Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Квест-игра «Дорогами героев», посвященная Дню Героев Отечества

Квест-игра «Дорогами героев», посвященная Дню Героев Отечества Методические материалы: сценарий. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 (центр образования) г. Суворова» Авторский коллектив: Медведева Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория, Тульская область г. Суворов. Кравцова Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Тульская область г. Суворов. Пояснительная записка. "Квест - это возможность проверить неординарность своего мышления!" Методическая разработка рассчитана на участие обучающихся в возрасте 13-15 лет. В процессе игры участники актуализируют и получают новые знания по истории Отечества. Политика президента: «Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу… От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся…» В. В. Путин Традиционными мероприятиями по воспитанию патриотизма в системе образования являются военно-спортивные конкурсы и соревнования, уроки мужества, часы общения, акции, встречи с ветеранами и участниками ВОв и локальных войн, интерактивные квесты, посвященные героическим и праздничным датам страны. Данная разработка позволит формировать у обучающихся гражданскую идентичность, позволит понять такие определения как «Цена жизни», «Патриотизм», «Ответственность». Форма проведения мероприятия – «Квест - игра». Перед началом квест-игры –литературно- музыкальная композиция на заданную тему. Правила квест-игры: играть можно командой от 4-х до 10-ти человек. Игра требует перед выполнением основных заданий разгадать, на какую станцию переходить (подсказки). Задания рассчитаны на внимательность, сообразительность и логическое мышление. Итог игры - максимальное количество баллов в маршрутном листе. Возрастная группа: 13-15 лет Тема мероприятия: «Дорогами героев» Цель: Патриотическое, гражданско – нравственное воспитание личности, формирование у обучающихся знаний об историческом и героическом прошлом России, ее защитниках и их подвигах; повышение мотивации к самообучению; формирование новых компетенций; повышение личностной самооценки; развитие личностных качеств (поэтических, музыкальных, художественных способностей). Задачи: Обучающая – расширение знаний в области военно-патриотического направления; Воспитывающая -воспитание у обучающихся чувства гордости за наш народ, героев Отечества, уважения к истории своей страны. Развивающая – развитие интеллектуальных способностей обучающихся, здорового соперничества, коммуникативных навыков. Формирование универсальных учебных действий (УУД): Личностные действия: самоопределение, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата; Регулятивные действия: определение цели деятельности, планирование хода выполнения задания, определение правильности выполненного задания, волевая регуляция (способность к мобилизации сил и энергии), контроль, оценка (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); Познавательные действия: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, ставить проблему и решать ее; логические (умение ставить познавательную цель, анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений); Коммуникативные действия: умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение; планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), постановка вопросов (инициативное сотрудничество в сборе информации). Основные методы и технологии квест-игры: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Планируемые результаты по окончанию квест-игры: Личностные результаты: воспитание патриотизма, формирование гражданской идентичности, уважения к Отечеству, чувства ответственности перед Родиной, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: развитие умения аргументировать своё мнение, применять речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей Познавательные УУД: определять и делать выводы, работать в группе, развивать ИКТ-компетентности Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентации, предметы, способствующие создать тематический интерьер станций. Наглядные пособия: видеоролики, презентации, аудиофайлы., видеоролики. Продолжительность мероприятия: 60 минут. План квест-игры (обозначен в маршрутном листе): Маршрутный лист Название станции № кабинета, ответственный баллы Станция 1 «О подвигах, о доблести, о славе…» Станция 2 «От клинка и штыка до могучих ракет» Станция 3 «Мы с песней дошли до Победы!» Станция 4 «Из истории земли русской: Богатырская застава» Станция 5 «Память о воинской славе» Станция 6 «Величайшие сражения в истории России» Станция 7 «О героях былых времен» Станция 8. Великая война на киноэкране Станция 9 «Тульская земля-земля героев» Содержание методической разработки. I. Сценарий литературно-музыкальной композиции перед началом квест-игры «Дорогами героев» На фоне музыки (минусовка песни «Россия») Чтец 1 Я русский человек, и русская природа Любезна мне, и я ее пою. Я русский человек, сын своего народа, Я с гордостью смотрю на Родину мою! Чтец 2 В годину бед она всегда бывала Единой, несгибаемой, стальной. Врагу навстречу Русь моя стояла Одной дружиной, грозною стеной. Чтец 3 И дело чести, право и свободу Она в жестоком отстоит бою. Я русский человек, дочь своего народа, Я с гордостью смотрю на Родину мою! Муз. стихает Вед.1: Отечество- единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Вед.2: Неотразимая ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия. Вед.1 : Много в ее истории страниц грозных битв во имя защиты Отечества. Всегда Русь выходила победительницей из самых страшных и кровавых войн благодаря мужеству, смекалке, отваге и боевым умениям простых русских солдат! Вед.2Русский человек миролюбив, добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать решительный отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины. Вед.1 Всем нам нужен мир, мы не должны знать страха войны, не должны слышать грохота взрывов, не должны видеть слез вдов и сирот. Вед.2Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, и никогда не слышали орудийного грома. Мы видим, как строятся новые дома, и не подозреваем, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Мы не хотим услышать и увидеть того, что приносит с собою война. Лирическая музыка фоном Чтец 4 Я хочу, чтоб сияло солнце, Но не только над нашей страной, Чтобы дети на всей планете Улыбались вместе со мной, Чтобы утром они просыпались И увидели солнце в окне, А не чёрный дым пожарищ, Проползающий по земле. Пусть во сне не приснится такое, А приснится лишь мама , семья Или солнышко золотое, День весенний, родные края. Вед. 2.Сегодняшняя игра посвящается героям Отечества. Вед.1. Внимание! Старт! Музыкальный старт, команды расходятся на станции Волонтеры сопровождают каждую команду, передают капитанам команд маршрутный лист. II. квест Подсказка – переход к станции. Видеозапись исполнения стих-ий военных лет (на выбор) Станция 1. «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТИ, О СЛАВЕ…» (А.Блок) «Ляжем костьми, но не посрамим земли Русской!» - с этими словами, как со святой молитвой и верой, шли на врагов наши предки в разные смутные времена. Вспомним же, о каких датах напомнят нам поэтические строки. (Волонтеры читают стихи в сопровождении музыки и презентации ) 1.Киев замер, в одночасье вымер, Был страшный век, когда Монголы на Русь лавиною пошли В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. (1237 г. – вторжение монголо-татар) 2. Государь прочитал и, спокоен и строг, повернулся к Ахметовым людям. Бросил наземь ярлык, сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем». (1480 г. – завершение ордынского ига) 3. Впереди по звонким льдинам, Гремя тяжелой чешуёй, Ливонцы едут грозным клином, Свиной железной головой. (1242 г. – Ледовое побоище) 4. Позади у воинов Непрядва. Слева – затуманившийся Дон. И простор великий только на два, Только на два стана разделён. (1380 г. – Куликовская битва) 5. Полки ряды свои сомкнули, В кустах рассыпались стрелки, Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огонь окопов рвутся шведы. (1709 г. – Полтавская битва) 6. Был наследник Грозного повинен В том, что смутные настали годы… В эти дни нижегородец Минин Обратился к русскому народу. Собралось большое ополченье, От врагов Москву освободило. Таково в истории значенье Слова, обретающего силу. (1611 г. – второе ополчение, освобождение России от иноземных захватчиков - поляков) 7. И вот нашли большое поле. Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке. Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. (1812 – Бородинское сражение) 8. Здесь, у разъезда под Москвой, Сумели наши двадцать восемь Встать против броневой, Что мяла сосны как колосья. Но двадцать восемь ни на пядь Не отступили, встав с гранатой, Клочков о танках мог сказать: «Их меньше, чем по два на брата» (битва под Москвой 16 ноября 1941 г. (28 панфиловцев)) Подсказка- переход к станции Легендарный полководец Александр Васильевич Суворов считал, что нет лучше русского солдата: он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Мы верим генералиссимусу, не проигравшему ни одного сражения, - русский солдат правдой богат. Продолжите крылатые фразы. Что объединяет эти пословицы? Пуля дура … – (штык молодец!). Наши жены – ружья.. (заряжены). Станция 2. «ОТ КЛИНКА И ШТЫКА ДО МОГУЧИХ РАКЕТ» С древнейших времен русские воины славились своим боевым искусством, храбростью, силой и самоотверженностью. Давайте проверим, какие виды оружия вам известны. На экране представлен фоторяд разного оружия, я буду зачитывать характеристику одного из них – ваша задача найти его среди других представленных. По команде «время» вы поднимаете табличку с номером соответственно выбранному ответу 1, 2 или 3. Время на обдумывание каждого вопроса – полминуты. За каждый правильный ответ команде присуждается – 1 балл. Первый ряд «Холодное оружие»: укажите распространенное оружие в древнерусском войске. Его часто использовали в битве. Лезвием наносили рубящие удары, а обухом оглушали противника. (Ответ: №1 – Топор) Булава – ударное оружие с короткой рукояткой и головой в виде яблока или шара. Бердыш – холодное оружие, широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца, насаженный на длинное древко. Носилось на ремне за плечами. Топор – распространенное оружие в древнерусском войске. Его часто использовали в битве. Лезвием наносили рубящие удары, а обухом оглушали противника. Второй ряд «Огнестрельное оружие»: укажите пулемет Калашникова; это российский пулемет, разработанный Михаилом Тимофеевичем Калашниковым для Вооруженных Сил Советского Союза, был принят на вооружение в 1961 году, применялся почти во всех войнах и вооруженных конфликтах ХХ века. (Ответ: №2 – Пулемет Калашникова) Пулемет Калашникова – российский пулемет, разработанный Михаилом Тимофеевичем Калашниковым для Вооруженных Сил Советского Союза, был принят на вооружение в 1961 году, применялся почти во всех войнах и вооруженных конфликтах ХХ века. Пулемет Дегтярева Пистолет Макарова – самозарядный пистолет, разработанный советским конструктором Н. Ф. Макаровым в 1948 году Третий ряд «Военная техника. Танки»: укажите Танк Т-34 –советский средний танк, который начал выпускаться с 1940 года, с 1944 года стал основным танком Красной Армии, самым массовым средним танком Второй Мировой войны; разработанный харьковским конструкторским бюро под руководством М.И. Кошкина. (Ответ: №3 – танк Т-34) Танк Т-34 –советский средний танк, начал выпускаться с 1940 года, с 1944 года стал основным танком Красной Армии, самый массовый средний танк Второй Мировой войны; разработан харьковским конструкторским бюро под руководством М.И. Кошкина Танк КВ– тяжелый танк времен Второй мировой войны, выпускался с 1940 года под именем «Клим Ворошилов» Танк Т-72 Четвертый ряд «Воздушные силы»: укажите Ил-2 – советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, самый массовый боевой самолет в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. (Ответ: №1 – Ил-2). Советский истребитель Як-3 Советский истребитель МиГ Ил-2 – советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, самый массовый боевой самолет в истории, было выпущено более 36 тысяч штук В 1995 году Государственной Думой России был принят закон, по которому в России было установлено 15 дней воинской славы. Каждая дата – это выдающаяся победа русского оружия. У каждой из них свой образ, свои герои, своя историческая значимость. 1. В период Куликовской битвы Святой Сергий Радонежский, один из авторитетных церковных деятелей, основатель Троице-Сергиева монастыря, поддерживал патриотические настроения русского народа. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика о грядущих испытаниях и, окропив святою водою, предсказал... кровопролитие ужасное, но победу. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Богородицы, русские воины одержали полную победу над ордынскими полчищами, положив начало освобождению Русской земли. Кому старец предсказал эту великую победу? (Фото на слайде) • Александру Невскому • Дмитрию Донскому • Святославу Игоревичу 2. Демонстрация фрагмента х/ф «Александр Невский» (со слов «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто к нам с мечом придет - тот от меча и погибнет. На том стояли и стоять будет Русская земля») В этом художественном фильме 1938 г., известнейший советский кинорежиссер Сергий Эйзенштейн намеревался довести рассказ событий 1263 года, когда князь умирает, отравленный после поездки в Золотую Орду. Но эта часть сценария не была осуществлена. При просмотре фильма Сталин заявил: «Не может умирать такой хороший князь», - и режиссер был вынужден закончить фильм сценой победы над рыцарями и торжеством русских воинов. Кто этот русский полководец? • Александр Невский • Ярослав Мудрый • Владимир Мономах 3. Россия - поля да поля, зеленые перелески, тихие ручьи, холмы плавные и покатые… Ширь да простор – вот оно, наше русское раздолье! А какая тишина! Только птицы поют. Много раз с мечом и огнем приходили к нам незваные гости. Кто только ни хотел на русские земли, кто только ни пытался поработить наш свободолюбивый народ! Но ни перед кем не вставала наша страна на колени! Недаром русская пословица гласит: «Кто с Россией ни тягался, правым не оставался» Демонстрация видеоролика на стихотворение «Поле русской славы» Поля ратной славы России... Соотнесите историческое событие и полководца. Поле Куликово - Дмитрий Донской, Полтавское поле - император Петр Великий, Бородинское поле - Михаил Голенищев-Кутузов, спаситель России, Прохоровское - советский военачальник Павел Ротмистроа. Подсказка-переход к станции Где логика? Да, После боя сердце просит Музыки вдвойне! Станция 3. «Мы с песней дошли до победы». Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная преобразующая сила. У каждой песни есть своя история. Где то она простая и незатейливая, а где то драматическая. 1. Первая песня, написанная в годы Великой Отечественной войны, стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача. Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера песни в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу. «Священная война». Транслируется видеоролик. 2. Написанная на основе молдавского фольклора, песня о девушке-партизанке была по своему складу лирической, игровой песней про любовь, свидание, расставание. Впервые песня прозвучала в 1944 году, имела большой успех и получила широкую известность. Ее подхватили и на фронте, и в тылу. Она была воспринята как народная песня о тех, кто героически сражался за освобождение своей многострадальной Родины от немецко-фашистских оккупантов. В 1973 году Леонид Фёдорович Быков снял свой шедевр на все времена, без показа которого не обходится ни один День Победы, – фильм «В бой идут одни старики», – где, будучи режиссёром и исполнителем главной роли, спел и эту песню. «Смуглянка». (Ролик) 3. Впервые песня прозвучала в 1943 году в фильме «Два бойца» режиссера Леонида Лукова. Всенародно любимой эта военная песня стала после ее исполнения Марком Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины — поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей. Исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. «Темная ночь» (Ролик) 4. В песне той мать напутствовала своего сына быть храбрым солдатом, не щадить врага и со скорою победой вернуться домой вместе с девушкой, о которой он так тепло рассказал в своем письме. Только в письме том говорилось не о девушке, как мать подумала, а о советской грозной реактивной установка, ласково названной женским именем. И под Москвой воевали они –на знаменитом Бородинском поле, и под Ленинградом. Всю войну прошли, «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. («Катюша» - ролик – караоке. Командное исполнение песни) 5. Эта песня была написана во время съемок фильма «Освобождение». Я видел войну, что называется, в лицо. В госпиталь ежедневно привозили раненых, переломанных и перебитых бойцов. Помню замотанных в шины солдат, всевозможные палки, струбцины, костыли... И, что поразительно, в этой сплошной боли не было ни одного озлобленного человека. Фронтовики всегда шутили и улыбались. Эти воспоминания послужили толчком к написанию этой песни о желании воина остаться живым в последнем бою, вернуться домой и увидеть маму. («Последний бой» - ролик) 6. Самым популярным музыкальным символом, с которым ассоциируется Великая Отечественная война последние 35 лет, является эта песня, написанная на стихи участника той войны. Она является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвящённых победе. («День Победы». Ролик. ) Подсказка к станции. Прослушать песню «Богатырская наша сила» Станция 4. «ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» : «БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА» Часть 1 Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля сама не может: это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Дело воина-защитника всегда было в почете на Руси. Уже древние летописцы отмечали, что наши предки – русы, хлебопашцы и земледельцы, очень любили свою землю. Как только на их территорию вступал враг, на борьбу с ним поднимался и стар, и млад. Мужество и отвага русских воинов наводили на противника страх 1. Каким был первым подвиг Ильи Муромца? Схватка с Соловьем-разбойником Битва с татарами Битва с печенегами 2. Как проходило в древности на Руси братание воинов? Они обменивались оружием и крестами, давая клятву побратимства Особое приветствие Широкий пир для воинов и гостей 3. Из какого города родом Алеша Попович? из Мурома из Ростова из Переславля 4. Из какого города родом Добрыня Никитич? из Рязани из Новгорода из Чернигова 5. Откуда родом Илья Муромец из Белоозера из Ростова из села Карачарово 6. Кому передал богатырь Святогор свой меч-кладенец? Микуле Селяниновичу Илье Муромцу Алеше Поповичу 7. Богатыри периодически ездили поляковать. Что это за занятие? охота домохозяйство ездили в поле совершать подвиги богатырские 8. Какое оружие не изображено на картине Виктора Васнецова «Богатыри»? секира меч копье 9. Кто из богатырей не только воевал, но и землю пахал, да о себе говорил: «Меня любит мать-сыра земля»? Микула Селянинович Добрыня Никитич Илья Муромец 10. Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе? Вольга Всеславович Илья Муромец Алеша Попович 11. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. Добрыня Никитич Алеша Попович Илья Муромец 12. Укажите древнерусское название воинского знамени? стяг эмблема герб Часть 2 А как вы думаете, что обозначали эти слова? Борзой – быстрый Мех – мешок Супостат – злодей Полон – плен Рать – войско Зыкать – кричать Чело – лоб Дружина – войско князя. Булатные ( омешики) – стальные Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки. Пожаловать – наградить Застава - место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей Витязь - храбрый воин, богатырь Косая сажень - древнерусская мера длины, расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см Подсказка к станции: Ролик, созданный юнкоровцами о герое Советского Союза Е. П. Тарасове, (чье имя носит школа) Станция 5. «ПАМЯТЬ О ВОИНСКОЙ СЛАВЕ» 1. В годы войны семьи ушедших на фронт фронтовиков ждали и одновременно страшились прихода почтальона. Счастьем было получить весточку с фронта. Горе обрушивалось на семьи, куда приходили похоронки – «Пропал без вести». Кто – то надеялся еще увидеть близкого человека, а кто-то понимал, что не только не увидит любимого человека, даже могилу навестить не доведется. И вот, через много лет после окончания войны, решили установить памятник всем солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и захороненным в братских могилах, в семьях которых когда- то пришло извещение «Пропал без вести»…… 3 декабря 1966 года останки солдата из братской могилы, одного из «без вести пропавших», торжественно похоронили в одном из самых почитаемых мест в нашей стране. Мимо этой могилы торжественно прошествовали войска. Солдату отдали воинские почести. А на памятнике слова «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» Вопрос. Где находится этот памятник, как он называется, когда он был открыт? На слайде: Могила Неизвестного солдата в Москве. 3 декабря 1966 в Александровском саду у Кремлевской стены был захоронен прах Неизвестного советского воина, павшего в боях под Москвой в 1941 и похороненного в братской могиле на 42-м километре Ленинградского шоссе. В 1967 здесь открыт памятник и зажжен Вечный огонь, доставленный из Ленинграда, с Марсова поля. Слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”- раскрывают основную идею памятника. Слева от главного надгробия на стене высечено посвящение: “1941-Павшим за Родину -1945”. Справа порфировые блоки с замурованными в них капсулами с землей городов-героев и Крепости-героя Брест. Памятник открыт 8 мая 1967. Авторы – скульптор Н. Томский.) 2. Этот памятник один из самых грандиозных памятников, посвященных Великой Отечественной войне. К памятнику ведут 200 гранитных ступеней по числу дней битвы, на месте которой установлен памятник. Высота 85 метров ( почти 30 этажный дом). Меч длиной 33 метра. Создателем памятника является известный советский скульптор Вучетич. На этом кургане захоронены 34505 человек, среди них 35 героев Советского Союза. В 2008 году в Москве был проведен конкурс «7 Чудес России», и этот памятник вошел в число семи российских чудес. Вопрос. Как называется этот мемориальный комплекс и где он находится? На слайде: Волгоград «Родина -мать» 3. Этот памятник открыт 9 мая 1960 года. Ежегодно с этого времени 27 января, 9 мая, 22 июня и 8 сентября здесь проходят церемонии возложения венков и цветов. Еще в 1961 году утверждено постановление правительства, согласно которому это место города является основным памятником героям, отдавшим свою жизнь за счастье, свободу, и независимость нашей Родины. В память о жертвах войны горит вечный огонь. От вечного огня аллея. Завершает ансамбль стена, в центре которой написаны строки « Никто не забыт и ничто не забыто». Здесь захоронены 500 тысяч погибших. Вопрос. В каком городе и месте установлен этот мемориал? На слайде: Санкт Петербург «Пискаревское кладбище» 4. Этот памятник открыт 8 мая 1949 года и является центральным элементом мемориального комплекса, в котором захоронено более 7000 советских солдат. Центром композиции является 12-метровая фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл — фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде. Вопрос: Как называется этот монумент, в каком городе он установлен? На слайде: Воин-освободитель «Трептов-парк» Берлин. 5. Мемориальный комплекс включает: три обелиска –высотой 51, 41, 31 м, имеющих трёхгранную форму и облицованных листами нержавеющего металла по стальному каркасу; скульптурную группу – солдат и рабочий высотой 4 м, установленную на постаменте, облицованном серым гранитом, с надписью «Героическим защитникам…., отстоявшим город в 1941 году»; 13 стел, посвященных городам – героям, облицованные чёрным гранитом, и 4 стелы, посвящённые воинским частям, оборонявшим город в 1941 году, также облицованные чёрным гранитом. У подножия обелисков в бронзовом венке, защищённый бронзовыми решётками, горит вечный огонь, зажжённый от вечного огня с могилы Неизвестного солдата в Москве. Три устремленных верх обелиска символизируют единство трех поколений жителей города оружейников – коммунистов, комсомольцев и пионеров. Вопрос: Где находится этот мемориальный комплекс? На слайде: «Три штыка» в г. Туле 6. Это один из крупнейших памятников мужества и отваги советских людей, отстоявших свою свободу в Великую Отечественную войну. Мемориал был открыт 25 сентября 1971 года в присутствии оставшихся в живых ветеранов этого героического сражения 1941 года. В едином архитектурно-художественном ансамбле мемориала, увековечившего «легендарную быль о героях», представлены руины старой крепости, места боёв, монументальные скульптурные композиции. Всемирно известный мемориал стал символом непоколебимой стойкости советского народа во время Второй мировой войны. Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой», написано невероятное количество книг и снято множество художественных фильмов, а сами белорусы назвали ее одним из семи чудес Беларуси. На слайде: Брестская крепость. На рассвете 22 июня 1941 года Брестская крепость приняла первый удар фашистских захватчиков. Гарнизон в первоначальном составе 9 тысяч человек более месяца держал оборону в полном окружении немецкой армии численностью около 17 тысяч человек. Имеются сведения, что последние очаги сопротивления были уничтожены лишь в конце августа, перед приездом Гитлера. Чтобы ликвидировать последних защитников был отдан приказ затопить подвалы крепости водой из реки. Также известно, что Гитлер взял из развалин моста камень и хранил его в своем кабинете до конца войны. Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны и имена городов-героев. Они составляют нашу гордость и славу, олицетворяют богатырский подвиг советского народа. Каждый из городов, удостоенных высокого звания Город-герой, внес свою незабываемую страницу в огненную историю Великой Отечественной войны.Согласно положению от 8 мая 1965 г. Городу-Герою вручается орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», которые разрешено было размещать на флаге и гербе города. Также в этих городах устанавливался памятный обелиск с текстом наградного Указа и изображением Золотой звезды. Ответьте на следующие вопросы: 1. Назовите города –герои. -Москва, -Ленинград, -Киев, -Волгоград (Сталинград), -Минск, -Одесса, -Севастополь, -Новороссийск, -Керчь, -Тула, -Мурманск, -Смоленск, -крепость –герой Брест. 2.Какой город-герой трижды менял своё название? (Волгоград. До 1925 года –Царицын. До 1961 года -Сталинград.) 3.Назовите самый молодой город-герой? (Мурманск) 4.Это стихотворение Ю. Друнина посвятила одному из городов-героев. Назовите этот город? Только мрак да тяжелые своды, Только вкаждом углу Притаилась угрюмо война ... Я рассеянно слушаю бойкого экскурсовода, А в ушах у меня Тех святых катакомб тишина. (Керчь) 5.На стелле памятника в одном из городов-героев выбита надпись: «Участникам Великой отечественной войны -бесстрашным Витязям морских глубин». Назовите это город - герой? (Севастополь) Подсказка к станции. Прослушать Аудиофайл «Левитан объявляет о победе под Сталинградом» Станция 6. «Величайшие сражения в истории России» Нередко грандиозные сражения вершили судьбы мира. Именно оружие направляло развитие цивилизаций в то или иное русло. Сегодня мы постараемся вспомнить десять величайших битв, изменивших ход русской истории. Сопоставьте словесное описание сражения и схему-карту битвы(высвечивается на экране) и назовите это событие. 1. Битва на Чудском озере (1242 год) Это сражение еще называют «Ледовым побоищем». Тогда воины под предводительством Александра Невского одержали уверенную победу над немецкими рыцарями Тевтонского ордена. Получив сокрушительные фланговые удары, германцы были вынуждены отступить, прекратив свою экспансию на русские земли. 2. Куликовская битва (1380 год) Куликовское сражение навсегда изменило ход русской истории. На поле брани сошлись около 70 тыс. русских воинов и 100-150 тыс. ордынцев. В кровавой битве полегло до 20 тыс. русских и почти все воинство монголо-татар. Куликово поле не избавило Русь от монгольских набегов, но продемонстрировало уязвимость Золотой Орды. 3. Полтава (1709 год) «Разбит, как швед под Полтавой» – это выражение как нельзя лучше иллюстрирует фиаско шведского короля. Напротив, русская армия под предводительством Петра I вышла из этого боя победительницей. Воинство Карла XII под конец сражения не досчиталось 12 тыс. солдат (всего армия шведского короля насчитывала 37 тыс.). Потери русской армии составили около 4600 солдат и офицеров. Сражение под Полтавой окончательно закрепило за Россией статус великой мировой державы. 4. Измаил (1790 год) Крепость Измаил турки считали непреступной, но даже эта твердыня оказалась подвластной полководческому гению Александра Суворова. Русский генерал использовал против турок особую тактику – тактику стремительной рассыпной атаки. Турки оказались бессильны против мастерства русских воинов и сдали крепость, потеряв 35 тыс. человек. Потери Российской империи составили примерно 5300 солдат. 5. Бородино (1812 год) Бородинское сражение не зря славил великий поэт. Битва стала одной из самых героичных и одновременно трагических страниц истории России. Огромная армия французов (135 тыс. человек) потеряла около 50 тыс. Из примерно 130 тыс. русских воинов более 40 тыс. были убиты, ранены или попали в плен. Несмотря на грандиозный размах и бесчисленные жертвы, победителей в этом сражении не оказалось. 6. Оборона Севастополя (1854-55 гг.) Оборону Севастополя нельзя назвать «сражением» в привычном смысле этого слова. Долгие месяцы русские солдаты в неравном бою противостояли многочисленному и хорошо оснащенному противнику. Англичане, французы и турки были вооружены не гладкоствольными ружьями (как русские солдаты), а нарезными винтовками. Неприятель мог стрелять в несколько раз дальше, но это не сломило духа защитников Севастополя. Победа досталась коалиции очень непросто – более 128 тыс. солдат и офицеров погибли или получили ранения. Русская армия также понесла огромные потери – более 100 тыс. воинов погибли, были ранены или попали в плен. 7. Брусиловский прорыв (1916 год) Эта операция названа в честь своего идейного вдохновителя – генерала Брусилова. Первая мировая война с ее позиционным противостоянием почти не знает столь успешных наступательных операций. Русский генерал ввел своих противников (Германию и Австро-Венгрию) в заблуждение и нанес им сокрушительное поражение в Восточной Галиции и Буковине. Немцы и австрияки потеряли полтора миллиона человек. Русская армия лишилась 497 тыс. солдат и офицеров. К сожалению, Брусиловский прорыв имел локальный успех и не изменил бедственного положения России. 8. Оборона Москвы (1941 год) К осени 1941 года армия Третьего Рейха не знала поражений. Но советским войскам удалось сделать невозможное – не только остановить неприятеля, но и заставить его отступить. Победа досталась очень дорогой ценой – Красная Армия потеряла около 1,8 млн. человек. Немцы лишились более 450 тыс. солдат и офицеров. Успех под Москвой имел огромное идейное значение, и теперь победа над Третьим Рейхом стала казаться возможной. 9. Сталинградская битва (1942-43 гг.) Сражение за Сталинград стало переломным моментом всей Второй мировой войны. 6-я армия генерала фон Паулюса оказалась окруженной и разгромленной частями красноармейцев. Сам немецкий военачальник сдался в плен. Битва стоила обеим сторонам конфликта гигантских потерь (совокупно около двух миллионов человек погибли, получили ранения или попали в плен). После Сталинграда немцы утратили инициативу на Восточном фронте. 10. Курская битва (1943 год) Битва вошла в историю как самое грандиозное танковое сражение. Эта наступательная операция была последним шансом гитлеровцев склонить чашу весов в свою пользу. Русские впервые увидели в большом количестве новейшие немецкие танки «Тигр» и «Пантера». Тем не менее, нацисты потерпели сокрушительное поражение. Данные о потерях сторон сильно разняться. Очевидно, что как вермахт, так и Красная Армия потеряли тысячи танков и сотни тысяч солдат. После этого сражения Третий Рейх ожидала долгая оборонительная война, напоминающая агонию. Подсказка к станции. Видеоролик на песню «От героев былых времен». Найдите слова, созвучные с названием станции. Станция 7. «О героях былых времен» Г.В.Державин говорил: «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество». Каждое время рождает своих героев. Чтецы-волонтеры 1.Время героев, обычно ты кажешься прошлым: Главные битвы приходят из книг и кино, Главные даты отлиты в газетные строки, Главные судьбы историей стали давно. 2.Время героев, по самому высшему праву, Ты подарило далеким и близким годам Доблесть, и славу, и долгую добрую память. Время героев, а что ты оставило нам? 3.Ты нам оставило ясное небо Отчизны, Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, Ты нам оставило самое главное в жизни — Радость работы на мирной, счастливой земле. Итак, блиц-турнир «Время героев. (Вопросы на время: Чем больше вопросов прозвучит и больше правильных ответов будет, тем больше баллов)) 1. Кто был главнокомандующим в первой русско-турецкой войне 1768-1774 г.г.? (П.А. Румянцев) 2. Этот русский царь сумел одержать первую большую победу на море над шведами? (Петр Первый) 3. Кто из советских военачальников в 1945 году принял безоговорочную капитуляцию фашистской Германии? (Г.К. Жуков) 4. Как называлось первое постоянное войско с элементами регулярной армии в русском государстве? (стрельцы) 5. В середине ХХ века этот вид вооружения называли «богом войны». (артиллерия) 6. Его книги «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» вошли в историю русского военного искусства. (А.В. Суворов) 7. Как называли рослых, физически сильных солдат, специально обученных бросать гранаты? (гренадеры) 8. Кто впервые в России ввел понятие «гардемарины» и что обозначается этим словом? (Понятие введено Петром I в 1716 году; гардемарины – в переводе с франц. «морские гвардейцы» - выпускники Морской академии). 9. Вспомните имя первой русской женщины-офицера, участницы Отечественной войны 1812 года, награжденной Георгиевским крестом (Надежда Дурова). 10. Назовите имя героя, который во время боя закрыл свои телом амбразуру вражеского дзота? (Александр Матросов) 11. Какой подвиг совершил летчик Николай Гастелло? (Он направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков и автомашин) 12. Во времена Ивана Грозного появилось огнестрельное оружие, которое по конструкции и принципу напоминало большую тяжелую пушку, даже после усовершенствования это орудие весило почти восемь килограммов. (пищаль) 13. Кто является автором первой русской исторической оперы «Иван Сусанин», первоначальное название которой было «Жизнь за царя»? (Михаил Иванович Глинка) 14. Какие войска входят в Вооруженные силы России? (Сухопутные; ракетные; противовоздушной обороны – ПВО; Военно-морской флот; Военно-воздушные силы). 15. Как называется повозка для пулемета, прославленная в известной песне о гражданской войне? (Тачанка) 16. Адмирал российского флота на море бил турок так, что его называли «Морским Суворовым». (Федор Ушаков) 17.Легендарный контр-адмирал, командир крейсером «Варяг». (Всеволод Федорович Руднев) 18.Назовите виды военной техники, которые стали памятниками боевой славы Тулы (танк –34, зенитное орудие, противотанковая пушка, «Катюша»). 19..Знаменитый туляк – партизан, казненный фашистами в городе Лихвин. (Саша Чекалин). 20.Как назывался партизанский отряд, сражавшийся в районе города Лихвин, и именем какого члена этого партизанского отряда назван этот город теперь и почему? («Передовой», город Чекалин в честь отважного партизана А. Чекалина, казненного фашистами) 21. Какое имя и фамилия зашифрованы в названии Советского танка - «И.С.» (Иосиф Сталин) 22. Этот российский город-герой отважно защищался и в смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 г. Назовите его. (Смоленск). 23.Как расшифровывается аббревиатура «КВ» - название советского тяжелого танка времен Великой Отечественной войны. (Клим Ворошилов) 24. Назовите самый известный танк ВОВ (Т-34) 25. В годы Великой Отечественной войны было учреждено звание Героя Советского Союза, которое присваивалось за совершение героических поступков, за особый героизм, проявленный в боях. Кто стал первым четырежды Героем Советского союза? (Жуков) 26. В годы Великой Отечественной войны для организации отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны. Кто его возглавил? (Cталин) Литературная пауза-заключение (перед объявлением результатов квест-игры, при подсчете голосов) Чтец 1 О, сколько было подвигов на свете, Они уже в преданья отошли. Из уст в уста их повторяют дети На всех материках большой земли. Чтец 2. Но из всего того, о чем мы слышим, И из того, что мы вершим пока, Солдатский подвиг я считаю высшим И самым бескорыстным на века. Фоном звучат военные песни, объявляются результаты игры. Рекомендательный список литературы «Отвага, мужество и честь» Бегунова, А. И. Путь через века: Фрагменты истории войска российского... / А.И. Бегунова.— М., Мол. гвардия, 1988.— 303 с, ил. Книга — о героическом прошлом нашего народа, о его славных деяниях в борьбе за Отечество, против иноземных захватчиков и поработителей. В центре повествования — история армии, русских вооруженных сил. Но показана она не только через походы и сражения, но и через поступки, характеры выдающихся полководцев и народных героев. Галушко, Ю. А., Колесников,А. А. О долге и чести воинской в российской армии/Ю.А.Галушко, А.А. Колесников.- М.: Воениздат, 1991.— 368 с: ил. В сборник вошли уникальные документы и материалы из военно-научной литературы и периодической печати, ставшие библиографической редкостью. Они отражают эволюцию отечественной военной мысли от создания регулярной армии до начала первой мировой войны. Российская оборонная. Энциклопедический сборник. —М.: Магистр-ПРО, 2002 с 352, ил. Впервые в сжатой форме раскрываются роль и место Российской оборонной спортивно-технической организации в решении государственных и уставных задач в 1991-2001 годах. Кратко излагаются история создания и деятельность каждой республиканской, краевой и областной оборонной организации, а также организаций РОСТО центрального подчинения. Публикуется хронология основных дат, событий из истории оборонного Общества страны, помещены биографические данные о выдающихся воспитанниках ОСОАВИАХИМа-ДОСААФ-РОСТО. Рябой, В. С, Казаков, П. Д. На страже Родины: [Альбом]./В.С. Рябой, П.Д. Казаков — М.: Воениздат, 1980. — 400 с, ил. В настоящем издании показывается героический путь, пройденный нашей армией и флотом с момента их зарождении и до наших дней. Альбом широко иллюстрирован фотографиями и фотодокументами, относящимися к различным периодам жизни и боевой деятельности Советских Вооруженных Сил. В нем помещены цветные репродукции военных картин, политических плакатов, а также слайды, показывающие боевую и политическую подготовку советских воинов на современном этапе. Смирнов, В.В. Армия государства Российского и защита Отечества /В.В. Смирнов—М.: Просвещение, 2004. — 208 с: ил. Книга содержит материалы о современной армии (структура, задачи, виды и рода войск, военная форма и знаки различия военнослужащих, символы воинской чести), сведения по истории российских Вооруженных Сил (победные дни России). Значительная часть фактического материала представлена иллюстрациями (произведения отечественных художников-баталистов, фотодокументы времен Второй мировой войны и из жизни современной армии). Суворов, А. В.Наука побеждать./А.В. Суворов — М.: Воениздат, 1980. - 40 с. Книга «Наука побеждать» А. А. Сувороза впервые была напечатана в 1806 г. С тех пор она неоднократно переиздавалась. Настоящее издание предпринято в связи с 250-летнем со дня рождения великого русского полководца, которое отмечается в 1980 г. В книге в оригинальной форме и весьма лаконично раскрывается сущность суворовской тактики и системы воспитания войск. Список литературы, рекомендуемой обучающимся, для подготовки к участию в конкурсах, викторинах по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» Техника и оружие 1. Авербух А.Я. Василий Фомич Петрушевский 1829-1891. Л: Наука. Ленинградское отделение.1976 год. 2. Кисилёв А.М. Умельцы военной поры (Сборник)- М: Воениздат. 1986 год. 3. Оружие Победы 1941 – 1945. Художник В.Иванов. М: 0-70» Молодая гвардия» 1975год. 4. Т-34: Путь к Победе. Воспоминания танкостроителей и танкистов. 1985 год. 5. Лисов И.И. Земля – небо – земля. ДОСААФ. 1983 год. 6. Новиков М.В. Творцы оружия. Издательство ДОСААФ. 1983 год. 7. Черненко Г. Т. Танки и самоходные орудия. /Г. Т. Черненко - СПб.: А.В.К.-Тимошка.-2003.- 96 с. 8. История России ХХ века. МГУ под ред. Л.В.Милова М. 2006 – предвоенная модернизация экономики и вооруженных сил 9. Война и мир в терминах и определениях / под общ. ред. Д.О.Рогозина.- М.: ПоРог, 2004 Герои 1. Алексеевич С.А. Последние свидетели. М: Молодая гвардия. 1985 год. 2. Герои огненных лет. Очерки о москвичах – Героях Советского Союза. М: Московский рабочий. 1975 год. 3. Граблевский И.С. Юные герои Гродненщины МН: Юнаутва. 1981 год. 4. Казарьян А.В. Война, люди, судьба: Очерки – Ереван: Айастан. 1975 год. 5. Котов М., Лясковский В., Сердца смелых: Подвиг героев Краснодона. М: Молодая гвардия. 1944 год. 6. Люди бессмертного подвига. Очерки о дважды, трижды, четырежды Героях Советского Союза. М: Политиздат. 1975 год. 7. Мясников В.Н. Роспись на рейхстаге: Документальные повести. М: Издательство ДОСААФ. 1983 год. 8. История России в лицах: Справочно-биографическое пособие / Под редакцией В.А.Федорова.-М., 1997 9. Полководцы Победы и их военное наследие.- М., 2005 10. История России в лицах с древности до наших дней: биографический словарь. – М., 1997 11. Зенькович Н.А. Самые открытые люди: энциклопедия биографий.- М., 2004 Города – герои 1. Брест. Бобренок С.Т. Слово о товарищах. М: Воениздат. 1961 год. 2. Волгоград. Битва за Сталинград – Волгоград. 1973 год. 3. Ленинград. Блатин А.Я. Вечный огонь. Ленинграда. М: Советская Россия. 1976 год. 4. Москва. Битва за Москву. М: Московский рабочий. 1985 год. 5. Смоленск. Баженов А.Н., Шевчук В.П. В боях под Смоленском. М: Московский рабочий. 1984 год. Награды 1. В. Дуров. Награды ВОВ – Наука и жизнь. № 9, стр. 13-14. 1985 год. 2. Ионин,С. Ордена и награды. /С. Ионин - М.: Белый город.-2004.- 48 с. 3. Балязин,В. Н. Самые знаменитые награды России. /В. Н. Балязин, В. А. Дуров, А. Н. Казакевич - М.: Вече.-2003.- 416 с. 4. Изотова,М. А. Все награды России и СССР. Ордена медали и нагрудные знаки: Полная энциклопедия орденов и медалей России. /М. А. Изотова, Т. Б. Царева - Ростов н/Д: Владис.-2008.- 432 с. Дни воинской славы России 1. ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России” // Cсобрание законодательства РФ -1993-2007 2. Рубежи ратной славы Отечества: Справочник. Люди, события, факты.- М., 2002 3. Хрестоматия по отечественной истории 1914-1945 гг. М., 1996 4. История России ХХ века. МГУ под ред. Л.В.Милова М. 2006 – предвоенная модернизация экономики и вооруженных сил Великая Отечественная война 1. Ванюков Д. А. Великая Отечественная война. /Д. А. Ванюков, А. А. Гнусарьков - М.: Мир книги.-2007.- 240 с. 2. Солонин М. 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война?. /М. Солонин - М.: ЭКСМО.-2008.- 512 с. 3. Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Крат. ист. справ. , В. И. Андрианов, др. - М.: Политиздат.-1990.- 463 с. 4. Самсонов А. М. Вторая мировая война. 1939-1945. очерк важнейших событий. /А. М. Самсонов - М.: Наука.-1985.- 584 с. 5. Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра. - М.: Политиздат.-1990.- 558 с. Интернет-ресурсы 1. http://www.battle.volgadmin.ru –Великая Отечественная война: Сталинградская битва 2. http://gpw.tellur.ru –Великая Отечественная: материалы о Великой Отечественной войне. 3. http://ru.wikipedia.org –Википедия: свободная энциклопедия 4. http://world-war2.chat.ru – Вторая мировая война в русском Интернете 5. http://biograf-book.narod.ru – избранные биографии: биографическая литература СССР 6. http://www.lectures.edu.ru – лекции по истории для любознательных Используемые ресурсы: 1. Военная музыка / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз -- И.А. Ефрон (Петербург) в 1890--1907 года. 2. Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, 1948 год 3. Завадская Н. Любимые песни военных лет, 1987 год 4. http://ria.ru/spravka/20131012/969098067.html 5. http://gpw.tellur.ru –Великая Отечественная: материалы о Великой Отечественной войне. 6. http://ru.wikipedia.org –Википедия: свободная энциклопедия 7. http://world-war2.chat.ru – Вторая мировая война в русском Интернете 8. http://yandex.ru - педсовет