Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

интегрированный урок

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В.Брюсов Тема урока: «Цветная музыка стиха…» Цель: Формирование интереса к изучению русского языка и литературы, развитие познавательных способностей и творческого мышления школь-ников. Задачи: предметные: 1) Познакомить учащихся с понятиями звукописи, аллитерации и ассо-нанса; 2) Формировать умение анализировать стихотворный текст, навыки анализа и оценки языковых фактов; метапредметные: 1) формировать позитивную мотивацию и способствовать росту ин-тереса учащихся к учебной деятельности; 2) развивать познавательные способности и побуждать к творчеству; 3) познакомить учащихся с произведениями русской культуры: сти-хотворениями А. Тарковского, С. Есенина, картинами В. Сурико-ва; личностные: 1) патриотическое воспитание школьников через формирование у них осознания собственной принадлежности к великой русской культуре; 2) формирование потребности в самообразовании; 3) формирование умения работать в коллективе: воспитание толе-рантности к чужому мнению, навыка ведения диалога. Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (прило-жения), презентация. Ход урока № Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организа-ционный момент Слайд №1 Настрой на урок. Учитель проговаривает, что на уроке учащиеся сидят по микро-группам. Выбор микро-групп осуществлен до нача-ла урока: учащимся были розданы цветные билеты. В соответствии с цветом вы-павшего билета ученик са-дится в определенную груп-пу. Рассаживание по местам в микрогруппе. Демон-страция готовности к уроку 2 Мотивация учащихся. Целепола-гание. Слайд №2 1) Слово учителя: Мы с вами живем в мире звуков. Прослушайте две аудиозаписи (звуки весенне-го леса и звуки боевых дей-ствий). Перед каждым из вас лежит лист бумаги (прило-жение №1), поделенный по-полам, и цветные мелки. По ходу слушания я прошу вас закрасить половину страни-цы тем цветом, который, как вам кажется, более подходит к первому звуковому фраг-менту, а вторую половину – цветом, ассоциирующимся со второй аудиозаписью. Слушание, раскрашива-ние. Слайд №3 Учитель предлагает уча-щимся сделать вывод: поче-му именно такие краски они выбрали. Слайд №4 Показывают свои рисун-ки друг другу в группе и поясняют выбор красок для своих работ, готовят одного выступающего от группы: определенные звуки ассоциируются у нас с определенными красками: звуки леса – с яркими, радостными, звуки боевых действий – с темными, хмурыми то-нами. Слайд №5 Учитель задает наводящий вопрос: А как вы думаете: это будет относиться и к звукам речи, звучащим словам? Учащиеся пытаются ана-лизировать звуки снача-ла в группах, а затем дают общий ответ от группы. Возможны две версии ответов: 1) звуки речи не имеют цветовых ассоциаций, так как не обладают са-мостоятельным значени-ем; 2) звуки речи и звучащие слова могут вызывать у нас цветовые ассоциа-ции, например, звук А – это что-то светлое, ра-достное; звук Ш соответ-ствует тихим, шурша-щим звукам, которые ас-социируются с ночью, а значит темными или се-рыми красками Учитель: А вам интересно, какое из мнений ближе к истине? По-пробуем разобраться. Мо-жет быть, это поможет нам научиться не только анали-зировать и обобщать языко-вые факты, но и писать свои творческие работы. 3 Экспери-мент Слайд №6 Учитель: Для начала проведем экспе-римент. Перед вами прило-жение №2. На листе белой бумаги вы видите шесть гласных звуков: Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик напи-саны названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. За-дание для всех одинаковое: напишите под буквами, в ка-кой из шести цветов, по ва-шему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад. Учащиеся подписывают цвета под звуками. Озвучивают результаты без пояснений в своей группе. Результаты с большой долей вероят-ности будут примерно следующими: А – красный И – синий О – желтый (или белый) Ы – черный Е – зеленый У – белый (или желтый, или синий). Учитель: К какому же выводу мы приходим? Слайд №7 После того, как учащиеся делают вывод, учитель об-ращает их к приложению №3 с результатами экспери-ментов по измерениям зна-чимости гласных по цвето-вым шкалам, проводимых в разных группах и с привле-чением компьютера. Учащиеся делают вывод от группы, что гласные звуки речи в нашем вос-приятии вполне опреде-ленно и в основном для всех одинаково окраше-ны, хотя мы зачастую этого и не осознаем. 4 Звуко-цветовой анализ име-ни Теперь, когда вы убедились в том, что звучащее слово имеет свой звуковой узор, попробуйте изобразить в цвете свои фамилию, имя, отчество. Учащиеся закрашивают лист в соответствии с цветовыми обозначения-ми звуков из приложе-ния №3. Оформляется импровизированная вы-ставка имен класса. 5 Звуко-цветовой анализ сти-хотворения Учитель: В поэтических произведени-ях содержательность звуков речи используется как осо-бое изобразительно-выразительное средство, помогающее теснее слить форму с содержанием, вы-разить содержание ярче, полнее. Слайд №8 Читается отрывок из стихо-творения А. Тарковского «Петровские казни». Дается задание учащимся нарисо-вать в цвете свои ощущения от прослушанного стихо-творения. Учащиеся слушают сти-хотворение, рисуют свои ощущения. Учитель: Почему именно такие краски вы выбрали для своего ри-сунка? Учащиеся говорят, что стихотворение о казни, поэтому вызывает нега-тивные эмоции, отсюда и краски: красные (в цвет крови), черные (цвет плахи, площади) Учитель: А теперь попытайтесь нари-совать картину в соответ-ствии с цвето-звуковым ана-лизом стихотворения (при-ложение №3). Повторение каких звуков замечено вами? После того, как учащиеся отмечают повторение опре-деленных звуков в стихо-творении, учитель помогает учащимся сделать вывод, что определенным образом повторяющиеся звуки – осо-бое средство выразительно-сти. Учащиеся готовят кол-лективный рисунок, за-тем показывают его всем группам. Отмечают, что в стихотворении повто-ряются гласные звуки: А, О, И - и согласные звуки: Р, Л, шипящие. 6 Итог урока Слайд №9 Учитель показывает компь-ютерную версию цвето-звукового анализа стихо-творения и репродукцию картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», просит сопоставить картины и сде-лать вывод. Слайд №10 Слайд №11 Учащиеся замечают, что цветовое решение на двух изображениях сходно. Трудно пове-рить, но поэт не только словами вызывает то же горькое и трагическое чувство, что и художник образами, но и звуками, которые ассоциируются у нас с определенным настроением. Кроме то-го, мы убедились, что определенным образом повторяющиеся звуки – особые средства вырази-тельности. Слайд №12 Учитель: Такие средства выразитель-ности называются звукопи-сью, аллитерацией и ассо-нансом. Запишите в своих тетрадях названия этих средств, потому что вы по-лучите на дом задание найти их определения в словаре литературоведческих терми-нов. Учащиеся записывают термины в тетрадь. 7 Домашнее задание Слайд №13 Попробуйте проанализиро-вать стихотворение С. Есе-нина «Отговорила роща зо-лотая…» с помощью цвето-звукового анализа. Как цве-том показано настроение по-эта? Совпадает ли ваше вос-приятие стихотворения с цветовой ассоциацией? Найти в словаре литерату-роведческих терминов опре-деления звукописи, аллите-рации и ассонанса Учащиеся записывают задание в дневники 8 Рефлексия Слайд №14 Учитель: А теперь подведем итог уро-ка с использованием освоен-ной сегодня методики цвето-вого анализа. У каждого из вас на столе лежит лепесток неизвестного цветка. Ваша задача – раскрасить свой лепесток тем цветом, кото-рым вы бы могли оценить свое настроение на уроке и степень интереса к изучен-ному материалу. После раскрашивания ле-пестков на доске вокруг сердцевины, которую рас-крашивает учитель, «соби-рается» общий цветок – наглядный итог урока. Учитель: И в заключении, глядя на наш цветок, давайте приду-маем ему название, зная уже об определенных цветовых закономерностях звуков. Учащиеся раскрашивают свои лепестки, затем прикрепляют их к серд-цевине, раскрашенной учителем. Придумывают название цветку, которое опреде-ляется путем открытого голосования за предло-женные варианты. Список литературы и электронных ресурсов: 1. А.П.Журавлев. ЗВУК И СМЫСЛ: Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов - Издание 2-е, исправленное и допол-ненное.- МОСКВА "ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1991. 2. А. П. Журавлёв «Диалог с компьютером» - «Молодая гвардия», 1987 год. 3. edugalaxy.intel.ru 4. http://zvukocvet.ru/about/o-zvukocvetovom-analize.html ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ЗВУКИ ВЕСЕННЕГО ЛЕСА ЗВУКИ ВОЙНЫ ПРИЛОЖЕНИЕ №2 красный черный синий желтый зеленый белый Е О Ы У И А ПРИЛОЖЕНИЕ №3 А – густо красный Я – ярко-красный О – светло-желтый или белый Е – зеленый Е – желто-зеленый Э – зеленоватый И – синий Й – синеватый У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый Ю – голубоватый, сиреневый Ы – мрачный темно-коричневый, черный Р – темно-красный МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ А. Тарковский. «Петровские казни» Передо мною плаха На площади встает, Червонная рубаха Забыться не дает. По лугу волю славить С косой идет косарь. Идет Москву кровавить Московский государь. О ЗВУКОЦВЕТОВОМ АНАЛИЗЕ "Я взвесил звук, измерил и расчислил В загадку слова хитростью проник. И умное злодейство я замыслил - Предать железу свой живой язык…" (А. Журавлев) 1. "Звук + цвет"? Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки ви-дел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки. Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в кото-ром так раскрасил звуки: А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий: тайну их скажу я в свой черед… Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий линг-вист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красным, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представ-ляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги. Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые зву-коцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А воз-можно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей? На эти вопросы давались раз-ные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен. 2. Общие положения теории Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия. Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту об-ласть наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а, проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экс-периментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллек-том, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное ре-шение, а когда каверзно подталкивают нас в тупик? Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее? Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полу-ченного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Тех-ника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", от "самого синего" и до "наименее синего" и т.п. Многие такие эксперименты с тысячами информантов показали, что в по-давляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере глас-ные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называ-ют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получа-ется, что она солнечная. Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорны-ми для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соот-ветствия именно главным цветам оказались наиболее четкими? Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия глав-ных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е, И наибо-лее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную, ударную позицию: красный, синий, зелёный. Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками си-него цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым. Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо распола-гается между жёлтой О и зелёной Е. Примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая, желто-зеленая. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают са-мые тёмные характеристики - темно-коричневая, черная. Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И. Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звуко-буква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов ее решено было не учитывать. Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреп-лены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах по-казывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллектив-ным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экс-периментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой опреде-лённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цветовые оттенки предметов, но это не значит, что окраски предме-тов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласо-ванно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознает. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям: Звукобуква Цветовая ассоциация А густо-красный, темно-красный Я ярко-красный, алый О светло-жёлтый, белый Е зеленый Ё желто-зеленый И синий Й синий, оттенки синего У тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый Ю голубой, оттенки циан Ы темный, темно-коричневый, чёрный Э серая, не ясная буква, исключена из анализа 3. Реализация теории в поэтических текстах Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том слу-чае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета. Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, крас-ных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо си-него будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зеленого - нагне-танием Е, Ё и т.д. Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических под-счётах стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов по-этического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообра-зием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессив-но-образному смыслу произведений. Судите сами. У Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от кар-тины В. Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови. Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тём-ные, мрачные У, Ы, не так ли? Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действи-тельно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на ма-шинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь. В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Так как Ё, Я, Ю, Й свя-зываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встреча-ются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количе-ство разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэто-му количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовыва-ется к И. Подсчитывается также количество всех букв (величина N). Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотво-рения (Pk) и единицы размаха колебаний для данного текста. Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистиче-скими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотно-стей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются. Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (Pk=0,159). При s=0,018 такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я. Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с пре-вышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тём-ные сине-зеленые и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы. Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. Александр Блок Гамаюн, птица вещая На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!.. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только пора-жаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков. Виктор Михайлович Васнецов, «Гамаюн», 1897 г. Виктор Михайлович Васнецов, «Гамаюн», 1897 г. Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответ-ствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов. Звукоцвет в поэзии: Стихотворения Звукобуквы и величины Цвет О+Ё/2 А+Я Е+Ё/2 И+Й/2 У+Ю Ы Александр Блок Гамаюн, птица вещая -1.95 2.39 -0.24 -0.80 1.00 1.22 темно-красный, тем-ный сине-зеленый Сергей Есенин Отговорила роща золотая 1.00 -0.33 0.82 0.20 -1.00 -0.17 жёлтый, зелёный Выткался на озере алый свет зари -0.75 1.56 -0.40 -2.00 2.70 0.35 красный, тёмный сине-зелёный Воздух прозрачный и синий -2.57 0.69 -0.23 1.18 0.00 0.00 синий Зеленая прическа -0.56 -2.00 1.36 -0.92 1.22 -0.29 зеленый, тёмный сине-зеленый Арсений Тарковский Перед листопадом 3.47 1.93 -1.43 -0.83 -3.33 0.14 жёлтый, красный Синицы -0.68 0.17 0.29 1.33 -0.55 0.11 синий Сирени вы, сирени 0.29 -1.94 0.40 0.08 0.40 -0.12 сине-зеленый Дождь 0.27 -1.80 0.36 0.50 1.78 1.57 тёмный, сине-зеленый Петровские казни -0.21 0.50 -1.47 0.13 0.45 2.33 чёрный, багровый Пускай простит меня Винсент Ван Гог 1.93 0.14 -1.92 -0.82 1.25 0.00 жёл-тый, тёмно-синий Андрей Вознесенский Васильки Шагала -1.50 -1.13 1.38 4.14 -0.60 0.25 синий, зеленоватый Пожар в архитектурном институте 0.17 2.08 -4.36 1.80 -0.29 0.33 красный, синий Сирень «Москва-Варшава» -3.09 -0.08 2.50 -0.75 2.70 -2.60 сине-зеленый Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности зву-коцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его сти-хотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается яв-ное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с сине-вой гамма звукоцветовых соответствий. 4. Вместо заключения Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах. Ну, а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэти-ческой речи. По материалам книги А. Журавлёва «Диалог с компьютером». «Молодая гвардия», 1987 год.