в группе распределяют обязанности: РУКОВОДИТЕЛЬ, ДОКЛАДЧИК, СЕКРЕТАРЬ, ЧЛЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА, ФИЛОСОФ. Учитель: Приступаем к выполнению задания. Учащиеся изучают информацию о народном ремесле, заполняют таблицу. Название ремесла Возраст ремесла Место происхождения Материал для изготовления изделия Колорит росписи Вид росписи Современное использование Выступление учеников у доски. По ходу выступления каждой группы основные моменты фиксируются в сводной таблице. Вопрос: Какие пословицы или поговорки вы знаете о труде? Ответы детей. • Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться. • Кто первый в труде, тому слава везде. • Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться. • Без учебы и труда не придет на стол еда. Учитель: Разрешите продолжить наш урок стихотворением русского поэта Виктора Бокова «Откуда начинается Россия?», 1962 г. Откуда начинается Россия? С Курил, Камчатки, с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озер? Россия начинается с пристрастья К труду, терпенью, к правде, доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней – Россия Не с гор берет начало, а с тебя! - Народно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт как необходимые предметы. Вопрос: Как вы считаете: нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы? Ответы учеников. Вопрос: Что такое Русский народный стиль? Ответы учеников. Вопрос: Вы знаете какое применение нашли в нашей современности традиции ремесел народов России? Ответы учеников. Учитель: Этнический стиль в одежде является одним из современных трендов. Интерес к нарядам, которые были популярны у наших предков, сейчас повышен. Элементы таких нарядов в последнее время активно используют для своих коллекций известные дизайнеры. Все больше модниц пополняют собственный гардероб платьем в русском стиле. 1. Изготовление одежды из натуральных тканей. Для платьев русского стиля наиболее актуальны хлопок и льняное полотно. Допустима также ткань, в которой есть небольшое количество синтетических волокон, чтобы облегчить уход за изделием. 2. Сдержанный фасон. Для русского стиля неуместны глубокие декольте и излишне короткие юбки. Платье не должно быть вульгарным, поскольку наши предки ценили целомудрие, застенчивость и женственность. 3. Элементы, присущие национальному костюму. К ним относят набивной цветочный рисунок, узор гжели и хохломы, кружева, рукава в виде «фонариков», ручную вышивку, отделку бисером, украшение подола платья орнаментом, тесьмой, полосой ткани или кружевом. 4. Цветовая гамма, включающая естественные природные цвета. Сочные оттенки клюквы и рябины сочетаются с ярко-зеленым, нежно-кремовым, фисташковым, бежевым и другими. Основными особенностями платьев народного русского стиля является роскошь и яркость, а также красивая отделка. Такие наряды относятся к этно и фольклорному стилю. Но, при всей своей красоте русский костюм должен быть удобным и функциональным, что достигается просторным покроем. Платья в русском народном стиле по вкусу многим модницам и завоевывают весомое место на подиумах. Одним из основных символов народного стиля по праву можно считать известные «русские» мотивы. Это легендарные узоры «хохломы» и «гжели», а также изысканные росписи Павлово-Посадских платков. Традиционные орнаменты способны украсить даже самую скучную и тривиальную вещь. Такая тенденция пришлась как нельзя кстати, ведь сегодня в моде необычные художественные решения, самобытность. Модные платья в русском народном стиле лишены «сувенирности» в стиле «а ля рюс». Это очень хорошо, так как образ на основе такого наряда будет выглядеть уместно. Уместная стилизация цветов и фасонов помогает добиться прекрасных результатов. Но одна характеристика остается неизменной — это отделка ручной работы и только натуральные материалы. Вопрос: Что вы можете рассказать об оформлении Зимних Олимпийских игр, которые прошли в 2014 году в Сочи? Ответы учеников. Учитель: Зимние Олимпийские игры имели особое оформление. Для создания фирменного узора Сочи-2014 и эмблемы олимпиады были использованы традиционные российские орнаменты и фигуры. Главным образом Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи стало Олимпийское лоскутное одеяло. Оргкомитет Сочи-2014 получил его в подарок от креативных сотрудников BOSCO. Оно было создано с опорой на лоскутную технику пэчворк (от англ. Patchwork), которая известна с IV–IX в. н. э. и восходит корнями к искусству мозаики. С тех пор особое распространение эта техника получила среди бедного населения планеты во время многочисленных кризисов, войн и катаклизмов: кусочки ткани использовались для ремонта старой одежды или пошива новой в целях экономии. Однако в наши дни пэчворк скорее модный тренд, ведь его охотно используют в своих работах самые именитые модельеры. - Этот узор состоит из 16 орнаментов, взятых из самых популярных русских национальных промыслов: гжель, хохлома, палех, жостовская, северодвинская, мезенская, ракульская, уфтюжская роспись, Павлово-Посадские платки, узоры Русского ситца вологодское кружево, кубанские , кубачинские , якутские узоры, резьба по дереву, узор с прошлой Олимпиады — перо Жар-птицы из русских народных сказок. Техники росписи Гжель, Хохлома, Жостовская роспись, Палехская роспись. Пришедшие с Русского Севера Ракульская роспись, Северодвинская роспись, Красно-чёрная схематичная Мезенская роспись, Уфтюжская роспись, характеризующаяся наличием всего одного декоративного элемента и отсутствием фона. Элементы декоративного оформления тканей и одежды в национальных традициях – Вологодское кружево, Кубанские узоры, характерные для казачьей и южнорусской вышивки. Детали орнамента Павловопосадских платков, Яркие узоры Русского ситца Зародившаяся на Кавказе техника гравировки на металле — Кубачинские узоры. Трёхгранно-выемчатая резьба по необработанной древесине. Якутские узоры, свойственные для декоративной культуры северных народов. А также узор с прошлой Олимпиады — перо Жар-птицы из русских народных сказок. В этом узоре так же, как и в эмблеме Олимпиады Сочи-2014, объединились все противоречия, свойственные нашей стране: горячность и сдержанность русских людей, широта их души и замкнутость характера, юг и север на карте России. Эти символы призваны отразить не только богатую российскую историю, но и современный характер страны, собравшей под своё крыло самые разные народы и национальности, каждая из которых вносит свой вклад в развитие России. На лоскутном олимпийском одеяле легко различить сочные красные ягоды земляники и рябины. В конце 19 века декоративную роспись по золотистому фону узнали и оценили в Европе. Удивительно, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. После того, как изделие покроют специальным составом и 3-4 раза обработают в печи, тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет хохломской посуды. Вывод: Мотивы народных промыслов служат сегодня для украшения внешнего вида изделия и используются в основе дизайнерского решения оформления одежды, предметов быта и для тех, кто ищет индивидуальности и истинно ценит искусство. Учитель: Вот мы и познакомились с некоторыми народными ремеслами России. Таким образом, можно перечислить основные виды направлений народного творчества: • вышивка; • керамика; • кованый металл; • кружево; • набойка; • одежда; • плетение; • резьба и роспись по дереву; • ткачество. Практическая работа. Предлагаю вам сейчас изготовить подвесное украшение. Необходимо украсить подвесную деревянную заготовку. Для этого надо взять материал – нитки и шёлковую ленту и украсить свою елочку. Ленту мы используем для изготовления крепления, а нитки обмотаем вокруг корпуса ёлочки. Учащиеся выполняют задание. Подведение итогов урока Закрепление изученного материала. Анализ и оценка урока. Итоги урока. 1.Подведение итогов. 2.Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий. 3.Оценки за работу и устные ответы. Закрепление материала. Учитель: Сегодня на нашем уроке мы прикоснулись к русской культуре – многогранной, богатой традициями и обычаями, потому что без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Вопросы: - Что нового вы узнали на уроке? - Какими видами рукоделия вы занимаетесь? - Каким видом творчества увлекаетесь вы? - Назовите народные промыслы, творчество которых вам наиболее показалось интересно. - О каких не названных сегодня народных промыслах вы знаете? - Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы? - В память о нашей стране иностранные туристы увозят с собой расписные предметы, игрушки и изделия из ткани. Какой особенный русский сувенир стараются привезти из России домой иностранные туристы? С русским сувениром, куклой Матрёшкой, знакомы все. Она считается исконно русской жительницей. Именно её стараются привезти домой как русский сувенир иностранные туристы. Дети с удовольствием играют с матрёшкой, она используется для украшения интерьеров. Мало кому известно, что у русской матрёшки совсем не русские корни. Мифов о её происхождении довольно много, но большинство исследователей считает, что прообразом матрёшки стало японское божество, чья фигурка тоже раздвигалась и вмещала в себя более мелкие части. Эта японская фигурка представляла собой лысенького старичка. Автором нашей матрёшки стал токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин. - Какое впечатление производят на вас предметы народного творчества? - Хотели бы вы в совершенстве освоить один из видов художественного творчества? -Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники бесконечно доброго народного мастерства. Ежегодно в Москве в ЦВК Экспоцентр проходит XХI ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ «ЛАДЬЯ». Среди гостей и участников выставки представители разных конфессий, взглядов, убеждений, но всех объединяет любовь к уникальному народному искусству. Выставка «ЛАДЬЯ» – одно из главных культурных событий года для хранителей и ценителей народного творчества, праздник красоты и таланта. - Вот и закончился наш урок. Спасибо всем за работу на уроке. До свидания. Используемые ресурсы: 1. Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009. 2. Технология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой, В.Д.Симоненко: авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009 3. http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-izvestniye-narodniye-promisli-v-rossii.html 4. https://ru.wikipedia.org/wiki 5. http://krugevo.com/uzory-olimpiady-2014/ 6. http://www.evpatori.ru/kollekciya-odezhdy-olimpiady-sochi-2014.html 7. http://www.liveinternet.ru/users/natalyayas/post328415041 8. http://stranamasterov.ru/node/635988 9. http://vospitateljam.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-na-temu-kulturnoe-nasledie-nashej-rodiny/ 10. http://cs.pikabu.ru/images/big_size_comm/2013-05_4/13689810841531.jpg 11. http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-trude/ 12. http://rupoem.ru/bokov/otkuda-nachinaetsya-rossiya.aspx 13. http://liketotravel.ru/russia/sochi/olimpiada-v-sochi-2014/cimvolika-olimpiadyi-cochi-2014 14. http://www.liveinternet.ru/users/astra614/post311992444/