Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 14 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно–речевому направлению развития детей»

 

 

Методическая разработка участника

Всероссийского конкурса, посвященного Дню отца

«Папа, папочка, папуля!»

 

Номинация: Методическая разработка

Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников                       

в  проектной деятельности»

Форма проведения: консультация для педагогов

Адресат: педагоги ДОУ

 

Автор-составитель:

Ускова Надежда Андреевна,

воспитатель первой категории

 

Красноярский край, г. Минусинск

2021

 

 

На современном этапе образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям не исчерпывающую сумму знаний, а ключ к познанию действительности.

Поэтому основным структурным компонентом познавательного развития дошкольника становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, а одним из наиболее эффективных способов организации педагогического процесса – метод проектов.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками, т. к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• Развитие познавательных способностей;

• Развитие творческого воображения;

• Развитие творческого мышления;

• Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

 

В старшем дошкольном возрасте – это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной цели, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

В настоящее время проекты классифицируются:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

Классификация проектов по составу участников подразумевает, что образовательное проектирование может осуществляться одним и трёх способов:

• разработка проектов педагогами,

• разработка проектов совместно с детьми;

• разработка проектов детьми, педагогами и родителями.

 

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов (по целевой установке):

• исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, журналов наблюдений, драматизации;

 

• ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, организация выставки, мини – музея, составление буклетов на значимую тему и др.);

 

• творческие(оформление результата в виде детского праздника, спектакля)

 

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

 

Значимы и другие виды проектов:

• комплексные

• межгрупповые

• групповые

• проекты в рамках сотрудничества (с библиотекой, художественной школой)

 

По срокам реализации проекты подразделяются на:

краткосрочные (одно или несколько занятий),

средней продолжительности (один - несколько месяцев),

долгосрочные (на учебный год).

 

Длительность конкретного проекта находится в прямой зависимости от решаемых задач и от учёта психофизиологических особенностей детей (так как у детей, например, 2-ой младшей группы, преобладает чувственное восприятие, то и предлагаемые им проекты – краткосрочные).

Основные этапы проектирования:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени

 

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• В каких источниках можно найти информацию;

• Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Проектная деятельность предполагает практический выход, т. е. итог работы. Педагоги проводят ее в форме:

• презентации;

• создание тематических альбомов;

• организации праздников и развлечений;

• выставка рисунков, поделок;

• организация игр-драматизаций, театральных постановок;

• оформление мини-музеев;

• выпуск стенгазет, буклетов, памяток;

• игры-импровизации с педагогами и родителями;

• организация пресс-конференций с родителями и педагогами.

Таким образом, образовательное проектирование в дошкольном учреждении используется как педагогическая технология, направленная на развитие познавательной и социальной сферы детей.

 

 

Литература:

1. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010

2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005