Конспект занятия на тему "Особенности растительного и животного мира Хабаровского края"
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 78 г. Комсомольска-на-Амуре
Конспект занятия на тему "Особенности растительного и животного мира Хабаровского края"
Потькалова Марина Владимировна
воспитатель
Цель: обобщить представлениядетей об особенностях животного и растительного мирародного края.
Задачи:
1. Познакомить детей с топонимикой названия реки Амур. Углубить их представления об особенностях природы родного края, правилах поведения в лесу.
2. Закрепить умения выделять характерные признаки четырёх классов животных (насекомых, рыб, зверей, птиц),сравнивать и выделять существенные признаки хвойных деревьев, кодировать информацию в процессе игровой деятельности с моделями.
3. Развивать логическое мышление, оперативную память и речь детей в процессе решения проблемных ситуаций.
4. Воспитывать желание работать в парах, умение самостоятельно делиться на команды, чувство красоты и любви к природе родного края, стремление её беречь и охранять.
Оборудование к занятию:
- деревянная игрушка Ворон Метр (см. рис. 1),
- карта Хабаровского края,
- мультимедийный диапроекторс экраном,
- слайды с иллюстрациямиприродного ландшафта реки Амур,
Рис. 1. Ворон Метр.
- иллюстрация территории Хабаровского края с изображением на ней представителей коренных народностей Дальнего Востока,
- модели признаков, относящихся к рыбам, птицам, насекомым и зверям (см. приложение 1),
- аудиозаписьс фонограммой «звуки леса».
- резиновый мяч среднего размера.
Раздаточный материал на каждого ребёнка:
- развивающие игры В.В. Воскобовича «Прозрачный квадрат» и «Чудо-крестики» - 3 (см. приложение 2);
- карточки с изображением зверей и птиц, обитающих на территории Хабаровского края.
Предварительная работа с детьми:
- Беседа об открытии и освоении реки Амур и всего Дальнего Востока;
- Знакомство с животными и растительным миром Хабаровского края.
- Знакомство с моделями, обозначающими существенные признаки четырёх классов животных (птиц, зверей, рыб и насекомых).
- Выполнение для Ворона Метра заданий с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича.
- Опытно-экспериментальная работа по изучению свойств воды и льда.
Содержание занятия:
- Вводная часть занятия:
Педагог собирает детей вокруг себя в центре группы на ковре и привлекает их внимание деревянной игрушкой птицы:
- Ребята! Сегодня к нам снова прилетел Ворон Метр и снова хочет попросить у вас помощи. Ему сегодня утром сорока рассказала, что скоро у нашего края юбилей, но он так ничего и не понял – что за край, какой такой у него юбилей?А вызнаете? (воспитатель выслушивает ответы детей)
- А хотите узнать и помочь Ворону во всём разобраться? (согласие детей).
- Основная часть занятия:
1. Беседа с детьми:
- Ребята, поясните Ворону, что такое край? (Ответы детей: это место, где мы живём, где наш дом). Правильно, это место, где мы родились и живём.
- А как называется наш край? (Ответы детей:Хабаровский)
А кто из вас расскажет Ворону, почему он так называется? (Ответы детей:В честь Ерофея Павловича Хабарова, он первый рассказал о природе края)
- Ребята! А сколько вам лет? (Ответы детей: шесть лет).
- А как вы думаете, есть ли возраст у края, в котором вы живёте? (Ответы детей). А кто знает, сколько ему лет? (Дети называют варианты)
- А что такое юбилей? (Ответы детей: это праздник, большое событие).
Обобщение педагога: Ребята, сорока неслучайно Ворону про юбилей говорила. Скоро у нашего края действительно юбилей. Ведь в далёком 1938 году весь Дальневосточный край был разделён на дветерритории: Хабаровский край и Приморский край. С тех пор прошло 79 лет. Поэтому на следующий год 20 октября мы вместе с другими жителями нашего края будем отмечать большой праздник- 80-летие Хабаровского края.
Воспитатель (обращаясь к Ворону): - Ну теперь, Ворон, тебе понятно о каком юбилее тебе сорока говорила? (Ворон в руках педагога утвердительно кивает головой)А ты знаешь особенности природы Хабаровского края? (Ворон в руках педагога отрицательно кивает головой) А ребята, Ворон, знают!
Воспитатель (обращаясь к детям):
- Ребята! Давайте Ворону расскажем об особенностях природы Хабаровского края. Вы согласны? (дети соглашаются)Тогда пройдёмте к карте нашего Хабаровского края.
2. Работа с картой (см. рис. 2):
Дети подходят к карте и рассматривают её.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, какую большую территорию занимает наш край (показ воспитателяна карте).
- Ребята, а каким цветом она изображена? (ответ детей: тёмно-зелёным). А как вы думаете, почему? (ответ детей: леса занимают большую часть территории)
Рис. 2. Хабаровский край.
Воспитатель: - А как вы думаете, что это за голубые змейки изображены по всей территории края? (ответы детей: это изображения рек)
Правильно, ребята, это изображение рек. По территории края протекает более 120 тысяч больших и малых рек. Давайте найдём на карте Хабаровского края самую большуюрекуи покажем её Ворону Метру!
Дети рассматривают реки на карте и находят реку Амур. Воспитатель предлагает им самим прочитать название реки.
Воспитатель: Правильно ребята, это река Амур. Широкой лентой голубой наш край Амур пересекает… Это самая большая рекав Хабаровском крае.Её длина 4444 км. Амур – одна из красивейших рекнашей России. Давайте с вами отправимся в виртуальное путешествие по реке и полюбуемся её красотой, посмотрим, какою чудною природой река окружена! (согласие детей)
3. Выбор воспитателем с детьми средства для «путешествия» по реке:
- Ребята! А на чём можно отправиться в путешествие по реке? (Ответы детей: на лодке, на катере).
- Ребята, а как же нам отправиться в путешествие?У нас же нет в детском саду ни лодки, ни катера. Ребята, что можно сделать?
Воспитатель выслушивает предложения детей и анализирует их вместе с детьми:
- построить на полу лодку из крупного деревянного конструктора (вариант хороший, но детей много и всем места не хватит);
- нарисовать лодку (возможный вариант, но тогда надо ждать, когда краска на рисунках высохнет, а у нас нет столько времени);
- заказать катер (тоже хороший вариант, но это очень дорого и дети не смогут оплатить);
- смастерить корабль из бумаги (хороший вариант, но бумага может в воде размокнуть, дети тогда утонут);
- построить каждому ребёнку для себя волшебную лодку из элементов игры «Прозрачный квадрат», ведь это Нетающие льдинки озера Айс, а лёд плавает и можно на нём, как на лодке путешествовать (хороший, быстрый и доступный для детей вариант).
Воспитатель предлагает детям свой «лучший» вариант – построить подводную лодку.Дети анализируют данный вариант и вместе с педагогом приходят к выводу, что, изо льда подводную лодку сделать нельзя, лёд не тонет в воде. И, кроме этого, если путешествовать под водой, нельзя будет полюбоваться красотой природы. Поэтому данный вариант им не подходит.
Вместе с детьми воспитатель принимает решение – построить каждому ребёнку для путешествия «волшебную лодку» из Нетающих льдинок озера Айс.
4. Самостоятельное конструирование детьми рельефного изображения лодки (см. фотографии на рис. 3, 4):
Воспитатель (обращаясь к детям):
- Ребята, подходите к столам, берите наборы игры «Прозрачного квадрата» и приступайте к постройке «волшебной лодки».
Дети выкладывают изображение лодки(см. фотографию процесса работына рис. 3). При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения в выкладывании рельефного изображения.