Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Карты Проппа, как средство развития речевого творчества дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №12 «ЖУРАВУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г. ОРСКА

 

Обобщение опыта работы по теме: «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества дошкольников»

 

Подготовили учителя – логопеды:

Зайцева Е.П.

Макарова Е.О.

 

 

2020

 

 

Сведения об авторах.

Учитель – логопед Макарова Елена Олеговна работает в МДОАУ Д/с с 2011 года, имеет логопедический стаж 8 лет. Работает в старшей группе коррекционной направленности «АБВГДейка».

«Мое приоритетное направление работы с дошкольниками –формирование речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста»

Учитель – логопед Зайцева Екатерина Петровна работает в МДОАУ Д/с №12 с 2012 года, имеет логопедический стаж 1 год 5 месяцев, работает в подготовительной группе коррекционной направленности «Звездочки».

«Мое приоритетное направление работы с дошкольниками – развитие связной речи дошкольников с ТНР через методы наглядного моделирования»

Актуальность нашей работы:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

В соответствии с принятием ФГОС раздел «Речевое развитие» выделено в отдельную область, которая включает в себя развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

 Мы отметили, что к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности пускают процесс развития речи своего ребёнка на самотёк. Из – за этого у ребенка затрудняется развитие целого ряда функций: это и воображение, страдает диалогическая функция речи(ребенок не умеет строить фразы, говорит односложно), мышление, не развивается память.

В своей работе мы использовали несколько технологий развития и обогащения речи через моделирование, но наиболее продуктивной для нас оказалась работа по картам Проппа.

Цель работы: Развитие связной речи у дошкольников с ТНР через моделирование с использованием карт Проппа.

Задачи:

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

Развивать наглядно – образное и формировать словесно – логическое мышление детей, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Воспитывать в детях гуманность, человечность – умение сопереживать герою.

Методика работы с картами Проппа.

Владимир Яковлевич Пропп филолог и фольклорист посвятил свою жизнь изучению русских и германских сказок. Самая известная работа учёного — «Морфология сказки», которую он опубликовал в 1928 году. В ней он выделил повторяющиеся постоянные элементы (функции) действующего лица, положив начало структурно-типологическому изучению нарратива.

По мнению Владимира Яковлевича это 31 постоянная функция, без которой не обходится ни одно сказочное повествование. Карты Проппа-это сказочный конструктор, который состоит из карточек, на которых схематически изображены события и эпизоды сказки.Затем их было оставлено 28 – вы можете видеть их на слайде.

Позднее другими авторами(например Джанни Родари) эти функции были сокращены до 20.

1 – запрет или предписание, 2 – нарушение, 3- вредительство, 4 – отъезд героя, 5 – задача, 6 – встреча с дарителем, 7 – волшебные дары, 8- появление героя, 9 – сверхъестественные свойства антигероя, 10 – борьба, 11 – победа, 12 – возвращение домой, 13- прибывание домой, 14 – ложный герой, 15 – трудные испытания, 16 – ликвидация победы, 17 – узнавание героя, 18- изобличение ложного героя, 19 – наказание ложного героя, 20 – свадьба или счастливый конец.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе. Карты Проппа позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, активизируют связную речь.

В коррекционной работе логопеда карты Проппа помогают в автоматизации и дифференциации звуков.

План работы с картами Проппа: на подготовительном этапе воспитали и учителя – логопеды проводят активное знакомство детей со сказкой как с жанром литературного произведения. Мы активно начитывали детям сказки, разбирали характеристики героев, действия, которые с ними происходили. А так же мы знакомили детей с общей структурой сказки. Структурировав свою работу мы выделили несколько этапов в работе по картам Проппа:

1 этап: знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Мы объясняли детям общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: читали  сказки и сопровождали чтение выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказывали сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе мы пробовали сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого выбирали 5-8 карт, придумывали главных героев, выбирали кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Так же, опираясь на ведущую деятельность дошкольников, мы ввели в рабочий процесс игры – задания, такие как:

— Чудеса в решете. В процессе этой игры дошкольники выявляли происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняли волшебные слова, предметы и их действие.

— Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявляли злых и коварных героев (добрых), описывали их облик, характер, образ жизни, привычки, жилища. Затем анализировали, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (например для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

— Заветные слова. В процессе этой игры ребята делали  попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

— Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывали новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок.

— Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

При непосредственном ознакомлении с функциями сказки мы начинали занятие так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Брали мы  не все 20 карт, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например:  герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

 Читали сказку, затем «раскладывали» ее по функциям. Позднее дети сами находили обозначенную функцию словесно, выкладывали карточки с функциями.

 По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям предлагались задания:

  • найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
  • самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
  • выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
  • найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

На материале сказочных текстов проводились упражнения на формирование образности речи и для обогащения словаря детей. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга — скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу.

Дальнейшим этапом стала работа над сочинением сказки, которую мы построили следующим образом:

Детям предлагался  набор из 5-6 карт. Они могли придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, дети могут заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки) и сами старались быть внимательным при сочинении.

Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт — отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

С детьми оговаривались следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Мы  предлагали такие  игровые приемы:

—  у знакомой сказки пропадают карты. Например, «Никита Кожемяка» — пропали «герой вступает в борьбу», «враг побежден». Дети анализировали  последствия отсутствия определенных функций по сюжету;

— или предлагали  карту «Трудная задача» и задавали  вопрос: «Какая карта может быть следующей? Почему?»

Благодаря использованию карт Проппа в работе учителя – логопеда мы научили детей:

  • определять жанр произведения;
  • запоминать последовательность событий;
  • выделять основное содержание сказки;
  • выстраивать схему содержания,опираясь на карты Проппа;
  • пересказывать знакомые сказки и сочинять сказочные истории;
  • чувствовать красоту и образность родного языка.

Использованные источники:

Пропп В. Я. П81. Морфология сказки. Изд. 2-е. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. 168 с. 

Кружок "Сочини сказку" / Л. Е. Тумина. - М. : Изд-во УЦ "Перспектива", 1995. - 373 с. : ил.; 20 см + Прил. (1 л. ил.).; ISBN 5-7744-0001-8 : Б. ц. Загл. обл.

Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.

Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов) // Игра, обучение, развитие, развлечение. - Ярославль.: Издательство «Академия развития», 1998г

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ