Конспект НОД по Развитию Речи на тему: «Кошка с котятами» с детьми старшей группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25
Хабаровский край, город Комсомольск - на - Амуре
Конспект НОД по Развитию Речи на тему: «Кошка с котятами»
с детьми старшей группы
Горбачева Елена Ивановна,
МДОУ 25, воспитатель
Вид занятия: развитие речи
Возрастная группа: старшая
Составление творческого рассказа по сюжету картины «Кошка с котятами».
Задачи:
Связная речь: учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
Словарь: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов);
Грамматика: учить самостоятельно образовывать клички животных;
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и З; учить дифференцироватьэти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.
Материал: картина « Кошка с котятами», игрушка котенок.
Методы и приёмы:
1.Словесный: художественное слово, вопросы, указания.
2.Наглядный: рассматривание картины.
3.Практический: сюрпризный момент, игра.
Материалы и оборудование:
-демонстрационный материал: картина «Кошка с котятами», игрушка котенок.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности:
- Двигательная: Физкультминутка.
- Игровая: Игровые ситуации, игры с правилами.
- Коммуникативная Беседы, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог заходит с детьми в группу, здороваются с гостями. Дети встают полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Присаживайтесь ребята.
Основная часть:
Ребята, сегодня мы будем говорить о домашнем животном. О каком именно животном вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Острые коготки, мягкие подушки.
Шерстка пушистая, длинные усы.
Мурлычет, лакает молоко.
Умывается языком, прячет нос, когда холодно.
Хорошо видит в темноте, песни поет.
У нее хороший слух, ходит неслышно.
Умеет выгибать спинку, царапается.
Дети: Кошка.
Воспитатель: Ребята, а назовите детенышей кошки?
Дети: Котята.
Звучит запись мяуканья котенка.
Воспитатель: А вот и он . Котенок говорит, что его зовут Рыжик и он принес картину на которой изображена его семья.
Рассматривание картины «Кошка с котятами».
* Ребята посмотрите на картину , Кто на ней изображён? расскажите о кошке. Какая она? (большая, пушистая, красивая).
* Что делает кошка? (лежит отдыхает)
* Какое имя можно дать кошке? (Мурка)
* Посмотрите на котят. Что можно про них сказать? Какие они? (маленькие, пушистые, смешные).
* Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное? (они отличаются цветом, разной окраской шерсти).
Давайте придумаем котятам имена.
* Что делает этот котенок? (играет с клубочками)
* Какое имя можно ему дать? (полосатик).
* Что делает этот котенок? (лакает молоко).
* Какое имя дадим ему? (Пушок).
* Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает).
* Давайте ему придумаем имя? (Соня).
* Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья).
Воспитатель: Ребята, котята очень разные. И мы дали клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.
Котенок. (Полосатик) играет. Котенок. (Соня) спит. А этот котенок. (Пушок) лакает молочко. Ребята давайте придумаем рассказ что было до того как котята начали играть с клубочками ниток? Как вы думаете, кто оставил корзину с клубочками котятам? (Хозяйка, мама, бабушка.)Кто налил в тарелку молока? Почему котенок уснул? Или может он не спит? Чем они занимались? Играли? Может они даже подрались? (3-5 вызванных ребенка рассказывают придуманный рассказ). Молодцы ребята!
А теперь давайте придумаем конец рассказа , что произошло с котятами потом. Что скажет (хозяйка, мама, бабушка) кошке с котятами, когда вернется? (Какие балованные котята, или Может похвалит?
(Воспитатель вызывает 3-5 ребенка к картине и предлагает рассказать концовку рассказа)
<< Однажды бабушка поставила на лавке корзину с клубками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было трое котят. Все котята очень разные. Коричневый котенок спал около мамы, рыжий лакал молочко, а черный - самый озорной - прыгнул на лавку и опрокинул корзину с нитками. Клубки покатились по полу, черный котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка - мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала >>.
Ребята , чья история для Вас была наиболее интересна? Почему? (выслушиваем несколько вариантов ответа)
Физкультминутка:
Песня со словами «Рыжая кошка»
!!! Незаметно спрятать котенка за мольберт!!!
Воспитатель: Ребята, а куда делся котенок Рыжик? Давайте его позовем (Кис- Кис) Вот же он!
Воспитатель: Какой звук слышится на конце?
Дети: Звук [ с ] .
Котенок: Послушайте какой звук я скажу. (Протяжно произносит: с-с-с.) Какой звук я сказал?
Дети: с-с-с. Скажите все вместе и по одному.
Дети: выполняют.
Теперь послушайте другой звук. (Протяжно произносит: з-з-з.) Какой звук я сказал?
Дети: з-з-з. Повторите так же хором и по одному.
Рыжик ты посиди здесь, а мы с ребятами поиграем.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру <<Комары и насос>>. Комары звенят - з-з-з, а насос издает звук с-с-с. Итак, комары звенят з-з-з, а насос с-с-с. Когда услышите песенку комара - звук [ з ], помашите крылышками и летите на полянку (стоит ширма с изображение поляны), а когда услышите звук насоса - [ с ], изобразите насос. (Дети имитирует накачивание насоса). Закрывайте глазки и послушайтезвук который я произнесу.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы все хорошо различаете звуки [ з ] и [ с ].
А теперь мы поиграем в игру «ЭХО» с мячом. Слушайте внимательно, какой звук и как я произнесу, а тот кому я передам мяч, будет «Эхо». Он должен повторить звук точно так же, только чуть-чуть потише, как настоящее ЭХО.
Сейчас мы поиграем в игру «поймай конец и продолжай». Дети встают вкруг и по цепочке называют слова.
Итог:
- О ком составляли рассказы?
- Кто к нам приходил в гости? Какие звуки он с нами произносил. Кто запомнил кличку котика
Воспитатель. Ребята, все молодцы, всем спасибо
Давайте оставим рыжика у нас в группе. У нас много ребят- ему у нас будет весело! МЯУ