Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.06.2020 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая Дню Военно-морского флота России «Под флагом...
27.06.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню любви, семьи и верности «Мой мир - моя семья»

 ...
27.06.2020 г.
Всероссийский конкурс «О чём колокольчик звенит на лугу?»

 

 

 
22.06.2020 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая началу Великой Отечественной войны «Белой ночью,...
17.06.2020 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Военно-морского флота России «Море начинается с причалов...
17.06.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка, посвящённый Дню Военно-морского флота России «Андреевский...
17.06.2020 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Военно-морского флота России (Из цикла...

Формирование представлений о сенсорных эталонах у младших дошкольников на основе использования дидактических игр

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 260 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

ФОРМИРОВАНИЕ представлений о сенсорных эталонах

у младших дошкольников на основе использования дидактических игр

Галимова Светлана Валерьевна

   Сенсорный эталон – это общепринятые образцы внешних свойств – предметов:

- эталоны цвета – семь цветов спектра;

- эталоны формы – геометрические фигуры;

- эталоны величины – метрическая система мер;

- эталоны вкусового восприятия – четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и т.д.

      В дошкольном детстве происходит переход от использования образцов, усвоенных в результате обобщения собственного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.

   Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования уровня чувств накопления представления об окружающем мире.

   С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, которое, основано на формировании опосредованных способов действий в процессе овладения сенсорными эталонами младших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления предметов легче формируются в процессе формирования опосредованных способов: формы познания – запоминания, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия и является результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

   В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплен словом, его можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово – название.

   В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного и умственного воспитания. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное познавательное и игровое, занимательное.

   Дидактические игры помогают развивать сенсорные способности детей. Ознакомление младших дошкольников с сенсорными эталонами позволяет создать систему дидактических игр и упражнений, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

    В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические.

   Значение дидактических игр:

- выполняют обучающую функцию являются средством умственного воспитания;

-   формируют правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

-   развивают сенсорную способность детей с помощью игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной и т.д.

-  развивают речь;

-  способствуют физическому развитию. Вызывают положительный    эмоциональный подъем;

-  развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

   Выделяют следующие виды сенсорных ощущений:

- интеллектуальные;

- зрительные;

- слуховые;

- осязательные;

- обонятельные.

   В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр.

   Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

   Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

   Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

   Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

    Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

  

    Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

 Дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

 В процессе обучения ребенок должен овладеть сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.

     Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей, в том числе формирования сенсорных эталонов. Используя дидактические игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщить доступные сведения, формировать умения и другие важные качества, когда ребенок играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.