Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир сказок»
МКДОУ №8 «Солнышко» Барабинсокого района Новосибирской области
«Загадочный мир сказок»
(конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель
Юмадеева Юлия Ивановна
Цель: вызвать интерес к сказке, как к способу познания окружающего мира.
Задачи:
- развивать речь, воображение, сообразительность, мышление учащихся;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию детского коллектива;
- приобщать детей к народному творчеству;
- формировать у учащихся доброе взаимоотношение.
Ход:
I. Объявление темы
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Сказка, будет нашей гостеприимной хозяйкой! Вы готовы отправиться в гости? Тогда вперед!
II. Вводная часть:
Сказка: Здравствуйте, ребята! Я – Сказка! Я рада, что вы пришли ко мне в гости! Ребята, а вы любите, когда вам читают сказки? (Ответ детей)
Веселая и грустная, страшная и смешная, я знакома вам с детства. Меня любят и дети, и взрослые. Герои сказок вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По мотивам сказок ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в мой загадочный мир - мир сказок. Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.
Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства! (звучит музыка «В гостях у сказки»)
III. Путешествие по сказкам (слайд)
- Вот мы и в сказочном лесу. Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Нас встречает Лисичка-сестричка. Здравствуй, Лисичка-сестричка!
Лисичка: Здравствуйте, ребята. Я приготовила вам первое испытание – игру «Из какой мы сказки?». Сейчас вы увидите на экране небольшие фрагменты из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.(слайды)
Игра «Из какой мы сказки?» (Ответы детей)
Лисичка: Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете.
Сказка: Ну, что ж! Мы отправляемся дальше. (Звучит музыка) (слайд)
- Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
- Кто же встречает нас в этой избушке?
Я веселушка-хохотушка,
Очень древняя старушка,
Топлю печку жарко,
Глаза сияют ярко.
На метле люблю летать,
Лес и сказки охранять
Дом стоит на курьей ножке,
А зовусь я…. (Бабкой Ёжкой)
- Молодцы, ребятаотгадали. А теперь, ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы сказочной викторины.
1. На чем передвигаются сказочные герои в сказках? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)
- Ой, какие вы молодцы! Я очень довольна вашими ответами, и вы можете отправляться дальше.(Звучит музыка) (слайд 11)
Сказка: Что это? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Давайте спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?»
- Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит лукошко. Интересно, что в нём? Герои сказок оставили в лукошке телеграммы. Давайте прочитаем, кто оставил телеграммы.
(Сказка зачитывает текст телеграммы, дети угадывают, кто её оставил)
(слайды)
1) Всех на свете я добрей,
Я лечу больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил я из болота.
Я известен, знаменит,
Я же доктор… (Айболит)
2) И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша как солнышко.
Кто же я…(Золушка)
3) Я и весел и незлобен
И смешной я чудачёк.
Со мной хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для меня прогулка праздник,
И на мёд особый нюх.
Я - плюшевый проказник
Медвежонок… (Вини пух)
4) На сметане я мешён,
На окошке я стужён.
Круглый бок, румяный бок –
Покатился… (Колобок)
5) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут меня…(Лиса)
6) Всех люблю я неизменно,
Кто б ко мне не приходил.
Догадались? Я же, Гена
Я же Гена… (Крокодил)
Сказка: Молодцы, ребята! Всех узнали. А в лукошке ещё находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?
Игра «Волшебное лукошко» (слайд)
В лукошке: хрустальный башмачок, игла, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, красная шапочка, стрела, золотой ключик. Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются, и какие герои побывали в теремке.
Сказки: «Золушка» – башмачок;
«Кощей Бессмертный» - игла;
«Курочка Ряба» – золотое яйцо;
«Три медведя» – большая деревянная ложка и 2 поменьше;
«Красная шапочка» – красная шапочка;
«Царевна-лягушка» – стрела Ивана-царевича;
«Золотой ключик или приключения Буратино» - золотой ключик.
(на экране изображение Буратино. Проводим физкультминутку).
- Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие. (Звучит музыка)
- Посмотрите, перед нами полянка. Кто это? (Старичок-лесовичок) Мне кажется он плачет. Что же могло случится? Как вы думаете. А я думаю, что ему необходимо перебраться на ту сторону реки, только этого сделать нельзя. Посмотрите, мост сломан, нужно помочь его починить. Ваша задача сложить из слогов слова и тогда мы поможем лесовику перейти реку!
- А сейчас я предлагаю развеселить старичка лесовичка, чтобы он не грустил. Поиграем в игру, в которой по описанию должны узнать сказочного героя.
БЕЛ – КА, МЫШ – КА, МЕД – ВЕДЬ, КО – ЛО – БОК, ЛИ - СА.
Ну что ж Старичку-лесовичку помогли,развеселили,отправляемся дальше.
Сказка: - Мы вышли с вами на полянку. И, похоже, что наше путешествие подходит к концу. Ой, смотрите, кажется, здесь нас тоже ждет испытание! Ребята, нам нужно отгадать кроссворд!
Закончить предложения, записав пропущенные слова в пустые клетки кроссворда.
- Самая маленькая сказочная девочка?
- Преданный друг Ивана – Царевича?
- Земноводное, путешествующая с утками?
- Главная помощница Крошечки – Ховрошечки?
- Сказочный болотный житель?
- Она снесла золотое яичко?
- Кто для батюшки царя Иван – Царевич?
(Проверка кроссворда) (слайд)
IV. Подведение итогов:
Сказка: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми испытаниями.
- Понравилось ли вам путешествие по сказкам? (Ответ детей)
- А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
- А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
- Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе вы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна.
- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
- Я всегда буду ждать вас в своей Сказочной стране! До свидания!
А сейчас закроем глазки и вернемся в свой детский сад!
Сказка: И я говорю вам до новых встреч.
(песня «Маленькая страна»)