Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»

Тема «Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

  Сообщение из опыта работы на РМО

Воспитатель Савчишина Е.А.

Возраст  детей  от  трех  до  семи  лет – важный  период,  в  котором  закладываются прочные  основы  здоровья.

Одной  из  основных  задач  из  ФГОС  (П 1.6)  «является  охрана  и  укрепление физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их эмоционального благополучия».

ФГОС  ДО  (П 3.3.1)  раскрывает  требования  к  развивающей  предметно – пространственной  среде  «обеспечивать  максимальную  реализацию образовательного  потенциала  пространства  Организации,  Группы,  а  также территории,  прилегающей  к  Организации  или  находящейся  на  небольшом удалении  приспособленной для реализации Программы (далее-участок), материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны  и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Проблемой формирования здоровья детей занимались ученые из различных областей и знаний:

- медицины и физиологии (Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков  и  др.)

- психологии (О.С. Осадчук  и  др.)

- экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф.Аменд  и  др.)

- и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, О.В. Морозова и др.)

Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим  в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладывается основные черты личности, формируется характер отношение к себе и окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформулировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанное потребность систематических занятиях физической культуры и спорта. Я провела анкетирование с родителями «Физическое воспитание ребенка»  и  «Состояние здоровья вашего здоровья ребенка». И пришла к выводу, что главной причиной является низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.

Совместно с медицинским работником детского сада изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав диагностику по «Физическому развитию»,  пришла  к  выводу, что  дети  слабые  и  часто  болеют.  Наблюдения  за частоболеющими  детьми  показали,   что  обычно  заболевание  начинается  с  насморка,  заложенности  носа,  затем  появляется  кашель.  Даже  проболев определенный срок,  дети,  приходят  в  детский  сад  не  совсем  долеченными.

Для  решения  возникшей  проблемы,  я  составила  перспективное  планирование  мероприятий  по  оздоровлению  детей  начиная  с  младшего  дошкольного  возраста.

Работа   ведется  и  вне занятия (НОД),  это  отражено  в  циклограмме  деятельности  педагога  и  детей.  По  проектной  деятельности  были  запланированы  и  проведены  проекты  по  самообразованию  на  тему  по  здоровому  образу  жизни:

  • Проект  «Будь  здоров,  малыш!»
  • Проект  «Познай  себя»
  • Проект  «Мы  обедаем»
  • Проект  «Целый  день:  наш  режим»
  • Проект  «Поговорим  о  здоровье».

Для  педагогов  были   проведены  открытые  просмотры:

гимнастика  после  сна  «У  нас  в  гостях – Айболит»

Цель: укрепление  здоровья  воспитанников  через  игровую  двигательную  деятельность;

дидактическая  игра  по  здоровому  образу  жизни  «Одень  куклу  Дашу»

Цель:  создания  условий  для  закрепления  у  детей  представления  о  сезонной  одежде  с  целью  формирования  интереса  к  здоровью;

-  «Игра - занятие  «Я  и  мое  тело»»

Цель:  формировать  представление  о  значении  каждого  органа  для  нормальной  жизнидеятельности  человека:  глаза – смотреть,  уши – слышать,  нос – нюхать,  язык – пробовать  и  определять  на  вкус,  руки – хватать,  держать, трогать,    ноги – стоять,  ходить,  голова – думать,  запоминать,  туловище – наклоняться, поворачиваться в  разные  стороны;   воспитывать  интерес  к  изучению  своего  тела.

В  своей  работе  я  уделяю  большое  значение  созданию  благоприятных  условий  для  реализации  укрепления  здоровья  детей  и  в  группе  были  созданы  различные 

«Центры  развития»:

                                           «Центр  развития  по  ЗОЖ  «Здоровейка» »

- атрибуты  для  сюжетно – ролевых  игр

- дидактические  игры

«Я и мое тело»

*  «Сложи портрет»

*  «Одень куклу Дашу»   и др.

- игры – вкладыши

«Части тела»,

*  «Наши пальчики»   и др.

- картотека «Беседы  по  ЗОЖ»

Беседа  «Какой я, что у меня внутри»

Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»   и  др.

-  игры   по  «здоровому  образу  жизни»

*  «Как  нужно  ухаживать  за  собой»

*  «Чтобы  кожа  была  здоровой»

*  «Правила  гигиены»

*  «Хвастунишка»

-  картотека  МПИ,  СПИ

«Центр  развития  по  ОБЖ  «Моя  безопасность» »

-  карточки  «Безопасность дома и на улице»

-  карточки  «Расскажи детям о специальных машинах»

-  карточки  «Ядовитые  грибы»  и  др.

                                     «Центр  детской  книжки  «Мойдодыр» »

-  книга  «Я  и  мое  тело»

-  энциклопедия  «Азбука  о  здоровье»

-  пословицы  и  поговорки  о  здоровье,  о  спорте

-  загадки  по  теме  «Человек»

                    «Центр  физического развития  «Спорт-здоровый образ жизни» »

-  гимнастические  палки,  обручи,  скакалки  и  т.д.

-  цветные  ленты  на  колечках

-  «дорожки  здоровья»

Наиболее   распространенные   и   самые   любимые   среди   детей   дошкольного  возраста –  это  подвижные  игры.   Игра   является   наиболее   доступным   и  эффективным   методом   воздействия  на  ребенка.

Говоря  об  оздоровительном   эффекте   подвижных   игр,   следует  отметить,   что  разнообразные    действия    играющих    оказывают    благотворное    влияние    на 

сердечно - сосудистую,  дыхательную  и  другие  системы  организма  детей.   Игры  способствуют  общему  развитию  и  укреплению  мышц,  а  также  улучшению  обмена  веществ.  Наличие  в  играх   движений   способствует   максимальной   разгрузке центров  головного  мозга.   Удовольствие,  доставленное игрой,  не  только  даёт отдых  уставшему  организму,  нервной  системе,  но  и повышает жизнедеятельность, увеличивает   работоспособность.

Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется  закалять  детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, и за чего дети часто болеют простудными заболеваниями. Поэтому  особое  внимание  в  режиме  уделяю проведению  закаливающих процедур.

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания:

- закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,

- контрастные ванночки для рук (круглый год)

  контрастные ванночки для ног – в летний период

- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

- дыхательные и звуковые упражнения

- точечный массаж

- формирование и коррекция осанки

- профилактика плоскостопий

- упражнения и задания на развитие мелких мышц рук

- упражнение на развитие мимики и артикуляции

- физкультминутки

- организация работы с ослабленными детьми

-ходьба босиком  по «дорожке здоровья»

Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу  с согласия родителей.

Для  укрепления  же  эмоционального  здоровья  детей  использую  психогимнастику,  сказкотерапию,  улыбкотерапию,  игры  и  упражнения  на  развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций.  Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и внедрить родителей  в повседневную жизнь.

Наладить взаимоотношения с родителями  мне помогают разнообразные формы работы:

-  Показ занятий

приглашала  на мероприятие «День открытых дверей» для родителей, где провела  открытый  показ  на тему  «Сохранение и укрепление здоровья».

-  Мероприятие  «Утренняя гимнастика»

 подготовила консультацию на тему «Для чего нужна Утренняя гимнастика»,

-  НОД «Физическое развитие»

- «Мастер – класс  «Поговорим  о  здоровье»  (из Проекта  «Поговорим  о  здоровье»)

А так же помогают другие формы работы

-  консультации   

-  тематические родительские собрания

-  фотостенды в приемной, в котором отражается жизнь детей в детском саду

В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни:

-  Консультация «Закаливание детей раннего возраста»,

-  Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей!»,

-  Консультация "Да здравствует мыло душистое",

-  Консультация "Учимся чистить зубы".

Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают  помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграйка с Зайкой» - кольцеброс для игр с мячами.

Я и наша группа активно участвует во всех мероприятиях ДО и получаем различные Грамоты.

  • Участие во Всероссийской Акции «Зарядка с чемпионом», проводил зарядку кандидат мастера спорта по греко-римской борьбе Кущев И.В.
  • Участие в конкурсе «Зауральское качество: Здоровье в каждый дом» 2016 г.
  • Грамота за 1 место в смотре-конкурсе «Лето пришло–радость принесло» 2015 г.
  • Грамота за 1 место в смотре-конкурсе «Лето пришло–радость принесло» 2016 г.;
  • Грамота за 1 место в смотре–конкурсе «Снежный городок» и создание благоприятных условий для организации прогулок воспитанников в зимний период
  • Грамота за 2 место в смотре-конкурсе «Дидактические игры по ЗОЖ»
  • Грамота за 2 место в конкурсе «Лучший здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей»
  • Участие во Всероссийской Акции «Дарю тебе сердце» Лучшим примером является личное участие в спортивных соревнованиях.

  • Грамота 1 место за спортивные достижения  Савчишиной Е.А. «Олимпиаде: физкульт-ура!» на зимней Олимпийской неделе между педагогами
  • Грамота 1 место за спортивные достижения в лыжных гонках Савчишиной Е.А. «Олимпиаде: физкульт-ура!» на зимней Олимпийской неделе

Вывод: Благодаря качественному подходу к проведению  оздоровительной работы в ДОУ прослеживается снижение заболеваемости положительная динамика состояния здоровья  детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому  образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ