Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия по экологической тропе  «В гости к осенним деревьям» для детей старшего дошкольного возраста

МДОУ детский сад №12 "Ромашка"  город Углич Ярославская область

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия по экологической тропе  «В гости к осенним деревьям» для детей старшего дошкольного возраста

 

Королёва Ю.А.

 

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.

Интеграция детских видов деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, исследовательская.

Формы организации коллективной деятельности: работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Материал и оборудование: карта – схема объектов экологической тропы; оборудование метеостанции (термометр, дождемер, флюгер); воздушный шар; желуди; лупы; саженцы берёзы, сосны; лейки, лопаты, палочки для опоры; сбор природного материала для поделок.

Предварительная работа: познавательная деятельность по темам «Времена года. Осень», «Деревья. Какие они?», экскурсия на метеоплощадку детского сада, чтение стихов, рассказов об осени, деревьях.

Задачи:

Обучающие: систематизировать  представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, формировать представление о метеоприборе – «дождемер», расширить знания о мире деревьев.

Развивающие: развивать познавательный интерес, познавательную активность в процессе экспериментирования, приобщать к полезному труду через игровую ситуацию.

Воспитательные:создать условия для воспитания  эмоционально положительного  настроя в общении со сверстниками и взрослыми; любознательности, инициативности  и гуманного отношения к природе.

Ход НОД

Воспитатель в костюме Осенины (перед выходом на прогулку) входит в группу: Здравствуйте, ребята, послушайте загадку и скажите о каком времени года в ней говорится: Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. Осень, а  я Осенина, подруга Осени и сегодня  приглашаю вас на прогулку по осенней экологической тропинке. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (ответы детей).

Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из этих станций живут природные существа – растения: деревья, кустарники, травы; животные: пауки, насекомые, птицы.Дети с Осениной выходят на прогулку, подходят к дереву с дуплом.

Осенина: Вот мы на экологической тропе. Хочу у вас узнать, что вы знаете об       осени.

- Осенью растут грибы?

-Тучи солнца закрывают?

-Колючий ветер прилетает?

-Заморозки осенью бывают?

-Ну а птицы гнезда вьют?

- Бабочки порхают?

-Зверьки норки закрывают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Солнце светит очень жарко?

-Часто-часто льют дожди?

-Можно детям загорать?

-Пора шапки надевать?

Осенина: Молодцы! Посмотрите, нас встречает Дедушка Ау – хозяин тропы.

Дедушка Ау. Здравствуйте ребята, меня зовут дедушка Ау, очень рад вас видеть. Я живу в лесу, привык видеть вокруг себя много деревьев.

- Вы знаете, какие растения называют деревьями? (ответы детей). Вывод: есть ствол, корни в почве, много ветвей, листьев.

-Напомните  мне, ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)

- Осень! Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в гости к осенним деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные.

Дедушка АУ: В этом дупле я храню карту – схему.  Достает из дупла карту – схему.А вот и она.Вы готовы отправиться  в путь дорогу?

И так, первая остановка: Клен.

Осенина: Ходит Осень, бродит Осень.

Ветер с клена листья сбросил,

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый, кленовый (Е. Авдеенко)

Дедушка Ау: - Окаком дереве говорится в стихотворении? (клен) Вы видите это дерево? Подойдем к нему и рассмотрим.

- Ребята, чем покрыт ствол дерева? (корой)

- Потрогайте ее, какая она на ощупь? (гладкая) Какого цвета? (серого)

- Отойдем немного от дерева, посмотрите наверх, высокое дерево?

- Вот чтобы дерево выросло таким большим, что ему необходимо?

(свет, тепло и вода)

- Что у дерева растет от ствола? (ветки)

- Особенно красив клен осенью. У клена много веток, они раскинулись в разные стороны, на них много разноцветных листьев.

- Какого цвета листья?(красного, зеленого, желтого).

Осень: Я – Осень, длинной тонкой кистью перекрашиваю листья.

Красный, желтый, золотой – как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно! Листьев нет – лишь ветки видно.

Дедушка Ау: - О чем же говорится в стихотворении? (о листопаде)

- Некоторые листья уже лежат под деревом. Начался листопад, дерево готовится к зиме- сбрасывает листья.

- Поднимите опавшие кленовые листочки,приложите их к ладони, рассмотрите и опишите (дети описывают, какие листья по форме, цвету. Дедушка Ау обращает внимание на разные края листьев; прожилки, похожие на лучики солнца, которые расходятся во все углы листа. Предлагает посчитать лучики – их пять, как пять пальцев на руке.)

Дедушка Ау: Ребята, а вы знаете, что сухие кленовые листья очень душистые. Помните листочки и понюхайте их. Чем пахнут?(Ответы детей) Такие листья очень любят ежи и медведи. На зиму звери утепляют свое жилье кленовыми сухими листьями, выкладывают себе постель.Вот такое это дерево – клен.

Возьмите по два кленовых листочка. Предлагаю поиграть.

Подвижная игра «Осенний ветерок»

По сигналу «Ветер» дети бегают в рассыпную, по сигналу «В кучу»  подбегают к Дедушке ау, поднимают руки вверх, машут листьями.

Дедушка Ау: Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит»

Дети делают вдох и дуют на листочек, лежащий на ладони.

- Возьмите по кленовому листочку с собой в дорогу.

Осенина: Ребята, посмотрим на нашу карту,  следующая остановка…..Пень. Что такое пень, он так и вырос? (предположения детей)

Осенина: Пень – это остаток ствола дерева. Когда – то он был красивым деревом, во время урагана дерево сломало, но на этом его польза не закончилась. На нем можно посидеть и отдохнуть, если рядом нет скамеечки. Посмотрим, может у него есть жители. Дети рассматривают, наблюдают за муравьями, паучками.

- Вы спросите, что находится рядом с пнем? Попробуем разгадать вместе.

Дедушка Ау: Пока вы думаете, я посижу на пеньке, отдохну – устал.

Детей встречает Ученый Кот.

- Здравствуйте, ребята. Я- Кот ученый.

-Скажите, какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались, по каким признакам? (Дни стали короче, прохладнее, дожди идут чаще, листья и трава желтеют, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).

— А какое время года было до осени? (лето). Что будет после осени? (зима).

— Ребята, каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо.

— А в старину русские люди угадывали погоду по приметам, для этого они наблюдали за растениями, животными, птицами и облаками.

Вы видели, как кошки сворачиваются клубочком и прячут нос? Так вот, они это делают перед холодами. И раньше словом «погода» называли только солнечную погоду. А дождливую — называли непогодой.

— А сейчас мы с вами посмотрим, что же есть на моей метеостанции.

-Термометр — это прибор для измерения температуры воздуха (предложить детям определить температуру воздуха).

- Обратите внимание вот на этот прибор. Из чего он сделан? (из пластиковой бутылки)

-Что на ней нарисовано? (черточки и цифры)

-А что находится на дне прибора? (вода)

- Что попадает к нам на Землю из атмосферы, кроме дождя? (снег, град)

- Как можно назвать одним словом дождь, снег, град? (осадки)

- С помощью этого нехитрого прибора можно определить,  сколько дождя выпало за день, неделю, месяц.

- Как бы вы его назвали? (предположения детей). Это – дождемер.

Осенина: Спасибо, тебе Кот ученый. Мы много узнали интересного.

Нам пора отправляться дальше. Но чтобы попасть на следующую станцию отгадайте загадку.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?(елка). Посмотрим на кару.

Встречает Тетушка – сова

Сова: Кто пришел ко мне сюда?

Воспитатель: Здравствуй Тетушка – сова. Мы пришли в гости к елочке – красе.

Сова: А что вы знаете о ели? (ответы детей)

Сова: Молодцы! Сравните листочек клёна с еловым. Чем они отличаются? Как называются листья у ели? (Хвоя)Значит ель – это какое дерево?…(хвойное)

- А на какое животное похоже это дерево? В чем заключается их сходство?

- Да, ель на ежика похожа: еж в иголках, елка – тоже. Ботаники ель называют «математическим деревом». Как вы думаете, почему? (ель похожа на пирамидку)

Очертания этого дерева изысканные и геометрически правильные. Еловые ветки, их еще и в народе называют «лапами», загнуты вверх.

Хвоя елей держится на дереве 4-8 лет, в городе 3-4 года. Опадают иголки постепенно и незаметно. Дерево живет до 300 лет, иногда до 500 и более. Размножается только семенами. А где находятся семена ели? (В шишках)

Еловые семена любят белки, мыши, дятлы, клесты. Ель называют «королевой промышленности» Из нее строят корабли, дома. Поэтому раньше говорили : «Хоть изба еловая. Да сердце – здоровое».  Вот такая ель.

Физкультминутка « Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями, сильными ,большими.

Ноги – это корни, их расставим шире,

(Ставят ноги на ширину плеч, руки – на пояс).

Чтоб держали дерево, падать не давали,

(Ставят один кулак, на другой).

Из глубин подземных воду доставали.

( Наклоняются, складывают ладони чашечкой).

Наше тело - прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз)

Он чуть – чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону).

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком).

В небо упирается.

(Поднимают соединенные руки над головой).

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в сторону).

Крону образуют.

( Смыкают пальцы).

Вместе им не страшно,

( Качают, головой).

Если ветры дуют.

( качают поднятыми руками).

 

 

Сова: Ребята, предлагаю поиграть со мной.

Игра называется «Как кто?». Я буду называть качество, например, «хитрая», а вы должны угадать животное, о котором так говорят. Кого называют хитрой? Ну, конечно, лису. Все понятно? Тогда начинаем:

  • Трусливый, как…..(заяц);
  • Косолапый, как….(медведь);
  • Запасливая, как ….(белка);
  • Голодный, как………(волк);
  • Колючий, как………(ёж).

- Сова: Спасибо вам ребята, возьмите с собой еловые шишки и отправляйтесь дальше в гости к осенним деревьям.

Дедушка Ау: Какое дерево навестим следующее, узнаете, отгадав загадку:

Я по парку погуляла, где заря растет, узнала.

Поглядела вверх, она сразу стала мне видна

Ярко ягодки горят, на меня они глядят

Что,за чудная картина?

Это дерево…..(рябина)

- Правильно наша следующая остановка «Рябина».

Дедушка Ау: Посмотрим на карту, найдем на тропе рябинку.Вот она. Полюбуйтесь ребята красотой этого дерева. Словно девица – красавица стоит рябинка. Накинула на плечи шаль, расшитую резными золотисто – красными листьями, из - за этого  крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка», надела ожерелье из алых ягод. Рябинка может жить до 200 лет.

- Назовите рябинку ласково (ответы детей)

- В народе рябину называют ласково – рябинушка. Рябинушка красавица, рябинушка кудрявая.Рябина не только красивое дерево, но и целебное. Ягоды рябины содержат много витаминов. Особенно она полезна тем, у кого болит горло. Из ягод рябины варят варенье, готовят пастилу, начинку для конфет.

Ягоды – не сладость, зато – глазу радость

И садам – украшение, а друзьям угощение.

-  Кто любит ягоды рябины? (ответы детей)

Любят рябину звери и птицы. В предзимние ноябрьские дни прилетают в наши края стайки снегирей и свиристелей, склевывают ее сочные ягоды. А налетевшие метели укрывают ягодки белым покрывалом. Рябина помогает птицам пережить зиму,а они в ответ помогают ей избавиться от насекомых – вредителей.Осенина читает стихотворение. Дети развешивают на рябину подарки.

Стихотворение:

Подарите рябинке подарки:

Капельку, чтобы рябинку поливала.

Червячка, чтоб земельку рыхлил.

Птичку, чтобы весной и летом весело пела.

Солнышко, чтобы рябинку согревало.

Ленточку, чтобы рябинку украшало.

Божью коровку, чтобы тля не губила.

- Возьмите в подарок от рябинки ягодки.

Осенина: Ребята, на веточке воздушный шарик. Посмотрим что же в нем? Письмо – загадка.

Загадка: Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.  (дуб)

- Как вы догадались, что это дуб? (высказывания детей)

Дедушка Ау: Посмотрите на карту и  вокруг. Видите дуб? Подойдем к нему.

-Дуб – мощное, величественное дерево. Потрогайте ствол.  Какой он? (морщинистый, извилистые трещины). Чем старше дуб. Тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. В нашей полосе нет деревьев, которые превосходили бы  дубы размерами. Предлагаю вам измерить дуб, обхватите ствол руками.

- Как вы думаете, у дерева большие корни или нет? (предположения детей) . У дуба длинныеи толстые корни.

- Зачем ему такие большие корни? (ответы детей). Корнями дерево крепко держится за почву, чтобы не упасть и хватило сил через корни питаться, так как оно большое и ему надо много воды и питательных веществ добыть из почвы.

- Обратите внимания на ветки, они многократно изогнутые. Как вы думаете почему? (ответы детей). Дерево светолюбивое, ветви постоянно тянутся к свету и меняют направление роста в зависимости от освещения.

- Как называются плоды дуба? (желуди)

Дедушка Ау:- Предлагаю поиграть в игру «Желуди»

С помощью считалки выбираем ведущего:

Раз, два, три, четыре, пять мы собрались поиграть.

Вдруг сорока прилетела, и водить тебе велела.

Водящий встает в центр круга. Мы за спиной будем передавать желудь, и говорить слова:

Гуси – лебеди летали, они желуди кидали.

Все кидали и кричали: «У меня! У меня!»

А ты водящий угадай у кого в руке желудь.

После текста участники показывают руки, зажатые в кулачки. Если водящему удалось угадать, то он и игрок с желудем бегут в разные стороны.

Кто не успел занять пустое место, тот становится водящим.

Дедушка Ау: Молодцы, все справились. Возьмите в подарок желуди.

-  А сейчас  ребята, я приглашаю вас в необыкновенное место – музей леса.

Музей леса представляет собой коллекцию стволов деревьев со спилами в форме домика.Детей встречает хозяюшка.

Хозяюшка: Добрый день гости желанные! Милости прошу!

- Это – музей леса, а я его Хозяюшка. В моем музее находятся деревья, которых нет на территории детского сада. Посмотрите – это береза, сосна, ольха, осина. Так же, здесь находятся кольцевые спилы,

- По какому признаку мы можем определить название деревьев? (по коре). Предлагаю вам разделиться на четыре группы.

 -Какое дерево по стволу вы узнаете?

- Возьмите лупы, посмотрите на спилы. Из чего состоит сам ствол? (из колец)

- Дерево растет неравномерно, летом образуются большие светлые кольца, посмотрите на них и узкие кольца.

- Как вы думаете, когда образуются узкие кольца?  (в зимний период, когда деревья находятся в состоянии сна)

- А можно узнать по спилу, сколько лет было дереву? Надо посчитать, сколько темных узких колец и сколько светлых колец, тогда мы узнаем, сколько лет дереву.

Хозяюшка: - Ребята, воздух бывает чистым и свежим там, где растет много зеленых друзей. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим? (ответы детей)

Дедушка: Надо посадить саженец и за ним ухаживать.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? (ответы детей) С чего начинают? (ответы детей) Ребята, у  нас здесь лежат предметы.

- Какие предметы вы видите? (лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка)

- Выберите то, что необходимо для посадки дерева. (дети выбирают)

А почему вы не взяли кастрюлю, чашку, машину?

Зачем вам нужна веревочка?

Сегодня мы с вами посадим саженцы каких деревьев? (берёзы и сосны)Как вы определили?

Как вы думаете, что сначала мы будем делать? (предположения детей)

Дедушка Ау: Верно, выкопаем ямку и посадим.Мальчики помогут подержать саженец аккуратно за ствол, чтобы не сломать его  и не повредить корни. Девочки будут  присыпать маленькой лопаткой корни, а затем  польют саженец из небольшой лейки и ведерка.

Осенина: Маленькие деревца в землю посадили

и обильно из ведра их водой полили.

Пусть растут деревья ввысь, на ветру качаются

И листвою по весне дружно наряжаются.

Малышам даем наказ – труд наш уважайте

деревца, ветки не ломайте.

Пусть растут деревья ввысь, на ветру качаются.

Птицы песенки поют, солнце улыбается.( А. Комаров. Н. Ипатова)

Хозяюшка: На память о нашей встрече возьмите в подарок памятку

«Обещание деревьям».

Осенина: Спасибо, Хозяюшка. До свидания.

Обещаем вам, деревья, тонких веток не ломать,

Обещаем вам, деревья,нежных листиков не рвать.

Обещаем вам, деревья,кору вашу не сдирать.

Острым ножиком блестящимсвежих ран не ковырять.

Обещаем вам, деревьяптиц певучих не пугать,

Обещаем вам деревья,лейкой землю поливать.

Обещаем вам, деревья, землю твердую рыхлить,

Ствол могучий или тонкийвам весною побелить.

Обещаем вам деревья,стать к вам чуточку добрее,

Обещаем вам деревья,стать вам ближе и роднее.

Чтобы жить нам вместе с ваминастоящими друзьями.

Дедушка Ау: Ребята, наше путешествие подошло к завершению.

Осенина: Вам понравилась прогулка по осенней экологической тропе?

Что вам запомнилось? Что нового вы сегодня узнали?(Ответы детей)

Дедушка Ау: Как много деревьев на экологической тропе, благодаря вам появились новые: сосна и береза.На память о наших друзьях-растениях возьмите эту корзиночку с природным материалом.

Осенина: Дедушка Ау, ребята в группе сделают много игрушек из того, что взяли на память. Обязательно  тебе пришлют.

Дедушка Ау:  Хочу с вами попрощаться, жду вас зимой. До свидания.

 

 

Физкультминутка « Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными,большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширину плеч, руки – на пояс).

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

(Ставят один кулак , на другой).

Из глубин подземных

Воду доставали.

( Наклоняются, складывают ладони чашечкой).

Наше тело - прочный ствол.

( Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз .)

Он чуть – чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону).

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком).

В небо упирается.

( Поднимают соединенные руки над головой).

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в сторону).

Крону образуют.

( Смыкают пальцы).

Вместе им не страшно,

( Качают, головой).

Если ветры дуют.

( качают поднятыми руками).