Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Консультация для родителей на тему "Культура речи детей"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №16 «Ёлочка»

городского округа Ступино Московской области

         Консультация для родителей «Культура речи детей»

Воспитатель: Гуськова И.А.

 «Воспитание есть усвоение хороших привычек.»
                                          Платон.

Изумлению родителей нет предела, когда их малолетнее чадо однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения: «Откуда это у него?» В чем причина детского сквернословия и как этого избежать?

Источников «плохих» слов вокруг нас очень и очень много. Это может быть и детский сад, и улица, и телевизионные программы, и мультфильмы, и знакомые взрослые, и даже, как это ни удивительно звучит, семья. Всегда ли мы замечаем за собой, а потом помним об этом, что в периоды раздражения и гнева мы произносим вслух те же самые «плохие» слова?

В более раннем возрасте (до 4-5 лет) употребление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное – первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление. Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь не реагировать слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье такие слова не говорят, это неправильно» и предложить другой вариант.

Если 5-7-летний ребенок произносит ругательства, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяснить причину.

Ребенок усваивает речь «материнско–отцовским» способом, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. Вежливость – это ещё и самоуважение: «если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной.»

Если ребенок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и пр. – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы. Если вы хотите сделать замечание ребенку, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его окружает.

Также необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной  вежливости. Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма вежливости, показатель внимания к людям, способствует установлению контакта, настраивают на нужный лад.

Приучайте ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши взять твои  бусы?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п.  Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма гарантирует успех.

«Волшебное слово» - меткое выражение, известно нашим детям. Но все ли им пользуются?  Напоминайте ребенку, чтобы он не забывал о  «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или иной просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и  «спасибо», которое ребенок должен  усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети должны говорить взрослому «Вы».

Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.

Итак, для начала рассмотрим причины, которые влияют на речь ребенка в повседневной жизни. Одни из основных причин – это способ привлечения внимания и подражание кому-либо.  Ребёнок может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг), таким образом ассоциируя ругань с силой и храбростью. Также за счёт бранных выражений ребенок хочет привлечь внимание взрослых (удивление, восклицания, вопросы).

Важной причиной является и компенсация не успешности. Если ребенок переживает неудачи в какой-то области жизни (например, не может найти общий язык со сверстниками или не достигает результата в творчестве), то он теряет уверенность в себе и острее воспринимает критику со стороны взрослых. И, употребляя ругательства, он как бы говорит родителям: «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». То же происходит, если критика со стороны родителей задевает не поступки ребенка, а конкретно его личные качества. Если он, к примеру, не убрал за собой игрушки, и вместо «я расстроилась, что ты не убрал игрушки», слышит о том, что он лентяй и бездельник, то воспринимает это как знак – его не любят. А для ребёнка очень важно услышать, что его будут любить независимо от того, убрал он игрушки или нет. Ребенок страдает от нереализованной естественной потребности в признании его успехов и достижений, уважении его личности и стремится восполнить эту нехватку любыми способами, которые ему доступны.

Еще одна причина – это борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Родители, считая, что они прививают своим детям правильное воспитание, предупреждают ошибки, строят свое общение с ними в форме указаний, замечаний и опасений. Да, это необходимо. Но если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Родители таких детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Вывод здесь один - дать ребёнку определенную свободу выбора (5–6-летний ребёнок ещё не может самостоятельно переходить улицу, но может сам выбрать, что он наденет или какую книжку будет читать) и уважать его право на ошибки, позволив накапливать свой собственный опыт.

И, наконец, употребление в коллективе, в котором общается ребенок, сильно влияет и на его поведение с родителями. Эта причина касается уже детей более старшего возраста, которые заводят друзей во дворе и на улице.

Зная причины, мы можем обсудить методы борьбы со сквернословием у детей. Начнем с того, что нельзя либо строго наказывать ребенка за бранные слова, либо вообще не обращать на них внимания, воспринимая как должное. Основное – это добиться понимания ребенком причины, по которой нельзя так разговаривать. Ведь дети, в силу нехватки жизненного опыта, часто смешивают плохое с хорошим, и именно родители должны поставить границы и научить осознанию. И здесь задача взрослых - помочь ребёнку чётко сориентироваться, объяснив, что сквернословить - плохо. Ребёнок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить родителей своим неправильным поведением.

 Но самое важное – личный пример. Не позволяйте себе срываться при ребенке, а тем более на ребенке. Ребенок не должен присутствовать на семейных скандалах и впитывать в себя все негативные эмоции. Если Вы умеете держать себя в руках в сложной ситуации, то Вы точно способны обучить этому и своего ребенка.

Не надо забывать о том, насколько важно поощрение хорошего поведения. Поэтому, замечая малейшие изменения поведения ребенка в лучшую сторону, обязательно хвалите его и подчеркивайте, как Вы гордитесь его успехами. В конце хочу еще раз напомнить о том, что сквернословие - это сигнал о помощи вашего ребенка и способ выражения его гнева и протеста. А чувство гнева появляется в ответ на причиняемую ему боль, унижение и обиду. Задача взрослого - не акцентировать внимание на своих отрицательных эмоциях и переживаниях, а попытаться понять, что происходит с ребенком и изменить что-то в себе.        Помните еще и о том, что такая проблема не решится за один день, и настроиться надо на долгую и кропотливую работу.