Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Конспект урока в 5 классе по истории «Завоевательные походы Александра Македонского»

МБОУ средняя общеобразовательная школа

пос. Санболи Амурского муниципального района Хабаровского края

 

Урок в 5 классе "Завоевательные походы Александра Македонского"

 

Белозерова Марина Васильевна

учитель истории и обществознания

 

 

Тема

Поход Александра Македонского на Восток

 

Цели:

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков — патриотов)

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

 

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах.

Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления) научить выявлять причины, позволившие ему прославиться. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.

 

УУД

- Личностные УУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из

различных источников, сверять её с практикой.

- Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее

место; определять цель выполнения заданий на уроке,

определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия. Выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной ситуации

- Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

- Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст

учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия. Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (таблица,

кластер, синквейн).

Планируемые

результаты

(предметные)

 

1. углубление знаний учащихся по истории Древней

Греции;

2. Знание причин: ПОЧЕМУ Александр Македонский

ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

 

Основные

понятия

 

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга,

монархия, царь ФилиппII, Аристотель, Александр, Дарий III?

Филиппики.

Ресурсы

карта «Поход Александра Македонского на Восток», учебник

«История Древнего мира» для 5 класса, презентация к уроку, проектор; раздаточный материал (задания); лист ватмана, фломастеры.

 

Тип

урока. Формы

урока /

методы

 

Тип урока: урок развития компетентностей

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа

Методы: словесный, наглядный, практический. Учебный мозговой штурм

Технология /приёмы

Технология развития критического мышления через чтение и

письмо. Чтение исторической карты с опорой на легенду.

Приёмы: «Мозговой штурм».

 

 

Основные даты: 334-324 гг. – поход греко-македонского войска на Восток,

                               334 год до н.э. – битва на реке Граник,

                               333 год до н.э. – битва близ города Исс,

                               331 год до н.э. – битва у селения Гавгамелы,

                               327 год до н.э. – поход Александра в Индию,

                               324 год до н.э. – завершение похода в Вавилоне.

Конспект  урока

  1. МОТИВИРОВАНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Чтобы урок доставил вам удовольствие, давайте улыбнемся друг другу, обменяемся положительными эмоциями. Желаю вам плодотворной работы на уроке.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Посмотрите на доску и скажите «Что вы видите?» Учебник 5 класса на котором изображен А.Македонский.

Так часто мы концентрируемся на мелочах и не замечаем большего. Видим в учебнике дату или историческую личность и не ведаем всей глубины исторических процессов. Сухие факты запоминаются плохо, поэтому мы с вами сегодня попробуем оживить историю.

 На столах у вас лежат листы самооценки, прошу их подписать и на протяжении  урока  заполнить каждый свой лист. В конце урока листы самооценки сдадите мне.

Дз.П. 36 стр 195-199, по выбору: составить исторический портрет А.Македонского по плану, для любознатель­ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

.- Что изучали на прошлом уроке? (Возвышение Македонии.)

- Где расположена Македония? ( на севере Балканского полуострова) Покажите на карте Македонию

- Почему Македония превратилась в сильное государство?( в середине  4 в. до н.э. во главе Македонского государства, маленькой небольшой страны, располагающейся на Балканском полуострове, встал мудрый и энергичный  царь Филипп. Филипп прибрал к рукам Амфиполь, где находились золотые рудники. После этого в Македонии начали чеканить золотые монеты. На эти деньги была создана сильная армия. Основой её стала македонская фаланга. Помимо этого была создана сильная конница. Служили в ней знатные македоняне. И конечно же, царь понимал важность военного флота. В стране было налажено строительство кораблей, а также осадных и метательных машин.)

- Чем македонская армия отличалась от греческой? (Греческая фаланга меньше, чем македонская.  Состояла фаланга  из тяжеловооружённых воинов и строилась в 16 рядов. Каждый воин был вооружён длинным копьём. Дальние ряды имели более длинные копья, а передние более короткие. Поэтому фаланга представляла собой ощетинившуюся острыми наконечниками боевую единицу. Она сметала всё на своём пути. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев.)

-Почему аристократы многих греческих полисов были готовы признать власть Филиппа II? ( Аристократы осознавали, что если вовремя не встать на сторону Македонии, это может для них плохо кончиться, так как Македония решила захватить своих врагов. Так же некоторые аристократы сами открыто поддерживали его политику)

- Интересы каких слоёв общества защищал Демосфен, призывая к борьбе с Филиппом II? (Демосфен защищал интересы простого народа (демоса).

Он был пламенным патриотом Афин и непримиримым противником македонского царя. Он призывал свой народ объединиться против общего врага. Неустанно разоблачал захватнические планы Филиппа. Греки считали его лучшим оратором. Впоследствии его гневные и пламенные речи получили название филиппика.)

- Какое значение в истории Древней Греции  имела битва при Херонее?

(Битва при Херонее в истории Древней Греции имела огромное значение.

Проиграв эту битву, они остались свободными. Это был тактический замысел

Филиппа 2. Ему было важно, чтобы греки сами добровольно признали его власть.

Через год после этой битвы Филипп 2 созвал делегации греческих полисов на съезд

в Коринф. Там, якобы, сами греки приняли важные решения в пользу Македонии, а

именно:

1)  Все греческие полисы теперь объединялись в союз под председательством Филиппа 2;

2) Отныне войны между полисами запрещались;

3)  Теперь все греческие полисы готовились к войне с Персией.

4) Филипп возглавил войска Греции и Македонии.)

- Можно ли считать Филиппа объединителем Греции? (Да)

-При каких обстоятельствах пришел к власти сын Филиппа 2 Александр? (Политическое убийство)

Учитель: И был у Филиппа сын, который уже с ранних лет проявил себя видным полководцем.

Вопрос: Как звали этого человека и в какой битве он себя впервые проявил? (Александр в битве при Херонее)

Учитель: Верно. 

3. Целеполагание, постановка проблемы:

Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему. Посмотрите на экран и попробуйте

сформулировать тему урока.

Фильм Завоевания Александра Македонского - 2мин.

Александр верил, что сможет завоевать весь мир. Надо знать древнюю географию, которую преподавал юному Александру Аристотель. Он верил, что суша со всех сторон окружена океаном. Поэтому А. предполагал, что перейдя Инд, он через несколько дней марша достигнет океана на восточной стороне известного ему мира. Главным побудителем для Александра теперь была мечта назвать себя повелителем мира.

 В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорад­ки, не осуществив всех своих планов.

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока ( "Завоевания Александра  Македонского", А.Македонский завоевал полмира и т.п.). Запишем тему в тетради.

Поставим цель и задачи. Предлагаю алгоритм и предлагаю самостоятельно сформулировать цель нашего урока с помощью приема домысливания:

-Знакомство с …

-Изучение…

-Выявление причин…

-Определение…

Задачи:

Выявить… причины (позволившие А.М. завоевать Персидскую державы)

Изучить… ход завоевательных походов А.М., основные сражения

Объяснить…

Проанализировать…

 

Давайте с вами посмотрим на карту (Презентация)

– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?

Действия учеников - Маленькая. Малочисленную

Запись на доске, дети в тетради

1-й факт:

Армия македонцев малочисленная. (с)

Учитель:

– Что на карте обозначено коричневыми, зелеными и светло-коричневыми стрелками?

– Что можете сказать о результатах этих походов?

Ученики:

– Завоевательные походы Александра Македонского.

– Завоевано полмира.

2-й факт:

Александр Македонский завоевал полмира(с)

– В чём противоречие?

– Какой возникает вопрос?

Ученики: Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

4.ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:

– Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

– Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу?

Учитель:

Почему Александр Македонский завоевал полмира? Есть у вас версии, предположения?  (Ответы учащихся учитель записывает на доске)

Личностные качества

хорошо подготовленное войско

слабость и разобщённость персидского войска

( Персидская держава была уже не столь могущественна, как при Дарии I и Ксерксе. Великую монархию ослабили внутренние распри и восстания покорённых народов.

Хитрый владыка Македонии нашёл уважительную причину для похода на Восток. Он торжественно объявил, что хочет отомстить за сожжение Афин и других греческих полисов. Однако подлинные причины были совсем другими. Завоевателей манили сказочные богатства восточной страны. Не нужно также забывать, что население Эллады росло, поэтому всё острее становился вопрос о новых жизненных пространствах.)

5.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

- Проверим насколько верны ваши предположения и подведем итог в конце урока

Предлагаю провести путешествие по следам Александра Македонского.

5.1 ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Родился А.М. 356 г. до н. э. И прожил он всего 33 года.

Задание: Посчитайте, в каком году умер А. М. (356-33=323)

Учитель: Верно. Давайте запишем даты его жизни: 356-323 гг.до н.э.

Задачка: Посчитайте, сколько лет назад родился А.Македонский? (2019+356=2375 лет назад)

Деление класса на 4 группы, работа в группах: каждая группа схематически опишет часть похода А.Македонского на Восток. По окончании работы оратор группы выступает, при необходимости по решению команды выходят и помощники оратора. В результате работы групп у нас должна получиться целостное представление о завоеваниях А.Македонского.

5.2.

Приложение 1

 Составьте кластер или схему по данному тексту

НАЧАЛО ПОХОДА

    Назначив Антипатра своим наместником в Европе, Александр во главе соединённых сил Македонии, Греции и союзных фракийцев выступил в поход против персов. В мае 334 до н. э. он переправился через Геллеспонт в Малую Азию.

Первое сражение с войсками персидских сатрапов произошло на реке Граник в 324г недалеко от Трои:«Ворота в Азию». В битве при Гранике отряды сатрапов, преимущественно конные (числом до 20 тысяч), были рассеяны, персидская пехота разбежалась, а греческие гоплиты-наёмники были окружены и истреблены (2 тысячи взято в плен). Большинство малоазийских городов добровольно открыло ворота победителю, в том числе г. Сарды столица Лидии и г.Гордий столица Фригии..

Сопротивление оказали прибрежные Милет и Галикарнас, где находились сильные персидские гарнизоны, и где скопились уцелевшие после сражения при Гранике войска сатрапов. Особенно долго и упорно сопротивлялся Галикарнас, но после нескольких штурмов был оставлен гарнизоном . В течение 334 до н. э. и до осени 333 до н. э. Александр покорил всю Малую Азию. У А. Македонского было особое умение, наблюдая за местностью он выбирал самую успешную тактику для именно этого участка, где он собирался сражаться. СОБИРАЛ СВОИ ВОЕННЫЕ СИЛЫ В КУЛАК И БИЛ В СЛАБОЕ МЕСТО ПРОТИВНИКА. Кроме того Александр Македонский  использовал тактические новинки. В каждом своем сражении он выбирал иную тактику, чем раньше.

Приложение 2

Составьте кластер или схему по данному тексту

Едва выйдя за пределы Малой Азии из Киликии, Александр под Иссами столкнулся в сражении с персидским царём Дарием III в ноябре 333 до н. э. Местность благоприятствовала Александру, огромное войско персов оказалось зажатым в узкой теснине между морем и горами. Меньше часа продолжалась битва при Иссе. Равнина была завалена трупами персов, а среди македонцев потери были невелики, погибло 500 человек. Сразу после битвы А.Македонский захватил повозки Дария III огромную сумму в 3 тысячи талантов, которая решила его финансовые проблемы. Персия больше не смогла обратиться за греческими наемниками, а А.Македонский занял все финикийское побережье. Регион, который обеспечивал раньше персам военную мощь. После Иссы, Персия осталась без флота. Победа при Иссе открыла македонянам путь на юг. Александр, огибая побережье Средиземного моря, направился в Финикию с целью покорения прибрежных городов и лишения мест базирования персидского флота. Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены Александром.

Приложение 3

Составьте кластер или схему по данному тексту

Из городов Финикии только неприступный Тир, расположенный на острове, отказался признавать власть Александра. Финикийцы считали, что их город непреступен. Но они ошибались.  Для А.Македонского было жизненно необходимо захватить Тир и другие финикийские города, потому что это была часть древнего мира, которая обеспечивала морскую военную мощь Персии. И прежде чем преследовать Дария III на востоке, надо было нейтрализовать персидскую военную силу. Взятие Тира было самой крупнейшей операцией того времени. Степень подготовки македонских военных и работа инженеров заслуживает восторга. Были построены громадные осадные башни. А. Македонский приказал построить дамбу между материком и островом Тир. Это был серьезный инженерный проект. Дамба получилась длиной 100м. и шириной 3 м. Когда дамба была построена, А.Македонский ворвался на о. Тир с дамбы и с моря.  В  июле 332 до н. э. после 7-месячной осады неприступный город-крепость пал после штурма с моря. С его падением персидский флот на Средиземном море перестал существовать. Тир же заплатил за свое неповиновение огромную цену. Тысячи жителей были убиты во время штурма, 30 тысяч проданы в рабство, 2 тысячи распято. Город был разграблен.

После Финикии Александр продолжил путь к Египту через Палестину, где ему оказал сопротивление город Газа, но и он был взят штурмом после 2-месячной осады.    

Египет, вооружённые отряды которого были уничтожены в битве при Иссе, был сдан без всякого сопротивления. Александр мудро отнесся к египтянам, не касался местных обычаев и религиозных верований, в целом сохранил систему управления Египтом, расположил там македонские гарнизоны. В Египте Александр пробыл полгода с декабря 332 до н. э. по май 331 до н. э . Там он основал город Александрию. Впервые Александр стал распространять о себе слух, прежде всего для местного населения, о том, что приходится сыном Зевсу, главному богу.

Укрепившись достаточно на завоёванной территории, Александр решил углубиться в неизведанные для греков земли, в центральные области Азии.

Приложение 4

Составьте кластер или схему по данному тексту

1 октября 331 г до н.э. – битва при Гавгамелах. Дарий III имел секретное оружие – колесницы с лезвиями на колесах. Македонцев было меньше персов. Выбрали равнину для битвы. Дарий, несмотря наперевес сил, потерпел поражение. А.Македонский 120 км преследовал бежавшего Дария. 40 тысяч персов уничтожено при Гавгамелах. Дарий оказался без войска. А.Македонского провозгласили царем Азии. А. Македонский продолжал преследовать Дария. В 330 году в г. Персеполь Александр захватил невиданные богатства, хранившиеся там. В 300 раз они превышали годовой запас Греции. Тактика Македонского поменялась, теперь он вел усмирительные операции в Персии.

Последняя военная операция – в Индию. В начале лета 327 г до н.э. 3 тысячи пехотинцев и 6300 всадников двинулись дальше на восток. В мае 326 г до н.э. Произошла битва на р. Гидасп. Путь Александру преградил индийский раджа Пор, он заблокировал путь по р. Гидасп. Александр тайно пошел вверх по течению и под проливным дождем ночью пересек ее. Раджа Пор послал своего сына с 200 всадниками разведать переправу, а А.Македонский их разбил. Сын Пора погиб в схватке. Пор начал сражение. В битве со стороны раджи участвовали сотни слонов. Но Александр не испугался. Он приказал бить по погонщикам слонов. Без погонщиков слоны бежали с поля боя. Битва была проиграна.

Александр планировал продолжить поход, но войска не желали больше воевать. Воины устали и хотели вернуться домой, к своим семьям. Поход был объявлен оконченным. В 324 году до н.э. армия А.Македонского вернулась в Вавилон. 10 летний поход завершился.

4. Систематизация  знаний.

Учитель:

Возьмите  игровое поле. Чтобы дать правильный ответ, вы должны назвать адрес ячейки. Тот, кто первый поднимает руку, отвечает и на ленте времени отмечает событие.

 

1

2

3

а

334-324 гг. до н.э.

 333 год до н.э.

334 год до н.э

б

331 год до н.э.

327 год до н.э.

324 год до н.э.

в

Демосфен

Филиппика

Александрия

– поход греко-македонского войска на Восток ( А1)

 – битва на реке Граник (А3),

– битва близ города Исс (А2)

 – битва у селения Гавгамелы (Б1)

 – поход Александра в Индию (Б2)

– завершение похода в Вавилоне (Б3)

-пламенный патриот Афин, непримиримый противник македонского царя (В1)

-золотая монета в Македонии, а также гневная и страстная речь оратора (В2)

-город, основанный на берегу Средиземного моря Македонским (В3)

334-324 гг. – поход греко-македонского войска на Восток,

334 год до н.э. – битва на реке Граник,

 333 год до н.э. – битва близ города Исс,

 331 год до н.э. – битва у селения Гавгамелы,

 327 год до н.э. – поход Александра в Индию,

324 год до н.э. – завершение похода в Вавилоне

пламенный патриот Афин, непримиримый противник македонского царя –(Демосфен)

-золотая монета в Македонии, а также гневная и страстная речь оратора( филиппик)

-город, основанный на берегу Средиземного моря Македонским (Александрия)

Задание: составить синквейн по теме «Александр Македонский»

Существительное, тема синквейна

3 прилагательных

2 глагола

Фраза или предложение по теме

Существительное по теме синквейна

(Зачитывают 2 синквейна)

Учитель:

– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать? Продолжите фразу "Он хотел завоевать весь мир..." (а  завоевал А.Македонский полмира) Александр Македонским завоевал полмира благодаря…. чему?

Ученики:

Примерный вывод по проблеме:

– Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту.

В итоге делается общий вывод, что Александр Македонский выдающийся полководец, создавший обширную державу, но, начав свою деятельность, как просвещенный монарх закончил ее как деспотичный правитель. Плюсом его достижений является попытка объединить достижения Запада и Востока в различных сферах человеческой деятельности, а минусом – то, что он так и не сумел создать эффективную систему управления обширным государством, и его держава распалась после смерти Александра (учащиеся называют их).

5. Информация о домашнем задании. Рефлексия

Дз.П. 36 стр 195-199, по выбору: составить исторический портрет А.Македонского по плану, для любознатель­ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

Какие задания показались вам самыми интересными?

Что не понравилось ?

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

- Урок закончен, до свидания.

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ________________________

 

Оценка ученика

Оценка учителя

Проверка домашнего задания (+/-)

 

 

Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели, задач (+/-)

 

 

Участие в изучении новой темы (работа с учебником/ текстом, выступление, решение задач, ответы на вопросы, дополнение ответов) (+/-)

 

 

Работа в группе ( помогал, высказывал свое мнение, участвовал в обсуждении, выступал с сообщением) (+/-)

 

 

Анализировал, обобщал, делал выводы(+/-)

 

 

Я понял тему и смогу ее рассказать друзьям и родителям (да/нет)

 

 

Ожидаемая отметка( 5, 4, 3)

 

 

 

 

____________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ________________________

 

Оценка ученика

Оценка учителя

Проверка домашнего задания (+/-)

 

 

Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели, задач (+/-)

 

 

Участие в изучении новой темы (работа с учебником/ текстом, выступление, решение задач, ответы на вопросы, дополнение ответов) (+/-)

 

 

Работа в группе ( помогал, высказывал свое мнение, участвовал в обсуждении, выступал с сообщением) (+/-)

 

 

Анализировал, обобщал, делал выводы(+/-)

 

 

Я понял тему и смогу ее рассказать друзьям и родителям (да/нет)

 

 

Ожидаемая отметка( 5, 4, 3)