Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Загадки птичьего мира" с детьми старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области «Центр развития ребенка детский сад №1»
Конспект
образовательной деятельности по развитию речи дошкольников на игровом материале с детьми старшего дошкольного возраста
Педагог-психолог:
Громцева Елена Валентиновна
г.Грязовец
2018 год
Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Загадки птичьего мира" с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей выделять признаки сходства и различия между птицами, путём сравнения, подвести детей к выводу, что у всех птиц есть общие признаки.
- Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы. Активировать и обогащать словарный запас.
- Развивать исследовательские способности детей, логическое мышление, познавательную активность, любознательность;
- Упражнять в умении намазывать аппликацию клеем.
Развивающие:
- Учить детей воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности. Развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно - образное мышление, целостность восприятия.
- Развивать координацию движений в динамических двигательных играх, способствовать оздоровлению детского организма.
Воспитательные:
- Воспитывать умение видеть красоту и многообразие птичьего мира. умение играть дружно, помогать друг другу.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Формы деятельности - совместная деятельность взрослого и детей.
Форма проведения: ситуация - игра
Предварительная работа: беседы, викторины, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение энциклопедий, дидактические игры («Найди птицу, непохожую на других», «Зимующие птицы»), сюжетно-ролевая игра «Птичий двор», рисование птиц, лепка из солёного теста и т.д.).
Материал и оборудование: дидактическая игра – «Что за птица», энциклопедии о птицах, цветная бумага для аппликации, силуэты птиц, картинки с изображением птиц, компьютер, диск с записью пения птиц, проектор, экран, мультимедийная презентация «Птичья феерия».
ТСО- компьютер, диск с записью пения птиц, проектор, экран, мультимедийная презентация «Загадки птичьего мира».
Словарная работа: путешествие, зимующие птицы, хищные птицы, гнездо, скворечник и т.д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Организационный момент
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Вот мы с вами и поздоровались. А теперь, дети, давайте поздороваемся с нашими ручками: «Здрав – ствуй - те» (хлопки на каждый слог), поздороваемся с глазками: «Здрав - ствуй - те» (моргают), разбудим наши плечи: «Здрав – ствуй - те» (поднимают плечи). Молодцы!
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в птичий мир.
Но сначала к нему надо подготовиться.
(Воспитатель и дети выполняют самомассаж)
- Вы готовы, глазки?- Да! (поглаживание век).
-Вы готовы, ушки?- Да! (поглаживание ушей).
- Вы готовы, ручки?- Да! (поглаживание кистей рук).
- Вы готовы, ножки?- Да! (поглаживание ног).
- Вы готовы? (развести руки в стороны)- Да! (обнять себя руками).
Дети, а на чём можно путешествовать? Какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей).
Я предлагаю на воздушном шаре. Ну что, пора покупать билеты. Стоимость билета одно слово, которое начинается на звук «о» и т.д., остались билеты, стоимость которых – слово на звук «а», «и», «у».
Тогда в путь! (Звуки пения птиц).
Слайд №1
Воздушный шар
(дети встают парами лицом друг другу)
Машет с пристани народ,
Шар воздушный нас зовет – машут др. другу пр. рукой.
Что же сделал он сначала!
Оттолкнулся от земли – оттолкнутся ладонями от ладоней тов.
Полетел по воздуху,
Набирая полный ход – качаются руками из стороны в сторону.
Шар наш движется вперёд!
Слайд №2
Упражнение «Лесной воздух»
Носик принюхался. Дети принюхиваются.
Пахнет лесным воздухом.
И увидели мы лес,
Красивый, зеленый.
Воздух мы лесной вдохнем.
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем,
Животом помогаем. Дети выполняют дыхательное упражнение
Слайд № 3
Воспитатель: обращает внимание детей на карту.
- Что это! Это карта нашей планеты земля.
- Где на земле живут птицы? (горы, равнины, моря)
- Какими цветами на земле обозначеныгоры, равнины, моря (коричневым, зелёным, синим).
- Какие птицы живут в горах, на равнинах, вблизи воды (орлы, воробьи, утки).
- Каких хищных птиц вы знаете? (орлы, цапли, чайки)
Воспитатель:- как много разных удивительных птиц. Я предлагаю поиграть в дидактическую игру:
Слайд № 4
«Что за птица»
Показать изображение птицы на слайде, детиговорят что за птица и рассказывают о ней небольшой рассказ.
Пальчиковая гимнастика: «Птичка».
Птенчики
Птенчики скворцов зовут: - Мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды И немножечко воды. Червячков мы поедим, С вами в небо полетим! |
Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики».
Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями.
|
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! |
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
|
Слайд №5
А вот, ветрам послушный,
Под самою луной
Несется шар воздушный
Высоко над землей,
Весь город, как на блюде,
Раскинулся под ним.
Эй, маленькие люди,
Садитесь, полетим!
Игра: Укажите птиц, о которых можно сказать: «Это мой…», «Это моя…».
Проверим: это мой - орел, воробей, и т.д. Это моя – утка, синичка и т.д.
Восп.: Сегодня на воздушном шаре работают 3 центра:
- Центр математики игра лото: «птицы»;
- Центр искусства ( коллективная аппликация птичий мир);
Я предлагаю вспомнить, что вам стало известно о птицахи запечатлеть ее в коллективной работе «Птицы в горах, птицы на равнине, птицы у воды»
- Центр науки предстоит большая исследовательская работа. В центре наука работает научная лаборатория (дети подходят к столу, на котором лежат указка и картинка птицы.) Давайте посмотрим из каких частей состоит птица. Предложить детям показать части тела птицы.
Объяснить их значение - Как передвигаются птицы? Да им помогают управлять движениями крылья и хвост.Хвост служит рулём и тормозом.
Птица покрыта перьями. Через лупу рассмотрим перышки.
Слайд № 6
Посмотрите, как красиво.
- Что вы видите? Здесь много птиц.
1. - Каких животных называют птицами?
2. - Как передвигаются птицы? Да, им помогают управлять движениями крылья и хвост.
3. - Чем похожи все птицы?
4. - А чем они отличаются?
5. - Ребята, а каких птиц называют хищными? - которые охотятся на животных, прежде всего, посредством полета и атаки с воздуха, используют свои чувства, особенно зрение.
6. - А не хищные птицы, чем питаются? (травой, зернышками, ягодами).
7. - Какая птица самая хищная? (орел).
8. - Как называются детёныши птиц? (птенцы).
9. - Из чего они выводятся? (из яиц)
Подвижная игра «Совушка»
Цель. Продолжать учить выполнять правила игры, быть внимательным. Упражнять в беге. Воспитывать выдержку.
Ход игры.
Из числа играющих выбирается сов ушка. Воспитатель надевает ей шапочку с клювом. Остальные дети – птицы, жуки, бабочки. Сова влезает на дерево (на 3-4 рейки гимнастической стенки или заборчика), а все дети остальные дети летают, помахивая крыльями.
Воспитатель говорит: «Ночь». Птицы и насекомые замирают на своих местах. Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того совушка уводит к своему дому.
Воспитатель говорит: «День», и совушка вновь влезает на дерево.
После одного повторения выбирается другая совушка, и игра повторяется.
После 3-х повторений игры дети усаживаются на места.
Воспитатель подводит итоги: Ребята сегодня мы стали участниками увлекательного путешествия "Загадки птичьего мира", узнали, как разнообразен птичий мир, узнали, что у всех птиц есть общие признаки, познакомились с новыми словами. Вам понравилось наше путешествие?
Дети прощаются с гостями и выходят из зала.
Литература
1. «Птицы. Полнаяэнциклопедия»/ под ред. Ю.К. Школьник. — М. :
Издательство «Эксмо»,2015. — 368 с.
2. Интернет ресурс http://komotoz.ru/photo/zhivotnye/pticy.php
3. Интернет ресурс http://get-mp3.me/?s=Пение+Птиц