Мастер – класс «Живая классика в Живом музее. Новые формы работы с учащимися в условиях нового образовательного стандарта»
МБОУ «Заинская СОШ №4» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Мастер – класс «Живая классика в Живом музее. Новые формы работы с учащимися в условиях нового образовательного стандарта»
Борисенко Роза Ильгатовна
учитель русского языка и литературы
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Цель нашего мастер-класса: ознакомить с новой формой работы на уроке и внеурочное время, способствующей формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с технологией создания «Живого музея» на уроках и во внеурочной деятельности
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, видеоролик.
Школьный музей уже давно получил признание в арсенале средств воспитательного характера.
Еще более усиливается его значимость в период перехода школ к новым образовательным стандартам.
Мастер класс поможет применить в работе новую формушкольного музея в свете реализации метапредметных линий.
Стоит ли лишний раз говорить о том, что такое метапредметность? Скажу лишь, что это универсальная деятельность, новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных подходов. В ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Стоит вспомнить, какими могут быть результаты внеурочной деятельности школьников в контексте метапредметных линий. Они распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов – получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Представляю вашему вниманию интересную форму школьного музея – Живой музей, который «открылся» совсем недавно в нашей школе. К сожалению, экспонаты этого музея вы не увидите сегодня, потому что они «живые» и самостоятельно передвигаются. К счастью, в век компьютерных технологий мы всегда можем виртуально оказаться в Живом музее И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, а 21 февраля сможем посетить экспозицию А.С.Пушкина в честь предстоящего 220-летия поэта.
Вы обратили внимание на то, что «экспонаты» музея не стоят на месте, позволяют себе двигаться, но не говорить. Они «оживают» при помощи включения записей из музыкальных произведений и экранизаций произведений того или иного писателя.
Важно, что ребята самостоятельно подбирают материал для экспозиции: изучают биографию писателя, читают (вчитываясь!!!) произведения и критику, составляют тексты для экскурсоводов, готовят костюмы для живых экспонатов и даже фоновую музыку. Одним словом, идет настоящая исследовательская работа.Группы являются разновозрастными. Важна атмосфера создания музея и здесь не может быть мелочей. Афиша-анонс, которая приглашает гостей, ленточка для торжественного открытия, книжная выставка с произведениями писателя, рисунки-иллюстрации учащихся и знаменитые репродукции, костюмы, парики, декорации, мебель.
Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации...При этом у учеников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы, глобальная сеть. Учащиеся обращаются к социальному опыту своих товарищей. При этом ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы.
Все это способствует реализации моейметодической темы: «Системно – деятельностный подход как одно из условий формирования УУД обучающихся».Я увидела, что когда учащиеся получают знания из собственного опыта, работают увлеченно и с удовольствием, тогда все это действительно становится полезным. Интерактивные методы позволяют обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности, эмоциональный подъем. Таким образом, Живой музей полностью отвечает требованиям нового образовательного стандарта.
А теперь я предлагаю вам, уважаемые коллеги, представить, какие сюжеты известных произведения А.С. Пушкина вы могли бы выставить в своем живом музее .
Как понять, что цели Живого музея достигнуты? В качестве обратной связи я предлагаю ребятам создать трейлер по теме Живого музея. Внимание на экран… (демонстрация видеоролика)