Классный час, посвященный годовщине освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков «Зов белых журавлей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новокрымская школа»
«Зов белых журавлей»
Классный час, посвященный годовщине освобождения
нашей страны от немецко-фашистских захватчиков
Абильтарова Гульшен Фетибовна,
учитель русского языка и литературы,
специалист 1 категории.
Пояснительная записка:
Цели:
1. Увековечивание памяти о героях Великой Отечественной войны, повышение интереса подрастающего поколения к истории своей Отчизны.
2. Создание условий для проявления гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.
2. Познакомить с важнейшими датами и героями ВОВ, которые сделали неоценимый вклад в Победу над немецко-фашистскими захватчиками.
3. Познакомить с детьми войны, с их воспоминаниями о Великой Отечественной войне.
4. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого, к немеркнущему подвигу, мужеству и беззаветной любви к Отчизне в годы Великой Отечественной войны.
Область применения, возраст обучающихся (воспитанников): классный час, 14-16 лет.
Ожидаемые результаты: классный час поможет детям осознать значимость подвига, мужества и беззаветной любви к Отчизне в годы Великой Отечественной войны.
Формы: встреча с детьми войны, выступления участников классного часа; методы реализации: словесный, частично – поисковый (подготовка сообщений об участниках ВОВ), метод нравственного воспитания.
Тематическое содержание: вступление; основная часть; заключение.
Перечень литературы для обучающихся и педагогов: архивные данные Джанкойского района, Книга Памяти Джанкойского района.
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала: правильность и полнота изложения, точность фактов.
Необходимое материально-техническое обеспечение: кассетная запись, песня «Журавли», музыка Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова,
звук метронома «минута молчания».
Перечень использованной литературы: архивные данные Джанкойского района, Книга Памяти Джанкойского района.
Содержательная часть
Вступление:
Учитель:
- Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Мы все являемся патриотами своей Родины, потому что любим свой родной край. И, конечно же, должны знать свою историю, какой бы горькой она ни была. В этом году мы отмечаем годовщину освобождения наших родных мест от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня проводим воспитательное мероприятие под названием «Зов белых журавлей», посвященное этой дате. Я призываю вас помнить труд и подвиг наших героев, быть достойными гражданами своего государства.
- Июнь…Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
- Июнь…Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом.
Основная часть:
Под музыку песни «Священная война»:
1 ученик:
-22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Немецкие войска без объявления войны начали боевые действия против Советского Союза. В 4 часа утра 22 июня на столицу нашей страны были сброшены первые бомбы...
Бои шли ожесточенные, сражались за каждый город, село, улицу, за каждый дом.
2 ученик:
У нас клятва едина и воля едина.
Единый наш клич и порыв:
Все вместе! Не будет Отчизна рабою фашистских кротов.
Да, все вместе они выстояли, не отдали врагу Родину.
- Чем дальше мы уходим от войны...
Чем дальше легендарный сорок пятый,
Тем памятней цветенье той весны,
Тем чаще снег на голове солдата.
Память - не просто день славному прошлому.
Память - это принятие всем сердцем ответственности за сохранность мира.
Память - это 27 миллионов погибших советских людей.
- 19 тысяч убитых ежедневно.
600 человек в час.
10 человек в каждую минуту.
27 миллионов могил на 2500км.
Это 15 человек на каждые 2 метра земли.
3 ученик:
- 51 человек из нашего колхоза ушли воевать и не вернулись с поля боя,
250 бойцов захоронено в нашей братской могиле (известны имена только 86 бойцов),
57 участников войны нашего села ушли из жизни в мирное время.
893 дня стонала пол оккупантами Джанкойская земля.
В архивах сохранились списки массовых убийств; фашисты не щадили ни детей, ни стариков.
Песня «Облака» в исполнении Осетровой Валерии (ученицы 11 класса).
4 ученик:
- В Джанкойской земле за годы оккупации захоронено 20.556 человек.
Более 1000 наших земляков были насильно угнаны в Германию.
В нашем селе в настоящее время проживает Горощеня Лидия, бабушка вашей одноклассницы Валерии. Лидия Григорьевна была угнана в Германию. Сама бабушка Лида по состоянию здоровья не смогла прийти. Послушайте ее воспоминания по магнитофону.
Звучит запись: «В июне 1942 года, когда немцы набирали людей на принудительные работы в Германии, староста вступился за меня, он говорил, что я ещё ребёнок, но немцы не слушали и только отвечали: "Корош, корош!" Уже позже, когда наши солдаты освободили село от немцев, Криворучко расстреляли. Многое пришлось пережить нам в этой войне. Забрали и меня на работу в Германию. 9 дней мы были в дороге, везли нас грязных и вшивых в товарных вагонах. Приехали в город Франкфур на Майне. 28 человек (крымских) отобрал наш будущий хозяин, здоровый немец. Прибыли мы на прачечную фабрику в город Кассу, красивый город, исторический. Дали нам гальшу деревянную (обувь такая), поселили в барак и отправили на работу. На фабрике было всё автоматизировано, а мы не знали, как обращаться с машиной. Как сейчас помню, хозяин поставил меня перед этим автоматом и наблюдает за мной, а я не знаю, что делать и на какую кнопку нажимать. И только помню его удар мне в ухо, я упала, ничего не слышу, с тех пор я стала плохо слышать. Среди немецких рабочих была Анна. Она мне и помогла: объяснила, как работать с данной машиной. Очень часто Анна меня кормила, забирала к себе домой на воскресенье, жаль ей было меня. Вот так и жили, работали. Нам давали хлеб из буряка и опилок. Ходили мы к военнопленным. Они были огорожены проволокой. Мы, помню, этот хлеб лепили на камни и кидали военнопленным. Бывало, что и отдавали постовые хлеб пленным, а иной раз и разгоняли нас. Однажды пришла я на работу, как обычно, вижу, нет некоторых рабочих, спрашиваю у Анны (тогда я уже владела немецким языком), а она и говорит: "Расстреляли евреев". 3,5 года проработала я на фабрике. Освободили нас американцы. Но сразу приехать мы не смогли, не хватало поездов. Вернулась я домой в 1945 году. Да! Не всех я встретила знакомых. Но жизнь продолжалась. И налаживали её своими силами. Помощь нам не оказывали, а мы её и не ждали. С детства я тружусь. Да вот только сейчас силы сдают, много ходить не могу, а дети помогают, дай бог им здоровья».
5 ученик:
- И люди, пережившие войну,
Друзей, чьи имена не канут в лету,
Совсем иначе смотрят на весну,
Совсем иначе празднуют победу.
- Война прошла, ушла за горизонт,
В чехлах стоят гвардейские знамена.
И жизнь, и время движется вперед.
Отстали только 20 миллионов.
- Тех, кто жив, кто чудом уцелел,
Сегодня мы их вспоминаем.
Но даже чуду есть предел -
Все реже их на улице встречаем.
Учитель:
- Редеют ряды и наших односельчан, участников боевых действий. Их осталось только трое: это Бабенко Иван Тимофеевич, Кудрук Владимир Викторович, Гончаров Митрофан Абрамович.
6 ученик:
- Наше село освобождали воины 6-ой Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады. В музее боевой славы хранятся документы, письма, пропитанные кровью. Они передают величие духа, с которым идущий на смерть человек думал не о себе, а о близких; в них высказана любовь и ненависть, вера в будущее и жажда жизни. Вот одно из них:
«Милая Анечка! Сегодня шестой день войны. Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строчки, но твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой, жаркий, смертельный. Снарядов нет, патроны на исходе, а фашистов все больше и больше.. .Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно». (Письмо А. Голикова жене 28.06.1941г.)
7 ученик:
- В нашем селе есть улица, названная в честь танкиста Дубравина Александра Михайловича. Он командовал батальоном, освобождал Мелитополь, участвовал в переправе на Русский остров, воевал за Джанкойскую землю и наше село. После войны приехал в Новокрымское, работал в колхозе водителем.
При изготовлении обелиска на братской могиле скульпторы взяли за основу его фотографию.
Учитель:
- На улице Дубравина живут дети той ужасной войны. Это Мрек Герман Александрович и Уварова Нина Павловна.
Я хочу попросить вас, Герман Александрович, рассказать нам о ваших военных годах. Рассказ нашего гостя.
- Война ни одну семью не обошла стороной. Сегодня среди нас находятся Гуцман Ярослав Николаевич и Билык Феофила Григорьевна.
Быть может, кто-то из вас, уважаемые наши гости, вспомнит свою войну?
Воспоминания детей войны.
Учитель:
- Наверное, только самим солдатам ведомо, как тяжело, как непросто было покидать по зову воинского долга родные края.
Когда-то, сразу после войны в освобожденных селах огонь бережно несли из дома в дом, чтоб согреться самим и согреть других, чтоб осветить дом душевной радостью. Вот так и огонь жизни идет из поколения в поколение - в будущее. (Дети зажигают свечи.)
- Спасибо вам за спасенную жизнь, воины великой победы!
- Никто не забыт! Ничто не забыто! (Все вместе.)
8 ученик:
- Есть славные, светлые, великие даты.
И среди них, безусловно, эта!
Она к нам пришла еще раз
И согрела души и сердца.
- Ты у братской могилы!
Тут спят чьи-то отцы, братья и сыны.
Они Отчизну защищали
От великой ужасной войны.
- Не сказочные рыцари,
А люди, такие же, как мы,
Бесстрашно каждый клок земли
Освобождали от фашистской чумы.
Заключение:
Учитель:
- Я утром усмехнусь новому дню,
Птичий щебет прозвучит.
У святого вечного огня
Поклонюсь героям до земли!
- Возвращались домой солдаты, возвращались победители, но много было среди радости безутешных слез тех, кто не дождался близких и родных.
(Песня «Журавли» на слова Р. Гамзатова.)
Ученики:
- Мы судим тебя, война, за руины Севастополя и Одессы, за искалеченный Киев, за сожженный хлеб, за кровь и слезы, за сирот и вдов. За детей, лишенных детства... Судим и проклинаем тебя, война!
- За нивы хлебные и ранки соловьиные,
За ветра шум и нежный наш рассвет.
Всех погибших вспомним ныне.
И минуту помолчим.
(Минута молчания.)
Ученики:
- Я возложу прекрасные цветы земли,
Холодный гранит согрею своими руками,
Летят года, как в небе клины журавлей,
И все меньше стает ветеранов с годами.
- Да будет для вас этот праздник прекрасный
Днем юности, мира, добра, красоты.
Пусть светится разум в глазах ваших ясных.
Пусть сбудутся ваши мечты!
Учитель:
- Цветы детям войны.
Рефлексия:
Оцените свою работу на классном часе, выберите одно из суждений и закончите его:
- Сегодня я узнал (а) …
- Я хочу сделать для себя вывод …