Формирование представлений о сенсорных эталонах у младших дошкольников на основе использования дидактических игр
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 260 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
ФОРМИРОВАНИЕ представлений о сенсорных эталонах
у младших дошкольников на основе использования дидактических игр
Галимова Светлана Валерьевна
Сенсорный эталон – это общепринятые образцы внешних свойств – предметов:
- эталоны цвета – семь цветов спектра;
- эталоны формы – геометрические фигуры;
- эталоны величины – метрическая система мер;
- эталоны вкусового восприятия – четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и т.д.
В дошкольном детстве происходит переход от использования образцов, усвоенных в результате обобщения собственного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования уровня чувств накопления представления об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, которое, основано на формировании опосредованных способов действий в процессе овладения сенсорными эталонами младших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления предметов легче формируются в процессе формирования опосредованных способов: формы познания – запоминания, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия и является результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплен словом, его можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово – название.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного и умственного воспитания. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное познавательное и игровое, занимательное.
Дидактические игры помогают развивать сенсорные способности детей. Ознакомление младших дошкольников с сенсорными эталонами позволяет создать систему дидактических игр и упражнений, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические.
Значение дидактических игр:
- выполняют обучающую функцию являются средством умственного воспитания;
- формируют правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
- развивают сенсорную способность детей с помощью игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной и т.д.
- развивают речь;
- способствуют физическому развитию. Вызывают положительный эмоциональный подъем;
- развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Выделяют следующие виды сенсорных ощущений:
- интеллектуальные;
- зрительные;
- слуховые;
- осязательные;
- обонятельные.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В процессе обучения ребенок должен овладеть сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.
Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей, в том числе формирования сенсорных эталонов. Используя дидактические игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщить доступные сведения, формировать умения и другие важные качества, когда ребенок играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.