Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Информационно-исследовательский проект «Прописаны навечно в Волгограде»

МОУ детский сад № 200

Краснооктябрьского района Волгограда

 

Номинация: «информационно-исследовательский проект»

«Прописаны навечно в Волгограде»

 

Автор проекта:

воспитатель МОУ детский сад № 200

Краснооктябрьского района Волгограда

Полякова Алла Владимировна

 

 

Волгоград 2020 г.

 

 

Название проекта:  «Прописаны навечно в Волгограде»

Тип проекта: образовательный, исследовательский, практико-ориентированный, групповой.

По характеру участия ребенка в проекте- как субъект создания проекта от зарождения до получения результата

Авторы проекта: воспитанники старшей группы № 5 МОУ детского сада № 200, родители воспитанников, воспитатель

Возраст участников: 5-6 лет.

Количество участников: воспитанники старшей группы, родители, воспитатель.

По длительности - краткосрочный (2 недели)

Место проведения- групповое помещение (группа № 5),  музыкальный зал детского сада.

Содержание:

1.

Актуальность…………………………………………………………………………………………….

4

2.

Цели и задачи проекта, проблема…………………………………………………….

5

3.

Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………

7

4.

Технология описания проекта…………………………………………………………..

8

5.

Этапы проекта, план реализации мероприятий проекта по каждому этапу………………………………………………………………………………………….

12

6.

Результативность……………………………………………………………………………………..

16

7.

Используемая литература…………………………………………………………………….

17

8.

Приложение № 1……………………………………………………………………………………..

18

9.

Приложение № 2……………………………………………………………………………………

22

 

Актуальность

Военная тема, затрагивающая события минувших лет, останется для нашей страны и нашего народа актуальной всегда. Это такая же непреложная истина, как и то, что День Победы – наш главный праздник, а Мамаев курган – главная высота страны. С каждым годом становится все меньше ветеранов войны, но увеличивается армия их потомков, внуков и правнуков, которые должны претворить в жизнь нравственный закон – закон памяти. Он требует от поколений нынешних помнить и чтить то, что совершили поколения предыдущие. Подвиг, проявленный ими во время Великой Отечественной войны, в огне ее сражений и в крупнейшем из них – Сталинградской битве – не должен быть забыт.

      Формально память о героях Сталинградской битвы увековечена в городе Волгограде чуть ли не на каждом шагу. Много военных памятников, многие улицы названы в честь участников войны. Но действительно ли поколения, не знавшие войны, хранят о ней память? Проживая на улицах имени Богунская, ул. Таращанцев, ул. им. 39-й гвардейской дивизии, ул. им. Петра Гончарова,  4-х связистов и др., помнят ли они о тех, чьими именами названы эти улицы?    

       Волгоград – единственный город нашей страны, где в честь героев названы порядка 60 процентов улиц. И неслучайно. Ведь в далёком 1943 году здесь, на этой священной земле, после череды поражений наступила победа, ставшая переломной в ходе Великой Отечественной войны.

    Мы, жители легендарной Сталинградской земли, как никто другой обязаны чтить память людей, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Мы ходим по земле, по улицам, где проливалась кровь защитников нашей страны. Мы читаем названия улиц, часто нам встречаются фамилии, имена, номера полков, дивизий и др., но не знаем, что значат эти названия. И мы с детьми  решили пополнить свои знания о подвигах этих героев и посеять в детских душах ростки благодарной памяти.

Название проекта:  «Прописаны, навечно в Волгограде»

Тип проекта: образовательный, исследовательский, практико-ориентированный, детско-взрослый,  групповой.

По характеру участия ребенка в проекте: как субъект создания проекта от зарождения до получения результата

Авторы проекта: воспитанники старшей группы № 5 МОУ детского сада № 200, родители воспитанников, воспитатель

Возраст участников: 5-6 лет.

Количество участников: воспитанники старшей группы № 5, родители, воспитатель.

По длительности: краткосрочный (2 недели)

Место проведения: групповое помещение (группа № 5),  музыкальный зал детского сада.

Объект исследования: улицы Краснооктябрьского района, находящиеся около детского сада № 200.

Предмет исследования:  защитники Сталинграда, в честь которых названы улицы поселка.

Цель исследовательского проекта:

Для детей:

-получить больше информации об истории улиц, о подвигах героев Сталинградской битвы, познакомиться  с именами Защитников Сталинградской битвы, в честь которых названы улицы нашего города вокруг детского сада; апробировать навыки  самостоятельного сбора и организации информации по теме.

Для педагогов:

-создание  условий для развития у детей дошкольного возраста  представления  о Сталинградской битве, развивать познавательную и исследовательскую активность.

-Развитие навыков совместной проектной деятельности (во взаимодействии с  родителями и специалистом).

-В партнерской позиции  активно взаимодействовать с воспитанниками  и их родителями, участвовать в совместной деятельности.

Для родителей:

-повысить уровень проектной  культуры и информированности родителей по решению проблемы проекта.

-в партнерской позиции  активно взаимодействовать с воспитанниками и педагогами посредством активного участия  в совместной деятельности.

Для МОУ:

-повысить имидж дошкольной образовательной организации  среди родителей

-пополнить развивающую  предметно-пространственную  среду группы № 5.

 Задачи проекта:

  1. собрать с помощью родителей  материал об истории образования улиц;
  2. разработать совместно план поиска информации по теме проекта;
  3. посетить место, где похоронены советские солдаты Богунского и Таращанского полков;
  4. сохранить память о подвиге героев в сердцах;
  5. поделиться знаниями  с друзьями, родителями и другими детьми на общем мероприятии, посвящённому, Победе в Сталинградской битве;

Проблема проекта: «О чём нам говорят названия улиц, которые находятся около нашего детского сада № 200?»

Обеспечение проекта: (материал, оборудование, инструментарий):

фотографии, энциклопедии, Интернет-ресурсы, компьютер, альбомы, фотографии, иллюстрации.

Продукт проекта: папка-передвижка и лэпбук, модель памятника «Мы помним».

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1.Появление высокого уровня познавательной активности и самостоятельности, расширение представлений о Сталинградской битве, о подвигах героев Сталинградской битвы, узнавание, в честь кого названы улицы, на которых проживают сами дети и которые окружают наш детский сад.

2. Пополнение словарного запаса, приобретение навыков самостоятельного сбора и организации информации по теме проекта,  пониманию и запоминанию информации.

3. Развитие практических умений в совместной и самостоятельной продуктивной деятельности в процессе создания папки-передвижки и лэпбука, модели памятника.

Для педагогов:

1. Повышение практической компетентности (умений и навыков) в организации совместной проектной деятельности.

2. Повышение практической компетентности (умений и навыков) в организации партнёрского взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

Для родителей:

1. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе  у родителей.

2.Проявление стремления к нахождению информации из разных источников.

Для МОУ:

1.Положительные отзывы родительской общественности о деятельности ДОО.

2.Пополение развивающей предметно-пространственной  среды предметами детской деятельности.

Технология проекта.

I Подготовительный этап.   

На групповом сборе, по теме дня «На какой улице я живу», дети называли свои        адреса проживания. И тут возник вопрос у одного мальчика, почему у некоторых улиц называния, как фамилии? От воспитателя прозвучал вопрос: «Ребята, как называют улицы, почему их называют фамилиями?». Дети высказали свои предположения, что улицы могут называть  в честь героя, в честь его подвига. На возникшей, ситуативной беседе воспитатель спрашивал у детей, а знают ли они, в честь кого названы их улицы, на которых они проживают?  Дети отвечали,  что не знают, не слышали…

И у нас появилась проблема: «О чём нам говорят названия улиц, на которых  мы живём, и улицы, которые находятся около нашего детского сада № 200?». Мы решили выяснить это.  А помощи попросить у наших родителей.

      На одном из групповых сборов мы с детьми сразу обсудили план наших действий. Дети выразили свои желания вместе с родителями собрать информацию об улице, на которой они живут. Другие дети решили найти картинки, как выглядели наши улицы в дни Сталинградской битвы, кто то ещё проявил желание найти картинки военной техники и оружия… На следующий день мы с детьми в ходе познавательной беседы обсудили, куда мы будем складывать всю информацию, которую принесут дети. Очень, много детей предлагали оформить папку-передвижку, которые они видели в раздевалке на шкафчиках, чтобы видно было всё, а с другой стороны наклеить кармашки и положить туда принесённые картинки. Так как дети данной группы были уже знакомы с технологий лэпбук, доставшимся им от старших детей, у нас, по планированию детей,  должна была получится, папка -передвижка и лэпбук. Это в дальнейшем и стало нашим совместным продуктом проекта.

II Основной этап.

В погружение детей в тему проекта на НОД познавательной деятельности «Не забыть нам подвиг героев» мы с ребятами  смотрели презентации о героях,чьими именами названы улицы, которые находятся  рядом с детским садом.Мы выяснили, что те улицы, которые не названы в честь героев, тоже очень ценны, так как на них расположены памятники, братские могилы погибшим в дни сражений за Сталинград.Каждый день наша предметно-развивающая среда обновлялась и пополнялась книгами, картинками, сообщениями, которые приносили ребята в детский сад. Во время чтения художественной литературы,  мы с детьми разучивали стихотворения,поговорки, пословицы об улицах Сталинграда во время боёв.Готовые  сообщения дети приносили в группу и  на групповых сборах рассказывали, что им удалось найти и запомнить. Большинство детей, проживают рядом с детским садом, и мы выяснили, что наш  детский сад окружают улицы, названия которых носят имена героев Сталинграда: ул. им. Петра Гончарова (знаменитый снайпер); ул. Богунская и ул. Таращанцев. Последние две улицы названы в честь Богунского и Таращанского полков,   которые вели оборонительные бои на этих местах и защищали завод «Красный октябрь» и «Баррикады». Очень много, солдат погибли в те страшные бои. Один из мальчиков, Влад,  который готовил сообщение про ул. Таращанцев, рассказал, что на этой улице находится не только памятник Михаилу Паникаха, который нам уже знаком, но и братская могила погибших бойцов Богунского и Таращанского полков. Ребята выразили огромное желание посетить братскую могилу и возложить цветы, отдать дань погибшим, которые  защищая наш город.Вместе с детьми мы решили составить план-макет, как мы пойдём к  братской могиле «Бойцов 45-й стрелковой дивизии Богунского полка».Так как детям эти места очень знакомы, то они без труда сразу сориентировались и построили план нашего передвижения, с помощью моделей домов и названия улиц.

Экскурсия.

На следующий день, мы вместе с желающими родителями провелиэкскурсию к братской могиле, которая находится на пересечении улиц Богунской и Таращанцев. Там ребята возложили цветы, прочли стихотворения, почтили память всех погибших, сражавшихся за наше мирное небо. По возвращению в группу была проведена беседа о том, что узнали дети. Ребята с одушевлением рассказывали, что шли к памятнику по героическим улицам: ул. им. П. Гончарова и по ул. Богунской. Теперь они знали точно, в честь кого названы улицы, по которым они каждый день приходят в детский сад. А также, впечатлённые и эмоционально настроенные, ребята сказали, что они хотят  самостоятельно вылепить памятник погибшим солдатам, и пусть он будет напоминать нам о подвиге русского солдата.

Конструирование.

С большим интересом, увлечением и желанием дети лепили из солёного теста памятник погибшим солдатам. Вместе с детьми мы решили его назвать «Мы помним!».

Продуктивная деятельность. 

На следующий день на НОД по изобразительной деятельности мы с ребятами, после прочтения стихотворений о Сталинградской битве,  рисовали памятник бойцам Богунского и Таращанского полков. Ребята очень старались и ответственно подошли к работе. Продуктивная деятельность проводилась и в свободное время, где ребята принимали  активное

участие в оформлении папки-передвижки и лэпбука.  Все готовые  сообщения мы с ребятами оформили в папку-передвижку и лэпбук.

Свободную игровую деятельность, ребята проводили в активных подвижные играх: «Пограничники», Военные самолёты», дидактические игры: «Подбери картинку», Чья форма», «Военный транспорт»; сюжетно-ролевые игры: «Медсестра», Мы солдаты».

III  Заключительный этап.

Активно наша группа готовилась к ответственному мероприятию, посвящённому Победе в Сталилинградской битве: учили песни и стихотворения, готовили сообщения про улицы, которые были названы в честь героев и полков мужественно сражавшихся в дни Сталинграддской битвы.

На самом мероприятии дети рассказали всем ребятам  детского сада, что они узнали об улицах, названия которых носят имена героев Сталинградской битвы. Тем самым, была подтверждена гипотеза, что если жители будут знать историю своей родины, это поможет еще больше любить свой родной край, научиться беречь свой двор, свой подъезд; ценить память о Героях Сталинградской битвы, в честь которых названы улицы нашего города.

Этапы проекта, план реализации мероприятий проекта по каждому этапу.

Реализация проекта основывалась на трёх этапах: подготовительном, основном и заключительном.

На подготовительном этапе:

Цель: создание необходимых условий для работы над проектом.

Задачи:

1.Определить круг участников проекта.

2.Подобрать  необходимую литературу.

3.Вовлечь родителей в совместную с ребенком  поисковую деятельность.

Основные направления деятельности

Сроки

Деятельность педагогов.

Деятельность детей.

1.Погружение в проект.

Возникновение проблемы.

Формулирование проблемы:

Вводная беседа: «На какой улице я живу?».

20  января 2020г.

Беседа с детьми,

способствующая поддержанию интереса к появившейся проблеме.

Рассматривание фотографии в книгах об улицах Волгограда, обсуждение возникшей проблемы:

 «А что мы знаем о названиях  улиц?»

2.Составление предварительного плана реализации проекта

 

20 января 2020г.

Анализ педагогической и методической литературы.

Создание условий для самостоятельной поисковой деятельности детей в пространстве группы.

Рассматривание книг и альбомов о Волгограде.

3.Встреча с родителями по реализации проекта.

20 января 2020г.

Опрос и вовлечение в поисковую деятельность родителей.

Совместный поиск с родителями информации об улицах, которые названы в честь героев.

4.Проблемная ситуация с последующим обсуждением

21 январь 2020г.

Использование способа культурного продавливания для оформления продукта проекта.

Предложения детей по оформлению найденной информации об улицах города с родителями.

5. Беседа и рассматривание иллюстраций с изображением улиц, которые находятся около детского сада.

21 января 2020г.

Беседа с детьми об улицах и героях Сталинградской битвы, показ иллюстраций.

Рассматривание  иллюстраций.

6.Внесение изменений в предметно-развивающую среду.

22 января 2020г.

Создание условий для оформление выставки в патриотическом уголке книгами, дидактическими играми, открытками.

Совместный поиск с родителями в домашних библиотеках и в Интернете, помощь в организации выставки открыток, книг, картинок, старых газет, писем.

Игры детей в дид.игры «Люби и знай свой край», «Подбери картинку», «Чья форма», «Военный транспорт».

 

На основном этапе:

Цель: осуществление проекта, создание условий для реализации проекта.

Задачи:

1. Создать условия для обогащения представлений детей об истории родного города.

2.Развивать коммуникативные способности детей: умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

3.Создать условия для сохранения памяти о героях Сталинградской битвы, через создание его макета.

Основные направления деятельности

Сроки

Деятельность педагогов.

Деятельность детей.

1 Организация и проведение образовательной деятельности  с воспитанниками по теме проекта «Не забыть нам подвиг героев»

23  января 2020г.

Проведение НОД с использованием ИКТ.

Просмотр презентации, рассматривание фото с улицами во время Сталинградской битвы и в мирное время, обогащение представлений о героях.

2. Слушание сообщения детей, подготовленные совместно с родителями.

 

24 января 2020г.

Создание условий для прослушивания сообщений детей.

Рассказывание сообщений.

3. Разучивание  патриотических стихов, слушание музыкальных произведений о войне.

24 января 2020г.

Разучивание с детьми стихов, вовлечение родителей в совместное разучивание.

Заучивание стихов, прослушивание песен о военных лет «Поклонимся великим тем годам!», о Сталинграде.

Прослушивание и рассказывание наизусть стихотворений: М. Агашина «Перекрёсток».

4.Создание папки-передвижки и лэпбука об улицах, которые носят имена героев.

27 января 2020г.

Отбор необходимого материала, оформление папки.

Активное участие в оформлении: лепка, аппликация, вырезание;  помощь родителей, рассматривание папки-передвижки и лэпбука.

5.Констуирование  плана макета к «Братской могиле 45-й стрелковой дивизии» на пересечении улиц Богунской и Таращанцев..

28 января 2020г.

Создание условий, подбор материала для составления плана-макета.

Самостоятельное составление плана-макета, проигрывание.

6. Экскурсия к памятнику «Братской могиле 45-й стрелковой дивизии» по улицам, названные в честь   героев и дивизий.

29 января 2020г.

Беседа о героях мужественно сражавшихся во время Сталинградской битвы.

Рассматривание, минута молчания, чтение стихов,

возложение цветов.

7.Конструирование из соленого теста: «Памятник «Мы помним!»

30 января 2020г.

Создание условий для проведения конструирование из соленого теста

Продуктивная деятельность:

конструирование из соленого теста

памятника «Мы помним!».

На заключительном этапе:

Цель: Познакомить с результатами проекта других детей и воспитателей.

Задачи:

1.Воспитывать у детей чувство гордости за свой город.

Основные направления деятельности

Сроки

Деятельность педагогов.

Деятельность детей.

1.Обсуждение результатов проекта

30 января 2020г.

Перспектива развития проекта

Оценка проекта

2.Презентация  проекта в МОУ на общем мероприятии  детского сада, посвящённом празднованию Победы в Сталинградской битве.

31 января 2020г.

Подготовка мультимедийной презентации.

Ознакомление других детей детского сада о полученной информации.

 

Результативность.

Результатом реализации проекта стало участие в общем мероприятии, посвящённом Победе в Сталинградской битве.

Ребята с гордостью поделились своими знаниями и представлениями об улицах, которые находятся около детского сада. Они рассказали, что эти улицы названы в честь героев Сталинградской битвы и дивизий, что эти герои навечно прописаны в Волгограде, память о них живёт и мы помним их подвиг!

На заключительном этапе, после мероприятия  была повторно проведена беседа с детьми, что позволило нам сделать вывод,  о сформированности у детей представлений о том, что теперь читая названия улиц в Краснооктябрьском районе, а особенно около детского сада, они знают в честь кого они названы, теперь они с гордостью могут  поделиться своими знаниями со сверстниками и родителями.

Таким образом, по окончании реализации проекта, мы видим, что дети проявили огромный интерес к созданию  и заполнению папки-передвижки и лэпбука, его использованию.

Большинство воспитанников очень аккуратно используют лэпбук, рассматривают папку, показывают родителям, проявляют высокую речевую активность, рассказывая о процессе создания лэпбука и папки-передвижки, той информации, которая собрана.  По наблюдениям педагогов, высокий  интерес и активность была у родителей - они стали  активными участниками всех мероприятий.

 

Используемая литература.

1. Е.С. Евдокимова - программа «Воспитание маленького волжанина». – М. , 2012г.

2. М. К. Агашина «2 февраля», Сборник стихотворений.

3. Маргарита Агашина «Мамаев курган. Альбом»,  год издания: 1987 Издательство: Нижне-Волжское книжное издательство Язык: Русский 

4. В.И. Атопов «Волгорад», издательство «Советская Россия», 1985г.

5. http:battle.volqadmin.ru/front_foto/imq/56.jpq

6. https://cpacibodedu.ru/article/4118-po_pamyatnyim_mestam_krasnooktyabrbskogo_rayona_goroda_volgograda/

7. http://grani.vspu.ru/files/publics/1488715673.pdf

 

Приложение № 1

Конспект НОД на тему: «Не забыть нам подвиг героев»

 

Образовательная область: Познание

Цель: формировать представление детей о героях Сталинградской битвы, о памятных местах.

Задачи:

Познавательное развитие: Расширить представление детей о городе, своём районе;

закрепить знания о достопримечательностях родного района; развивать логическое мышление;

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами; активизировать словарь детей новыми словами: сталевар, святыня, Мечётка, экскурсовод, ноутбук. 

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать любовь к родному городу и к тому месту, где родился. Развивать интерес к историческому прошлому Волгограда. Формировать навык совместной деятельности.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5-6 лет.

Формы организации образовательной деятельности: рассказ, дидактическая игра.

Формы организации: группа.

 Предварительная работа: беседа о городе и своём районе, рассматривание фотографий  Краснооктябрьского района, чтение стихов  и произведений о родном городе.

Оборудование и материалы: карта района, входные билеты с изображением памятников, компьютер, ноутбуки.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Вводная часть:

Воспитатель: Дорогие ребята! Я предлагаю вам совершить сегодня увлекательную экскурсию в музей памятников нашего района. Но, чтобы отправиться на экскурсию нам нужен входной билет. Мы его можем получить, если ответим на несколько вопросов:

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети:  Волгоград

Воспитатель: Как называют жителей города Волгограда?

Дети:  Волгоградцы.

Воспитатель: На какой реке стоит наш город?

 Дети:  На Волге!

Воспитатель: Как называется район, в котором мы живём?

 Дети:  Краснооктябрьский!

Воспитатель: Почему он так называется?

Дети:  Своё название район взял от завода Красный Октябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы ответили на все вопросы. Правильно, мы живём в городе-герое Волгограде.

Основная часть:

(Идет презентация о Волгограде)

 Есть на земле Великий город,

Который знает стар и млад.

Причислен он к большой России

С названьем громким – Волгоград.

Раскинулся над Волгой город,

Царит здесь красота и тишина,

Которые дались тебе настолько сложно,

Что трудно подобрать  слова.

Ведь до сих пор дома и реки

Помнят тот Сталинград в боях.

Весь окровавленный, но он не сдался

Своре фашистских вояк.

Каждый метр - бесценная память.

Будет жить эта память в веках!

Сотни тысяч солдат, что погибли,

Будут живы в наших сердцах!

Для всех людей, мой город, ты святыня!

Царицын, Сталинград и Волгоград.

Тобой гордится Родина – Россия,

А я жить здесь так просто очень рад!

 Воспитатель: Вот вам входные билеты  и карту Краснооктябрьского района (на билетах изображены памятники героям войны)

Ой, а у вас не простые билеты, что на них изображено?

Ответы детей. Возникает затруднение.

Воспитатель: А вы хотели бы узнать , чей подвиг увековечен в этих памятниках?

Как в настоящем музее для нас экскурсию проведут ребята-экскурсоводы.

Пройдёмте в первый зал. Присаживайтесь. (Рассказы ребят-экскурсоводов сопровождается презентацией)

Дети:

Памятник Михаилу Паникахе

Михаил Аверьянович Паникаха служил матросом на Тихоокеанском флоте. По его собственной просьбе был направлен в Сталинград и зачислен в 883-й стрелковый полк 193-й стрелковой дивизии красноармейцем-бронебойщиком, хотя форму матроса не снимал.

2 октября 1942 года в бою при защите завода «Красный Октябрь» красноармеец Михаил Паникаха совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону головного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решетку моторного люка и разбил об нее вторую бутылку. Немецкий танк остановился. За этот подвиг Михаил Паникаха был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени и удостоен звания Героя Советского Союза. 

Памятник расположен на пересечении проспекта Металлургов и улицы Таращанцев.

Воспитатель:  Пройдёмте во второй зал. Присаживайтесь.

Дети:

Памятник на могиле Ольги Ковалёвой, женщины – сталевара

Ольга Кузьминична Ковалева — одна из первых женщин-сталеваров нашей страны, боец народного ополчения в дни Сталинградской битвы. В годы Великой отечественно войны Ольга была зачислена  в отряд ополченцев , хотя ее отговаривали от этого опасного шага. Она была единственной женщиной в отряде. 25 августа 1942 года отряд выступил к Мечетке. Пришел приказ атаковать врага, и Ольга со всеми вместе карабкалась вверх. В атаке она не отставала от мужчин. В грохоте боя вдруг кто-то почувствовал под ногами что-то мягкое: узнали — это Ольга. Она лежала ничком, раскинув руки, сжимая ружье.

Ольга Кузьминична Ковалева посмертно награждена ордена Ленина. У проходных завода на ее могиле стоит памятник из нержавеющей стали — той стали, которую варила Ольга в мартеновской печи. 

Памятник расположен в Посёлке Металлургов, в сквере на заводской площади.
Воспитатель: Пройдёмте в третий зал. Присаживайтесь.

Дети:

Остров Людникова

Мемориальный комплекс «Остров Людникова» расположен на территории нижнего поселка завода «Баррикады», месте, где в конце 1942 года держала оборону 138-я стрелковая дивизия полковника Ивана Ильича Людникова.
Дивизия Людникова оказалась полуокруженной на 700-метровом участке фронта, шириной всего в 400 метров, который стали называть «остров Людникова». В течении 40 дней воины, зажатые в огненную подкову, удерживали этот плацдарм, лишенные тылов и снабжения. 21 декабря части дивизии перешли в наступление и ликвидировали блокаду «острова Людникова» с юга.
Дивизия под командованием полковника Людникова, будучи полуокруженной, героически защищала эту территорию, названную «Остров Людникова», отбила все атаки противника и участвовала в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом.
(После рассказа о каждом памятнике дети приклеивают билет на нужное место на карте.)

Воспитатель: Вот какие отважные и смелые были защитники нашей Родины. И наши ребята готовятся стать настоящими защитниками Отечества. Для этого они занимаются спортом. 

Физминутка

Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши
А потом на каждый счет.
Раз, два, три четыре-
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три,  четыре
И на месте походили.

Воспитатель: Мы находимся в самом современном музее. Здесь есть даже ноутбуки. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что за памятник такой?» (Работа по подгруппам на закрепление знаний о новом материале)

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать о каком памятнике идет речь в этой загадке и нажимать на нужную картинку. Если ответ правильный, то картинка увеличится. А если ответ неправильный, то картинка пропадёт. А теперь слушайте внимательно.

Загадки.

  1. Этот герой не жалея своей жизни поджёг вражеский танк.

(Памятник Паникахе)

  1. Она была не только женщина-сталевар, но и защитник своей Родины.

(Памятник Ольге Ковалёвой)

  1. Этот клочок земли видел много огня и крови, но его защитники не сдали фашистам.

(Остров Людникова)

В ходе задания необходимо проверять правильность ответа. Дети должны пояснять, почему они считают свой ответ правильным.

Воспитатель:  Молодцы ребята! Посмотрите, сколько ещё звёздочек осталось на нашей карте. Это неизвестные нам памятники. Поэтому наша с вами работа ещё будет продолжаться, чтобы не один герой не был забыт.

1 ребёнок.  На крутом берегу величаво стоит
                    Удивительный солнечный город.
                    Возрождённый из пепла, одетый в гранит,
                    Он просторен, приветлив и молод.

2 ребёнок  Здесь, на юге России, свободно живут
                   И землёй своей славной гордятся,
                   Сеют хлеб, варят сталь, красоту создают
                  Люди щедрой души, волгоградцы.

3 ребёнок  А над городом белые чайки летят.
                  Небосвод безграничен и ясен.
                  Волгоград, Волгоград, ты чудесен и свят,
                  Ты, как Волга, велик и прекрасен!

Воспитатель. Расцветай, хорошей, упивайся весной,
                       Никаких испытаний не ведай,
                       Город воли и мужества, город-герой,
                       Озарённый Великой Победой!

Итоговая часть:

Воспитатель: Скажите пожалуйста ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: О памятниках нашего района в честь героев Великой отечественной войны.

Воспитатель: Зачем нам надо это знать? 

Дети: Надо помнить и знать свою историю!

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось?

Приложение № 2

ЭКСКУРСИЯ НА ТЕМУ:

«Братская могила погибших воинов 45-й стрелковой дивизии Богунского и Таращанского полков»».

 

Цель: познакомить детей и родителей с памятником,  Закрепить представления о названиях улиц на которых проживают дети, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой город.

 

Предварительная  работа:

  • Беседа на тему «Что такое братские могилы»,
  • беседа  и рассматривание иллюстраций с видами  улиц, где ещё находятся памятники и братские могилы  в городе герое – Волгограде Краснооктябрьского района;
  • разучивание песени «Поклонимся великим тем годам»;  
  • Разучивание  патриотических стихов, чтение стихотворения М. Агашиной «Перекрёсток».

 

Словарь новых слов: скульптор, архитектор, композиция, бомбардировка, артобстрел,  руины, и т.д.

 

Ход экскурсии:

- Дорогие ребята. Вот мы с вами пришли к памятнику, братской могиле, которая находится на пересечении улиц Богунской и Таращанцев. Давайте вспомним с вами, какие кровопролитные бои шли на этих улицах.

        Установлен памятник  в 1950 году по типовому проекту. Надмогильное сооружение представляет собой железобетонную стелу с мемориальной гранитной доской, на которой высечен текст: "Здесь похоронены бойцы и командиры Богунского полка 45-й стрелковой дивизии имени Щорса".
В братской могиле погребены воины 253-го Таращанского, 61-го Богунского, 10-го Донецкого полков 45-й стрелковой дивизии им. Щорса. Известны фамилии 80 погибших воинов. Общее количество захороненных неизвестно.
45-я стрелковая дивизия была кадровой дивизией. Ее предшественники сражались еще на фронтах Гражданской воины. В конце 1918 года командиром бригады стал легендарный герой гражданской войны Николай Щорс.
До момента прибытия на Сталинградский фронт дивизия находилась в резерве Ставки Верховного Главнокомандования и имела в своем составе три полностью укомплектованных стрелковых полка - Богунский, Таращанский и Донецкий. Командовал дивизией полковник Василий Иванович Соколов (умер в 1962 году). 
Богунский стрелковый полк перед Сталинградской битвой пополнился, как и другие полки дивизии, рабочими, колхозниками Саратовской, Ульяновской и Куйбышевской областей, а также батальонами курсантов военных училищ.
45-я стрелковая дивизия под командованием полковника В. П. Соколова в ночь на 31 октября 1942 г. переправилась через Волгу и вступила в бой с немецко-фашистскими войсками на территории завода "Красный Октябрь" и прилегающих улицах поселка Металлургов.
В декабре 1942 г. дивизия перешла в наступление. К 25 января 1943 г. части дивизии вышли на западную окраину поселка "Красный Октябрь" и в дальнейшем участвовали в уничтожении окруженной северной группы войск противника.
За стойкость, мужество, дисциплину, героизм личного состава в марте 1943 года 45-я дивизия преобразована в 74-ю Гвардейскую стрелковую дивизию. Свой боевой путь дивизия закончила в Берлине. 
В память о героических воинах 45-и дивизии и ее полков Богунского и Таращанского решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся в Краснооктябрьском районе названы улицы - Богунская и Таращанцев.

  Давайте прочитаем стихотворение

Защитник Сталинграда

Грузно катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

 Знал он, что нет дороги назад —

Он защищал Сталинград.

Сто пикировщиков выли над ним

 В небе, как огненный змей.

Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей.

Меж обгорелых заводских громад

Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пулю за пулю, снаряд за снаряд,

Он защищал Сталинград.

Просто солдат, лейтенант, генерал,

Рос он в грозе боевой.

Там, где в огне металл умирал,

Он проходил живой.

 Сто изнурительных дней подряд

Он защищал Сталинград.

Время придёт — рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

 Шапки снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нём: —

Это железный русский солдат —

Он защищал Сталинград!

После прочтения стихотворения дети возложили цветы к памятнику и провели минуту молчания.

По возвращению в группу была проведена беседа о том, что узнали дети. Ребята с одушевлением рассказывали, что шли к памятнику по героическим улицам: ул. им. П. Гончарова и по ул. Богунской. Теперь они знали точно, в честь кого названы улицы по которым они каждый день приходят в детский сад.