Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс для воспитанников и педагогических работников дошкольных организаций,...

«Малые формы фольклора в группе раннего возраста»

Мастер - класс для воспитателей

«Малые формы фольклора в группе раннего возраста».

 МБДОУ детский сад №12 «Сказка»

Мурманская обл., п. Никель.

Воспитатель: Цветкова Валентина Петровна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

На протяжении нескольких лет я в своей работе использую малые формы фольклора и сегодня приглашаю принять участие в моем мастер-классе наших педагогов.

Давайте вспомним, что же такое фольклор? (ответы педагогов)

Слово «фольклор» пришло к нам из английского языка, еще в 19 веке. Сегодня это слово распространенно повсюду, так как означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Давайте дадим вместе определение «устное народное творчество».

(ответы педагогов)

Правильно: из уст в уста, народ, труд.

Малые формы фольклора всегда неразрывно связана с опытом народной педагогики, широко применяются в работе с детьми с целью развития их речи.

Родители в наше время процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек, а произведения народного творчества не используют вообще в общении с ребенком.

Кто прибывал - знает, что нелегко придумать игру с малышом, которому и нет двух лет. Вот здесь и придут на помощь игры с пальчиками! Это тренирует и массирует, поможет в развитии речи и ума.

Давайте познакомимся с пальчиковой игрой «Кошечки»:

(руки перед грудью, слегка согнуты в локтях)

Правая рука:

Вот кулак, а вот ладошка(сжимаем кисть в кулачок, а затем разжимаем)

На ладошку села кошка. (ходим пальчиками левой руки по ладошке правой руки)

И пошла, пошла, пошла (гладим кончики пальцев правой рукой левой)

До мизинчика дошла. (растираем мизинчик правой рукой)

Левая рука:

Вот раскрытая ладошка (сжимаем кисть в кулачок, разжимаем)

- Ой, смотри другая кошка! (гладим раскрытую ладошку)

Быстро, быстро, побежала, (гладим кончики пальцев)

До мизинца добежала. (растираем мизинчик)

(обе руки сжать в кулачок, активно сжимать и разжимать)

А теперь поймаем кошку,

Хлопнем мы с тобой в ладошки. (хлопки в ладошки)

Ну как понравилась игра? (ответы педагогов)

Отдохнули?! У нас с вами ее игра. Где ы можете проявить свои способности.

«А у нашей внучки

Маленькие ручки.

А на ручках пальчики:

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Пальчик-Зина,

Пальчик - Нина,
Миша, Гриша, Николай.

Пальчик-Саша,

Пальчик-Маша

Вова, Лева, Ермолай.»

(педагоги делают соответствующие движения по тексту).

Спасибо, уважаемые коллеги.

Потешки помогают в повседневной жизни в нашем садике: подготовка ко сну, во время одевания на прогулку и при умывании, в игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями, или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их.

Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет вспоминать потешки в режимных моментах, а другая команда будет участвовать в викторине.

Уважаемые коллеги, перед вами лежат карточки с заданиями: нужно вспомнить потешки в режимных моментах.(педагоги выполняют задание)

Для второй команды проведем небольшую викторину. Внимательно слушаем и отвечаем.

Вопрос №1: Перечислите какие малые формы фольклора используют в детском саду? Перечислите.

Вопрос №2: Как называют короткие рифмованные стихи, где дети определяют ведущего? (считалки)

Вопрос №3: Как называют песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

Вопрос №4: Какие сказки, помогают воспитывать нравственные ценности? (педагоги перечисляют различные варианты)

Вопрос №5: Как называется выражение» Ябеда-беда, козья борода»

(дразнилки)

Вопрос №6: Назовите жанр фольклора, в котором по содержащему в вопросе образу надо найти правильный ответ? (загадка)

Молодцы, справились с заданием.

Первая команда в свободной форме рассказывает варианты используемых потешек в режимных моментах.

Хочу сказать Вам большое спасибо, за участие в этом конкурсе.

Малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми, действовать дружно и слажено, учат координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Давайте, вспомним и поиграем в хороводную игру, которая очень нравиться детям «Качели»:

Мы на карусели сели, (встали в хоровод),

Завертелись карусели,

Завертелись карусели. (взявшись за руки пошли по кругу)

Пересели на качели. (остановка вкругу)

Вниз летели, вверх летели,

Вниз летели, вверх летели.   (присели, встали)

А теперь с тобой вдвоем мы на лодочке плывём. (взяться за руки разогнаться)

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

К берегу пристала лодка. (остановились)

Мы на берег прыгнем ловко (прыжки вперед)

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки! (скачут как зайки)

В завершении своего мастер класса хотелось сделать небольшой вывод. С помою малых форм фольклора мы легко устанавливаем с каждым ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Знакомство с детским фольклором развивает у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, игр-плясок, пальчиковых игр.

При любом действии с детьми самое главное- это доброжелательное общение с ними. От воспитателя требуется не только дать каждом ребёнку какие-либо знания, умения, навыки, но и обеспечить чувство комфортности, психологической защищённости, доверия.

Наш мастер-класс подошел к концу. Мне хочется поблагодарить Вас за внимание и работу.

Список используемой литературы:

1. Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели ...» Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г.

2.  Составители: Т. И. Бахметьева, Г. п. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000 г.

3.  Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

4. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программадошкольногообразования».Н.Е.Веракса,Т.С.Комарова,М.А.Васильева. - М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016 г.

5.  Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

6. ЕлисееваЛ.Н.«Хрестоматиядлямаленьких»-Москва;изд.«Просвещение», 1987г.