Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного на уроках в начальных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья

ГКОУ "Шарьинская школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья Костромской области"

 

Использование здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного

на уроках в начальных классах для детей с ОВЗ

 

Богачева Марина Евгеньевна

Учитель начальных классов

 

Здоровьесберегающие технологии   В.Ф. Базарного обеспечивают реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием  Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья обучающихся в целом.

Благодаря данной технологии достигается:

  • гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
  • повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
  • психологический комфорт в образовательном учреждении;
  • является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающих технологиях  В.Ф. Базарного относятся:

  • режим динамической смены поз;
  • упражнения на зрительную координацию;
  • зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры);
  • упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе - 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут. «Не усади!» - заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. «Движение - это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у обучающихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения обучающихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта: использование настольной конторки, а там, где это возможно менять позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре - сидя, стоя; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачу.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • имеет высокие показатели физического развития здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
  • повышается иммунная система;
  • улучшаются ростовые процессы;
  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  • снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию:

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В.Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажера 1,5 минуты. Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений:

  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
  • скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
  • у детей с интеллектуальной недостаточностью  развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
  • обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

  • наружный овал - красный, внутренний - зеленый,
  • крест коричнево-золотистый,
  • восьмерка - ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром.

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты».

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.