Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Конспект открытого занятия: «Знатоки природы»

МБОУ «Мещеринская СОШ №1» Ступинского муниципального района Московская область

 

Конспект открытого занятия: «Знатоки природы»

 

 

Кравчук Лариса Николаевна

учитель начальных классов

 

 

 

Викторина «Знатоки природы»

 Цель:   

  • Формирование у детей экологической культуры и уважительного отношения к миру природы

Задачи:

  • Прививать ученикам бережное отношение к природе;
  • Работать над основными аспектами влияния человека на природу;
  • Развитие экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью.

Предметные результаты:

  • участвовать по мере сил в охране природы;
  • иметь представление об экологии.

Метапредметные результаты:

  • высказывать предположения о том, что такое экология;
  • рассказывать по рисунку (экологическим знакам) о природе — нашем зелёном доме;
  • выражать своё отношение к природе в собственном рисунке (экологическом знаке);
  • в сотрудничестве с одноклассниками  организовывать поисковую деятельность по изучению законов экологии.

Личностные результаты:

  • понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы.

Познавательные:

  • ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема), наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

Оборудование: презентация по теме «Экологический календарь»; «Лес – бесценное богатство», карточки; карандаши; кормушки для птиц; плакаты «Береги лес», рисунки детей «Береги природу», звуки музыки «Природа и лес», фонограмма  песни  на мотив «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…», название песни «Пусть всегда светит солнце».

Ход мероприятия

«Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие

 разорять современный мир, происходят от нежелания

человека считаться с законами природы, от нежелания

понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю.

Ж. Дорст»

Вступительное слово учителя:

Есть на земле огромный дом.  

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,  

Всегда ты будешь в нём

 ПРИРОДОЮ родной земли,

 Зовётся этот дом.

 

 

Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа!

Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые,  и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений.

Хотите ли вы спасти свою планету? (участники отвечают)

А знаете ли вы главные беды Земли? (участники отвечают)

Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

Ребята, а вы знаете, что 21 марта проводится Международный день Леса.  Послушайте пожалуйста стихотворение о лесе.

Стихотворение «Не надо мусорить в лесу!»

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!

 

Как легко нам нарушить можно…

Подрастая  я понимаю –
То есть чувствую наверняка,
Как прекрасна Земля родная,
И насколько она хрупка.

Как легко нам разрушить можно
Мать – природу, Россию, дом,
То, что создано было сложным,
Непосильным людским трудом.

Ведь природа на самом деле –
Очень сложный живой организм.
Если что – то затронуть еле
То нарушится весь организм.

Каждый камушек, каждая ветка,
Для чего – то природе нужна.
Если вовремя ей поможем –
Нам добром отплатит она.

Сегодня мы отправимся  в путешествие по планете Земля и  проведем экологическую игру – викторину «Знатоки природы» Мы с вами побываем: на речке, в поле, в лесу и на поляне. Вы будете вести наблюдение за животными и птицами. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

У нас сегодня участвуют в викторине  две  команды 1 «А» и 1 «Б» класса с одинаковым количеством участников. Каждая команда придумывает  название и девиз связанный с природой.

Давайте вспомним правила работы в командах.

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри, но за плохое поведение они могут лишить  команду балла.

Путешествие началось. Желаю вам удачи.

  1. Первая станция. «Узнай растение».

- Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1. Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунет ветерок – остался стебелёк. (Одуванчик)

2.Как называется дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки? (Лиственница)

3.Какой газ необходим для дыхания растений? (кислород)

4.Как называется растение, которое жжётся? (Крапива)

5. Первый весенний цветок (подснежник)

 6. Какая ягода самая большая? (арбуз)

 

7. Как называется растение - никто не пугает, а вся дрожит? (Осина)
8. Какая ягода не боится снега? (Клюква, брусника, калина, рябина)
9.Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза)

10. Какая самая высокая трава? (Бамбук)

В первом туре «Узнай растение» победила команда …, второе место заняла команда…

 

 Вторая станция  «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

1.      Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

2.      Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

3.      Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

4.      Осина, липа, дуб, ель. Так как …

5.      Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6.      Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

7.      Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

8.      Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.                                                                   Загадки:

1.      Русская красавица, 
Всем нам очень нравится. 
Бела она, стройна, 
Одежда зелена. (Береза).

2.      Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3.      Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал. 
Год прошел – и деревцем 
Маленьким он стал. (Желудь).

4.      Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).

5.      Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет: 
Листья – звезды яркие, 
Золотые, жаркие. (Клен).

6.      Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет. 
Круглые листочки, 
Светлые цветочки. 
Вкусен, сладок их нектар... 
Кто-то дерево узнал? (Липа).

7.      Что за дерево такое 
Угощает снегирей? 
Снег стоит, трещат морозы, 
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

 

 

  1. Я -  капелька лета

            На тоненькой ножке.

            Плетут для меня кузовки и лукошки.

            Кто любит меня,

           Тот и рад поклониться,

           А имя дала мне родная землица.

                                              (Земляника)

 

Во втором  туре «Четвёртый лишний» победила команда …, второе место заняла команда…

-Продолжим с вами путешествие и оправляемся  с вами в царство животных.

Третья станция «Царство Животных»

 «Лесные загадки».

Ребята, что человек делает для сохранения животного мира?

Скажите, а кто знает, когда день защиты животных? (4 октября)

1.      Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

2.      Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

3.      Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

4.      Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

5.      Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

6.      У кого на сучке кладовая? (У белки).

7.      Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

8.      Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

9.      Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

Подскажите, когда всемирный день воды? (22 марта)

Следующие задания будут связаны с водой.

10.  Есть на речках лесорубы 
В серебристо-бурых шубах 
Из деревьев, веток, глины 
Строят прочные плотины. (Бобры).

11.  Скачет зверюшка: 
Не рот, а ловушка. 
Попадут в ловушку 
И комар, и мушка. (Лягушка).

12.  Над рекою он в полёте, 
Этот чудо-самолётик. 
Над водой парит он гладкой, 
На цветке его посадка. (Стрекоза).

13.  На спине я дом ношу, 
Но гостей не приглашу: 
В костяном моём дому 
Место только одному. (Черепаха).

 

14.  Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно – 
Укусит. Ясно? (Змея).

15.  Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).

Экологическая мини сценка

Добрыня Никитич (глядя из-под ладони): Эх, полюшко-поле... Ни живо ни мертво ты стоишь, будто после побоища...

Илья Муромец: Тут что-то написано: Налево пойдешь - на химзавод попадешь... Направо пойдешь - в запретной зоне пропадешь..., прямо пойдешь - на бездорожье костей не соберешь... Ну и заехали мы!

Алеша Попович: Глядите, туча черная над полем стелется - не к добру это! Неужели силы темные на Русь напасть хотят? Защитим, братцы, землю-матушку!

Добрыня Никитич: Погоди, не горячись, Алеша! То не туча ворогов застит небо. А дым тепловой станции.

Илья Муромец: А скажи-ка, Добрыня Никитич, отчего мертво поле это?

Добрыня Никитич: Оттого, что много лет шла на этом поле битва. И звалась эта битва - битва за урожай. Всю-то ее, землю-матушку, пестицидами и нитратами замучили, а теперь вот и атомом, радиацией...

Алеша Попович: Это что же! Зря, значит, мы, богатыри, поля эти у врагов отбирали, кровушкой своей поливали?

Илья Муромец: Нет, не зря, Алеша, а ну-ка, поворачивайте своих лошадей, поедем в Министерство охраны окружающей среды, вече соберем! Видать, опять наше время пришло - богатырское!
 

В третьем   туре «Царство животных» победила команда …, второе место заняла команда…

Продолжаем путешествовать  и отправляемся в царство грибов.

Четвёртая станция «Собери грибы»

(На полу разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

1.      Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2.      Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).

3.      Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).

4.      Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5.      У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6.      Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый). 

 

Молодцы ребята и в грибах вы хорошо разбираетесь.

Пока жюри подведет итоги четвертого тура и общий балл по всем станциям. Мы проведем конкурс «Собери пословицу». От каждой команды приглашаются по два человека. Задача конкурса из слов собрать пословицу.

Береги землю родимую, как мать любимую!

Молодцы!

Ребята, подскажите, когда День Земли? (22 апреля)

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее.

Стихотворение « Давайте вместе Землю украшать»

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Мой край родной
Мой милый край, мой край родной.
Земля родная под ногами –
Отдушина души людской –
Нам жизнь даёт под небесами.
И воздух здесь совсем иной,
Лишь здесь ты дышишь с полной силой –
Не нужно Родины другой,
Ведь жизнь в любви к земле родимой.
Порой закроешь вдруг глаза –
И вмиг пейзаж явится взору:
Речушек славных бирюза
И ивы над речушкой шорох…
Мой милый край, мой край родной –
Мои мечты ты приютила.
Я сердцем навсегда с тобой,
А мною движет твоя сила.

«Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

1.     Не жгите в лесу костры и не мусорьте!

2.     Не рвите цветы и не топчите траву!

3.     Не разоряйте птичьи гнёзда!

4.     Подкармливайте птичек зимой!

Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри.

И в заключении дети исполнят песню  на мотив «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…»)
«Пусть всегда светит солнце»
1 куплет.
Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака

Припев.
Этот мир был
Нам подарен
Миллионы лет назад
Сохранить природу нашу 2 раза
Просим всех ребят

2 куплет.
На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.

Припев:

А теперь пойдем,  повесим свои кормушки, и подкормим птичек зимой. 1 апреля Международный день птиц. Берегите природу.

Всем спасибо.