Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Конспект занятия "Сказочная гжель"

МАУ ДО "Центр детского творчества города Аткарска Саратовской области"

Конспект занятия "Сказочная гжель"

Педагог дополнительного образования: Кибкало Ирина Владимировна

 

Занятие в объединении «Художественная вышивка»

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Тема «Сказочная гжель»

Тип занятия: комбинированное

   Цель: создать условия для формирования умения вышивать в технике «простой крест» по мотивам гжельской росписи.

Задачи:

  1. Формирование представлений о народном промысле «Гжель», познакомить обучающихся с искусством гжельских мастеров;
  2. Формирование умения вышивать в технике «крест» элементы гжельской росписи;
  3. Развитие интереса к вышивке;
  4. Развитие умения  выполнять предлагаемые задания в  группе, находить необходимую информацию в разных источниках;
  5.  Развитие умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, развитие умения слушать собеседника, вести диалог;
  6. Формирование понимания исторических традиций ремесел, чувства гордости за свою родину, российский народ;
  7.  Формирование положительного отношения  к труду людей ремесленных профессий, мотивации к творческому труду;
  8. Формирование эстетических потребностей.

 

Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, приемы технологии развития критического мышления, диалог, игровые технологии, ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии.

 Оборудование для педагога: ПК, презентация, мультимедийный проектор, магнитные картинки с изображением предметов народных промыслов, стенд с вышивками образцов изделий с гжельской росписью.

Оборудование для детей: листы с напечатанным текстом, кусочки канвы, нитки мулине белого, темно-синего, синего, голубого цвета, ножницы, игольницы с иглами, схемы с узором гжельской розы( схемы подобраны дифференцированно по объему рисунка).

 

Ход занятия:

  1. Самоопределение к деятельности

Педагог предлагает из слов, представленных на слайде собрать  пословицу, которая  станет девизом  занятия ( слайд №1)

Люби дело, мастером будешь (слайд№2)

Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо — мастеров, прославляющих красоту родной земли!

Ребята знакомились на занятиях  с изделиями народных мастеров, народными промыслами, вышивали элементы росписи, делали поделки по мотивам народных промыслов. Педагог просит  вспомнить эти промыслы.

 

  1. Актуализация знаний. Фиксация затруднений.

На магнитной доске прикреплены   картинки с изображением предметов народных промыслов.

Педагог предлагает распределить  картинки на  группы по видам народных промыслов и объяснить по каким признакам это сделали.

Получаются следующие группы:

1дымковская игрушка (называют элементы росписи)                                         

 2. филимоновская игрушка (называют отличительные особенности)       

3.городец (называют  признаки)

 4. хохломская роспись(называют)

Проверяется, что получилось. Ребята называют каждую группу и объясняют

 по каким признакам  распределяли на группы.

Остается одна картинка с изображением предмета с гжельской росписью.

Педагог спрашивает, знаком ли ребятам этот промысел? Если да, то что они об этом знают? Если нет, то что бы им хотелось об этом узнать? Педагог предлагает назвать тему занятия. ( называют) Слайд №3     

  1. Постановка учебной задачи

Педагог спрашивает, на какие вопросы ребята  хотели бы получить ответы,  знакомясь с этим промыслом и просит сформулировать вопросы. Слайд №4

  1. Почему промысел называется «гжель»?
  2. Где зародился промысел?
  3. Чем художник расписывает изделия?
  4. Какой цвет используется в росписи и как он называется?
  5. Основные элементы росписи.
  6. Какие изделия делают мастера?
  7. Что любят изображать на своих изделиях мастера?
  8. Научиться вышивать элементы росписи(гжельскую розу)

А ответить на интересующие вас  вопросы поможет текст. Детям предлагается прочитать текст и подготовить ответы на вопросы после текста. Дети поделены на две группы: первая читает текст №1, вторая – текст №2.

  1. Открытие нового

 

Текст №1

Город Гжель расположен недалеко от Москвы. 500 лет назад это была деревенька. Рядом была река – Гжелка. Здесь и возник старинный народный промысел. Слово “Гжель” пришло из  старины, в название вкладывался определенный смысл “ Жечь”, “ Обжигать”. В Гжели издавна добывали белую глину.

Поначалу из нее делали кирпичи, а потом стали производить посуду. Глиняная посуда, обожженная в печи, называется керамика. Ребята, запомните: майолика, фаянс, фарфор — все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. Украшалась посуда сначала разными оттенками и называлась гжельской майоликой, а затем стала расписная гжель сине – голубая.

 Но, гжель – это не только посуда(кружки, тарелки, кувшины). Это и вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера-  цветочные горшки, люстры, подсвечники.

Ответьте на вопросы:

1.Где зародился промысел? Почему он так называется?

2. Что такое керамика?

3. Что такое майолика, фаянс, фарфор?

4.Какие изделия делают мастера?

Текст №2

 

 В Гжели преобладает белый и синий цвет – кобальт.  Почему гжельские мастера выбрали для своих изделий сине-белый цвет?

 Потому что считают, что у них в деревне самое синее небо и самые белые облака. Сами мастера любят говорить, что небо у них синее - синее. А само слово Россия переливается белой росинкой на синей от тумана траве.

Гжельский узор – растительный.

Гжельские мастера любят изображать цветы, гжельскую розу, птиц, животных, сценки из жизни людей. Художники используют кисть, а прием работы кистью – мазок,   и  следующие элементы гжельской росписи: капелька, точки,  сеточка, прямые линии, волнистые, дугообразные, агашка-гжельская роза)

 

Ответьте на вопросы:

  1. Какой цвет используется в росписи? Как он называется?
  2. Чем художники расписывают посуду?
  3. Как называется прием работы кистью?
  4. Назовите  элементы гжельской росписи?

 

Детям дается время на прочтение текста, далее идет  беседа по тексту, сопровождаемая слайдами. Когда проверяется работа первой группы, вторая слушает и наоборот. (Работа с текстами сопровождается демонстрацией слайдов).

Гжельскую розу часто называют и по-другому — агашкой.

История этого названия такова. Роспись по фарфору в основном выполняли наделенные художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка».

  1. Проверка знаний

Кроссворд «Петух» ребята разгадывают в группах и проверяют себя сами.

 1.Название промысла.

2. Любимый цвет гжельских мастеров.

3. Элемент росписи.

4. Инструмент художника.

5. Прием работы кистью.

6. Глиняная посуда, обожженная в печи.

( самоконтроль, сверяют с ответами на слайде).

Демонстрируется стенд с образцами вышивки в гжельской росписи. Вот что можно вышить по мотивам гжельской росписи! (рассматривают).

  1. Практическая работа

Это была теоретическая часть занятия. Делается  перерыв, разминка (упражнения для снятия статического напряжения, пальчиковая гимнастика для развития моторики).

А теперь ребята занимают свои места для выполнения практической работы. Заранее заготовлены для этого все необходимые принадлежности на столах: кусочки канвы, нитки мулине белого, темно-синего, синего, голубого цвета, ножницы, игольницы с иглами, схемы с элементами гжельской росписи. Перед началом работы вспоминаются правила техники безопасности при обращении с режущими и колющими предметами( иглы, ножницы). Дети вышивают.

  1. Итог занятия

 

Ребятам предлагается составить синквейн по теме «Гжель» в группах.

( проверяются синквейны)

8.Рефлексия.

На слайде:

 

 Закончите предложение

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Смотреть презентацию