Конспект открытого урока по технологии в 5 классе. Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Путешествие в страну мастериц.
МБОУ "Тешинская средняя школа" Новашинского района Нижегородской области
Конспект открытого урока по технологии в 5 классе.
Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Путешествие в страну мастериц.
Баринова Ирина Александровна
Конспект открытого урока по технологии в 5 классе.
Игровые технологии на уроках обслуживающего труда.
Тема урока: Классификация одежды. Снятие мерок.
Задачи:
- Знакомство с историей создания одежды, с основными видами одежды;
- Формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности к работе;
- Обучение снятию мерок.
Цель: ознакомить учащихся с многообразием рабочей одежды, расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке, научить правильно выполнять снятие мерок с фигуры человека.
План урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Практическая работа
- Итог урока
Изучение нового материала:
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас,
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
Здравствуйте девочки. Рада встрече с вами. Спасибо. Итак, начинаем…
Сегодня мы с вами на уроке побываем в «Стране мастериц». В этом путешествии мы с вами заглянем в Мастерскую Золушки и там познакомимся с классификацией одежды, посетим озеро «Историческое», побываем в гостях у пчелки, которая научит нас снимать мерки с фигуры человека для построения чертежа фартука.
Первый этап нашего пути – «Мастерская Золушки».
Отгадайте загадки:
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошёл.
(Рубашка)
Нашли ноги сразу две дороги.
(Брюки)
Зимой греет, весной тянет,
Летом умирает, осенью оживает.
(Шуба)
- О чем идет речь? (об одежде)
- Что такое одежда?
– Для чего нужна человеку одежда?
Одежда - это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции (определение записывается в тетрадь).
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную, спортивную и форменную.
(Изобразить схематически на доске, девочки зарисовывают в тетрадь).
Одежда |
||||||
Бытовая |
|
Производственная |
|
Спортивная |
|
Форменная |
- повседневная - торжественная - домашняя - рабочая одежда |
|
- специальная - одежда медиков, продавцов |
|
- одежда для занятия спортом |
|
- форма милиционеров, военных, железнодорожников и др. |
(девочкам предлагается выбрать из предложенных вариантов рабочую одежду)
Вопросы:
- Для чего предназначена рабочая одежда?
- Что может входить в комплект рабочей одежды?
- Что такое комплект одежды?
Комплект одежды – это одежда, состоящая из двух и более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.
Из этого можно сделать вывод, что комплект одежды, состоящий из фартука и головного убора, можно рассматривать как рабочую одежду (если ее надевают для выполнения работ в бытовых условиях).
А для чего служит фартук?
Фартук – для приготовления пищи должен полнее закрывать фигуру, чтобы предохранить платье от загрязнения.
Требования к рабочей одежде:
- Одежда должна быть удобной для работы и соответствовать своему назначению.
- Головной убор должен закрывать волосы.
Перед вами Золушка, на ней нарядное платье, она ждет гостей, но еще не все готово. Давайте поможем Золушке встретить гостей в чистом платье, а для этого нам необходимо выполнить макеты фартуков. (зарисовка фартука в тетрадь)
Следующий этап – Озеро «Историческое».
Фартук… Что это? Каким он был, каким он стал?
Может быть, когда-нибудь в музеях,
Рядом с одеянием царей
Вывесят брезент и бумазею –
Мирные доспехи наших дней.
Ими завоевано по праву
Место в историческом ряду,
Ибо воздается честь и слава
В нашем веке фартуку.
(доклад ученицы 5 класса)
Третий этап – «Храбрая Портняжка»
Мы в гостях у храброй портняжки. И, что, мы видим, на столе у нее разбросаны различные инструменты. А для работы ей нужны только 3 инструмента. Мы должны ей помочь найти их, но для этого нужно отгадать загадки.
Отгадайте загадки:
- Неграмотный, а весь век пишет. (карандаш)
- Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит. (бумага, буквы)
- Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю,
Что - нибудь без меня
Начертить сумей-ка,
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?... (линейка)
Молодцы, девочки! И как вы уже, наверное, догадались, что на этом этапе нам понадобиться карандаш, бумага и сантиметр. Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 году французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 2 см. На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа.
Четвертый этап – «В гостях у Пчелки»
Мы с вами отправляемся в мастерскую к пчелке. Она научит нас, как правильно снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования фартука.
Скажите, а что такое «мерка»?
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (определение записывается в тетрадь)
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды.